Игорь Борисов,
м.н.с. Психологического института РАО
Запретный плод для
российской школы
Уже три года в
России пытаются ввести в школу «половое
воспитание». Вводят очень по-российски: то
рекомендуют сразу несколько программ, то
отзывают – и опять все сразу. На одном этапе
честно пытаются применить самый передовой
зарубежный опыт, на другом – полностью
приостанавливают проект. То начинают
исследования школьников, то заводят уголовное
дело на исследователя. Начинает одно ведомство,
потом выясняется, что забыли спросить другое,
затем обнаруживаются недовольные родители
школьников, а рядом с ними (и даже впереди) – еще
более недовольные религиозные организации... Чем
больше старались угодить сразу всем, тем больше
недовольных таким «половым воспитанием»... За три
года у нас произошло много интересных событий,
накоплен ценный опыт. Можно подвести кое-какие
итоги.
Газета «Управление школой» до сих пор
не затрагивала проблемы «полового воспитания»,
хотя потребность в такой информации у читателей,
несомненно, есть. В наступающем учебном году
газета постарается наверстать упущенное и
помочь читателям разобраться в сложившейся
ситуации.
Для специалистов очевидно, что
причиной нынешнего бедственного положения
нашего «полового воспитания» стали прежде всего
грубейшие управленческие ошибки, допущенные
чиновниками. Кому как не газете «Управление
школой» показать пример профессиональной
постановки и решения всего пакета
управленческих проблем, связанных с разработкой
и введением программ «полового воспитания».
Каждый желающий разобраться в нашем «половом
воспитании» обязан иметь в виду, что, кроме
«официального» федерального проекта, есть и
другие факторы, оказывающие сейчас или способные
оказать в будущем мощное влияние на «половое
воспитание» школьников.
Итак, что мы имеем сегодня?
1. «Государственная» (федеральная)
программа, которая все еще пишется усилиями
Министерства образования и Академии
образования;
2. Малоизвестные и почти недоступные
специалистам «местные» (региональные и
муниципальные) программы «полового
воспитания»,– как имеющие научное содержание,
так и откровенно антинаучные;
3. Программы, предложенные
общественными организациями и/или
фармацевтическими компаниями;
4. Деятельность медицинских
компаний по повышению квалификации наших врачей
и консультативная работа с населением (службы
экстренной консультативной помощи);
5. Программы «социальной рекламы»,
известные населению в основном по телевизионной
трансляции видеороликов;
6. Программы нашего здравоохранения –
например, Федеральная программа «Планирование
семьи»;
7. Программы международных
(наднациональных) организаций типа ООН, ВОЗ и др.;
8. Опубликованные на русском языке
зарубежные учебные программы (учебники) и –
более широко – зарубежный опыт «полового
воспитания», информация о котором недоступна
большинству наших граждан.
Уже три года ведется работа по
написанию «государственной» (федеральной)
программы «полового воспитания» школьников – и,
как говорила Алиса, чем дальше, тем «страньше».
Весь этот фантастический процесс имеет свои
особые стадии, каждая из которых завершается
своими необычайными достижениями. Напомним
вкратце нашим читателям историю того, как гора
родила мышь.
Итак, в 1996 году Министерство
образования обнародовало проект по половому
воспитанию российских школьников, причем как бы
даже два параллельных проекта, в которых многие
до сих пор путаются.
Во-первых, на скудные отечественные
средства были написаны тексты (как бы «учебные
программы»), которые были изданы в виде сборника
и разосланы по школам с рекомендациями к
применению («Половозрастное воспитание
учащихся. Основы сексологии.» М.,96.). В сборник
вошли четыре программы для школьников и одна для
подготовки учителей. Авторам этих программ
крепко досталось: сначала от религиозных
активистов, затем от педагогической и
родительской «общественности», потом от
некоторых «научных работников» и т.д. В конце
концов программы были отозваны и работа
приостановлена.
