Из программы
«В будущее без наркотиков»
Авторы программы:
Анненкова Валентина Аникеевна – зам. главы управы района Северное Тушино;
Волжская Наталья Юрьевна – руководитель
ППЦ «Здоровье нации»;
Кандыбович Лилия Викторовна – кандидат
психологических наук.
Основные идеи
Вопрос «что, когда и как
говорить учащимся о наркотиках» представляет
собой сложную проблему. Широкая популяризация
сведений о наркотиках может оказать обратный
эффект – пробудить у подростков нездоровое
любопытство, стремление попробовать их
воздействие на себе. Однако, с другой стороны,
незнание вреда наркотиков, опасности
пристраститься к ним, расхожие фразы, что «от
нескольких раз наркоманом не станешь», «когда
захочешь – бросишь» и т.п. подрывают
естественную осторожность в отношении уколов,
толерантность к влияниям наркотизирующихся
приятелей.
Информация о вреде для здоровья и
опасности для жизни лучше воспринимается
подростками, когда исходит от авторитетных
профессионалов или сверстников.
Ключевым фактором в разработке мер
психопрофилактики аддиктивного поведения у
подростков является изучение его мотивации. Цель
состоит в изыскании путей и средств коррекции и
устранения истинных мотивов злоупотребления, а
также тех социально-психологических факторов,
которые способствуют аддиктивному поведению.
В рамках данной программы
предусматривается проведение первичной
профилактики.
Первичная профилактика в наркологии
предполагает использование двух основных
методов: системы запретов, наказаний и
просвещения. Вспомогательным, но важным приемом
является выявление контингента высокого риска
аддиктивного поведения.
Использование просвещения в целях
профилактики аддиктивного поведения среди
подростков представляет собой непростую задачу.
Санитарное просвещение предназначено
разъяснять, какой вред для здоровья, физического
и психического развития наносит злоупотребление
алкоголем, наркотиками и другими токсическими
веществами. Однако субъективная цена
собственного здоровья у определенной части
нового поколения подростков заметно упала – все
более актуальной становится проблема
саморазрушающего поведения.
Информация о вреде злоупотребления
алкоголем в глазах подростков приходит в явное
противоречие с массовым распространением
пьянства среди взрослых. В отношении наркотиков
вред их употребления подростками легко
признается, опасность стать наркоманом также
допускается. Большую часть подростков эта угроза
удерживает от злоупотребления.
Цели и задачи программы
Одна из актуальнейших проблем,
требующих своего решения, – это разработка и
внедрение системы взаимодействия школы, семьи и
общественности по предупреждению
правонарушений среди несовершеннолетних. Такое
взаимодействие должно обеспечивать
согласованность конкретных целей, задач, форм и
методов воспитательной работы.
С целью осуществления совместного
планирования результативных воспитательных
воздействий, координации связей
общеобразовательных, внешкольных учреждений и
общественных организаций на базе школы № 818
совместно с Управой района Северное Тушино
создан психолого-педагогический центр «Здоровье
нации».
Программа деятельности центра
является долгосрочной и имеет следующие цели:
1. Воспитание социально-компетентной
личности, способной адекватно воспринимать
самое себя, других людей, социальную ситуацию.
2. Активизация антинаркотической
пропаганды в школах района, формирование
установки на здоровый образ жизни у подростков
через интеграцию деятельности семьи, школы,
молодежных клубов, учреждений здравоохранения и
правоохранительных органов.
Достижение этих целей предусматривает
решение следующих задач.
1) Помочь подростку:
а) осознать негативные последствия
приема наркотиков для здоровья, душевного
благополучия, разрешения школьных и
внутрисемейных проблем; определять скрытые
мотивы приема наркотиков; научиться поведению в
типичных межличностных ситуациях, стимулирующих
употребление наркотических веществ; уметь
применять способы отказа от наркотиков;
б) распознавать симптомы
наркотического опьянения, иметь представление о
типичном поведении одурманенных и способах
общения с ними;
в) уметь выбирать достойные способы
общения, основанные на уважительном отношении
друг к другу, уметь находить наиболее гибкие и
конструктивные пути взаимодействия с
родителями, учителями, сверстниками;
г) научиться содержательному
проведению досуга; участвовать и организовывать
развивающие игры; уметь провести семейное
торжество, дружескую встречу без помощи
алкоголя;
з) научиться практике самопознания и
самовоспитания; уметь строить реальные
жизненные планы и искать пути их реализации.
