Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №29/1999

Архив

Из программы
«В будущее без наркотиков»

Авторы программы:

Анненкова Валентина Аникеевна – зам. главы управы района Северное Тушино;
Волжская Наталья Юрьевна – руководитель ППЦ «Здоровье нации»;
Кандыбович Лилия Викторовна – кандидат психологических наук.

 

Основные идеи

Вопрос «что, когда и как говорить учащимся о наркотиках» представляет собой сложную проблему. Широкая популяризация сведений о наркотиках может оказать обратный эффект – пробудить у подростков нездоровое любопытство, стремление попробовать их воздействие на себе. Однако, с другой стороны, незнание вреда наркотиков, опасности пристраститься к ним, расхожие фразы, что «от нескольких раз наркоманом не станешь», «когда захочешь – бросишь» и т.п. подрывают естественную осторожность в отношении уколов, толерантность к влияниям наркотизирующихся приятелей.

Информация о вреде для здоровья и опасности для жизни лучше воспринимается подростками, когда исходит от авторитетных профессионалов или сверстников.

Ключевым фактором в разработке мер психопрофилактики аддиктивного поведения у подростков является изучение его мотивации. Цель состоит в изыскании путей и средств коррекции и устранения истинных мотивов злоупотребления, а также тех социально-психологических факторов, которые способствуют аддиктивному поведению.

В рамках данной программы предусматривается проведение первичной профилактики.

Первичная профилактика в наркологии предполагает использование двух основных методов: системы запретов, наказаний и просвещения. Вспомогательным, но важным приемом является выявление контингента высокого риска аддиктивного поведения.

Использование просвещения в целях профилактики аддиктивного поведения среди подростков представляет собой непростую задачу. Санитарное просвещение предназначено разъяснять, какой вред для здоровья, физического и психического развития наносит злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими токсическими веществами. Однако субъективная цена собственного здоровья у определенной части нового поколения подростков заметно упала – все более актуальной становится проблема саморазрушающего поведения.

Информация о вреде злоупотребления алкоголем в глазах подростков приходит в явное противоречие с массовым распространением пьянства среди взрослых. В отношении наркотиков вред их употребления подростками легко признается, опасность стать наркоманом также допускается. Большую часть подростков эта угроза удерживает от злоупотребления.

 

Цели и задачи программы

Одна из актуальнейших проблем, требующих своего решения, – это разработка и внедрение системы взаимодействия школы, семьи и общественности по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Такое взаимодействие должно обеспечивать согласованность конкретных целей, задач, форм и методов воспитательной работы.

С целью осуществления совместного планирования результативных воспитательных воздействий, координации связей общеобразовательных, внешкольных учреждений и общественных организаций на базе школы № 818 совместно с Управой района Северное Тушино создан психолого-педагогический центр «Здоровье нации».

Программа деятельности центра является долгосрочной и имеет следующие цели:

1. Воспитание социально-компетентной личности, способной адекватно воспринимать самое себя, других людей, социальную ситуацию.

2. Активизация антинаркотической пропаганды в школах района, формирование установки на здоровый образ жизни у подростков через интеграцию деятельности семьи, школы, молодежных клубов, учреждений здравоохранения и правоохранительных органов.

Достижение этих целей предусматривает решение следующих задач.

1) Помочь подростку:

а) осознать негативные последствия приема наркотиков для здоровья, душевного благополучия, разрешения школьных и внутрисемейных проблем; определять скрытые мотивы приема наркотиков; научиться поведению в типичных межличностных ситуациях, стимулирующих употребление наркотических веществ; уметь применять способы отказа от наркотиков;

б) распознавать симптомы наркотического опьянения, иметь представление о типичном поведении одурманенных и способах общения с ними;

в) уметь выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу, уметь находить наиболее гибкие и конструктивные пути взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками;

г) научиться содержательному проведению досуга; участвовать и организовывать развивающие игры; уметь провести семейное торжество, дружескую встречу без помощи алкоголя;

з) научиться практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации.

2) Помочь учителю:

а) выявить темы программы по предмету, при изучении которых целесообразно сообщать информацию о наркотиках или проводить убеждающие тренинги;

б) предоставить методические разработки проведения серии уроков по биологии, химии, литературе, ОБЖ, граждановедению, обществознанию, истории;

в) использовать активные формы организации урока;

г) предоставить методические разработки проведения внеклассных мероприятий;

д) нацеливать на создание благоприятного психологического климата при организации урока и во внеурочной работе с учащимися;

е) предоставить программы и методические разработки уроков для коррекционно-развивающего обучения подростков «группы риска».