Во-вторых, при консультативной и финансовой
поддержке международных организаций была
предпринята попытка по-настоящему грамотно (так
сказать, «на уровне мировых стандартов»)
разработать, оценить и ввести в школы еще одну
программу «полового воспитания». Для разработки
учебной программы в нескольких регионах России
были проведены социологические исследования
школьников, родителей и педагогов (руководитель
– В.В.Червяков). Написание текста программы было
поручено Б.Ю.Шапиро. Предполагалось провести
пробное обучение в разных регионах, оценить его
результаты и доработать программу. Хотя
первоначальная программа предназначалась для
учеников 7–9 классов и была совсем небольшой (в
среднем 10 часов в год), сам механизм ее создания и
внедрения выглядел вполне прилично. Для нашего
образования было бы крупным достижением, если бы
эта крошечная программа была введена, – однако в
наших условиях даже это оказалось невозможно!
Детали этого по-своему очень поучительного
скандала мы, возможно, еще обсудим в наших
будущих публикациях, а пока лишь констатируем,
что приостановлены все работы, хоть в какой-то
степени научно состоятельные.
На руинах отозванных программ из того
самого сборника в пожарном порядке коллектив под
руководством Д.В.Колесова сочинил еще одну – в
ней речь шла уже не столько о «половом», сколько о
«гигиеническом» воспитании (правда, с
«элементами сексологии», но уж очень мелкими).
Концепция этой программы стала основой для
концепции полового воспитания, предложенной
проблемным советом Российской академии
образования. С этой концепцией теперь должно
считаться Министерство образования.
Что же мы имеем сегодня? Из всех
когда-то «официальных» программ сборника
каким-то чудом еще сохранилась программа группы
Л.П.Анастасовой – был выпущен методический
комплект, есть опыт применения программы в
нескольких регионах, готовятся новые публикации.
Продолжает работу И.И.Соковня-Семенова, но ее
программа, насколько нам известно,
распространения не получила. Две другие
программы сборника, по-видимому, приказали долго
жить.
Программа Б.Ю. Шапиро, по неофициальным
данным, все больше скрещивается с подходом
Д.В.Колесова и в результате таких методических
экспериментов может и окончательно помереть –
как известно, наука требует жертв, а наша
«образовательная» наука – в особенности.
Вот, собственно, и все, что наше большое, умное,
сильное и красивое государство сумело за три
года. За это время подростковая беременность,
аборты и прочие эпидемии почему-то сами собой не
проходят.
Преступно опоздав, мы вновь отличились
– Министерство образования оказалось
либеральнее Академии образования, хотя по всем
законам нормальной педагогики науке в таких
вопросах положено опережать практику.
В ближайшем будущем мы, вероятно,
увидим новый, переработанный и дополненный
вариант «концепции» нашего «государственного»
полового воспитания.
(В скобках заметим, что в академии был
еще один ученый – академик И.С. Кон,
профессионализм которого признан не только
нашими, но и зарубежными специалистами. Этот
ученый оказался, видимо, не в меру компетентным –
и вышел из состава проблемного совета Академии,
сочинявшего пресловутую «Концепцию». В
цивилизованной академии цивилизованной страны
«проблемный совет», из которого демонстративно
уходит специалист такого уровня, как И.С. Кон,
был бы немедленно распущен, а научная
состоятельность любых рекомендаций и концепций
этого совета была бы поставлена под сомнение.
Судя по тому, как все тихо у нас, мы – не
цивилизованная страна. Впрочем, может быть, все
так спокойно оттого, что никто не знает о
поступке И.С. Кона. Вы, читатель, знаете об этом?
Напомним, что «проект концепции» нашей Академии
образования был опубликован («Учительская
газета», № 50 от 16.12.97., с.14) без единой фамилии –
поди узнай, кто именно входил в «проблемный
совет», кому персонально принадлежат все эти
мудрые мысли.)
Сложнее всего в нашей стране получить
доступ к «местным» (региональным, муниципальным)
учебным программам «полового воспитания» –
страна большая, региональные различия огромные,
научно-методическая инфраструктура неразвита.
Даже работая в Москве, трудно узнать о
существовании таких программ, еще труднее –
получить тексты, методики, данные о результатах
обучения (если они вообще есть). В наиболее
сложном положении оказываются школы в небольших
городах (я уж не говорю о сельских!). Газета
«Управление школой» могла бы взять на себя
некоторые функции, которые хронически не
выполняют ни Министерство образования, ни
Академия образования, – ведение базы данных
(каталога) российских учебных программ по
«половому воспитанию», регулярную публикацию
результатов экспертиз учебных программ (включая
оценки практической эффективности обучения),
проведение профессиональных дискуссий с
участием специалистов разного профиля
(исследователей, методистов, преподавателей),
разработка единых стандартов (критерии
эффективности учебных программ, система
диагностических методик и т.д.). Всего несколько
полноценных публикаций могут качественно
изменить представления специалистов, в том числе
и управленцев, принимающих решения о разработке
программ, выделении средств, проведении
опытно-экспериментальной работы и др.
