За Россию – будь готов!
Девиз русских скаутов
остается неизменным уже 90 лет
«Мне бы очень хотелось, чтобы этот
удивительный мир пришел в наши школы. Я убежден,
даже сегодня легче увлечь самых скептически
настроенных подростков, конкретными делами
прививая им любовь к Родине, труду, близким и
родным. А для создания школьных скаутских
отрядов не потребуется очень много денег.
Главное, чтобы во главе движения встал человек,
который бы искренне верил, что дети в самом деле
наше будущее...»
«Оказывается, можно развести огонь в лесу так,
что после вашего ухода не останется костровища и
трава будет такой же свежей, словно и не варили
над ней кулеш. Из обычных штанов можно сделать
рюкзак, из обрывков кожи – прочную и мягкую обувь
– мокасины. В зимнее время можно переночевать в
лютый мороз в обыкновенном овраге, вытоптав себе
в снежном заносе нечто вроде медвежьего логова,
при этом еще и отапливать его обыкновенной
свечкой или спиртовкой...»
Мои самые первые сведения о скаутах
были почерпнуты из книг. Владимир Беляев в своем
знаменитом романе «Старая крепость» с
нескрываемым наслаждением описывает, как ватага
мальчишек отправляется громить скаутский
лагерь: «Айда, панычей бить, капелюхи (шляпы. – Прим.
Ю.К.) у них отбирать». Не скрою, в те годы мои
симпатии были несомненно на стороне вожака
мальчишеской ватаги – Куницы и его друзей.
Как-никак, они били «панычей» – стало быть, так
надо. Это убеждение было слегка поколеблено
впоследствии рассказом моей бабушки, которая
призналась: в свое время ее не приняли в пионеры
по самой невинной причине. На вопрос члена совета
дружины, состояла ли она раньше в каких-либо
организациях, юная Таня с гордостью призналась:
«Я была в скаутах». Старшую пионервожатую,
рекомендовавшую мою бабушку в пионеры, едва не
хватил удар. Было отчего: ведь, если верить
энциклопедии, изданной уже спустя много лет
после этого события (1955), скаутизм определялся
как «одна из форм буржуазного детского и
юношеского движения, появившегося в начале XX
века в Англии...» и который «используется
империалистической буржуазией в целях
воспитания подрастающего поколения в духе
буржуазной идеологии, шовинизма и милитаризма,
господства сильного над слабым». Моя бабушка,
Татьяна Ивановна, так и не стала пионеркой, о чем,
впрочем, она никогда не жалела, а скаутизм в
России после прихода к власти большевиков был
истреблен с корнем, как всем казалось, навсегда.
Немного истории
С незапамятных времен, с тех
пор как человечество стало задумываться о своем
будущем, вопрос воспитания детей и молодежи был
всегда одним из главных. Таким он и продолжает
оставаться до сего времени. В 1907 году английский
офицер, генерал-майор в отставке Роберт
Баден-Пауэлл (БП, как его принято называть в
скаутских кругах), издал свою книгу «Scouting for Boys»
(«Разведка для мальчиков»), в которой он изложил
основные принципы и методы внешкольного
воспитания детей. И вскоре эта книга разошлась по
всему миру.
Используя свой метод среди
девственной природы Индии и Африки, среди людей,
не испорченных пороками цивилизации, БП создал
программу работы с молодежью в виде
занимательной, полной приключений игры.
Основной целью этой «игры в жизнь»
было воспитание людей, способных жить на лоне
природы, справляться со всеми трудностями,
которые встречаются на их пути. Формировать
людей сильных духом, смелых и честных, хороших
граждан, стремящихся к высоким идеалам служения
Богу, Родине и ближним.
Вскоре после опубликования книги БП
создаются скаутские отряды: сначала в Англии,
которая с тех по праву считается
прародительницей скаутизма, а затем во многих
странах Европы, Америки и Азии.
