Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №38/1999

Архив

Нина ИВАЩЕНКО,
директор НОУ «Школа Кредо-Якиманка»

 

Три точки на листе бумаги

Как часто за одаренность принимают усидчивость и хорошую память. Как много случаев, когда ученик, подающий надежды, оканчивал с блеском школу, с красным дипломом – вуз и оказывался просто хорошим исполнителем, без малейшего проблеска индивидуальности в дальнейшей работе! А серый троечник оказывался Эйнштейном...

Как практик, 25 лет проработав с детьми разного возраста, разных социальных слоев, разных характеров и разных склонностей, я думаю, что изначально одаренность есть в каждом ребенке. Конечно, к семи годам родители, детский сад и бабушки большую часть этой одаренности, как правило, убивают. Из самых лучших побуждений, естественно. Во-первых, очень неприятно, когда ребенок не такой, как все; во-вторых, детей у нас принято любить до тех пор, пока они не мешают маме болтать с подругами, бабушке пить чай, воспитательнице проводить запланированные занятия и мероприятия. А одаренные дети задают вопросы, делают неуместные замечания и проявляют изобретательность в забавах и шалостях.

Тем не менее к нам в школу приходят дети еще не совсем лишенные своих талантов и способностей. Вот тут и встает перед учителями во весь рост проблема: как не только не погасить эту искорку в каждом ребенке, но и раздуть ее, дать ей разгореться.

Дети, одаренные музыкально, литературно или художественно, оказываются в более выигрышном положении по сравнению со своими сверстниками, одаренными математиками, биологами, физиками. Видимо, к счастью для них, живопись, музыка и поэзия – не главные и, более того, практически не обязательные школьные предметы. Дети занимаются своим развитием вне школы, независимо от школы и даже вопреки ей. А в студиях, музыкальных и художественных школах другая обстановка, другое отношение, там есть то, чего не хватает в общеобразовательных школах более всего, – сотворчество учителя и ученика.

Даже в спецшколах очень редко есть учителя, которые профилирующий предмет ведут в этом, обязательном для развития ученического таланта режиме. В этих школах чаще всего, к сожалению, принят режим естественного отбора путем увеличения объема сведений, усложнения заданий, убыстрения темпа. Это режим, при котором отсеиваются, сходят с круга те, у кого нет серьезной мотивации для подобных, по большому счету рутинных, отнимающих много времени и сил занятий. Поскольку мотивация учеников спецшкол – это чаще всего желание родителей, остаются и успешно учатся послушные дети, а наиболее яркие и, возможно, наиболее одаренные или уходят, или угасают. Некоторые из них впоследствии ищут и находят себя в других областях – в театре, в литературе и т.п., но многие так и остаются с комплексом невостребованности. Право этих людей на свободный выбор жизненного пути не реализуется, и общество теряет при этом гораздо больше, чем каждый из них.

Если учитель математики или другого школьного предмета убаюкивает себя рассуждениями о том, что рисовать, петь и сказки придумывать, конечно же, проще и интереснее, чем диктанты писать и задачки решать, то ему, я думаю, нужно просто найти себя вне школы.

Но и тем, кто любит свой предмет и с увлечением дает уроки, не всегда удается найти наиболее конструктивный режим работы с классом. Например, на улице солнце, у детей прекрасное настроение, они полны сил и унылая серьезность учителя их не воодушевляет. Сейчас бы предложить им игру, неожиданный поворот в изучаемой теме или хотя бы новое расположение рабочих столов, а у учителя болит голова или просто нет необходимого творческого импульса.

Здоровые и одаренные дети, если они хорошо относятся к учителю и не хотят его огорчать, стараются в таких случаях сымитировать соответствие, а свое веселое настроение выплескивают потихоньку – записочки, перешептывание, гримаски. Эмоции идут мимо урока. Интересы детей далеки от чертежей, формул, определений. Учитель играет роль «папика» – неплохого, своего, но занудного взрослого, с которым связываться – себе дороже, а слушаться – глупо. Дети делают послушное, доброжелательное выражение лица и пропускают мимо ушей всю эту заведомую, с их точки зрения, скучищу. Усилия, которые затрачивает учитель для того, чтобы ситуация не стала для него унизительной, катастрофически не соответствуют результату.