Сегодня в России есть очень
интересный, но малоизвестный опыт создания и
применения «местных» программ, причем примеры и
положительные, и отрицательные. Исключительно
ценен (как содержательно, так и организационно)
опыт работы медико-педагогических школ в
Ярославле, интересные результаты получены в ряде
других крупных городов. К сожалению, во многих
регионах местная власть оказалась обманутой или
просто не желает связываться со скандальными
темами, – а в результате появляются открыто
антинаучные по своему содержанию программы, в
которых школьников и их родителей просто
обманывают. Например, в очень крупном
муниципальном районе Москвы представители одной
религиозной организации читают лекции
старшеклассникам. Школьников призывают не
пользоваться презервативами, которые якобы не
защищают ни от инфекции, ни от беременности.
Религиозные лекторы, очевидно, надеются таким
образом уберечь молодежь от добрачного секса, –
но в основе этого подхода фактическая ложь.
Проблема еще и в том, что некоторые
«местные» программы и по объему, и по содержанию
уже превосходят нашу ожидаемую федеральную
программу. Что прикажете делать местным
специалистам, когда начнется повсеместное
внедрение этой маленькой и слабенькой
программки, – сокращать объем работ, ломать
найденные модели и формы работы и тем самым резко
снижать качество обучения? Умные головы из
Академии образования в своей «Концепции»
считают нецелесообразным вводить «половое
воспитание» как отдельный предмет и предлагают
«размазать» его по нескольким уже существующим
школьным предметам. Как после этого быть тем
регионам, в которых «половое воспитание»уже
несколько лет существует именно в виде
отдельного предмета и именно в таком качестве
доказало свою эффективность? Эффективная
практика должна быть принесена в жертву
теоретикам из Академии образования? Все-таки
спорить с академиками как-то боязно...
Почти одновременно с
«государственными» программами федерального
значения появились «негосударственные» –
разработанные общественными организациями и
крупными фармацевтическими компаниями. Как
минимум три таких программы могут считаться
имеющими федеральное (общенациональное)
значение.
Программа «Все ли вы знаете о себе?»
была разработана для девочек-подростков,
учащихся 6–7 классов, и охватывает вопросы
полового созревания и особенно личной гигиены.
Обучение проводилось, как правило, в виде 3–4
лекций, включая показ наглядных материалов,
раздачу информационных материалов, ознакомление
с некоторыми гигиеническими средствами. После
завершения обучения девушки могли написать
письмо консультанту (и получить ответ).
Работа по программе была проведена в
нескольких десятках городов, лекции прослушали
десятки тысяч девушек (строго говоря, счет пошел
на сотни тысяч). Программа разработана и
реализована благодаря значительным финансовым и
иным ресурсам, привлеченным компанией «Джонсон и
Джонсон». Этот крупный по своим масштабам проект
может считаться безусловно успешным – мы
увидели, что при наличии воли и финансирования в
России можно очень эффективно работать.
Еще один пример успешной программы –
проект «Изменения», реализуемый Российской
ассоциацией планирования семьи и компанией
«Проктер энд Гэмбл». В рамках этого проекта
проводился урок гигиены для девочек и мальчиков,
учащихся 7-х классов. Ученики получали брошюры
(для себя и для родителей), образцы средств
гигиены. Подростки на уроке получают знания об
основных анатомо-физиологических изменениях
периода полового созревания, об особенностях
репродуктивной системы, о правилах личной
гигиены. Урок по программе «Изменения»
проводился в десятках городов, его прослушали
сотни тысяч учащихся.
