Журфикс радости
На первых своих уроках Надежда
Даниловна Никифорова сидела на печке. Жила Надя в
г. Куйбышеве, что в трехстах километрах от
Новосибирска. Семья многодетная. Старшие дети
делали домашние задания, а Надя усваивала вместе
с ними материал и с печки подсказывала. За это ее
поколачивали. Время было суровое, послевоенное.
Книг дома не было. Семья только что переехала из
Томской области, из ссылки.
Первые свои книжки Надя взяла в
библиотеке. Слова она такого не знала, знала, что
есть какой-то дом, где дают книги. Укуталась в
чью-то шаль, накинула чью-то фуфайку и выбежала из
дома на поиски. Нашла. В библиотеке ее отогрели
чаем и выдали на руки «Муху-Цокотуху», потом
«Федорино горе»... Выдали в нарушение правил: Надя
еще не достигла школьного возраста, хотя к шести
годам уже умела читать благодаря «начальному
напечному образованию».
Вообще Надежде Даниловне везет на
библиотекарей. Ныне в руководимом ею
педколлективе библиотекарем работает Инна
Анатольевна Чайковская. Этот специалист с двумя
высшими (не библиотечными) образованиями – одна
из ключевых фигур в алгоритме «пятницы». Но об
этом речь ниже...
«В школу я пошла всезнайкой, –
вспоминает Никифорова, – хорошо училась, но
шкодам моим не было конца. До сих пор преклоняюсь
перед мудростью и терпением учителей, которые
смогли соотнести уровень моих притязаний с
уровнем моих возможностей. Они учли мои
природные задатки и склонности. Наказывая, не
лишали радости. Научили давать самооценку любому
поступку.
Иногда я с ужасом думаю, что было бы со
мной и моими одноклассниками, попади мы к другим
учителям. Многие из нас стояли бы на учете во всех
мыслимых и немыслимых инспекциях, родителей бы
позорили и штрафовали каждую неделю.
За 38 лет работы в разных организациях и
рангах, но всегда с детьми и молодежью я увидела
сотни искалеченных детских судеб. К сожалению,
нередко по вине педагогов. За годы работы в
комиссии по делам несовершеннолетних сотни раз
сжималось сердце от боли за судьбу ребенка, чье
поведение не вписывалось в рамки «правил для
учащихся».
Я и сейчас всегда на стороне детей. Учу
их спорить, доказывать, отстаивать свою точку
зрения. В каждом из них я вижу себя – ту маленькую
Надю, с которой не было сладу.
Я часто говорю учителям, что богатого, умного,
послушного и красивого любят все – дедушки,
бабушки, родители, соседи, педагоги. Полюбите
бедных, шумных, некрасивых, перешагните через
себя, улыбнитесь им, простите их, помогите
недостатки превратить в достоинства. Только в
этом случае можно считать, что учитель
состоялся...»
Решив выяснить, «откуда крапива
растет», почему дети становятся «трудными»,
Никифорова пришла в школу.
* * *
Вкратце сказав об авторе, перейдем к
«Перекрестку» – инновационной педагогической
программе Н.Д. Никифоровой.
Привычная учебная неделя не имеет
главного дня. В школе Никифоровой каждая учебная
неделя стремится к пятнице, как христианская
седмица к воскресенью. Детская радость живет не
от каникул до каникул, а от пятницы до пятницы. И
связана эта радость не с праздностью, а с учебой.
«Дело, начатое в пятницу, будет
пятиться» – предупреждает пословица. Но в
пятницу дело как раз кончается. Пятница – венец
трудов, обобщение того, что пройдено с
понедельника по четверг.
В начале недели начинается главное
движение, чтобы в пятницу перерасти в
воспитательно-обучающе-развивающий водоворот,
который увлечет учителей и учащихся, родителей и
гостей в глубину избранной темы. (Кого пугает
аналогия с водоворотом, может заменить его на
хоровод или фарандолу.) В пятнице есть привкус
карнавала, который, впрочем, нравится даже такому
строгому ученому, как кандидат педагогических
наук, доцент А.А. Кочетова.
Образ спиралевидной учебной недели,
сходящейся к пятнице как к своему центру, возник
не случайно. Он оказался навеян сказочной картой
«Перекрестка». В центре карты – придорожный
камень. Только сулит он не потери, а приобретения.
Дороги не расходятся от него, а к нему сходятся.
«Граждановедение».
«Мир народного праздника».
«Экологическая азбука».
«Мир искусства».
«Человековедение».
Так называются пять дорог, по которым
ребенок шествует сам к себе и на пересечении
которых делается личностью разносторонней и в то
же время цельной. На память приходит завет
античности: «Стань тем, что ты есть». Если
вспомнить еще, что перекрестки на дорогах наши
предки славяне называли пятницами, то перед
мысленным взором возникает стройная
педагогическая система.
