Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/1999

Архив

Клуб недолжников:
действительные члены и кандидаты

 

Случилось то, во что недавно верилось с трудом...

Федеральный бюджет выполняет свои обязательства перед работниками бюджетной сферы своевременно и в полном объеме. В январе–феврале на выплату заработной платы и денежного довольствия из федерального бюджета выделено 30,8 млрд. руб., а с 1 по 21 мая – 7,4 млрд. руб. В январе – апреле в регионы было перечислено 12 млрд. рублей трансфертов и оказана финансовая помощь в виде бюджетных ссуд в сумме 3,3 млрд. рублей. В мае из федерального бюджета перечислено трансфертов в сумме 2,3 млрд. рублей и бюджетных ссуд – 0,2 млрд.

За 4 месяца 1999 г. совместными усилиями Правительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось стабилизировать ситуацию с обеспечением своевременной выплаты зарплаты бюджетникам в регионах. За январь – апрель задолженность по заработной плате сократилась с 12,7 до 8,3 млрд. руб.

Если на 1 апреля 17 регионов имели задолженность не более одного месяца, то на 1 мая таких регионов уже 25.

 

...Но не везде

Вместе с тем в ряде регионов ситуация с выплатой заработной платы остается неблагоприятной. Это Республика Алтай, где задолженность составляет 7,3 мес., Кемеровская область – 3,4 мес., Новосибирская область – 3,1, Омская область – 3,9, Читинская область – 3,3, Магаданская область – 3,6, Сахалинская область – 3,8, Республика Хакасия – 3,4, Бурятия – 3,7, Корякский АО – 4,0, Чукотский АО – 4,4 месяца.

Так выглядела официальная информация Минфина. А вот какой разговор состоялся на селекторном совещании в Правительстве при ее обсуждении.

 

I. Позиция Правительства

Кто попал в десятку

Заместитель Председателя Правительства РФ Валентина МАТВИЕНКО:

– Для правительства Российской Федерации задача погашения задолженности по заработной плате бюджетникам и пенсиям остается по-прежнему самой приоритетной в социальной сфере. Здесь, подчеркиваю, будет обеспечена абсолютная преемственность. Это касается выработанных и оправдавших себя механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти на местах и осуществления жесточайшего контроля за своевременным целевым выделением и использованием средств на эти цели из бюджетов всех уровней и Пенсионного фонда.

Хотелось бы напомнить, что на первом заседании Правительства под председательством Сергея Степашина 20 мая был рассмотрен вопрос обеспечения выплаты отпускных работникам сферы образования, что является неотъемлемой частью обсуждаемой проблемы.

За 4 месяца текущего года совместными силами Правительства и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации удалось стабилизировать ситуацию с обеспечением своевременной выплаты зарплаты бюджетникам на местах и постоянного, ежемесячного снижения задолженности. За январь – апрель текущего года задолженность по заработной плате бюджетникам в целом по России сократилась с 13 млрд. до 8,5 млрд. рублей. Или с 2 до 1,3 месяца. В результате на 1 мая не имеют задолженностей 10 территорий. Это Москва и Петербург, Белгородская, Орловская и Саратовская области, Краснодарский край, Республика Адыгея, Ямало-Ненецкий и Таймырский автономные округа. Практически погашена задолженность в Самарской и Астраханской областях.

Если на 1 апреля 17 регионов имели задолженность не более 1 месяца, то на 1 мая таких регионов уже 25. Это Вологодская, Мурманская, Ленинградская, Новгородская, Брянская, Калужская, Владимирская, Московская, Рязанская, Тульская, Тверская, Курская, Ростовская, Пермская, Челябинская, Тюменская, Калининградская области, Ставропольский край, Республики Карелия, Мордовия, Карачаево-Черкесия, Дагестан, Башкортостан, Саха Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ.

