Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/1999

Архив

Непрерывное образование:

семь ступеней одной лестницы

 

Когда я была совсем маленькой и ходила в детский сад, я мечтала о том, чтобы поскорее пойти в школу. А когда уже училась в школе, мне очень хотелось учиться в университете. К сожалению, детский сад, школа и университет – это три совершенно разных заведения. То, что можно делать в садике, нельзя делать в школе. А того, что бывает, когда учишься в школе, не бывает, когда учишься в вузе. Никто не пробовал соединить эти три заведения в одно целое. Никто. Кроме одной замечательной женщины. Она не из Америки. Она из русского города, который расположен на Волге. Это Марина Наянова из Самары.

 

Как Марина Наянова решила уберечь студентов от участи динозавров

Самарский муниципальный университет Наяновой – одно из первых в России инновационных образовательных учреждений – создан в 1988 году по заказу администрации Самарской области. Самарский университет – бюджетное образовательное учреждение: обучение в нем бесплатное, без привлечения средств обучающихся.

Любая лестница состоит из ступенек. Если представить университет лестницей к свету знаний, то можно насчитать семь ее ступеней. Начиная с первой ступеньки необходимо добраться до последней, не останавливаясь и не сходя с намеченного пути.

Вот что рассказывает Марина Наянова о своем детище:

– Нулевая ступень (для детей 5–6 лет) – промежуток между игровым дошкольным и школьным периодом, на котором формируются навыки общей культуры. Это первичные навыки чтения, счета, конструирования, элементарные навыки самоконтроля и самооценки.

На начальной ступени (0–3 классы) ребенок открывает для себя мир науки и культуры, знакомясь почти со всеми предметами, которые будут изучаться в дальнейшем (физика, информатика, три европейских языка).

Общеобразовательная ступень основной школы (4–6 классы) дает знания основ наук, закладывает основы знаний трех современных языков, что создает условия для свободного развития воспитанников в том направлении, которое будет ближе каждому из них.

Ступень начальной специализации (7–10 классы) связана с распределением студентов по интересам, по факультетам: гуманитарному, физико-математическому, химико-биологическому, математико-экономическому.

После завершения среднего образования идет разделение по специальностям базового высшего образования (9–14 классы): философия, бухгалтерский учет и аудит, математика и компьютерные науки, юриспруденция, биология.

Высшая ступень обучения (аспирантура в России и за рубежом) представляет собой подготовку выпускников среднего звена по таким специальностям: инженер-математик, преподаватель информатики; философ, преподаватель философии; экономист, специалист по управлению; биолог, эколог; юрист.

Последняя ступень – это профессионально-производственная стажировка в России или за рубежом.

Система обучения позволяет выпускникам по окончании получить три диплома: государственный – о высшем профессиональном образовании, государственный углубленного высшего образования университетов-партнеров за рубежом, а также диплом кандидата наук; овладеть 2–3 иностранными языками, подтвердив это языковыми сертификатами, соответствующими международным стандартам.

Структура взаимосвязей между 5 образовательными ступенями в университете представляет собой пирамиду: попадание на каждую очередную ступень возможно только в результате экзаменационных испытаний. На подготовительное отделение зачисляются все желающие, количество которых обычно превышает план приема. Ежегодный набор в начальную школу осуществляется на основе беседы с родителями, результатов медицинского обследования и психолого-педагогического наблюдения за детьми.

Устав нашего университета предусматривает возможность поступления в него из других учебных заведений (в результате экзаменов) на любую образовательную ступень, включая аспирантуру.

Создание единого образовательного пространства помогает решать общие проблемы, которые стоят перед современной школой и перед вузом. В университете Наяновой возникает как бы образовательный перекресток, который не только продолжает традиции образования и общего развития, заложенные на начальной ступени образования, но и готовит учащихся к восприятию содержания и форм высшего образования.

Образовательные программы университета скорректированы таким образом, что переход из основной школы в высшую перестал быть стрессовой ситуацией. Учащийся с первого класса обучения называется «студентом» и получает студенческий билет, а начиная с 4-го года обучения ребенок попадает во взрослый режим двух сессий.

Концепция здешнего непрерывного образования основана на фундаментальной идее, согласно которой на каждом этапе развития человек индивидуален и эта индивидуальность всегда готова к дальнейшему саморазвитию. Задача университета – поддерживать и стимулировать это развитие, открывая перед личностью новые горизонты.

Главную цель своего университета Марина Наянова видит в подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в тех областях знания, которые наиболее востребованы. Выпускники свободно владеют европейскими языками, компьютерными технологиями и ориентируются в рыночных условиях, опираясь на подготовку в области экономики, юриспруденции. На вопрос, своевременны ли подобная сверхзадача и уровень подготовки специалиста, Марина Наянова ответила:

– Востребованность специалиста – главная характеристика работы вуза. Мы стараемся уберечь своих студентов от судьбы динозавров.

Конечно, хочется, чтобы студенты не вымерли, как динозавры, и чтобы их серьезно готовили к жесткой, быстро изменчивой жизни.

 

Как подготовить интеллектуального бойца?

На эту тему мне удалось поговорить с Василием Тарасенко, деканом юридического факультета муниципального университета Наяновой.

