Попечители в
школе:
базис или надстройка?
Как мы уже писали, в сентябре вышел
указ Президента России Бориса Ельцина «О
дополнительных мерах по поддержке
общеобразовательных учреждений в Российской
Федерации», в котором говорится о необходимости
создания в школах попечительских советов (текст
указа и наши комментарии опубликованы в «УШ» № 35,
1999). И вот Министерство образования ответило на
президентский указ своим приказом и планом
мероприятий. Корреспонденты газеты «Управление
школой» попросили министра образования РФ
Владимира ФИЛИППОВА прокомментировать эти
документы и вообще сообщить нашим читателям
позицию министерства по данному вопросу.
В. Филиппов:
Указ президента
приближает систему образования России к мировым
стандартам, включает ее в общемировое
образовательное пространство. Создание
попечительских советов при каждой
общеобразовательной школе направлено на две
основные цели.
Первая цель. Контроль за поступлением
и расходованием внебюджетных средств в школе.
Надо, чтобы попечители решали, сколько брать
средств за какие образовательные услуги, куда
эти средства затем направлять. Попечительские
советы будут, видимо, контролировать состояние
учебного процесса в школе, уровень организации,
работы педагогического коллектива, качество
преподавания.
Вторая и самая главная для
попечительских советов цель – совместная работа
по привлечению в школу дополнительных
внебюджетных средств. Мы планируем, что в рамках
советов будут работать не сотрудники школы, а
выпускники, работодатели, родители,
представители местных органов власти и другие
представители общественности. Кабинету
министров до начала ноября поручено разработать
положение о попечительском совете. Сейчас мы
готовим и в ближайшее время вынесем на суд
общественности проект положения о
попечительских советах, который наконец-то
реализует записанную в Законе «Об образовании»
ту самую компоненту образования, о которой мы
совсем позабыли: по закону, управление
образованием носит государственно-общественный
характер.
Корр.: Не станет ли создание очередной
структуры с контролирующими полномочиями
поводом переложить ответственность за школу с
государства на «общественность»?
В. Филиппов: В любом новом деле может
таиться опасность, это вы правильно подметили. У
нас есть опыт участия общественности в жизни
школы. Наиболее распространенной его формой
являются родительские комитеты. Я часто
встречаюсь с учителями, директорами школ, и мне
директора иногда говорят: «Ну зачем нам еще одна
структура? У нас есть хорошо работающие
родительские комитеты».
Действительно, во многих случаях
родительские комитеты работают хорошо. Но я знаю
сложившуюся практику: если директор школы хочет,
он может «подмять» под себя родительский
комитет. Родители во многом зависят от
педагогического коллектива школы. В совете будут
не только родители, но и выпускники школы,
которые досконально знают и школу, и каждого
преподавателя, будут местные работодатели,
представители местных органов власти. Вот тогда
можно грамотно построить и помощь школе, и
контроль. Было бы хорошо ввести в Положение о
советах ежеквартальный доклад директора школы о
финансовом положении школы, о расходовании
внебюджетных средств, планах по привлечению
внебюджетных денег, например за дополнительные
образовательные услуги.
Корр.: Еще одно опасение – не попадет
ли школа в зависимость от попечителей? Ведь
законодательство в состоянии лишь отчасти
регулировать процесс подотчетности
администраций школ попечительским советам и
степень вмешательства попечителей в учебный
процесс тоже дело довольно тонкое, порою –
опасное.
В. Филиппов: Может и такое случиться.
Поставим вопрос иначе: зависимость коллектива
школы от попечителей – это хорошо или плохо? Это
хорошо, если попечительский совет заинтересован
в развитии школы. Но трудно, согласитесь,
представить себе попечительский совет, который
не был бы заинтересован в развитии своей школы.
Поэтому взаимная зависимость – не всегда плохо.
Конечно, какие-то минусы могут быть. Но сегодня,
когда у нас государственное управление школой и
общественный характер управления ею пока
находятся на нуле, нам надо правильно качнуть
этот маятник – потом он остановится там, где
надо, равновесие установится. Другого пути нет.
Если мы попытаемся прийти к
общественно-государственному методу управления
медленно, с опаской, к цели скоро мы не дойдем –
инерционные силы заставят нас все позабыть и
позабросить. Если мы попечительские советы
сделаем очередной мишурой, декларацией –
погибнет важное дело. Нужна разъяснительная
работа – с родителями, работодателями,
бизнесменами, чиновниками.