Хочу особо подчеркнуть, что в течение 4-го квартала прошлого года и всего этого года все трансферты ежемесячно перечислялись в территории в полном объеме, без секвестирования и регулярно. Ряд территорий недовольны объемом трансфертов, но решение об их распределении принималось на трехсторонней согласительной комиссии: Государственная Дума, Правительство, Совет Федерации – и нашло отражение в бюджете 1999 года. Если есть объективные предпосылки к неравномерному распределению трансфертов, эти вопросы нужно решать при формировании бюджета 2000 года.

Однако отдельные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не выполняли установки на строгое направление 40 процентов от собственных доходов на выплату заработной платы. Так, например, Красноярский край имеет в своем распоряжении средства для выплаты зарплаты с начислениями работникам бюджетной сферы в размере 1 млрд. 300 млн.; выплатили – лишь в объеме 960 млн. рублей. При этом за счет оставшихся средств, не использованных на эти цели, в размере более 300 млн. рублей, можно было бы погасить кредиторскую задолженность по заработной плате ровно за два месяца. Аналогичная ситуация с использованием имеющихся средств на выплату зарплаты в Кабардино-Балкарской, Удмуртской Республиках, Республиках Северная Осетия и Бурятия, в Приморском крае, Иркутской, Томской, Свердловской областях. В апреле ряд субъектов Российской Федерации допустили прирост кредиторской задолженности по зарплате на общую сумму 245 млн. рублей. Наибольшую сумму прироста задолженностей допустили Амурская и Московская области, соответственно на 39 и 32 млн. рублей. Республика Татарстан – 36 млн. рублей.

Ряд регионов не принимает меры по увеличению доходной базы собственных бюджетов. По данным Министерства налоговой службы, не введен налог с продаж в 18 регионах, в 51 регионе не введен единый налог на вмененный доход.

На мой взгляд, это недопустимая ситуация. Все руководители регионов должны отдавать себе отчет: только путем выбивания дополнительной помощи из центра проблему погашения задолженностей не решить. Нужны кардинальные и решительные меры на местах по увеличению доходной части бюджетов. Формы и направления этой работы неоднократно указывались. Это работа по осуществлению монополий на производство и продажу алкогольных напитков, это и бензоколонки, и рынки, и налоги и т.д. Тем более непонятно, если средства имеются, а задолженность не гасится.

Хочу остановиться на такой проблеме, как обеспечение финансирования отпускной кампании работникам образования. Федеральный бюджет в очередной раз взял на себя обязательство профинансировать в среднем до 50% расходов отпускных работников образовательных учреждений регионального ведения в виде авансовых трансфертов из бюджетных ссуд. Принято решение оказать финансовую поддержку субъектам Федерации в размере 3 млрд. рублей. По указанию правительства Степашина основная часть этих средств должна будет перечислена в территории до 15 июня. Одновременно должны будут выплачены плановые трансферты, а также отпускные образовательным учреждениям федерального ведения на общую сумму около 9 млрд. рублей.

Вы понимаете, что это очень серьезная нагрузка на федеральный бюджет. Но при этом, чтобы исключить иждивенческие подходы ряда регионов, Минфину дано непосредственное указание оказывать финансовую помощь только тем субъектам РФ, которые действительно исчерпали свои возможности, направляют не менее 40% собственных доходов на зарплату, повышают оклады работникам бюджетной сферы только при наличии финансирования этих дополнительных расходов, формируют источники погашения ранее полученных средств, но при этом собственных средств не хватает.

Хочу подчеркнуть, что проблема погашения задолженностей на местах тесным образом связана с принятием решения об увеличении с апреля 1999 года заработной платы бюджетникам. Постановлением Правительства РФ от 18 марта с 1 апреля повышены тарифные ставки оклада Единой тарифной сетки по оплате труда работникам бюджетных организаций. Первому разряду оплаты труда соответствует тарифная ставка 110 рублей, максимальному, 18-му разряду – 905 рублей. В настоящее время от руководителей субъектов Федерации поступают многочисленные обращения по поводу повышения зарплаты. Причем одни просят выделить дополнительные средства из федерального бюджета, другие требуют еще большего повышения заработной платы бюджетникам.