Днем рождения российского
разведчества-скаутизма (от английского scout –
разведчик) считается 30 апреля 1909 года. День, когда
русский офицер Олег Иванович Пантюхов,
штабс-капитан 1-го Лейб-Гвардии Его
Императорского Величества стрелкового
батальона организовал звено юных разведчиков в
Павловске. А уже месяц спустя была создана
Царскосельская дружина. Осенью того же года по
величайшему повелению Императора всея Руси –
Николая Второго вышел перевод книги
Баден-Пауэлла под заглавием «Юный разведчик». В
это время создаются скаутские отряды в Москве и
других городах России. Разведческое движение
распространяется. Во время первой мировой войны
ими было охвачено уже свыше 50 тысяч детей в 143
городах России.
Революция 1917 года и разразившаяся
вслед за ней гражданская война не остановили
развития скаутизма. В 1919 году на скаутском съезде
в Новочеркасске Олег Пантюхов был пожизненно
избран Старшим русским скаутом, возглавившим
впоследствии разведческое движение в эмиграции.
А в России воспитание детей и молодежи
взяла в свои руки большевистская власть.
Родилось движение «юных коммунистов», затем
комсомол (вначале КИМ), наконец, в 1922 году
появляются пионеры. Скаутская работа
запрещается, около тысячи руководителей и
старших скаутов арестовывают и отправляют в
ссылку (бедная моя бабушка Татьяна Ивановна хоть
этой участи избежала!), из которой многие не
вернулись.
Но уже с 1918 года ширится движение
русских скаутов за границей. Олег Пантюхов
утверждает для этой организации новое название
– «Национальная организация русских скаутов».
Разведческая деятельность не прекращалась даже
во время второй мировой войны. В странах,
оккупированных фашистами, она велась даже в
условиях подполья.
После окончания войны, в 1945 году, в Мюнхене
съездом руководителей было решено заменить
иностранное слово «скаут» на русское
«разведчик» и переменить название. Отныне
официально российские разведчики именуются –
«Организация российских юных разведчиков»
(ОРЮР). Тогда же заместителем Старшего русского
скаута в Европе был избран молодой и энергичный
руководитель Борис Мартино. Разведчество
крепнет, развивается и становится движением
русской молодежи. Его основной задачей считается
воспитание детей и юношества в национальном и
религиозном духе. Цели, как видите, самые благие
– сохранить верность русским традициям даже в
эмиграции, знать историю своей Родины и ее
культуру, хранить верность христианскому
мировоззрению, вести посильную борьбу с мировым
злом, сохраняя лояльность к стране проживания.
И вот в 1990 году разведчество
возвращается из вынужденной эмиграции в Россию. 6
июня в Черноголовке под Москвой вспыхнул первый
после многолетнего перерыва скаутский костер. А
11 апреля загорелся костер русских разведчиков в
Павловском парке. Следом, в августе, был разбит
лагерь разведчиков в Костромской области под
символическим названием «Возрождение».
А на следующий год состоялись первые курсы
скаутских руководителей в Санкт-Петербурге, в
помещении Духовной академии. В результате в
России появились первые отряды ОРЮР. Они
объединены в шесть больших отделов. Сегодня в
нашей стране уже множество всевозможных отрядов,
кругов и «стай». (Скаутский термин, взятый из
киплинговской терминологии: «стаи» – отряды,
«волчата» – юноши, «белочки» – девушки. – Прим.
авт.) Они действуют на всем огромном
пространстве от Москвы до Магадана и от северной
столицы до Анапы. Каждые каникулы устраиваются
лагеря ОРЮР. Как правило, они разбиваются возле
православных монастырей и храмов. Издается
скаутская литературы: журналы и газеты, книги и
брошюры, предназначенные как для самих скаутов,
так и для руководителей. С каждым годом
Организация Российских разведчиков пополняет
свои ряды у нас стране и далеко за ее пределами.
Сами собою напрашиваются вопросы?