Лень – двигатель прогресса. Несколько раз мне удавалось повернуть ситуацию так, чтобы с минимальными усилиями для себя (без многочасовой подготовки дома и большого нервного напряжения) заинтересовать ребят, превратить в игру обычный урок. Например, в сложном и плохо подготовленном классе, почувствовав, что слушать мои объяснения ученики не расположены, я начала тему «треугольники» с того, что предложила детям разбиться на группы по 4–5 человек (по их желанию) и каждой группе выписать на листочках то, что они уже знают о треугольниках. Я объяснила им, что это одновременно проверка и тренировка их долговременной памяти. Выдумка была скорее актом отчаяния, чем полетом фантазии, но результат меня поразил. То, на что я раньше потратила бы три урока, было усвоено на одном. Больше всего удивила меня команда «троечников», которые обычно мое соло у доски старательно пропускают мимо сознания. На этом уроке они подслушивали обсуждения других, более сильных команд, записывали себе то, что удалось подслушать, и, конечно, узнали в десять раз больше, чем при любой другой методике изучения этой темы.

Таких примеров каждый учитель может привести много. И нет сомнений, чем больше мы предоставляем ученикам свободы выбора (выбор заданий, выбор группы, вплоть до выбора расположения рабочего стола по отношению к доске), тем выше результативность их, а значит, и нашей работы на уроке, тем ярче и полнее раскрывается их, а значит, и наша одаренность. И тем больше надежды на точность последующего выбора жизненного пути.

Кстати говоря, «игра» – не самый демократический режим урока. В выпускном классе учитель может быть уже не наставником, а, скорее, консультантом, который только помогает ученику, а выбор – как, чем и когда заниматься – за учеником. Работать в таком режиме – «режиме сотрудничества» – легко только тогда, когда в классе тщательно отобранные дети, твердо знающие, зачем они изучают данный предмет. При любом другом раскладе выйти на этот режим очень сложно. Он требует большого взаимного доверия между учениками и учителем, очень большой концентрации внимания учителя и стопроцентной включенности класса. Насколько я помню, в большом классе массовой школы мне такой урок удался лишь один раз, и он потребовал от меня концентрации всех профессиональных навыков и способностей. В 9-м классе негосударственной школы во время подготовки к экзаменам я проводила таким образом многие уроки. Это было несколько легче, чем в большом классе, но тоже требовало от меня особого настроя, похожего на состояние перед прыжком с вышки. Кстати, благодаря этому состоянию праздничной тревожности и собранности очень удачно проходят первые уроки в новых классах.

Проблема в том, может ли учитель произвольно «сделать» нужное настроение, вовремя отреагировать на неожиданность. Надо писать контрольную, а дети спят, надо впихнуть в урок большой объем информации, а они перевозбуждены и все время отвлекаются. И так далее. И вообще, представьте себе: на улице опять хмуро и противно, вы не выспались, класс уже приручен и эксцессами не грозит, тема урока знакома и заношенна, как старый халат. Зачем нужно что-то выдумывать, «воспарять», «зажигать»? Куда проще по накатанной, веками отработанной схеме – оргмомент, проверка домашнего задания и так далее, по этапам. И так один, второй, третий урок. Такие уроки не запоминаются, теряются во времени. Зато запоминаются удачи, и появляется приятная, комфортная уверенность в собственном профессиональном мастерстве и непогрешимости. Ведь после урока никто никак не фиксирует, как он прошел. Остается на бумаге (иногда) план урока, то есть его проект. А то, как он реализован, мгновенно забывается. Только оценки за контрольные и самостоятельные работы очень неполно и неадекватно дают косвенное представление о результате совместных ваших с учениками усилий. Ведение дневников для обычного учителя с его чудовищной временной загруженностью – вещь невозможная.

Научный руководитель школы «Кредо-Якиманка» Д.А. Аросьев предложил нам метод фиксации результатов урока, который привлек нас своей простотой. Три точки на листке бумаги, но после каждого урока и каждый день. Учитель сам оценивает свой урок по трем состояниям: его собственная собранность, включенность класса в урок и режим взаимодействия класса и учителя.