По данным, поступившим от 61 региона на середину мая текущего года, нормативные акты о проведении индексации зарплаты бюджетникам, в соответствии с постановлением правительства, приняты в 27 регионах. Проекты нормативных актов о проведении индексации зарплаты подготовлены в 17 субъектах Федерации. По оценке Министерства финансов, около 40 регионов имеют финансовые ресурсы для осуществления такого повышения. Около 30 регионов, которые имеют наибольшую задолженность по зарплате, очевидно, столкнутся с финансовыми проблемами. Главное при этом – обеспечить принятие реальных и действенных мер по увеличению доходной части бюджета, а также ограничению не первоочередных расходов.

Главная задача – обеспечить своевременную ежемесячную выплату зарплаты бюджетникам. Поэтапно и как можно быстрее погасить имеющуюся задолженность, выплатить отпускные учителям с тем, чтобы они, спокойно завершив учебный год, смогли уйти в отпуск, и при наличии финансовых ресурсов принимать решения о сроках индексации зарплаты бюджетников. При том понимании, что закон РФ надо выполнять, индексировать зарплату надо как можно быстрее. В свою очередь правительство будет рассматривать вопросы о выделении дополнительной помощи отдельным регионам, которые принимают для этого все необходимые меры.

Только совместными усилиями федерального центра, руководителей регионов мы сможем дальше двигаться в позитивном направлении. Очень важно сохранить эту позитивную динамику, не сорваться с набранного темпа, а наоборот, принять дополнительные меры по его ускорению. Я бы хотела поблагодарить всех руководителей регионов за очень внимательное отношение к вопросам зарплаты бюджетников. В большинстве регионов эти вопросы становятся приоритетными, и это, безусловно, дает свои результаты.

 

 Сумма меняется от перемены мест слагаемых

Первый вице-премьер Правительства РФ (на момент проведения селекторного совещания – зам. министра финансов РФ. – Прим. ред.) Виктор ХРИСТЕНКО:

– Мы всегда для себя делили территории на благополучные и неблагополучные. В благополучных были те, кто либо не имеет задолженностей по зарплате, либо там она весьма незначительна, не больше месяца. И неблагополучные – там, где задолженность больше трех месяцев. По этому показателю, на 1 января благополучных у нас было всего 14, а на 1 мая их уже 35. И абсолютно обратная картинка по неблагополучным. Если на 1 января их было 35, то теперь их осталось 14. При этом территорий, где задолженность больше 4 месяцев, осталось всего лишь три. Все это выглядит достаточно положительной динамикой.

Однако есть некоторые «но», на которые хотелось бы обратить внимание. Первый момент связан с приоритетностью средств на обеспечение выплаты текущей заработной платы и погашение задолженностей по ней. Я не устану повторять про те 40 процентов собственных доходов с учетом финансовой помощи из федерального бюджета, которые являются минимальной нормой средств, направляемой на цели, связанные с выплатой текущей зарплаты и погашением задолженности по ней. К сожалению, в соблюдении этой приоритетности не все в порядке.

Если говорить о ресурсах, отвлеченных субъектами Федерации на другие цели, то картинка выглядит следующим образом. На 1 января сумма составляла 750 млн. рублей, в феврале она достигла 1,2 млрд. рублей, в марте – 2,3 млрд., в апреле – 2,7 млрд. рублей. Конечно, есть объективные факторы, связанные с решениями судов по различного рода социальным выплатам. С погашением задолженности по зарплате осложняется ситуация в городах-донорах. Можно было бы назвать и другие обстоятельства. Но тем не менее это не оправдывает того объема отвлеченных средств, который мы имеем сегодня по факту.

По самым скромным прикидкам, на 1 мая мы должны были иметь не 8,3, а 5 млрд. рублей кредиторской задолженности по всем субъектам Федерации. И клуб территорий, не имеющих задолженностей по заработной плате перед бюджетниками, состоял бы не из 10 членов – их было бы ровно в два раза больше. Это увеличение произошло бы за счет Мурманской, Ленинградской, Московской, Ярославской, Пермской, Калининградской, Ростовской областей, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Ханты-Мансийского автономного округа. Ровно 10 территорий прибавилось бы к тем, которые могут совершенно спокойно обсуждать тему отпускных и индексации заработной платы без отягощающих обстоятельств, связанных с задолженностью по текущим выплатам.