2) Помочь учителю:
а) выявить темы программы по предмету,
при изучении которых целесообразно сообщать
информацию о наркотиках или проводить
убеждающие тренинги;
б) предоставить методические
разработки проведения серии уроков по биологии,
химии, литературе, ОБЖ, граждановедению,
обществознанию, истории;
в) использовать активные формы
организации урока;
г) предоставить методические
разработки проведения внеклассных мероприятий;
д) нацеливать на создание
благоприятного психологического климата при
организации урока и во внеурочной работе с
учащимися;
е) предоставить программы и
методические разработки уроков для
коррекционно-развивающего обучения подростков
«группы риска».
3) Помочь классному руководителю:
а) выявлять учащихся «группы риска»,
анализировать особенности их семейного и
дружеского окружения; в соответствии с этим
планировать индивидуальную работу с подобными
подростками;
б) помочь определять отношение
учащихся классного коллектива к алкоголю и
наркотикам и в соответствии с этим планировать
воспитательную работу в классе;
в) предоставить методические
разработки по направлениям: организация
содержательного досуга; развитие
коммуникативных навыков, обучение поведению в
стрессовых ситуациях;
г) научиться проводить тренинговые
занятия по проигрыванию и анализу конкретных
ситуаций, по отработке важнейших для подростка
социальных умений: принятия решения, совладания
со стрессами, способности тактично сказать «нет»
даже близкому человеку по принципиальным
соображениям и т.п.
4) Родителям:
а) дать педагогические знания: о
влиянии психологического и духовного климата в
семье на формирование подростка; о необходимости
организации свободного времени, интересов,
дружеского общения ребенка;
б) ознакомить со свойствами и
последствиями воздействия одурманивающих
веществ;
в) научить определять по внешним
признакам состояние наркотического опьянения;
г) ознакомить с возможными механизмами
вовлечения подростков в наркотические группы;
д) научить правильной стратегии
поведения в ситуации наркотического
(алкогольного) опьянения подростка.
Некоторые
формы и методы
антинаркотической работы
в школе и муниципальном районе
Волжская Наталья Юрьевна,
учитель школы № 818,
руководитель ППЦ «Здоровье нации»
муниципального района Северное Тушино
Об особенностях антинаркотической
работы в школе мы уже писали («Истина – в вине,
если все считают тебя виноватым...»/ «Управление
школой» № 6, февраль 1999). Остановимся подробнее на
том, какие мероприятия просветительского
характера могут быть проведены в районе.
Наиболее традиционная форма –
«круглый стол», когда в школы приглашают
специалистов – нарколога, работников
правоохранительных органов, сотрудников
кожвендиспансера, психолога. Беседа пройдет
особенно удачно, если накануне
а) учащиеся сформулируют интересующие
их вопросы;
б) будут активно задавать вопросы с
места;
в) педагоги школы проведут опрос (можно
использовать интервью с подростками, записанные
на магнитную или видеопленку).
Таким образом будут представлены
различные мнения (может быть, и ошибочные), будет
о чем спорить и кого переубеждать.
Выступающим совершенно недопустимо
называть конкретные лекарственные средства,
способы получения, приобретения и употребления
наркотических веществ. Следует использовать
информацию о быстром наступлении
наркозависимости, особенностях «ломки», об
изменениях в интеллектуальной и психической
сферах, об уменьшении половой активности, о вреде
наркотиков для потомства. Работники
правоохранительных органов, как правило,
приводят конкретные случаи, связанные с
совершениями правонарушений в состоянии
наркотического опьянения, указывают
соответствующие статьи УК РФ, говорят об
ответственности за нарушение этих статей.