3) Помочь классному руководителю:

а) выявлять учащихся «группы риска», анализировать особенности их семейного и дружеского окружения; в соответствии с этим планировать индивидуальную работу с подобными подростками;

б) помочь определять отношение учащихся классного коллектива к алкоголю и наркотикам и в соответствии с этим планировать воспитательную работу в классе;

в) предоставить методические разработки по направлениям: организация содержательного досуга; развитие коммуникативных навыков, обучение поведению в стрессовых ситуациях;

г) научиться проводить тренинговые занятия по проигрыванию и анализу конкретных ситуаций, по отработке важнейших для подростка социальных умений: принятия решения, совладания со стрессами, способности тактично сказать «нет» даже близкому человеку по принципиальным соображениям и т.п.

4) Родителям:

а) дать педагогические знания: о влиянии психологического и духовного климата в семье на формирование подростка; о необходимости организации свободного времени, интересов, дружеского общения ребенка;

б) ознакомить со свойствами и последствиями воздействия одурманивающих веществ;

в) научить определять по внешним признакам состояние наркотического опьянения;

г) ознакомить с возможными механизмами вовлечения подростков в наркотические группы;

д) научить правильной стратегии поведения в ситуации наркотического (алкогольного) опьянения подростка.

 

 Некоторые формы и методы
антинаркотической работы
в школе и муниципальном районе

Волжская Наталья Юрьевна,
учитель школы № 818,
руководитель ППЦ «Здоровье нации» муниципального района Северное Тушино

Об особенностях антинаркотической работы в школе мы уже писали («Истина – в вине, если все считают тебя виноватым...»/ «Управление школой» № 6, февраль 1999). Остановимся подробнее на том, какие мероприятия просветительского характера могут быть проведены в районе.

Наиболее традиционная форма – «круглый стол», когда в школы приглашают специалистов – нарколога, работников правоохранительных органов, сотрудников кожвендиспансера, психолога. Беседа пройдет особенно удачно, если накануне

а) учащиеся сформулируют интересующие их вопросы;

б) будут активно задавать вопросы с места;

в) педагоги школы проведут опрос (можно использовать интервью с подростками, записанные на магнитную или видеопленку).

Таким образом будут представлены различные мнения (может быть, и ошибочные), будет о чем спорить и кого переубеждать.

Выступающим совершенно недопустимо называть конкретные лекарственные средства, способы получения, приобретения и употребления наркотических веществ. Следует использовать информацию о быстром наступлении наркозависимости, особенностях «ломки», об изменениях в интеллектуальной и психической сферах, об уменьшении половой активности, о вреде наркотиков для потомства. Работники правоохранительных органов, как правило, приводят конкретные случаи, связанные с совершениями правонарушений в состоянии наркотического опьянения, указывают соответствующие статьи УК РФ, говорят об ответственности за нарушение этих статей.

Возможно использование агитбригады школьников, когда они от имени специалистов – нарколога, химика, медика, юриста и др. – рассказывают о вреде курения, употребления алкоголя, наркотиков. Выступления сопровождаются демонстрацией кодо-плакатов с соответствующими таблицами, диаграммами. Тексты выступлений пишут учащиеся на основании книг, журнальных и газетных публикаций, а также данных опросов, проводимых в школе, постоянно консультируясь с педагогом.

На подобной конференции – «деловой игре» школьники рассказывают:

«нарколог» – о механизме действия наркотических веществ, классификации и особенностях действия наркотиков;

«химик» – о химическом составе, строении, особенностях физических и химических свойств вещества;

«медик» – о физиологическом действии наркотических веществ, особенностях заболеваний, с ними связанных;

«историк» – о некоторых фактах истории приобщения человечества к алкоголю, табакокурению, наркотикам;

«юрист» – приводит статьи УК РФ, связанные с употреблением наркотиков и алкоголя;

«педагог» – об особенностях вредных привычек у подростков;

«социолог» – приводит результаты опроса об отношении к наркотическим веществам учеников школы;

«искусствовед» – о наркотиках и судьбах рок-музыкантов.

Можно как угодно изменять круг рассматриваемых вопросов – ввести тему «Алкоголь, наркотики и политика» («политолог»), «Допинги и спорт» («спортивный обозреватель») – и т.д. То есть это мозаика, которую можно перекладывать по-разному. Как показывает наш опыт, сценарий на каждой конференции ребятами видоизменяется: обновляется содержание, идет поиск интересных агитационных приемов. Так, было предложено сжечь 100-рублевую купюру для демонстрации урона, который наносит курение бюджету курильщика (конечно, сжигали ксерокопию банкноты). На одной из конференций участница с микрофоном спускалась в зал, чтобы взять блиц-интервью у зрителей. Школьники придумывают себе новые «роли» («я хочу рассказать о СПИДе, у меня есть интересный материал»).