Об отпускных работникам образования. Как будут выделяться средства? Отпускные будут рассчитываться исходя из среднемесячной заработной платы, фактически начисленной за весь предшествующий год. При этом учитывается индексация заработной платы, которая произведена в территориях в апреле – мае. Учитываются и территориальные особенности, связанные с продолжительностью отпуска в северных территориях. Финансовая помощь, дополнительно оказываемая из Федерального бюджета, по России составит до 50 процентов. Это означает, что отдельным территориям поддержка будет больше 50 процентов, отдельным – меньше. Общая сумма – до 3 млрд. рублей. Формы этой поддержки – это авансовый трансферт и, в порядке исключения, бюджетные ссуды. Условия предоставления финансовой помощи: прогноз собственных доходов, выплата 40 процентов на зарплату бюджетникам, погашение задолженностей.

 

Пять сторон текущего момента

Министр образования РФ Владимир ФИЛИППОВ:

– Хочу обратить внимание на следующие моменты.

Первое – отпускные по заработной плате работникам образовательных учреждений федерального подчинения (это в основном вузы и техникумы, которые находятся в регионах). В бюджете 1999 года в полном объеме заложены средства на повышение заработной платы в 1,5 раза. В бюджете второго квартала в полном объеме заложены средства, необходимые для выплаты заработной платы и стипендий, причем не только второго квартала, но и с учетом летних отпусков и стипендий за июль – август. В этом году мы планируем своевременно направить эти средства во все образовательные учреждения федерального подчинения до 1 июля.

Второе – необходимость составления на местах графика выдачи заработной платы, отпускных и ликвидации задолженностей, доведение этого графика до сведения профсоюзов и образовательных учреждений, подчиненных субъектам Федерации. На сегодняшний день такие графики составлены в 39 регионах. Как показывает опыт работы с регионами и с ЦК профсоюзов, именно при наличии таких графиков, при наличии взаимопонимания снимаются очень многие вопросы.

На заседании Правительства обсуждался вопрос о том, чтобы рекомендовать заключение соглашений, уже апробированных в ряде регионов, с органами власти местного самоуправления, на бюджетах которых и находятся школы. О графиках и взаимных обязательствах по организации выплат отпускных и задолженностей по заработной плате. Подчеркиваю: взаимных обязательствах. Ибо выделят трансферты или ссуды субъектам Федерации, а школы находятся на муниципальном бюджете, а не бюджете субъектов Федерации.

Почему нужны графики погашения задолженности и сроки выплаты отпускных? Начальные школы завершают учебный год в мае, очень многие с июня уходят в отпуск. Например, Орловская область в прошлом году вышла из этой ситуации, временно взяв деньги из так называемого дорожного фонда, зная, что средства на отпускные учителям централизованным образом поступят и они смогут возвратить заем. Вот таким образом они смогли своевременно выплатить отпускные. Поэтому нужно гибко подойти на местах к этой проблеме. Централизованно трансферты и ссуды поступят на места в стопроцентном объеме не ранее 20 июня.

Третье. На заседании Правительства Сергей Степашин поддержал необходимость реальных действий по устранению негативных последствий муниципализации нашей российской школы. К нам приходит много писем: недавно на имя Валентины Матвиенко поступило письмо от педагогов одной из сельских школ Верхнекетского района Томской области, в котором говорится, что вопреки принятым решениям Правительства им не выплачивают заработную плату за текущий месяц, а только по частям возвращают долги. Текущая зарплата ни разу в течение последнего года не выплачивалась в полном объеме. Нужно посмотреть по муниципалитетам, по районам – почему так получается? Сегодня во многих регионах говорят, что выдают заработную плату за февраль или за январь, – это, конечно, совершенно неправильно и приводит к социальной напряженности.