Отчего такая живучесть этого движения? Почему
люди, даже изгнанные «со всей пролетарской
ненавистью» со своей исторической Родины смогли
сохранить его вдали от нее? Почему сегодня эта
многим совсем не известная форма воспитания
детей легко приживается на российской почве,
пуская многочисленные побеги? Легко находит
отклик в сердцах взрослых и детей? Почему дети,
которых очень трудно провести на мякине, идут в
скауты охотно и добровольно, заранее зная, что
никаких «коврижек» им за это не причитается?
Чистый родник не замутить
Мой духовный наставник –
иерей Алексий, как и моя бабушка, тоже не был
пионером. Правда, по иной причине: его отец,
человек глубоко верующий, сам запретил ему
вступать даже в октябрята. Когда его отца вызвали
в школу и потребовали объяснений, он спокойно
ответил: «Видите ли, у вас сегодня «октябрята», а
завтра будут «сентябрята». А я – русский человек,
и мне не хотелось бы с младых ногтей учить сына
лукавству». Маленький Алеша не стал ни
октябренком, ни пионером, но зато впоследствии,
после долгих преследований со стороны
всемогущего КГБ, стал священнослужителем и
получил скромный приход в Спасе, что под
Волоколамском.
А страна продолжала жить по раз и
навсегда проложенным идеологическим рельсам.
Наши старшие братья пели в детских садах: «Я
маленькая девочка, играю и пою, я Сталина не
видела, но я его люблю!» Нас уже не призывали
любить Сталина, зато рекомендовали почитать
дедушку Ленина. Потом мы становились
«октябрятами», плавно перетекали в пионеры –
духовные наследники Павлика Морозова. Наконец,
комсомол – оплот и резерв партии. Венец карьеры
– молодой коммунист. Если же вы изымали из своей
биографии любое из этих звеньев, вам перекрывали
«кислород» в профессиональном росте. Куратор
моего диплома, достойнейшая женщина (именно
потому не хочу в этом контексте называть ее имя),
говорила мне: «У вас есть все для аспирантуры, но
думать о ней, не имея книжки хотя бы кандидата в
члены партии, все равно как одноногому поступать
в балет».
И люди шли на компромисс со своей
совестью. Сжимая в кармане кукиши, твердили
наизусть заповеди юных ленинцев, собирали, не
хуже Чебурашки с добрейшим Крокодилом Геной,
металлолом, который потом долго ржавел под
дождем на дворе школы.
У скаутов все иначе. Никаких благ и
привилегий. Ничего, кроме обязанностей и
строгого соблюдения добровольно принятых
обязательств, в соответствии с Торжественным
обещанием. Что же влечет молодых людей сюда, в
отряды разведчиков?
Что наша жизнь – игра?
Чтобы ответить на этот вопрос,
необходимо хотя бы вкратце ознакомиться с
программой скаутского движения. Она в основном
состоит из четырех частей: религия,
родиноведение, разведчество и практика.
Приобщение к религии для юных скаутов
заключается в приобретении необходимых для
каждого христианина знаний, начиная от основных
молитв, сведений о главных событиях жизни
Спасителя и устройства Храма и Богослужения, до
миссионерского значения христианства.
Родиноведение знакомит с главными
событиями в истории России, скауты изучают
географию своей Родины, познают культурные
ценности, созданные народом, получают знания о
нынешнем состоянии страны.
Разведчество излагает историю
скаутизма, объясняя его цели и задачи, идеалы и
структуру.
Наконец, практика дает целый ряд
навыков, помогающих выжить среди природы. Кроме
того, скаут должен уметь оказать медицинскую
помощь. Эти практические навыки приучают к
спортивному образу жизни, прививают интерес к
труду.
Но все эти, столь необходимые в нашей
непростой жизни, навыки и познания разведчики
получают не за партой на скучном уроке и не в
пыльных мастерских, а в процессе интересной и
серьезной «игры в жизнь». Став старше и пройдя
первые ступени роста, скауты знакомятся ближе с
каким-либо видом мастерства или искусства. Они
расширяют свои знания, развивают таланты (ибо не
бывает детей без таланта!) и готовят себя к
плодотворной профессиональной и общественной
работе.