Возможно использование агитбригады
школьников, когда они от имени специалистов –
нарколога, химика, медика, юриста и др. –
рассказывают о вреде курения, употребления
алкоголя, наркотиков. Выступления
сопровождаются демонстрацией кодо-плакатов с
соответствующими таблицами, диаграммами. Тексты
выступлений пишут учащиеся на основании книг,
журнальных и газетных публикаций, а также данных
опросов, проводимых в школе, постоянно
консультируясь с педагогом.
На подобной конференции – «деловой
игре» школьники рассказывают:
«нарколог» – о механизме действия
наркотических веществ, классификации и
особенностях действия наркотиков;
«химик» – о химическом составе,
строении, особенностях физических и химических
свойств вещества;
«медик» – о физиологическом действии
наркотических веществ, особенностях
заболеваний, с ними связанных;
«историк» – о некоторых фактах
истории приобщения человечества к алкоголю,
табакокурению, наркотикам;
«юрист» – приводит статьи УК РФ,
связанные с употреблением наркотиков и алкоголя;
«педагог» – об особенностях вредных
привычек у подростков;
«социолог» – приводит результаты
опроса об отношении к наркотическим веществам
учеников школы;
«искусствовед» – о наркотиках и
судьбах рок-музыкантов.
Можно как угодно изменять круг
рассматриваемых вопросов – ввести тему
«Алкоголь, наркотики и политика» («политолог»),
«Допинги и спорт» («спортивный обозреватель») –
и т.д. То есть это мозаика, которую можно
перекладывать по-разному. Как показывает наш
опыт, сценарий на каждой конференции ребятами
видоизменяется: обновляется содержание, идет
поиск интересных агитационных приемов. Так, было
предложено сжечь 100-рублевую купюру для
демонстрации урона, который наносит курение
бюджету курильщика (конечно, сжигали ксерокопию
банкноты). На одной из конференций участница с
микрофоном спускалась в зал, чтобы взять
блиц-интервью у зрителей. Школьники придумывают
себе новые «роли» («я хочу рассказать о СПИДе, у
меня есть интересный материал»).
Выступления учащихся не заменяют
бесед с настоящими специалистами, но все-таки
имеют свои плюсы: «С нами говорят на нашем языке,
а когда приглашаете взрослых, мы часто ничего не
понимаем». Надо учесть, что сегодня подростки
более открыты для разговора не со взрослыми, а с
себе подобными.
Научность и личностный смысл –
основные требования к содержанию.
А.Н. Леонтьев, анализируя сознание,
отмечал необходимость взаимосвязи «значения,
т.е. общественно-исторического опыта,
опредмеченного в орудиях труда, социальных
нормах и ценностях и понятиях языка» и
«личностного смысла» («значения для меня»). Очень
важно, чтобы приводимая информация приобрела для
слушателей личностный смысл.
Мы добиваемся этого следующим образом:
1) До конференции проводим опрос об
отношении школьников к употреблению
наркотических веществ, и, когда «социолог»
знакомит аудиторию с результатами, ребята,
выискав, «в каком проценте – мой ответ»,
понимают, что и дальше разговор пойдет о них.
2) Подбираем научные объяснения тех или
иных утверждений. Например, логическая цепочка:
строение молекулы этилового спирта – физические
свойства (растворимость в полярных и неполярных
растворителях) – физиологическое действие
этанола – патологические изменения в организме.
3) Материал конференции организован
так, что научные факты чередуются с описанием
житейских ситуаций или историческими
экскурсами, что позволяет легче усвоить
информацию.
