Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №26/1999

Архив

Юрий ЛУЖКОВ, мэр города Москвы, лидер Общероссийской политической общественной организации «Отечество»:

«Бисмарк был не дурак!»

«Бисмарк говорил, что основой государства является школа. Бисмарк был не дурак! Его слова нужно было бы разместить на больших плакатах в правительственных кабинетах».

Недавно наш политсовет рассматривал политическую позицию, касающуюся образования. Она выражена в постановлении по защите интересов школы, которое будет реализовано через контакты с государственными, властными структурами. В постановлении мы изложили ряд базисных принципов. Они не являются новыми, они реализованы в Москве. Наша позиция такова: каждый молодой гражданин, каждый ребенок должен иметь равные стартовые возможности для вхождения в самостоятельную жизнь. Этот принцип должен быть основополагающим в любом обществе.

Самое неприемлемое – это отлучить школу и высшую школу от государства. Если государство бросает обучение своих граждан, оно очень быстро получает страшный результат. В Чечне одно из первых, абсолютно губительных действий Дудаева – не военные акции, а полное пренебрежение обучением ребят. Детей перестали учить, бросили лечить. Когда мы разбирали эту проблему с нашими специалистами, то пришли к выводу, что даже если в Чечне эту задачу оставили без внимания, скажем, на три–пять лет, то потеряно не три и не пять лет – это будет больше полувека влиять на ситуацию в регионе.

Мы говорим о том, что каждый молодой человек должен иметь равные стартовые условия на получение высшего образования. На съезде ректоров вузов страны мне удалось высказать точку зрения Московского Правительства, и она была активно поддержана ректорами. Точка зрения базировалась на принципе формирования такой системы организации высшей школы, при которой молодой человек, рожденный в бедной семье, имел бы те же возможности получения высшего образования, что и молодой человек из богатой семьи. Категорически нельзя принимать проект закона по высшей школе, который внесло Правительство Российской Федерации, предусматривающий практически полную коммерциализацию высшей школы. Это означало бы, что пятая часть россиян может найти деньги на то, чтобы учить молодого человека в высшей школе. 80 процентов граждан такой возможности не будут иметь. Это снизит деловую активность, гуманитарный, культурный потенциал страны.

Бисмарк говорил, что основой государства является школа. Бисмарк был далеко не дурак. Его слова нужно было бы разместить на больших плакатах в правительственных кабинетах.

Как действуем мы в Москве? Первый вопрос – государственная ответственность за народное образование. Город ее берет на себя. В бюджете города по базисному принципу выделяются средства на народное образование.

Второй наш принцип вытекает из первого. Если ребенок живет в бедной семье (особенно когда речь идет о начальных классах), мы должны постараться не только обеспечить условия для его учебы, но и подумать о его здоровье.

Мы приняли решение – кормить ребят в начальных классах, но мы понимаем, что в Москва – это не вся Россия. Так сложилось, что мы ведем строительство школ в некоторых регионах. Сейчас мы завершаем строительство школы в Вологодской области в Великом Устюге. У них недавно было наводнение. В ответ на наше предложение помочь поправить дома они попросили построить им приличную школу. В августе поеду ее открывать. В Шушенском тоже открываем школу. В Алтайском крае надо достраивать крупную школу.

Я считаю, что в России отвергать образовательный потенциал, который мы набрали за предыдущие десятилетия, было бы большой глупостью. И когда в Москве мы начинали создавать какие-то новые системы обучения, то базой и основой служила организация школьного дела, которая пришла к нам из предыдущих времен. Мы не собираемся взламывать все, начинать с пустого места, с чистой страницы. Да мы и не можем этого сделать – у нас в системе образования 1,5 миллиона ребят, 4 тысячи учебных заведений, около 200 тысяч учителей.

Приняв принципы развития, совершенствования, а не разрушения, мы ввели в школьное дело большое число новаций. Сегодня у нас около 400 учебных заведений (их уже нельзя назвать обычными школами, они работают по принципам лицея, колледжа, кадетского корпуса, частных школ и школ смешанного финансирования). Здесь мы оставляем простор для инициативы учительского корпуса.