Кроме того, существуют курсы, где готовится, так
сказать, «командный состав» для работы с
начинающими. Вот такая нехитрая с виду программа.
Как же все это выглядит в жизни? На мой
неискушенный взгляд, очень интересно. Впрочем,
судите, сами. Представьте, что вашего ребенка
вывезли с рюкзаком в поле или глухой лес, где он
сам, вместе со своими товарищами первым делом
должен обустроить себе сносное жилье. (А то мы
сразу беремся обустраивать Россию! – Прим. авт.)
Да, да, все, начиная от разбивки лагеря и
заканчивая, уж простите, копанием «нужного
места». По ходу своей работы ребята обучаются
таким не важным, на первый взгляд, вещам: как
сделать из обычных палок и веток непромокаемый в
самый крутой ливень шалаш, соорудить из
нескольких сучков вешалку для одежды, чтобы
сохла быстрее. Оказывается, можно развести огонь
в лесу так, что после вашего ухода не останется
костровища и трава будет такой же свежей, словно
и не варили над ней кулеш. Из обычных штанов –
можно сделать рюкзак, из обрывков кожи – прочную
и мягкую обувь – мокасины. В зимнее время
мальчишки и девчонки, а есть среди скаутов и
прекрасный (но отнюдь не слабый) пол, узнают, как
можно переночевать в лютый мороз в обыкновенном
овраге, вытоптав себе в снежном заносе нечто
вроде медвежьего логова, при этом еще и
отапливать его обыкновенной свечкой или
спиртовкой. Учатся разведчики оказывать первую
медпомощь пострадавшим, бинтовать раны,
транспортировать раненых, ориентироваться на
местности без помощи компаса. Впрочем, знают они,
как можно изготовить довольно точный компас из
обыкновенного... лимона или, на худой конец,
простой швейной иголки. Перечислить все
практические навыки, которыми овладевают
разведчики уже после первого похода, просто
невозможно в одной статье. И такая
робинзоновская жизнь приносит мальчишкам
гораздо больше пользы, чем муштра под медные
горны и пустые барабаны в оборудованном
пионерском лагере.
Но это только начало их жизни на
воле-вольной. Дальше-то и начинается самое
интересное. Вдруг в лагерь приходит гонец с
вестью: на соседнем острове объявилась шайка
злых пиратов, которые не дают спокойно жить
проезжим людям, грабят, понимаешь, заморских
купцов с красным товаром и берут в полон красных
девиц. А стало быть, надо покончить с этим злом,
разбить в честной схватке злых пиратов,
вызволить девиц-красавиц, дать купцам без опаски
ходить на торговых судах мимо острова Буяна. Но
как это сделать? Прежде всего необходимо
изготовить лодки да плоты, чтобы было на чем
выйти в решительный бой с морскими разбойниками.
И все дружно начинают строить прочные плоты и
самоходные лодки. В дело идут не только бревна, но
и простые бочки, которые при сноровке легко
преобразуются в быстроходные маневренные суда
на веслах. Требуется и военное снаряжение. А
потому разведчики в спешном порядке мастерят
мечи да сабли вострые и, конечно же, пики да багры,
без которых просто нельзя идти на абордаж
поклонников «веселого Роджера». Но вот все
готово, и морская эскадра выходит на бой. Он,
конечно же, обходится без кровопролития, но порою
не избежать синяков и шишек. Однако это пустяки,
ведь рядом «белочки», которые ловко перевяжут
полученную в честном бою рану.
Однако выйти «в открытое море», пусть
это даже тихое подмосковное озеро, немыслимо,
если не уметь вязать морские узлы, отличать
флагшток от бом-брамс-стеньги и вообще если не
знать все хитрости великой морской науки. Да и
грести тоже надо правильно, иначе к полученным в
боях ранам добавятся волдыри на ладонях. Но вот
бой утих, пленных пиратов влекут в полон, отныне
морской путь навсегда свободен. Но вечером, у
костра, еще много будет рассказано легенд,
связанных с историей русского мореходства,
созданием первых флотилий под предводительством
Петра Великого, о морских великих битвах в бухте
Чесма или на Дунае, принесших отечественному
флоту великую славу. Вот так в игре и познают
разведчики российскую историю.
