Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/1999

Архив

Топ-менеджер...
за школьной партой

Во времена не поддающегося никаким разумным объяснениям экономического хаоса даже у последнего двоечника не возникнет сомнений в полезности и необходимости изучения экономики. Потому как само это понятие ему уже знакомо: из-за откуда ни возьмись появившихся слов «инфляция», «курс доллара» и новомодного «дефолт». С этой самой экономикой он сталкивается каждый день, выбегая на переменке за мороженым. Российскому школьнику этот предмет понятен и доступен, так как он видел своими глазами грандиознейшее явление – становление рыночной экономики в стране. Поэтому для него это уже не отвлеченный предмет школьной программы, изобилующий непонятными определениями, а некая теоретическая основа, инструмент, складывающий разрозненные кирпичики знаний в стройное дело.

Но как лучше построить это здание, кто окажется лучшим строителем? Трудно не согласиться с тем фактом, что «местные» учебные программы с этой задачей хорошо справиться не могут. А что, если обратиться к методикам стран, рыночная экономика в которых успешно развивается уже не одно десятилетие? Прежде всего на ум приходят, конечно, США.

В 1919 году в Америке предприниматель деревообрабатывающего бизнеса Гораций Мозес создал систему подготовки своих служащих, подразумевающую сочетание экономической теории и практических навыков. Позднее на основе этого опыта была создана программа обучения школьников. Она называется Junior Achievement («Достижения молодых») – международная бесприбыльная организация, семь лет назад появившаяся и в России и на сегодняшний день существующая в 34 городах страны. Программа развивается по нескольким направлениям: издание учебных пособий для разных классов, проведение школьных компаний, где ребята пробуют себя в роли предпринимателей, и многое другое. Все это – методы представить экономику не в виде формул и определений, а с помощью примеров из жизни дать «почувствовать» суть этого непростого явления, на опыте показать его законы и механизмы.

Наиболее эффективной является компьютерная программа «Моделирование экономики и менеджмента». МЭМ – это модель, которая позволяет «проиграть» действия высшего менеджмента производящего предприятия, получающего информацию о ценах, объемах рынка, подъемах-спадах экономики и поведении потребителя. Игра моделирует эти информационные потоки. Команды игроков состоят из двух человек – топ-менеджеров, которые на бланках в цифровом эквиваленте отражают по нескольким параметрам экономическую политику своей компании в зависимости, которая формируется согласно заранее придуманному сценарию. Его по периодам (один период – три месяца «жизни» настоящего предприятия) зачитывают игротехники. На цену продукта (например, скатерти-самобранки или чудо-техники) или на инвестиции компании в маркетинг могут повлиять и бомбардировки NATO, и новейшие медицинские исследования, и армады тли, уничтожившие посевы пшеницы. Команда, лучше «почувствовавшая» рынок и принявшая наиболее удачное решение, в результате обходит своих конкурентов. Все как в жизни.

Директор Исполнительной дирекции Junior Achievement в Москве Михаил САМОХИН делится своими соображениями: «Чем взрослый человек отличается от подростка? Тем, что он, как правило, имеет профессиональный опыт. Именно это является источником формирования социального статуса, а вовсе не уровень теоретической подготовленности. В традиционной российской системе образования, которая ориентирована преимущественно на знание теории, без внимания оставлены умение решать самостоятельно проблемы, ставить задачи, работать в группе. Поэтому сейчас исключительно важна роль тренингов, это современный mainstream в педагогике. МЭМ позволяет школьнику ощутить себя в роли менеджера, то есть принимать реальные решения в условиях реально ограниченного времени и доступа к информации. Играют не обязательно лучшие ученики, так как теоретический багаж здесь не имеет большого значения. Важны интуитивное понимание стратегии конкурентов, способность быстро реагировать на изменение рыночной ситуации. В школьном курсе экономики этому не учат».

Каждый год в столице проводятся московские и российские соревнования по компьютерному моделированию, собирающие на свои турниры команды со всей страны. В весеннем Кубке Москвы «МЭМ–99», прошедшем в столичной школе № 1148, приняли участие лучшие из лучших: эти 15 команд высшей лиги победили на многочисленных отборочных турах, систематически проводящихся JA. Кубок уже второй год спонсирует российская компания – разработчик антивирусных программ «Диалог-Наука», без которой соревнования могли бы и не состояться. Сейчас все образовательные учреждения могут бесплатно пользоваться продуктом фирмы – антивирусом «Dr.Web», лицензированным Министерством образования. В этом году Кубок «МЭМ–99» и призы от «Диалог-Науки» увезла в Зеленоград команда Московского института делового администрирования, второе место и поощрительные призы получили «Kings» из Киржача, а третье занял «Смерч» московской школы № 7.

«В игре самое сложное то, что она моделируется сценарием, – подытоживает М. Самохин. – Та информация, которую в жизни реальные экономические субъекты получают из прессы, через аутсайдеров или по личным ощущениям, составляет литературную сюжетную канву сценария, которая маскирует под собой цифры, описывающие экономический процесс. Эти школьники, которые сегодня из литературной части пытаются определить цифры, заложенные в игре, завтра смогут проанализировать заявления правительства и вычислить, например, объем денежной эмиссии или грядущий рост цен. Необходимо добиться того, чтобы люди, читая прессу, смотря телевизор, могли делать адекватные выводы о том, что происходит в экономике. Как только для большинства населения эта информация перестанет быть загадочной, тут же исчезнет возможность манипулирования обществом. Сейчас уровень экономического мышления чрезвычайно низок; я надеюсь, что, работая со школьниками по этой программе, мы сможем воспитать новое поколение, способное вывести страну из кризиса. Не только экономического. А для преподавателей экономики, заинтересовавшихся программой или просто желающих поделиться опытом, JA формирует сетевое сообщество. Вход свободный и бесплатный. (E-mail: jamoscow@aha.ru.) Принимать участие в конференции можно «живьем», при этом не покидая своего рабочего места. Единственное условие – желание сотрудничать и рождать идеи».

Что ж, вполне вероятно, что такой подход к проблеме и новые методики превратят экономику из жизненно важного предмета в предмет любимый и, главное, эффективный. И из-за школьных парт будут выходить не потерянные с первого же шага в огромном мире дети, вооруженные только аттестатом зрелости, а уверенные в себе, с собственным сложившимся мировоззрением молодые люди, которые знают правила игры и уже могут предложить нечто большее, чем запас формул.

Полина ИВАНУШКИНА

Рейтинг@Mail.ru