Наиболее крупная «негосударственная»
учебная программа «полового воспитания»
подростков предложена Российской ассоциацией
планирования семьи (РАПС) – это программа
«Основы планирования семьи и здорового образа
жизни». В программе рассматриваются медицинские,
психологические и социальные проблемы, включая
половое созревание, регуляцию рождаемости,
передаваемые половым путем болезни, особенности
сексуальности человека, проблемы семьи и брака,
психологии общения и здорового образа жизни. Для
преподавателя изданы пособие и комплект
наглядных материалов. Программа опробована в
разных регионах страны и показала хорошие
результаты.
Программа явно создавалась для массовой
государственной школы с ее финансовыми и
кадровыми проблемами, – в этом ее сила и слабость
одновременно. Впрочем, любая школа, желающая
получить какие-нибудь реальные результаты в
«половом воспитании», но при этом не
расположенная тратить много сил, времени и
средств, обязана прежде всего рассмотреть
программу РАПС.
Характерно, что «негосударственные»
программы быстро созданы и опробованы на
практике. Они уже принесли пользу и открыты для
дальнейшего совершенствования и развития.
Необходимо обратить внимание на
другие формы «образовательной» деятельности
крупных медицинских компаний. Кроме уже
отмеченного прямого участия в разработке
учебных программ для молодежи, эти фирмы ведут
работу еще по нескольким направлениям. Во-первых,
есть крупные программы подготовки
(переподготовки) наших медицинских кадров.
Специалисты, работающие в системе
общего среднего образования, пока еще
недостаточно серьезно относятся к проблемам
подготовки медицинских кадров, – чаще всего
просто ничего об этом не знают. Очень крупная
программа повышения квалификации
врачей-гинекологов уже реализована
Информационным центром по репродукции человека,
созданным в нашей стране компанией «Органон».
Масштабы деятельности этой компании (да и
некоторых других) таковы, что должны учитываться
при разработке учебных программ «полового
воспитания» или при оценке их эффективности.
Например, если в каком-либо регионе фиксируется
улучшение некоторых показателей (например,
снижается уровень абортов), то в какой степени
это результат работы наших «государственных»
(ведомственных, региональных) программ? Может
быть, просто стали лучше работать врачи,
прошедшие переподготовку от компании «Органон»?
Во-вторых, крупные компании имеют
большие рекламные бюджеты. И хотя рекламы иногда
бывает слишком много, следует помнить, что
реклама – это тоже информация, а в нашем случае –
информация о самых современных товарах
медицинского назначения. Интересно, учитывается
ли в отчетах Минздрава (или какого-нибудь
«горздрава») влияние рекламных кампаний,
проводимых крупными медицинскими фирмами? В
какой степени поведение наших граждан
изменяется под влиянием этой рекламы, оплаченной
зарубежными компаниями, а вовсе не из-за
«хорошей» работы нашего здравоохранения или
образования?
В-третьих, зарубежными компаниями
создано несколько служб экстренной (телефонной)
консультативной помощи населению. Отметим линию
по контрацепции «Мерсилайн» и линию «Виагра».
Для специалистов системы образования важно не
только знать, что ученики (или их родители) могут
позвонить в подобную службу. Не менее важным
может оказаться опыт работы таких служб – с
какими вопросами, кто и почему обращается. Анализ
обращений – ценный источник информации для
коррекции содержания учебных программ.
За рубежом уже давно неотъемлемой
частью «сексуального образования» стали
массовые образовательные кампании, в которых
основную роль играют средства массовой
информации – программы так называемой
«социальной рекламы» или «социально значимой
информации». В России единственным серьезным
примером проведения массовых кампаний по
проблемам «полового воспитания» является
ориентированная на молодежь программа
«Безопасный секс – мой выбор» (в более позднем
варианте – «Разумный человек – разумный выбор»),
реализуемая с 1997 года международной
неправительственной организацией «Врачи без
границ». Учитывая сравнительно высокую
стоимость кампаний «социальной рекламы», нужно
помнить об их экономической эффективности
(показатели себестоимости и т.д.).
Одна из основных тем дискуссий
последних лет – российские программы
планирования семьи. Рядовой гражданин вряд ли
знает, сколько лжи на эту тему напечатали наши
газеты. Специалистам, работающим в школе, нужна
правдивая информация о содержании программ
планирования семьи и результатах их применения.
Что такое Федеральная программа «Планирования
семьи»? Почему Госдума прекратила ее
финансирование? Как нам относиться к этой теме и
что нам сказать школьникам о планировании семьи?