Если же в лагере объявлена иная, говоря
военным языком – вводная, то все преображается в
соответствии с ней. Играют в бояр, стало быть
готовят вручную уже и костюмы и оружие согласно
эпохе. Алебарды, бердыши, бунчуки и так далее. У
девчушек над головами кокошники (шитые их же
руками), а у костра звучат иные истории, легенды и
песни.
С ними Бог?
А теперь вопрос более чем деликатный.
Как и девяносто лет назад, у самых истоков
скаутизма, так и в дни нынешние общественное
неформальное движение российского разведчества
сопровождалось и освящалось именем Божиим. Да и в
программе, как вы могли заметить, религия
поставлена на первое место. Однако если первые
скауты были воспитаны в религиозном духе и в
религиозных семьях, где за стол не садились без
святой молитвы, то как сочетается сегодня
полузабытая, а кое-где и вовсе неведомая
большинством россиян религия, с воспитанием
молодежи? Нет большого греха в том, что ныне во
храмы ходят кому не лень. Русская церковь видала
не такие нашествия, устояла. Другое дело – учить
Слову Божиему подростка, у которого не только
родители, но даже бабушки были «слабоубежденные
атеисты».
Разведческое дело получило «добро» из
самой высшей духовной инстанции. Сам Патриарх
Московский и всея Руси – Алексий Второй
обратился с пастырским благословением к
руководителям скаутских организаций России,
«сердечно приветствуя создание Братства
православных скаутов». Глава Русской Церкви
заверил вожаков российского скаутизма: «Господь
благословит вашу деятельность в области
духовного воспитания детей». Ему вторили и
другие высшие иерархи Русской Православной
Церкви. Конечно, это отрадно и не может не
вдохновлять старших, сознательно избравших свой
нелегкий путь – работу с молодежью в столь
непростое время.
Но как быть с детьми? Прожить лето в
жизни духовной, а затем окунуться на год в мир
реально-светский, где имя Божие если и
поминается, то всуе? Это ли не дополнительное
испытание для неокрепших мальчишеских душ? Не
получим ли мы опять «двойную» мораль и складную,
как полевой алтарь, нравственность? Одну для
скаутского лагеря, вторую – для обихода.
Хочется верить, что этого не случится.
И вот почему: общение разведчиков с миром
духовным и религией не ограничивается только
механическим заучиванием канонических молитв.
Они и в дни лагерей, и в жизни повседневной вольно
и невольно соприкасаются с христианским миром.
Посещают монастыри, храмы, оказывают посильную
помощь в их восстановлении или наведении порядка
и чистоты в монастырских подворьях. Некоторые
отряды бывают и в онкологических больницах, где
лежат тяжелобольные, практически без надежды на
выздоровление. Ребята ухаживают за ними,
развлекают их кукольными спектаклями, а уходя,
сами(!) предлагают: «Бабушка, хотите, я за вас
помолюсь сегодня на ночь?» Конечно, старушки
охотно соглашаются: ведь известно, молитва
ребенка скорее доходит до Бога. Можно быть
закоренелым атеистом, ни во что не верить, но
нельзя не признать: слова, что скажет на сон
грядущий отрок, будут исходить из самого его
сердца. Ведь вечером за ним никто не наблюдает, он
один наедине со своей совестью. А что есть Бог,
как не разбуженная совесть...
Я никого не стремлюсь ни в чем убедить.
Просто предлагаю взглянуть на сей своеобычный
скаутский мир со стороны. Посмотреть спокойно,
беспристрастно. Здесь ничего не требуют, лишь
советуют делать то, что самому хочется делать,
даже если нет рядом наблюдателя. Дети сами, без
подсказки и желания получить оценку в табель,
пишут письма... Богу. Их нельзя читать без
волнения.