Четвертое. Министерство труда сейчас готовит письмо для направления в регионы о порядке исчисления отпускных работникам системы образования. Это связано с тем, что отпускные начисляются по итогам последних трех месяцев работы, но в эти 3 месяца не всегда попадает повышение зарплаты в 1,5 раза. Возникает необходимость некоторого перерасчета.

И, наконец, пятое: необходимо вести диалог с работниками образовательных учреждений, с профсоюзами, чтобы 1 сентября было Днем знаний, а не Днем протеста работников образования в отдельных регионах Российской Федерации.

 

II. Позиция регионов

 

Удмуртия

Расходы – зимой, отпуска – летом…

Валентина МАТВИЕНКО:

– По нашим данным, отклонения в выплаченной зарплате с начислениями от потенциала, который имелся у вас в республике, порядка 115 миллионов. В то же время кредиторская задолженность за январь–февраль снизилась всего на 0,8 месяца. И продолжает оставаться достаточно высокой. Почему в республике погашение зарплаты не является приоритетом? Что вы как министр финансов можете сказать на этот счет?

 

Владимир БЕЛЬТЮКОВ, министр финансов Удмуртской Республики:

– За прошедший период – 4 месяца – нам удалось увеличить собственные доходы и в денежном выражении. У нас подписано соглашение с каждым городом и районом Удмуртской Республики, эти соглашения строго контролируются. Темп роста собственных доходов составил порядка 130 процентов к соответствующему периоду прошлого года, в 1,8 раза выросли денежные поступления.

Но в зимний период у нас уходит много денег на оплату коммунальных услуг, социальной сферы, приобретение топлива. Удмуртия – один из немногих регионов, который взял на себя больше 1,7 млрд. рублей затрат по содержанию социальной сферы и жилья, приходившихся ранее на предприятия оборонного комплекса. На сегодняшний день мы довели кредиторскую задолженность по зарплате до двух месяцев, но еще 16 территорий у нас имеют задолженность от двух до четырех месяцев.

Мы согласовали все наши расчеты по выплате отпускных в Минфине РФ, общая сумма на выплату отпускных – порядка 107 млн. рублей. Мы планируем выплатить часть отпускных дотационным городам и районам, не дожидаясь поступлений из федерального бюджета, направив на эти цели порядка 10 млн.рублей.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Прошу проанализировать ваши возможности и ускорить темпы погашения задолженности. Менее месяца за январь–апрель – это низкий темп. В целом по республике задолженность за два месяца – это много. А если посмотреть отдельные сельские районы, то задолженность еще выше. Просьба рассмотреть этот вопрос отдельно.

 

Владимир БЕЛЬТЮКОВ:

– Уважаемая Валентина Ивановна, Виктор Борисович! Мы вынуждены обратиться к вам за помощью – на протяжении ряда лет идет недофинансирование предприятий оборонного комплекса в республике за поставленную ими продукцию социального назначения. Долг – порядка 500 млн. рублей – это недополученные доходы в бюджет республики. Кроме того, в прошлом году мы получали трансферт 647 миллионов рублей, а в этом году плановый трансферт составил всего 345 миллионов.

 

Виктор ХРИСТЕНКО:

– Что касается гособоронзаказа, то существует график погашения задолженности в части заработной платы. К середине июня будет предложена схема по погашению кредиторской задолженности предыдущих лет...

Что касается трансфертов, целевых субвенций и т.д., у меня ко всем просьба – давайте использовать время по теме разговора. Мы знаем те болячки, которые есть у каждого региона. Хотелось бы, чтобы предложения звучали конструктивно, в рамках имеющихся на сегодня законных способов их решения. Пересмотреть трансферты 1999 года никто не в состоянии. Пересмотреть решения комиссии по целевым субвенциям регионам, которые уже приняты, – тоже невозможно, надо делать все вовремя. Кстати, когда решения принимались, все вы в этом участвовали.