Деятельность по вопросам «полового воспитания»
международных организаций типа ООН и ВОЗ
(Всемирная организация здравоохранения) также
почти не известна в наших школах, хотя работу они
ведут интереснейшую.
Весной 1999 года в нашей стране начался
новый этап научно-методической работы по
созданию программ «полового воспитания». Правда,
об этом пока почти никто не знает, но произошло
событие исключительное – на русском языке вышел
перевод известнейшего зарубежного учебника
сексологии: У.Мастерс, В.Джонсон, Р.Колодни
«Основы сексологии». Эта книга – настоящий
вузовский американский учебник: по формату,
объему и цене – большой энциклопедический том.
При всех содержательных и дидактических
недостатках этого типично американского
учебника, он на сегодняшний день – бесспорно
лучшее учебное издание по сексологии на русском
языке. Впервые широкий круг специалистов (и
родителей школьников!) сможет читать и
анализировать «настоящий большой учебник».
Хотят того авторы российских учебных
программ или нет, – им придется считаться с
появлением этой большой интересной книги.
Мастерс и Джонсон – всемирно известные классики
современной сексологии, а их учебник вышел за
рубежом уже несколькими изданиями (из которых на
русский язык переведено четвертое издание 1992
года).
Подробный анализ достоинств и недостатков
учебника – тема наших будущих публикаций, а пока
отметим лишь два обстоятельства. Во-первых, у
наших российских разработчиков учебных программ
«полового воспитания» появился конкурент. Пусть
это учебник вузовский, написан на зарубежном
материале и т.д., но он резко поднимает планку
требований к нашим учебным программам, особенно
к их содержанию. Многие преподаватели и родители
учащихся смогут сравнить наши полукустарные
«учебные программы» с американским лидером.
Повышение уровня требований к
качеству нашего «полового воспитания» – это
очень хорошо. Но, к сожалению, в этом есть
опасность, – появление американского учебника
отчасти заблокирует отечественную
научно-методическую работу. У многих
преподавателей, разработчиков и чиновников
появился соблазн вовсю попользоваться чужим
умом (и защититься чужим научным авторитетом – а
он у Мастерса и Джонсон очень высок!). Зачем
напрягаться, если легче переписать (пересказать)
что-нибудь из большой уважаемой книги?
Будем надеяться, что какая-то часть
родителей прочтет «настоящий учебник» и задаст
вопрос – может быть, именно так (или почти так)
нужно учиться самим и учить своих детей? Что
страшного или неприличного в такой сексологии
(научной сексологии)?
Для полноты картины напомним, что в 1991
году на русском языке вышла книга тех же авторов
«Мастерс и Джонсон о любви и сексе», которая
является популярной (облегченной) версией
учебника. «Основы сексологии» – значительно
более крупная и серьезная работа со всеми
формальными атрибутами учебника. Удивительно, но
многие у нас до сих пор не знают о книге 1991 года.
Учитывая небольшой тираж и высокую цену «Основ
сексологии», есть опасения, что и эту книгу могут
не заметить.
Кроме учебника Мастерса и Джонсон,
есть и другие зарубежные источники – правда, не
на русском языке и почти не доступные для
основной массы преподавателей. Зарубежный опыт
«полового воспитания», особенно в Европе, – это
уже давно не единичные эксперименты, а массовая
социальная практика, через которую за последние
сорок лет прошли десятки миллионов человек! Этот
опыт уникален и по объему, и по содержанию, и по
результатам. Игнорировать выдающиеся достижения
Голландии, Швеции, Дании было бы не только глупо,
но и преступно. Подчеркнем еще раз – вы не имеете
права рассуждать о «половом воспитании», если вы
ничего не знаете о формах, содержании и особенно
о результатах зарубежного «полового воспитания»
– очень эффективного в Европе (особенно в
Голландии и Скандинавии) и малоэффективного в
США (что тоже поучительно: отрицательный
результат – «чужие ошибки»! – не менее важен).
Если вы хотите начать сегодня в школе
«половое воспитание» учащихся, то выбор невелик:
либо взять одну из готовых программ (быстро,
недорого, но, честно говоря, малоэффективно для
серьезной школы), либо создать новую программу
(долго, дорого, очень ответственно и когда еще
будет результат?), либо ничего не делать.