Корр.: В чем будет заключаться
ответственность попечительского совета? И перед
кем?
В. Филиппов: В структуре: школа –
министерство – государственные власти и, я это
уже подчеркнул, попечительские советы – часть
общественной компоненты в
государственно-общественном характере
управления школой. Это все-таки общественная
компонента. И спрашивать с них можно только как с
общественности. Не как с государства. Ведь вы
знаете, что за деятельность школы и за реализацию
в ней образовательных программ в полном объеме,
согласно Закону «Об образовании»,
ответственность несет учредитель. Учредитель
школы (а он есть всегда) отвечает за все перед
родителями, перед детьми, перед государством. И
значит, он должен иметь реальные рычаги
управления этой школой. В конце концов, мы просто
ставим вопрос о том, что советы попечительские –
мы же не говорим, что попечительские советы
утверждают бюджет школы. Утверждают бюджет школы
государственные власти, которые ее финансируют.
Но почему мы не можем доверить попечительскому
совету вопросы дополнительного поступления
финансов в школу, контроля использования этих
денег школой?
Корр.: Насколько профессионально
грамотным может быть контроль со стороны
попечительского совета за учебным процессом в
школе?
В. Филиппов: Думаю, в положении о
попечительском совете будет записано, что совет
имеет право заслушивать директора школы,
отдельных преподавателей о реализации
образовательных программ, об уровне
обеспеченности учебного процесса, о методах
воспитания. Заслушивать! Но запрещать они не
смогут, потому что в положении о попечительском
совете не будет таких рычагов управления. В конце
концов, это же помощь и школе, и родителям в
реализации конституционных гарантий граждан на
образование.
Корр.: Кто будет инициировать в
регионах организацию попечительских советов?
В. Филиппов: В первую очередь,
конечно, наше министерство и Правительство. Мы
должны дать регионам такое положение о
попечительских советах, которое не допускало бы
вольных толкований. А, во-вторых, конечно,
родители. Они должны быть инициаторами поиска
представителей в советы. Инициатива должна быть
за родителями, если они беспокоятся за будущее
своих детей, за качество образования.
Министру образования
задавали вопросы Анна КУЗНЕЦОВА и Олеся ВОЛКОВА.
|
Из приказа
Министерства образования Российской Федерации
от 10.09.99 № 275
О
дополнительных мерах по поддержке
общеобразовательных учреждений в Российской
Федерации
...Во исполнение Указа
Президента Российской Федерации от 31.08.99 № 1134 «О
дополнительных мерах по поддержке
общеобразовательных учреждений в Российской
Федерации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Управлению региональной
образовательной политики (Бацыну В.К),
Департаменту общего среднего образования
(Леонтьевой М.Р.), Управлению правового
обеспечения (Волоховой Е.Д.) подготовить проект
примерного положения о попечительском совете
общеобразовательного учреждения и до 30.09.99 в
установленном порядке внести его в
Правительство Российской Федерации.
2. Управлению экономики (Боровскому
Г.В.), Управлению бухгалтерского учета и
финансового контроля (Кокодееву С.Н), Управлению
правового обеспечения (Волоховой Е.Д.)
подготовить предложения по мероприятиям,
направленным на увеличение целевых взносов и
добровольных пожертвований физических и
юридических лиц на нужды общеобразовательных
учреждений, и до 30.09.99 в установленном порядке
внести их в Правительство Российской Федерации.
3. Управлению
инспекционно-аналитической работы (Сауткину
В.Ф.):
3.1. В IV квартале 1999 г. подготовить
проект примерного положения о попечительских
советах фондов развития образования при
государственных органах управления
образованием субъектов Российской Федерации и
местных (муниципальных) органах управления
образованием;
3.2. В течение 1999–2000 гг. провести
межрегиональные семинары по вопросам
нормативного обеспечения деятельности
попечительских советов фондов развития
образования при государственных органах
управления образованием субъектов Российской
Федерации и местных (муниципальных) органах
управления образованием.
4. Утвердить План мероприятий по
выполнению Указа Президента Российской
Федерации «О дополнительных мерах по
поддержке общеобразовательных учреждений в
Российской Федерации» от 31.08.99 № 1134...
5. Контроль за исполнением настоящего
приказа возложить на первого заместителя
министра А.Ф. Киселева.
Министр В.М. Филиппов |
|