Выступления учащихся не заменяют бесед с настоящими специалистами, но все-таки имеют свои плюсы: «С нами говорят на нашем языке, а когда приглашаете взрослых, мы часто ничего не понимаем». Надо учесть, что сегодня подростки более открыты для разговора не со взрослыми, а с себе подобными.

Научность и личностный смысл – основные требования к содержанию.

А.Н. Леонтьев, анализируя сознание, отмечал необходимость взаимосвязи «значения, т.е. общественно-исторического опыта, опредмеченного в орудиях труда, социальных нормах и ценностях и понятиях языка» и «личностного смысла» («значения для меня»). Очень важно, чтобы приводимая информация приобрела для слушателей личностный смысл.

Мы добиваемся этого следующим образом:

1) До конференции проводим опрос об отношении школьников к употреблению наркотических веществ, и, когда «социолог» знакомит аудиторию с результатами, ребята, выискав, «в каком проценте – мой ответ», понимают, что и дальше разговор пойдет о них.

2) Подбираем научные объяснения тех или иных утверждений. Например, логическая цепочка: строение молекулы этилового спирта – физические свойства (растворимость в полярных и неполярных растворителях) – физиологическое действие этанола – патологические изменения в организме.

3) Материал конференции организован так, что научные факты чередуются с описанием житейских ситуаций или историческими экскурсами, что позволяет легче усвоить информацию.

Интересная форма работы опробована нами в школе №1057 – диспут-шоу «Музыка как наркотик». Накануне там провели социологический опрос – о музыкальных предпочтениях старшеклассников (классическая музыка уступает популярной и року), о значимости музыкальной культуры («не могу без музыки», «слушаю постоянно» – самые массовые ответы). Плакаты с данными опроса были представлены аудитории. На дискуссию были приглашены «эксперты» – рок-музыканты, психологи, педагоги. И после долгих споров – от разговора о музыке перешли к обсуждению увлечений и зависимости от них – был сделан вывод: нельзя быть рабом своих увлечений, все хорошо в меру. Ценность дискуссионных форм в том, что они эмоциональные (идет спор), убеждающие. Однако здесь очень важна роль «экспертов», которые должны уметь отстоять правильную точку зрения, и ведущих, направляющих разговор в нужное русло.

В 1998–99 году в муниципальном районе Северное Тушино мы провели конкурс плакатов, докладов, рефератов, агитбригад. Эти виды работы позволяют привлечь многих школьников, а в копилке педагогов концентрируется разнообразный материал для дальнейшей работы.

Интересно и использование центром возможностей районной газеты «Вестник Северного Тушино» – для информации о разнообразных акциях, об итогах конкурсов антинаркотических работ, для разговора с родителями.

Но самая яркая, красочная акция – рок-фестиваль «Будущее без наркотиков», когда о недопустимости употребления наркотических веществ говорили со сцены рок-музыканты. Перед концертом в фойе кинотеатра «Балтика» различные досуговые центры муниципального района представляли свою работу, выступали коллективы Дома культуры и спортивных клубов.

Для демонстрации единства гостей акции – педагогов, журналистов и рок-музыкантов – была придумана «Афиша фестиваля» – плакат, на котором расписывались участники после выступления. В сценарии можно предусмотреть моменты, демонстрирующие социальную значимость фестиваля: приветствия, обращенные к организаторам, выступления гостей. Каждую из выступающих команд представляла школьница-журналистка, которая рассказывала о творчестве музыкантов и задавала им вопросы.

Конечно, глубина разговора зависит от того, насколько интересная и содержательная личность на сцене. Зачастую короткие реплики – о необходимости хорошего образования, о занятиях спортом, о дружбе, об ответственности за собственную жизнь и за судьбу близких – исходили от кумиров подростков и производили более глубокое впечатление, чем привычные нотации учителей и родителей.

Для организации антинаркотической работы в районе важна поддержка муниципальных властей, сотрудничество районных структур – работников наркологического диспансера, отдела по предупреждению правонарушений подростков, районной прессы, администраций школ.

Памятка для родителей

 

Признаки и симптомы
возможного употребления наркотиков
вашим ребенком

Физиологические признаки:

  • бледность кожи;

  • расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

  • замедленная, несвязная речь;

  • потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

  • хронический кашель;

  • плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).