И вот проходит месяц, вернее, пять недель (отрезок учебного времени в нашей школе между каникулами). Я беру свой график, соединяю точки линиями... и выясняется, что класс бывал в разных состояниях готовности и включенности, а я очень редко соответствовала этим состояниям и еще реже выстраивала урок с учетом этих состояний. Стало понятно, что важно не только планировать материал урока, но и уметь вызывать в себе состояния, необходимые в данный момент для данных обстоятельств. Оказалось, что самое трудное для меня – это выйти из привычной роли всезнающего и всемогущего Учителя, отказаться от самолюбования (какая я умная, насколько я больше знаю и как здорово все умею), а попытаться открыть для себя заново вместе с детьми сложность и красоту каждого следующего шага, обрести заново способность удивляться, в знакомом увидеть новое.

Оказалось, что этому можно научиться. И мы начали учиться. Полгода мы учились всяким абсолютно новым для нас вещам: тонкостям возрастной психологии, психотехникам и прочему. Это было непросто! Инертный ум, инертная нервная система отчаянно сопротивляются новым возможностям и качественно новой информации. Вряд ли вообще мы, учителя, по самой своей природе и по природе своей профессии инертные и консервативные, согласились бы учиться таким совершенно необычным и далеким от традиционных педагогических умений вещам, как медитация, если бы не графики. Графики, которые, как бесстрастное зеркало, показывают учителю его несовершенство, с одной стороны, и достижимые, реальные возможности – с другой стороны. Можно любой комиссии объяснить недостатки в работе объективными причинами, любому инспектору и методисту показать блестящий, безупречный с точки зрения методики урок. Но когда смотришь на график, вычерченный своей рукой, видишь отражение своей работы во времени, не хочется оправдываться. Появляется то, что так необходимо для «воспарения», – стремление к самосовершенствованию.

Эксперимент в нашей школе только-только начался, ему всего полгода. Всего четверо участников, но уже можно говорить о первых результатах. Все участники эксперимента готовы учиться еще чему-то новому. Кто начал учить иностранный язык, кто – заниматься живописью. Получилось, что эксперимент не только не отнял силы, а, наоборот, дал импульс к новым поискам, что само по себе немало. Второй, тоже важный результат: учителя разных предметов (два математика, физик и словесник) обсуждают свою работу на общем для них и понятном для любого учителя школы языке. И третий: еще шесть учителей школы сами захотели включиться в эту работу в следующем учебном году.

Новой оказалась прежде всего ситуация, в которой я, учитель, играю роль ученика. И чувства эта ситуация спровоцировала доселе неведомые. А может быть, просто давно забытые. Например, та же медитация. Все делаю, как меня учат, – расслабляюсь, перестаю чувствовать свое тело, перестаю думать... а цвет по заказу не вижу. Не вижу ни с первой попытки, ни со второй, ни... – с десятой. А вот коллега видит. Она же лучше всех создает творческую атмосферу на уроке. Обидно. Мне, может быть, обиднее всех. Я самая старшая, самая опытная, меня вот уже 18 лет все всегда хвалят и говорят, что я блестящий учитель, а тут вдруг – не лучше всех! Очень трудно запретить себе оправдываться, обманывать себя... Ведь на самом деле и класс у меня труднее, и... А на тренинге тоже класс мешает?

Теперь – к урокам. Почему не создается на уроках творческая, легкая обстановка? Что мешает мне выйти, выпрыгнуть на верхний уровень? Ведь получалось же! Правда, не по заказу.

Пробую создать атмосферу сотворчества искусственно, внешними приемами. Например, музыка во время письменных работ. Работают более сосредоточенно, но не всегда. Пока не знаю, от чего это зависит. Перед некоторыми уроками задаю тон, читая какое-нибудь любимое стихотворение. Устанавливается атмосфера доверия, концентрируется внимание – и мое, и учеников, – урок чаще всего проходит эффективнее. Но тоже не всегда. Неделя каникул рождает новые идеи. Некоторые осуществляются, некоторые меняются. Главное – накапливается опыт подобной работы. И сейчас уже ясно одно: нам, учителям, жить стало сложнее, интереснее и, конечно, веселее. И опять, как когда-то, в самом начале пути, за каждым поворотом ждут приключения и сюрпризы. А ученики чаще подходят на переменах с вопросами и реже отвлекаются на уроках. Остальное покажет время.

Рейтинг@Mail.ru