Интересная форма работы опробована
нами в школе №1057 – диспут-шоу «Музыка как
наркотик». Накануне там провели социологический
опрос – о музыкальных предпочтениях
старшеклассников (классическая музыка уступает
популярной и року), о значимости музыкальной
культуры («не могу без музыки», «слушаю
постоянно» – самые массовые ответы). Плакаты с
данными опроса были представлены аудитории. На
дискуссию были приглашены «эксперты» –
рок-музыканты, психологи, педагоги. И после
долгих споров – от разговора о музыке перешли к
обсуждению увлечений и зависимости от них – был
сделан вывод: нельзя быть рабом своих увлечений,
все хорошо в меру. Ценность дискуссионных форм в
том, что они эмоциональные (идет спор),
убеждающие. Однако здесь очень важна роль
«экспертов», которые должны уметь отстоять
правильную точку зрения, и ведущих, направляющих
разговор в нужное русло.
В 1998–99 году в муниципальном районе
Северное Тушино мы провели конкурс плакатов,
докладов, рефератов, агитбригад. Эти виды работы
позволяют привлечь многих школьников, а в
копилке педагогов концентрируется
разнообразный материал для дальнейшей работы.
Интересно и использование центром
возможностей районной газеты «Вестник Северного
Тушино» – для информации о разнообразных акциях,
об итогах конкурсов антинаркотических работ, для
разговора с родителями.
Но самая яркая, красочная акция –
рок-фестиваль «Будущее без наркотиков», когда о
недопустимости употребления наркотических
веществ говорили со сцены рок-музыканты. Перед
концертом в фойе кинотеатра «Балтика» различные
досуговые центры муниципального района
представляли свою работу, выступали коллективы
Дома культуры и спортивных клубов.
Для демонстрации единства гостей акции –
педагогов, журналистов и рок-музыкантов – была
придумана «Афиша фестиваля» – плакат, на котором
расписывались участники после выступления. В
сценарии можно предусмотреть моменты,
демонстрирующие социальную значимость
фестиваля: приветствия, обращенные к
организаторам, выступления гостей. Каждую из
выступающих команд представляла
школьница-журналистка, которая рассказывала о
творчестве музыкантов и задавала им вопросы.
Конечно, глубина разговора зависит от
того, насколько интересная и содержательная
личность на сцене. Зачастую короткие реплики – о
необходимости хорошего образования, о занятиях
спортом, о дружбе, об ответственности за
собственную жизнь и за судьбу близких – исходили
от кумиров подростков и производили более
глубокое впечатление, чем привычные нотации
учителей и родителей.
Для организации антинаркотической работы в
районе важна поддержка муниципальных властей,
сотрудничество районных структур – работников
наркологического диспансера, отдела по
предупреждению правонарушений подростков,
районной прессы, администраций школ.
|
Памятка для
родителей
Признаки и
симптомы
возможного употребления наркотиков
вашим ребенком
Физиологические признаки:
бледность кожи;
расширенные или суженные зрачки,
покрасневшие или мутные глаза;
замедленная, несвязная речь;
потеря аппетита, похудение или
чрезмерное употребление пищи;
хронический кашель;
плохая координация движений
(пошатывание или спотыкание).
Поведенческие признаки:
беспричинное возбуждение, вялость;
повышенная работоспособность;
нарастающее безразличие ко всему,
ухудшение памяти и внимания;
уходы из дома, прогулы в школе по
непонятным причинам;
трудности в сосредоточении на чем-то
конкретном;
бессонница;
болезненная реакция на критику,
частая и резкая смена настроения;
повышенная утомляемость;
прекращение общения с людьми, с
которыми раньше были близки;
снижение успеваемости в школе;
постоянные просьбы дать денег;
пропажа из дома ценностей, книг,
одежды, видео- и аудиотехники;
частые телефонные звонки;
самоизоляция, уход от участия в делах,
которые раньше были интересны;
вранье, изворотливость, лживость;
уход от ответов на прямые вопросы,
склонность сочинять небылицы;
неопрятный внешний вид;
склонность к прослушиванию
специфической музыки;
проведение большей части времени в
компаниях асоциального типа.
Очевидные признаки:
следы от уколов, порезы, синяки;
бумажки и денежные купюры, свернутые
в трубочки;
маленькие закопченные ложечки;
капсулы, пузырьки, жестяные банки;
пачки лекарств снотворного или
успокоительного действия;
папиросы «Беломор» в пачках из-под
сигарет.