 

Поведенческие признаки:

  • беспричинное возбуждение, вялость;

  • повышенная работоспособность;

  • нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;

  • уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;

  • трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;

  • бессонница;

  • болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;

  • повышенная утомляемость;

  • прекращение общения с людьми, с которыми раньше были близки;

  • снижение успеваемости в школе;

  • постоянные просьбы дать денег;

  • пропажа из дома ценностей, книг, одежды, видео- и аудиотехники;

  • частые телефонные звонки;

  • самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

  • вранье, изворотливость, лживость;

  • уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;

  • неопрятный внешний вид;

  • склонность к прослушиванию специфической музыки;

  • проведение большей части времени в компаниях асоциального типа.

 

Очевидные признаки:

  • следы от уколов, порезы, синяки;

  • бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;

  • маленькие закопченные ложечки;

  • капсулы, пузырьки, жестяные банки;

  • пачки лекарств снотворного или успокоительного действия;

  • папиросы «Беломор» в пачках из-под сигарет.

 

Что делать, если вы подозреваете, что ваш ребенок употребляет наркотики:

  • не впадайте к панику;

  • понаблюдайте внимательно за ним, не демонстрируя чрезмерного подозрения;

  • обсудите свои подозрения с вашим ребенком, не пытаясь кричать на него или обвинять в чем-либо;

  • не читайте морали, ни в коем случае не угрожайте и не наказывайте его;

  • поддержите вашего ребенка, проявив понимание и заботу;

  • объясните ему опасность пути, на который он встал;

  • не верьте его уверениям, что он сможет справиться с этим без посторонней помощи;

  • попытайтесь уговорить его обратиться к специалисту.

 

Если ваши подозрения подтвердились, не отчаивайтесь. Не теряйте ни одного дня.

Обращайтесь по телефону доверия «Российской нарколинии»: 280-61-01.

Вам обязательно помогут!

 

Рок-музыканты – жертвы наркотиков

(указаны: год смерти – фамилия музыканта – причина смерти – возраст)

1969 – Брайн Джонс, гитарист группы Rolling Stones. Передозировка наркотиков. 27 лет.

1970 – Джими Хендрикс. Чрезмерная доза снотворного. 27 лет.

1970 – Дженис Джоплин. Передозировка героина. 23 года.

1971 – Джим Моррисон, вокалист группы The Doors. Сердечный приступ, вызванный чрезмерным употреблением химических и натуральных препаратов. 28 лет.

1975 – Тим Бакли. Сверхдоза героина. 28 лет.

1977 – Элвис Пресли. Сердечный приступ, вызванный, вероятно, употреблением наркотиков. 42 года.

1979 – Сид Вишес, бас-гитарист группы Sex Pistols. Передозировка героина. 21 год.

1980 – Джон Бонем, барабанщик группы Led Zeppelin. Чрезмерное употребление наркотических и алкогольных препаратов. 33 года.

1980 – Бон Скотт, вокалист группы AC/DC. Захлебнулся рвотными массами, злоупотребив алкоголем и героином. 33 года.

1980 – Йан Кертис, вокалист группы Joy Division. Повесился в помещении собственного дома. 28 лет.

1982 – Джеймс Ханнимен-Скотт, бас-гитарист, клавишник Pretenders. Передозировка героина. 25 лет.

1983 – Питер Франдон, гитарист Pretenders. Передозировка героина. 30 лет.

1988 – Нико, вокалистка группы Velvet Underground. Черепно-мозговая травма в состоянии наркотического опьянения. 50 лет.

1991 – Стив Кларк, гитарист Def Leppard. Передозировка героина и кокаина. 30 лет.

1993 – Джи Джи Эллин. Передозировка героина, смешанного с кокаином. 30 лет.

1994 – Курт Кобейн, вокалист группы Nirvana. Самоубийство. 26 лет.

1995 – Джерри Гарсия, вокалист группы Grateful Dead. Сердечный приступ при лечении от наркомании. 52 года.

1995 – Кристин Пфаф, бас-гитаристка группы Hole. Передозировка. 25 лет.

1995 – Ричард Шеннон Хун, вокалист группы Blind Melon. Передозировка героина. 28 лет.

1995 – Дон Черри, джазмен, трубач. Умер от сердечного приступа. 59 лет.

1996 – Ричи Мэник, гитарист группы Manic Street Preacher. Пропал без вести. 25 лет.

 


ЛИТЕРАТУРА

1. Клепикова Е. Прогулки по аду./ Журнал «Живой Звук» № 5/96.

2. Приложение «Аргументы и факты» – «Я молодой» № 4/97, № 37/97.

3. Ксения Полина. Nirvana./ Журнал «Ровесник» № 3/97.

4. Карен Шомер. Рок и наркотики: битва продолжается./ Журнал «Ровесник» № 8/97.

Рейтинг@Mail.ru