– Что я могу сказать по поводу практики вуза? Я долго сопротивлялся нашей концепции, полагая, что, исходя из демократических принципов, все должны быть на старте равны, что отстающих можно и нужно стараться дотягивать до уровня тех, кто идет впереди, но задачи должны быть посильны для всех. Теперь убежден: нельзя тормозить тех, кто идет вперед, ради тех, кто почему-то отстал. Вуз создавался как экспериментальный. Хотели проверить: хорошо это или плохо? Теперь вижу, что это хорошо. Я не выступаю в роли кулика, который свое болото хвалит. Просто я как преподаватель доволен тем, что мы сегодня делаем и как мы свою работу строим. Мы сотрудничаем с саратовскими, свердловскими вузами, с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Идет непрерывный процесс обмена опытом и информацией.

Сейчас опасна тенденция коммерциализации юридического образования, пожалуй, даже коммерциализации морали. Пока что, учась в университете Наяновой, не надо ни за что платить, надо расплачиваться – усердием, любовью к знаниям, прилежанием. Но что будет завтра? Острых вопросов, на которые мы должны дать себе и студентам прямой ответ, немало.

Студенты спрашивают: «Должен ли Слободан Милошевич нести ответственность за то, что случилось в Федеративной Югославии?» Я обязан ответить на этот вопрос не только в силу своих политических взглядов, но и заглянув в международные правовые источники. Открытость обсуждения юридических проблем на фоне политических противоборств, драки между муниципальными и региональными властями, очень важна. Что такое право? Категориальный аппарат, понятие. Если ты знаешь, как соответствует понятие практике, считай, на 70 процентов ты состоялся. Вот почему мы стараемся сочетать работу студента в вузе с работой практикующего адвоката. Он каждый день встречается на практике с практикой. Приходя в вуз, он чувствует внутреннюю потребность обо всем рассказать другим. К 23 годам студент во всеоружии. Он как ниндзя. Он вне конкуренции, хотя сейчас в Самаре 43 вуза преподают право, – это же абсурд! Для города с населением почти в два миллиона вполне достаточно трех-четырех вузов с юридическим профилем.

 

 Карьера – это товар на образовательном рынке или кирпичик удачной судьбы?

Для того чтобы построить дом, нужны материалы. А чтобы сделать карьеру?..

Свое мнение на этот счет существует у Ефима Когана, начальника управления образования Самарской области:

– Когда мы говорим, что сформировали вариативное образование, мы часто лукавим. Лукавим по той причине, что выбор той или иной программы в общеобразовательной школе – это еще не вариативное образование, ибо все школы сегодня в значительной мере обречены на одну и ту же образовательную траекторию. Сегодня показателем качества деятельности школы является, например, процент поступающих в вузы. Хотя, на мой взгляд, это совершенно неправильный и далеко не объективный показатель.

В хорошо организованных системах образования, где разнообразие действительно существует, формирование карьерных соображений и даже неких планов собственного карьерного будущего начинается еще в стенах школы. В университете молодой человек думает о будущем, хотя, возможно, даже не предполагает, что строит собственную модель карьеры. Но без истинного вариатива сделать карьеру невозможно. Настоящий вариатив в системе образования – это разнообразие программ и разнообразие аттестатов, разнообразие образовательных траекторий и возможностей выбора без амбиций той деятельности, которая тебе близка. Мы к этому движемся и, хотелось бы верить, будем иметь ожидаемый результат.

В Самарской области на протяжении десяти лет поиском ниши в системе образования занимался университет Наяновой. Чьи интересы представляет этот университет на рынке образовательных услуг? Молодого и талантливого человека, избравшего определенный путь в этой жизни и способного принять программу университета. Всегда существовала группа молодых людей, амбиции которых требовали такого качества образования. Именно для них сформирована и функционирует эта образовательная модель. На протяжении десяти лет, формируя набор особых качеств образовательных услуг на рынке образования Самарского региона, университет не опускает высокую планку, несмотря на все потрясения, происходящие вокруг. Надеюсь, что от экспериментальной фазы существования он перейдет в режим стационарной работы. Университет уже формирует кадры для себя – это признак его зрелости.

Мы знаем, что ученики начальной школы на Западе выбирают себе колледж и среднюю школу, затем они выбирают себе лицей. Этот выбор молодым людям надо делать чаще. Я думаю, что усилиями Министерства образования мы доживем до тех времен, когда наши учреждения будут различаться не своими названиями и видами, а только программами. Мы доживем до того момента, когда будем иметь не один аттестат зрелости, а несколько, равноправных, но качественно различных аттестатов.

 

Вместо послесловия

Нужна и возможна ли вторая Наянова?

Одинаковых людей не существует. Даже если цвет глаз, волос и знак зодиака часто совпадают, то характеры у всех, безусловно, разные. Все школы и университеты схожи, даже в том, что очень хотят быть разными. Наянова пока одна. И ее в России не с чем пока сравнивать. Так что же, один в поле не воин?

Маргарита Леонтьева, руководитель Департамента общего среднего образования, по-моему, очень точно подметила:

– Опыт Наяновой распространить невозможно и распространять опасно. Потому что повторить Наянову, уникальный профессорско-преподавательский состав ее университета, ситуацию и атмосферу, которая создана в этом университете, нельзя. Регионам надо дать возможность создания не подобных, а своих собственных инновационных учреждений. А университет Наяновой будет служить нам примером вариативного учреждения, которое существует в России.

Путешествие университета Наяновой в неизведанную часть страны Образования продолжается. А тем, кто в пути, принято желать добра.

Это и сделал Владимир Шадриков, заместитель министра образования Российской Федерации, который пожелал дальнейших успехов организаторам университета.

По материалам коллегии
Минобразования и встречи
с ее участниками полосу подготовила Олеся ВОЛКОВА.

Фото А. Кузнецовой
и из архива университета М. Наяновой.

Рейтинг@Mail.ru