«Синее небо, Господь, это когда у Тебя
хорошее настроение?» – интересуется
третьеклассница Надя. (Какой человечный образ
Бога у малышки!) «Почему меня так тянет вытворять
плохое? Это Ты меня проверяешь?» – уточняет Паша.
Малыши наблюдательны: «Нищие просят милостыню
около церкви, чтобы ты отмечал, кто дает?» –
предполагает Ирочка. Есть и скептики: «Ну, хорошо,
первую пару людей на Земле сотворил Ты. Но как
сделал третьего человека?» – недоумевает Владик.
Чего греха таить, находятся и небескорыстные
прагматики: «Сделай из меня супермена. Только не
говори, что надо тренироваться и делать по утрам
зарядку. Это я каждый день слышу от отца!» –
требует Моня из 4-го класса. А вот немного
грустное письмо: «Я бы хотела, чтобы мой день
рождения был пять раз в году. Но не из-за подарков,
просто больше раз я бы видела папу», – просит
Бога Нина. А вот уже вполне серьезная претензия к
Создателю от десятилетней Марины: «Зачем ты
создал этот мир, Ты что, не знал, что будет такая
заморочка?» Или не менее суровое: «Отец
Всевышний, почему ты ко многим людям как отчим?»
(Витя, 2-й класс.) А вот вопрос, которому бы
позавидовал и Вольтер: «Боже, а не было с тобой
так: кто-то Тебе симпатичен, но он не смотрит в
твою сторону?» (Кто еще, кроме ребенка, подумает
об участи бедных атеистов!) Впрочем, есть и весьма
доверительные строки: «Мама сказала, что я во сне
плакал. Ты не помнишь, о чем мы с тобой говорили?»
Автор убежден, ночью он беседует с Богом (Игорь,
3-й класс).
Если дети пишут к Богу такие письма, значит, он
живет в их душе. Пусть у них Бог не столь
совершенный и всемогущий, каким его представляет
официальная религия. Важно другое, в жизни детей
есть Некто, кому они доверяют сокровенное. И им
легче выполнять основные Заповеди, неважно, кем
они составлены. В любой редакции их суть сводится
к простому: относись к людям так, как бы хотел,
чтобы они относились к тебе.
Все флаги в гости будут к
нам
Листаю подшивку газеты «Скаутский
мир» и не могу не поражаться, как быстро ширится и
растет движение российских разведчиков по всей
Руси. Вот репортаж Сергея Серого из Владивостока
об удивительной жизни на «Острове сокровищ», где
провели время его подопечные – «уссурийские
тигрята». Прямо-таки веет запахом костра и
вкусной ушицы от снимка, присланного из
Республики Саха. Попробовать уху сподобился сам
Председатель Правительства – Валентин Федоров.
Людмила Стуканова делится радостными
впечатлениями от байдарочного похода по Карелии
со своими отрядом из Подмосковного Ступина.
Рапортуют о полной готовности «За Россию»
питерские скауты, проведшие свои курсы. Идут
радостные сообщения из Ногинска и Черноголовки,
Анапы и Волхова, Казани и Якутии, села Парамонова
под Яхромой и из «нашенского города» –
Владивостока.
Однако российские разведчики сильны
не только своими традициями, но и единством.
Единение лучше всего наблюдать, когда все они
собираются вместе, в один огромный слет, который
называется Джамбои. Он бывает раз в четыре года,
очередной в 2000 году. Но готовятся к нему заранее:
проходят всевозможные семинары, слеты,
симпозиумы, конгрессы. Словом, организация на
самом высоком уровне. Гости приезжают не только
из России, но и из других стран. Были в гостях у
россиян потомки русских эмигрантов из Венесуэлы.
Встречались наши ребята и с американскими
скаутами прямо в Москве: оказывается, при
американском посольстве есть свой отряд
американских скаутов, у которых не менее
интересная жизнь. Выезжают наши скауты и за
рубеж, других посмотреть, себя показать.