Каждое направление «Перекрестка»
реализуется тематическими пятницами. «Льняные
смотрины», «Самое лучшее в мире – Черное море
мое» и т.д. и т.п.
Через год каждая пятница повторяется,
только не полностью, а как бы на новом витке
спирали. В 1997 г. одна из тем называлась «Мелочи,
которые дорого стоят». Через год она звучала
несколько иначе: «Ради забавы ничего разрушать
нельзя». На этой идейной платформе в декабре 1998 г.
образовалось детское содружество юных сочинцев.
Так что не может быть и речи о том, что из года в
год пятницы меняют лишь вывески.
С обязательной учебной программой пятница
сопрягается посредством своей темы. К примеру, на
уроке русского языка дети проходят склонения
имен существительных, но не любых, а тех, которые
по смыслу связаны с темой грядущей пятницы. Если
это «Деньги», то Инна Анатольевна, библиотекарь,
заблаговременно составляет словарик подходящих
по смыслу лексем и вооружает им педагогов. Вот
так и получается, что пятница начинается в
понедельник.
* * *
Центральное событие пятницы
представляет собой нечто среднее между уроком и
спектаклем. Участники заранее готовят некоторые
моменты действа. Но генеральной репетиции нет.
Поэтому если говорить о пятницах терминами
театра, то это всегда премьеры и всегда
импровизации. Дети работают не на публику, а на
себя. Результаты, достигнутые в ОУ № 126, видны
каждому, кто хоть немного поговорит с детьми. Они
умны, улыбчивы, общительны даже с незнакомыми
людьми. Поддерживают предложенную тему беседы и
проявляют инициативу в ее развертывании.
К участию в пятницах привлекаются все.
При этом ребенка не понуждают совершать подвиги
выше сил. От каждого – по способностям. Кто не
декламирует стихи, тот танцует. Кто не танцует,
тот рисует. Кто не рисует, тот зал украшает... В
пятницах участвуют родители. Не все сразу,
конечно. Видя, с каким успехом ведет фрагмент
урока чья-то мама, ребенок справедливо полагает,
что его родители могли быть не хуже. И дома он
принимается их агитировать. «Хитра» Надежда
Даниловна!
Этот же прием – личностного отношения
– работает и на смешанных уроках, когда в ОУ № 126
приходят гости из армянской или иной
национальной школы. Когда танец другого народа
видят по телевизору в исполнении незнакомого
человека, зачастую переключают канал. Иное дело,
если отплясывает тот, кто минуту назад сидел с
тобой за одной партой. Благодаря личностному
отношению интерес к чужой национальной культуре
многократно возрастает.
* * *
Пятницы если не вехи, то вешки, по которым
воспитанники Никифоровой будут возвращаться в
детство (мечта каждого взрослого).
Однажды на пятнице с темой «Кто я?
Откуда я? Зачем я?» третьеклассники написали
пожелания самим себе. Загадали, кем они станут, и
положили записки в капсулу, которую решено
вскрыть ровно через двенадцать лет – 16 октября
2010 года. Первоклашки отложили вскрытие своей
капсулы до 2015 года.
Это документы, говорящие о том, что
будет. «Шкатулка добрых дел» рассказывает о том,
что уже сделано. Валико помог бабушке-соседке
перенести кубометр песка... Тамара кормит
бродячих собак и кошек...
Существует еще одна замечательная
пятничная традиция. В ОУ № 126 приглашаются
интересные люди. Такие, как летчик-испытатель
Марина Лаврентьевна Попович (встречается с
детьми ежегодно) или пятикратный чемпион мира по
парусному спорту Олег Хоперский. Последний
высказал парадоксальную мысль: «Вот самая
элитарная школа, в нее берут всех». Это не
преувеличение. В ОУ № 126 создана группа
коррекционно-развивающего обучения, что
позволяет родителям не отдавать своих малышей во
вспомогательную школу, где все учащиеся – дети с
проблемами развития.
Не было случая, чтобы кто-то отказался
прийти на детский журфикс. Пятницы созданы для
взаимного удовольствия детей, родителей и
гостей. И даже педагоги на «дне адской
усталости», коей чревата работа под началом
Никифоровой, обнаруживают опять-таки
удовольствие. Как заметила специалист отдела
школ Сочинского управления по образованию и
науке Ирина Валентиновна Боровиковская,
«Перекресток» решает триединую задачу –
обучения, умственного развития и воспитания
личности, где интерес является связующим
звеном».
Даниил МИШОВ
Образовательное
учреждение № 126
Механизм организации единичного цикла
учебно-воспитательного процесса (алгоритм)