Что делать, если вы подозреваете, что
ваш ребенок употребляет наркотики:
не впадайте к панику;
понаблюдайте внимательно за ним, не
демонстрируя чрезмерного подозрения;
обсудите свои подозрения с вашим
ребенком, не пытаясь кричать на него или обвинять
в чем-либо;
не читайте морали, ни в коем случае не
угрожайте и не наказывайте его;
поддержите вашего ребенка, проявив
понимание и заботу;
объясните ему опасность пути, на
который он встал;
не верьте его уверениям, что он сможет
справиться с этим без посторонней помощи;
попытайтесь уговорить его обратиться
к специалисту.
Если ваши подозрения
подтвердились, не отчаивайтесь. Не теряйте ни
одного дня.
Обращайтесь по телефону
доверия «Российской нарколинии»: 280-61-01.
Вам обязательно помогут! |
|
Рок-музыканты – жертвы
наркотиков
(указаны: год смерти – фамилия
музыканта – причина смерти – возраст)
1969 – Брайн Джонс, гитарист
группы Rolling Stones. Передозировка наркотиков. 27 лет.
1970 – Джими Хендрикс.
Чрезмерная доза снотворного. 27 лет.
1970 – Дженис Джоплин.
Передозировка героина. 23 года.
1971 – Джим Моррисон, вокалист
группы The Doors. Сердечный приступ, вызванный
чрезмерным употреблением химических и
натуральных препаратов. 28 лет.
1975 – Тим Бакли. Сверхдоза
героина. 28 лет.
1977 – Элвис Пресли. Сердечный
приступ, вызванный, вероятно, употреблением
наркотиков. 42 года.
1979 – Сид Вишес, бас-гитарист
группы Sex Pistols. Передозировка героина. 21 год.
1980 – Джон Бонем, барабанщик
группы Led Zeppelin. Чрезмерное употребление
наркотических и алкогольных препаратов. 33 года.
1980 – Бон Скотт, вокалист
группы AC/DC. Захлебнулся рвотными массами,
злоупотребив алкоголем и героином. 33 года.
1980 – Йан Кертис, вокалист
группы Joy Division. Повесился в помещении
собственного дома. 28 лет.
1982 – Джеймс Ханнимен-Скотт,
бас-гитарист, клавишник Pretenders. Передозировка
героина. 25 лет.
1983 – Питер Франдон, гитарист
Pretenders. Передозировка героина. 30 лет.
1988 – Нико, вокалистка группы
Velvet Underground. Черепно-мозговая травма в состоянии
наркотического опьянения. 50 лет.
1991 – Стив Кларк, гитарист Def
Leppard. Передозировка героина и кокаина. 30 лет.
1993 – Джи Джи Эллин.
Передозировка героина, смешанного с кокаином. 30
лет.
1994 – Курт Кобейн, вокалист
группы Nirvana. Самоубийство. 26 лет.
1995 – Джерри Гарсия, вокалист
группы Grateful Dead. Сердечный приступ при лечении от
наркомании. 52 года.
1995 – Кристин Пфаф,
бас-гитаристка группы Hole. Передозировка. 25 лет.
1995 – Ричард Шеннон Хун,
вокалист группы Blind Melon. Передозировка героина. 28
лет.
1995 – Дон Черри, джазмен,
трубач. Умер от сердечного приступа. 59 лет.
1996 – Ричи Мэник, гитарист группы Manic
Street Preacher. Пропал без вести. 25 лет.
ЛИТЕРАТУРА
1. Клепикова Е. Прогулки по
аду./ Журнал «Живой Звук» № 5/96.
2. Приложение «Аргументы и факты» – «Я
молодой» № 4/97, № 37/97.
3. Ксения Полина. Nirvana./ Журнал
«Ровесник» № 3/97.
4. Карен Шомер. Рок и наркотики:
битва продолжается./ Журнал «Ровесник» № 8/97.