 

Владимир БЕЛЬТЮКОВ:

– У нас вновь идет накопление кредиторской задолженности по зарплате.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Ваши пожелания приняты. Но напоминаю, что, по анализу Минфина, вы могли дополнительно использовать на зарплату 115 млн. Внимательно посчитайте и дайте объяснение. Я понимаю: и топливо, и зима, и коммунальное хозяйство. Но мы говорим: 40 процентов – на зарплату, а все остальное – на другие цели. Резервы вы не до конца использовали. И в сравнении с другими областями вашего региона темпы погашения задолженности в Удмуртской Республике гораздо ниже.

 

Кабардино-Балкария

Через месяц будем жить без долгов!

Валентина МАТВИЕНКО:

– По данным Минфина, на зарплату вы израсходовали на 100 млн. меньше того, что могли бы, исходя из наших требований, и за январь – апрель у вас практически нет снижения динамики задолженности. Как было 1,3 месяца, так и остается.

 

Хаути СОХРОКОВ, заместитель председателя Правительства Кабардино-Балкарской Республики:

– Сожалею, что так происходит, мы постарались еще улучшить ситуацию за эти дни: против 34 миллионов мы на сегодня имеем только 8 млн. долгов, и фактически по детским пособиям у нас одномесячный долг, мы выплатили порядка 44 млн. рублей. Впервые удалось закрыть задолженность по пенсиям, и мы ощутили поддержку федерального центра по трансфертам. За что искренне благодарны. Мы думаем, что при этой позитивной тенденции реально погашение всей задолженности по социальной сфере в ближайшие 2–4 месяца, с ежемесячной выплатой заработной платы.

Но с отпускными – мы самый нуждающийся в поддержке регион (по методике, которую предложил Минфин), и рассчитываем на поддержку. Вопросы погашения задолженности находятся под жесточайшим контролем президента республики. И только совместными усилиями мы можем решить эти проблемы.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– У вас сейчас задолженность уже 8, а не 34 млн. рублей. Если вы берете обязательство до конца месяца полностью погасить эти 8 млн., то мы берем на себя обязательство помочь вам существенно с выплатой отпускных.

 

Хаути СОХРОКОВ:

Спасибо, беремся за это! И думаем, что это реально в республике.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Тогда ваша республика перейдет в клуб территорий, которые не имеют задолженности, и мы будем это горячо приветствовать.

 

Бурятия

Проблема одна – Минфины разные…

Валентина МАТВИЕНКО:

– Отчего в Бурятии так неважно дела обстоят? По нашим данным, вы недорасходовали на зарплату более 54 млн. рублей. Снижение кредиторской задолженности идет медленно – всего на 0,84 месяца за 4 месяца этого года, задолженность (в месяцах) одна из самых высоких – более 3 месяцев. Как будете поправлять ситуацию?

 

Евгений ХАНХАЛАЕВ, заместитель председателя Правительства Республики Бурятия:

– Мы все это понимаем. Принимаем следующие меры: указом Президента Республики от 13 мая для всех органов местного самоуправления открыты специальные счета для зачисления налога с продаж, подоходного налога, акцизов, которые будут направлены только на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. Таким путем попытаемся максимально снизить задолженность работникам бюджетной сферы. У нас создана постоянно действующая комиссия по контролю за выплатой заработной платы. Да, у нас были примеры, когда мы высылали деньги в районы, они расходовались не по назначению, мы это сейчас взяли под жесткий контроль.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– А с отпускными?

 

Евгений ХАНХАЛАЕВ:

– В мае в области текущую зарплату платим, у людей появилась вера.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Важно эту веру поддержать. А все-таки как с отпускными?

 

Евгений ХАНХАЛАЕВ:

– Сложновато. Но мы, согласно рекомендации Минфина, разбили выплату на три этапа – июнь, июль, август. Но основная доля выплат приходится на июнь, мы просили бы помочь.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Извините, я вынуждена вас перебить: Министерство финансов таких указаний не давало и не могло дать. Отпускные учителям надо выплатить в мае–июне, до ухода в отпуск. В июле–августе отпускные платить не надо – люди должны получить их вовремя, нормально отдохнуть и подготовиться к новому учебному году. Так что вы свою политику корректируйте. До ухода в отпуск надо выплатить все учителям!