Абсолютное большинство администраторов в
системе школьного образования, естественно,
ничего не делают – это безопаснее и спокойнее. В
цивилизованном государстве за «наши» показатели
подростковой беременности, абортов,
вензаболеваний и т.д. все руководство
образования было бы давно отправлено в отставку
(если не под суд!), а у нас чиновники не получают
даже замечаний.
Что в сложившейся ситуации должен
делать порядочный человек? Прежде всего, нужно
объединяться – только совместными усилиями
можно досконально разобраться в наших проблемах,
повлиять на положение в системе образования.
Если вы заинтересованы в
сотрудничестве, сообщите нам о себе – кто вы, где
и кем работаете, обладаете ли и можете ли
поделиться информацией о «половом воспитании» в
вашем регионе (районе, округе, школе). Какие
проблемы вам приходится решать сегодня или
предстоит решать в ближайшем будущем –
разработка учебных программ, их оценка,
адаптация, налаживание отношений с родителями
учащихся, подготовка кадров преподавателей и
т.д.? По каким вопросам вам требуется
консультация, информация, иная помощь?
Удовлетворены ли вы деятельностью Министерства
образования и Академии образования по вопросам
«полового воспитания»? Учитывают ли наши
московские чиновники ваши региональные
достижения? Заинтересованы ли вы в разработке
новой, полноценной, научно обоснованной,
эффективной учебной программы «полового
воспитания» – в разработке по всем правилам (с
исследованиями, экспериментальным обучением,
строгой оценкой эффективности)? Нужна ли вам
новая программа или вас вполне устраивает
какая-либо из существующих? (Кстати, а какие еще
вам известны ?) Что вы можете внести в
коллективный проект – помочь в проведении
исследований школьников (родителей, учителей),
помочь в организации экспериментального
обучения, в оценке результатов обучения?
С помощью газеты «Управление школой»
мы можем провести ряд дискуссий по наиболее
актуальным проблемам «полового воспитания».
Газета позволяет провести анализ всех наших
ресурсов, помочь найти лучшие учебные программы,
учебники, справочники, словари, методики, журналы
и другие источники информации по вопросам
«полового воспитания». Может быть, стоит
подумать об издании специальной серии
методических материалов в помощь
преподавателям, методистам и управленцам? Нужна
ли вам такая серия книг (брошюр)? Напишите.
Для наших московских читателей (или
читателей, имеющих возможность приехать в
Москву) мы можем сделать еще одно предложение.
Руководители (методисты) округов, районов или
отдельных школ, нуждающиеся в бесплатной
профессиональной консультации по проблемам
разработки, адаптации, реализации и оценки
программ «полового воспитания», – обращайтесь!
Постараемся оказать любую помощь в разумных
пределах (кроме материальной, разумеется).
Доброжелательность и конфиденциальность
гарантируются!
ИСТОРИЯ УЧИТ...
Двенадцать
половых заповедей
революционного пролетариата 20-х годов
1. Не должно быть слишком раннего
развития половой жизни в среде пролетариата.
2. Необходимо половое воздержание до
брака, а брак – лишь в состоянии полной
социальной и биологической зрелости (т.е. 20–25
лет).
3. Половая связь – лишь как конечное
завершение глубокой, всесторонней симпатии и
привязанности к объекту половой любви.
4. Половой акт должен быть лишь
конечным звеном в цепи глубоких и сложных
переживаний, связывающих в данный момент
любящих.
5. Половой акт не должен часто
повторяться.
6. Не надо часто менять половой
объект. Поменьше полового разнообразия.
7. Любовь должна быть моногамной,
моноандрической (одна жена, один муж).
8. При всяком половом акте всегда надо
помнить о возможности зарождения ребенка – и
вообще помнить о потомстве.
9. Половой подбор должен строиться
по линии классовой революционно-пролетарской
целесообразности. В любовные отношения не должны
вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства
и прочие методы специального полового
завоевания.
10. Не должно быть ревности.
11. Не должно быть половых извращений.
12. Класс в интересах революционной
целесообразности имеет право вмешаться в
половую жизнь своих сочленов. Половое должно во
всем подчиняться классовому, ничем последнему не
мешая, во всем его обслуживая.
Арон ЗАЛКИНД
|
|