Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/1999

Архив

Попечители в школе:
базис или надстройка?

Как мы уже писали, в сентябре вышел указ Президента России Бориса Ельцина «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации», в котором говорится о необходимости создания в школах попечительских советов (текст указа и наши комментарии опубликованы в «УШ» № 35, 1999). И вот Министерство образования ответило на президентский указ своим приказом и планом мероприятий. Корреспонденты газеты «Управление школой» попросили министра образования РФ Владимира ФИЛИППОВА прокомментировать эти документы и вообще сообщить нашим читателям позицию министерства по данному вопросу.

В. Филиппов: Указ президента приближает систему образования России к мировым стандартам, включает ее в общемировое образовательное пространство. Создание попечительских советов при каждой общеобразовательной школе направлено на две основные цели.

Первая цель. Контроль за поступлением и расходованием внебюджетных средств в школе. Надо, чтобы попечители решали, сколько брать средств за какие образовательные услуги, куда эти средства затем направлять. Попечительские советы будут, видимо, контролировать состояние учебного процесса в школе, уровень организации, работы педагогического коллектива, качество преподавания.

Вторая и самая главная для попечительских советов цель – совместная работа по привлечению в школу дополнительных внебюджетных средств. Мы планируем, что в рамках советов будут работать не сотрудники школы, а выпускники, работодатели, родители, представители местных органов власти и другие представители общественности. Кабинету министров до начала ноября поручено разработать положение о попечительском совете. Сейчас мы готовим и в ближайшее время вынесем на суд общественности проект положения о попечительских советах, который наконец-то реализует записанную в Законе «Об образовании» ту самую компоненту образования, о которой мы совсем позабыли: по закону, управление образованием носит государственно-общественный характер.

 

Корр.: Не станет ли создание очередной структуры с контролирующими полномочиями поводом переложить ответственность за школу с государства на «общественность»?

В. Филиппов: В любом новом деле может таиться опасность, это вы правильно подметили. У нас есть опыт участия общественности в жизни школы. Наиболее распространенной его формой являются родительские комитеты. Я часто встречаюсь с учителями, директорами школ, и мне директора иногда говорят: «Ну зачем нам еще одна структура? У нас есть хорошо работающие родительские комитеты».

Действительно, во многих случаях родительские комитеты работают хорошо. Но я знаю сложившуюся практику: если директор школы хочет, он может «подмять» под себя родительский комитет. Родители во многом зависят от педагогического коллектива школы. В совете будут не только родители, но и выпускники школы, которые досконально знают и школу, и каждого преподавателя, будут местные работодатели, представители местных органов власти. Вот тогда можно грамотно построить и помощь школе, и контроль. Было бы хорошо ввести в Положение о советах ежеквартальный доклад директора школы о финансовом положении школы, о расходовании внебюджетных средств, планах по привлечению внебюджетных денег, например за дополнительные образовательные услуги.

 

Корр.: Еще одно опасение – не попадет ли школа в зависимость от попечителей? Ведь законодательство в состоянии лишь отчасти регулировать процесс подотчетности администраций школ попечительским советам и степень вмешательства попечителей в учебный процесс тоже дело довольно тонкое, порою – опасное.

В. Филиппов: Может и такое случиться. Поставим вопрос иначе: зависимость коллектива школы от попечителей – это хорошо или плохо? Это хорошо, если попечительский совет заинтересован в развитии школы. Но трудно, согласитесь, представить себе попечительский совет, который не был бы заинтересован в развитии своей школы. Поэтому взаимная зависимость – не всегда плохо. Конечно, какие-то минусы могут быть. Но сегодня, когда у нас государственное управление школой и общественный характер управления ею пока находятся на нуле, нам надо правильно качнуть этот маятник – потом он остановится там, где надо, равновесие установится. Другого пути нет.

Если мы попытаемся прийти к общественно-государственному методу управления медленно, с опаской, к цели скоро мы не дойдем – инерционные силы заставят нас все позабыть и позабросить. Если мы попечительские советы сделаем очередной мишурой, декларацией – погибнет важное дело. Нужна разъяснительная работа – с родителями, работодателями, бизнесменами, чиновниками.

 

Корр.: В чем будет заключаться ответственность попечительского совета? И перед кем?

В. Филиппов: В структуре: школа – министерство – государственные власти и, я это уже подчеркнул, попечительские советы – часть общественной компоненты в государственно-общественном характере управления школой. Это все-таки общественная компонента. И спрашивать с них можно только как с общественности. Не как с государства. Ведь вы знаете, что за деятельность школы и за реализацию в ней образовательных программ в полном объеме, согласно Закону «Об образовании», ответственность несет учредитель. Учредитель школы (а он есть всегда) отвечает за все перед родителями, перед детьми, перед государством. И значит, он должен иметь реальные рычаги управления этой школой. В конце концов, мы просто ставим вопрос о том, что советы попечительские – мы же не говорим, что попечительские советы утверждают бюджет школы. Утверждают бюджет школы государственные власти, которые ее финансируют. Но почему мы не можем доверить попечительскому совету вопросы дополнительного поступления финансов в школу, контроля использования этих денег школой?

 

Корр.: Насколько профессионально грамотным может быть контроль со стороны попечительского совета за учебным процессом в школе?

В. Филиппов: Думаю, в положении о попечительском совете будет записано, что совет имеет право заслушивать директора школы, отдельных преподавателей о реализации образовательных программ, об уровне обеспеченности учебного процесса, о методах воспитания. Заслушивать! Но запрещать они не смогут, потому что в положении о попечительском совете не будет таких рычагов управления. В конце концов, это же помощь и школе, и родителям в реализации конституционных гарантий граждан на образование.

 

Корр.: Кто будет инициировать в регионах организацию попечительских советов?

В. Филиппов: В первую очередь, конечно, наше министерство и Правительство. Мы должны дать регионам такое положение о попечительских советах, которое не допускало бы вольных толкований. А, во-вторых, конечно, родители. Они должны быть инициаторами поиска представителей в советы. Инициатива должна быть за родителями, если они беспокоятся за будущее своих детей, за качество образования.

Министру образования
задавали вопросы Анна КУЗНЕЦОВА и Олеся ВОЛКОВА.

Из приказа Министерства образования Российской Федерации
от 10.09.99 № 275

О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации

...Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.08.99 № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Управлению региональной образовательной политики (Бацыну В.К), Департаменту общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.), Управлению правового обеспечения (Волоховой Е.Д.) подготовить проект примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения и до 30.09.99 в установленном порядке внести его в Правительство Российской Федерации.

2. Управлению экономики (Боровскому Г.В.), Управлению бухгалтерского учета и финансового контроля (Кокодееву С.Н), Управлению правового обеспечения (Волоховой Е.Д.) подготовить предложения по мероприятиям, направленным на увеличение целевых взносов и добровольных пожертвований физических и юридических лиц на нужды общеобразовательных учреждений, и до 30.09.99 в установленном порядке внести их в Правительство Российской Федерации.

3. Управлению инспекционно-аналитической работы (Сауткину В.Ф.):

3.1. В IV квартале 1999 г. подготовить проект примерного положения о попечительских советах фондов развития образования при государственных органах управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органах управления образованием;

3.2. В течение 1999–2000 гг. провести межрегиональные семинары по вопросам нормативного обеспечения деятельности попечительских советов фондов развития образования при государственных органах управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органах управления образованием.

4. Утвердить План мероприятий по выполнению Указа Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» от 31.08.99 № 1134...

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра А.Ф. Киселева.

Министр В.М. Филиппов

 

Рейтинг@Mail.ru