Показывать, как вы понимаете, есть чего, а вот
найти средства, чтобы прихватить с собою всех
желающих, сегодня непросто. Однако скауты на то и
скауты, чтобы выйти из трудного положения и в
такой ситуации. Организовали слет через
Интернет. Договорились о времени и стали искать
единомышленников в интернетовской сети. Заодно
проверили и свой английский: ведь одна из 100(!)
скаутских специальностей как раз переводчик. Вот
и переводи, о чем пишет тебе на твой запрос
далекой и неведомый пока друг. Таким образом,
ребята очень многое узнали о своих сверстниках,
живущих на всех пяти континентах. Контакты были
самые развеселые. Например, американский скаут,
получивший от своего российского друга послание,
написанное по-русски, но латинскими буквами, не
мог уразуметь: это по-каковски? Помог ему русский
скаут, без труда совершивший двойной перевод.
Оскар из Польши попросил ему прислать книжку
Сент-Экзюпери «Маленький принц». Вскоре он
благодарил за подарок, но долгое время не мог
понять, кто отправил столь ценную для него
бандероль. Поскольку Ира Середкина подписала ее
своим лесным именем Белка. Она не знала, как оно
звучит по-польски, а юный поляк «не разумел, як
моветь мыся» по-английски или по-французски.
Вскоре все разъяснилось: «маленькое животное
прыгает по деревьям (растекается мыслею по
древу), живет в дупле, грызет орехи».
– А, знаю! – обрадовался польский
разведчик. – Wiewiorka! Я тебе обязательно ее пришлю!
(Ира собирает игрушечных белок.)
Поистине, для того чтобы понимать друг
друга, много слов не надо. Много слов люди тратят,
когда нет всеобщего понимания. Например, в
парламенте, не зря же он дословно и переводится
на русский язык как «говорильня».
Что делать дальше?
Впрочем, пока российскому
разведческому движению грех обижаться на
непонимание со стороны власть имущих.
Приветствия и поздравления они регулярно
получают от многих представителей сильных мира
сего. Иногда щедрые напутствия сопровождаются
скупой материальной поддержкой. Я мог бы
перечислить здесь некоторые имена, но боюсь, в
силу известных причин, что к моменту подписания
номера их носители уже сойдут с политического и
административного Олимпа, уступив свое место еще
более достойным. Впрочем, дело не в них, а в том,
что скаутское движение, зародившееся девять
десятилетий назад, продолжает жить несмотря ни
на что. Мне припомнились слова иерея Алексия,
говорившего в своей тихой проповеди перед
десятью старушками, внимавшими ему в пустом
сельском храме: «Чистый родник нельзя замутить,
он рано или поздно пробьет себе дорогу через
грязь и наносы».
Я не стремился осветить всю жизнь
скаутского мира. Это невозможно даже в самой
подробной статье. Мне хотелось поделиться своими
впечатлениями от знакомства с теми, кто, говоря
словами гимна многотысячной организации, «за
Россию всегда готов!» И мне бы очень хотелось,
чтобы этот удивительный мир пришел в наши школы.
Я убежден, даже сегодня легче увлечь самых
скептически настроенных подростков, конкретными
делами прививая им любовь к Родине, труду,
близким и родным. А для создания школьных
скаутских отрядов не потребуется очень много
денег. Главное, чтобы во главе движения встал
человек, который бы искренне верил, что дети в
самом деле наше будущее. Будущее России. И потому
заботиться о них необходимо уже сегодня, сейчас.
Георгий ГЕОРГАДЗЕ
Адрес Центра связи с общественностью
Московского отдела ОРЮР:
107005, Москва, 2-я Бауманская, 9/23, корп. 18,
7 эт., к. 719
Тел.: (095)267-48-37
e-mail: orur@rosinter.ru
Редакция благодарит газету
«Скаутский мир», Елену Курникову и Центр связи с
общественностью Московского отдела ОРЮР за
помощь в организации этого материала и
предоставленные фотографии.
|
|