Эти инициативы – настоящая школа поиска творческих решений как в организации процессов образования, так и процессов финансирования. Мы воспринимаем инициативу работников школы, Городского комитета образования (там очень творческие люди) как необходимый и перспективный поиск творческих идей.

Совсем недавно мы открыли школу для обучения детей, которым по состоянию здоровья нельзя было ходить в школу. Постарались собрать ребят, которые не могли ходить в школу из-за хронических болезней, совместили учебный процесс с лечебным и получили уникальные результаты. Коэффициент здоровья начал резко улучшаться. Сами работники школы (в большинстве своем – это родители детей) в течение нескольких лет не могли отойти от своего ребенка. А теперь198 сотрудников этой школы учат около 500 детей. Вы не представляете, какая совершенно новая среда там возникла!

Эта школа – первый наш опыт. Теперь приняли решение создавать такие школы-комплексы в каждой префектуре, чтобы родителям не пришлось далеко возить ребят в школу, на другой конец Москвы.

В жизни школы всегда есть проблемы, противоречия. Их нелегко, но можно решать. Примеров тому в нашей практике много. Мы очень долго мучались над тем, как нормально решить проблему учебников. Количество учебников только для Москвы совершенно грандиозное. Каждый год нам приходится издавать 4–4,5 млн. учебников. Это целая индустрия! После всяких сложностей мы создали акционерное общество «Московский учебник и картография». Все упростилось. Москва сама выпускает учебники. Многим регионам России в рамках гуманитарной помощи мы рассылаем эти учебники, помогаем Севастополю, Крыму, Баку, Прибалтике, Белоруссии.

Были случаи, когда ко мне приходили руководители Департамента финансов, другие наши руководители, которые отвечали в правительстве за народное образование (за народное образование в Москве отвечает второе лицо в правительстве – вице-мэр, а, по сути, ответственность должен нести первый руководитель города, региона), докладывали о нуждах образования. Публика сидит: одна часть – угрюмая, настроенная на то, чтоб «не пускать», вторая – готова на все, лишь бы развалить старое; третья готова к среднему решению, но не знает, как его найти, сформулировать.

Теперь – научились. У нас не было случая, чтобы мы задержали заработную плату в бюджетной сфере и пенсионерам. Думаю, у каждого региона имеются деньги на выплату зарплаты учителям и врачам, только нужно это ставить во главу угла. Рассчитайтесь с теми, кто служит государству, остальное – по остаточному принципу. Дальше – тепло, продовольствие, транспорт. Реши эти вопросы, ведь уровень оплаты труда нищенский, после 17 августа он упал в Москве в три раза.

Мы имеем возможность обеспечивать нашу школу, пусть не Бог весть как. Но мы хотим, чтобы заработная плата учителей была приличной, а не такой, какая она сегодня. Мы стараемся это сделать. Средняя заработная плата в московских школах 950 рублей. Но мы ввели системы дотаций за внеклассную работу, за кружковую работу, за проверку тетрадей и т.д. Мы укрепляем авторитет учителя. В каждой префектуре имеются управления народного образования, там свой процесс поддержки учителей. Учительский совет Москвы определяет лучших учителей года. Это примерно 20 человек. Им вручаются премии. Я могу сказать, что школа в Москве не провалилась, школа в Москве живет. Ежегодно мы строим от 12 до 20 школ. Недавно открыли школу на Сретенке. А школы в центре города у нас получаются лучше, они более индивидуальные, лучше укомплектованы. Вообще, лицо школы – это во многом лицо государства, школьная атмосфера – это атмосфера будущего.

Трудами наших учителей, профессоров и преподавателей, нередко без самого минимального обеспечения, развивается высшая и средняя школа, создается задел для рывка России в XXI век. Мы должны покончить с жалким, унизительным существованием большинства из нас. Первоочередное финансирование передовых научных исследований и разработок, образования, здравоохранения и культуры должно быть гарантировано. И критерии деятельности власти должны стать простыми и ясными. Предмет власти – это договор с народом, заключенный на определенный срок. Условия договора – предвыборные гарантии. Условия досрочного расторжения договора – невыполнение предвыборных гарантий.

На этом нужно строить взаимоотношения власти и народа: отчет – одобрение либо отчет – отзыв.

Рейтинг@Mail.ru