Плохих оценок не
бывает!
Как в науке отрицательный результат – тоже
результат, так и в школе невысокая оценка не
должна быть поводом для огорчений. Так считают
некоторые российские педагоги...
Как сделать, чтобы ребенок бежал в
школу так же весело, как в каникулы – в лес за
грибами? Оказывается, это вполне реально. Нужно
только пересмотреть наше отношение к тому
«урожаю», который ребенок приносит из школы. Не к
знаниям, конечно, а к оценкам.
В самом деле: пошли дети в лес, кто-то
набрал полное лукошко лисичек, а кто-то нашел
только один гриб – огромный боровик! Кто в этом
случае более удачлив? В школе же почему-то и
упорный троечник, к каждому уроку решающий
десятки задач, но с переменным успехом, и
«талантливый, но ленивый», не делающий уроки
вообще, зато способный сочинить свои собственные
головоломки, как правило, на плохом счету – нам
подавай только упорного гения! Что, согласитесь,
такая редкость...
Между тем, оказывается, можно сделать
так, чтобы ребенок радовался ЛЮБОЙ отметке. И
хотел получать отметки еще и еще. То есть чтобы
сам факт – учитель оценил мою работу – был для
ребенка радостью.
Автор этой идеи – профессор Надежда
Николаевна Суртаева, работающая в Тобольске,
Тюмени, Омске (впрочем, такие идеи сейчас витают в
воздухе, и не исключено, что и кто-то другой тоже
додумался в своей школе или даже в вузе до чего-то
подобного).
Идея-то в сущности проста.
Обычно учитель в течение четверти
«спрашивает» разных учеников в произвольном
порядке, стараясь каждому дать возможность
ответить одинаковое число раз. Плюс контрольные.
В конце четверти выводится общая оценка –
среднее арифметическое (что в принципе
запрещено, но в реальной жизни оказывается
трудно придумать, да еще и обосновать, что-то
другое). Вот вам и вся система оценивания.
В школе № 6 г. Лангепаса, школе № 10 г.
Тобольска, школе № 12 г. Тюмени испробовали другую
– рейтинговую систему оценки. В Лангепасе и
Тобольске – 12-балльную, в Тюмени – 14-балльную.
(При этом, конечно, рейтинговые баллы в итоге
должны свободно конвертироваться в традиционные
5-балльные оценки, но только в итоге и никак не по
принципу «среднего арифметического»).
Суть рейтинговой системы в том, что
каждая усвоенная тема, каждое действие ребенка
имеют свою, заранее оговоренную «цену». Например,
не пришел на урок – 0 баллов; пришел – 1 балл.
Ответил на вопрос учителя по принципу «да» –
«нет» – 1 балл (не ответил – 0 баллов). Ответил (не
ответил) обстоятельно – заработал 7 (0) баллов.
Решил (не решил) стандартную задачу – 3 (0) балла,
решил задачу с подвохом – 7 баллов. Сам составил
задачу или сам провел урок – 15 баллов. Если
используется лекционная форма работы, то можно
разным количеством баллов оценить способ,
которым ребенок пишет конспект: «все, что успел»,
в виде схемы или тезисно. (При подготовке к
экзаменам ученик поймет, что ваши оценки
действительно отражают реальную ценность его
конспекта.)
Когда тема изучена, все полученные
рейтинговые оценки суммируются и
«конвертируются» в обычные «3», «4» или «5».
(Например: 130 – 159 баллов = «4», 160 и более = «5».)
Очевидно, что при такой системе
оценивания исчезает самый острый подводный
камень современной школы – СТРАХ НЕПРАВИЛЬНОГО
ОТВЕТА. Как и в научном исследовании,
отрицательный результат для ребенка также имеет
ценность. (Тройка увеличивает рейтинг, пусть
только на три балла. Каждая попытка решить задачу
идет в зачет.) А ведь действительно: пусть даже
ребенок не нашел правильного решения задачи,
зато он установил, что те пять решений, которые
пришли ему в голову, – неправильные. И всем
продемонстрировал, как задача НЕ РЕШАЕТСЯ. А
правильное решение пришло его соседу. Спасибо им
обоим за эту нормальную исследовательскую
работу!
Но у рейтинговой системы оценивания
есть и еще одна воспитательная задача. Как вы
сами понимаете, рейтинг не имеет никакого смысла,
если ему не предшествовал четкий и
недвусмысленный договор. Договор между учителем
и учеником, заключаемый перед изучением каждой
темы: что будет сколько «стоить». Полезно, чтобы
ученики действительно вносили свои предложения
в текст договора, а не просто принимали его к
сведению: так они постепенно научатся оценивать
свои предполагаемые физические и
интеллектуальные затраты – умение, совсем не
лишнее для жизни в рыночном обществе. А учитель,
со своей стороны, должен приучить детей к мысли,
что договора всегда соблюдаются, – разве может
быть иначе?
Нина ШИРОКОВА, фото автора