 

Евгений ХАНХАЛАЕВ:

– Я говорил про наш, республиканский Минфин! Я имел в виду, что руководящие работники получат позднее, а учителя – в июне. Этот вопрос согласован с Минобразования республики и с профсоюзом.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Вы свое Министерство финансов скорректируйте так же, как скорректировал Минфин России председатель Правительства, который поручил основную часть отпускных перечислить в территории до 15 июня, – это очень сложная задача, и Минфин сейчас работает...

 

Евгений ХАНХАЛАЕВ:

– Просим перечислить бюджетную ссуду в размере 59 млн. рублей.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– 59 миллионов? Но у вас отпускных всего 60 миллионов!

 

Евгений ХАНХАЛАЕВ:

– У нас отпускных – 79 миллионов рублей.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– А по нашим данным – 60. Вы вправе претендовать на 30 миллионов. Вот их вам Виктор Борисович и гарантирует. 50 процентов отпускных мы вам профинансируем, но при условии, что остальные 50 профинансируете вы.

Учитывая ваше сложное положение, мы подумаем о дополнительной помощи. Но при условии, что вы и сами предпримете усилия, которые дадут реальный результат.

 

Иркутская область

Ближе к Транссибу – ближе к деньгам

Валентина МАТВИЕНКО:

– В Иркутской области дела неважные: 101 миллион рублей – нецелевое расходование. Деньги с зарплаты сняли, направили на другие нужды. Тоже неотложные, я понимаю. Но в результате изменение кредиторской задолженности за январь – апрель очень медленное. Для такой уважаемой, с хорошим потенциалом области это не годится, вы у нас должны быть в клубе регионов, которые не имеют задолженности.

 

Владимир МАТИЕНКО, заместитель губернатора по вопросам социальной политики Иркутской области:

– Вы всю информацию за меня говорите…

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– А вы меня порадуйте, назовите другие факты…

 

Владимир МАТИЕНКО:

– Динамика перемен положительная. Но, согласны с вами, очень медленная. Потеряли мы порядка 130 миллионов рублей, потому что не 40, а только 36 процентов направили на выплату заработной платы.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– А в чем причина? В Иркутской области зарплата не является приоритетом? Ко мне идут просто потоки писем, в том числе и из вашей области. Люди возмущены большой задолженностью по зарплате.

 

Владимир МАТИЕНКО:

– Разная ситуация по городам и районам, порой неравномерно распределяются доходы и дотации из областного бюджета. Особенно тяжело северным и сельским территориям. У нас в Иркутской области 37 территорий – в 15 городах полностью выплачивается текущая заработная плата и практически полностью погашена кредиторская задолженность по ней. Но это крупные города, которые находятся по Транссибирской магистрали. По остальным территориям пока не получается.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Учитель не виноват, что он живет на Севере или в селе, где по пять месяцев не видит зарплату. Сельские учителя в первую очередь нуждаются в поддержке – значит, надо более равномерно на уровне области распределять ресурсы. Каковы прогнозы с выплатой отпускных учителям?

 

Владимир МАТИЕНКО:

– Отпускные после индексации – 210 млн. рублей. Если Виктор Борисович трансферт даст, как он обещал, 100 млн. рублей, оставшиеся деньги мы найдем и сможем до начала отпускной кампании полностью рассчитаться с нашими учителями, чтобы они спокойно ушли в отпуск.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Обычно Виктор Борисович держит слово. Если он слово дал, то непременно выполнит обещание.

 

Томская область

Видеть встречное движение…

Валентина МАТВИЕНКО:

– Вы 83 миллиона недорасходовали на зарплату. При том, что в области – один из самых низких темпов снижения кредиторской задолженности. И по-прежнему средняя задолженность по зарплате – 2,6 месяца. В чем дело?

 

Владимир ПОНОМАРЕНКО, первый заместитель главы администрации Томской области:

– Картина следующая. Из этих 83 миллионов рублей, так называемых нецелевых, 20 млн. рублей мы выплатили в Фонд медицинского страхования населения. Кроме того, у нас большой внутренний долг – 42 млн. рублей, мы в прошлом году брали деньги на зарплату, сегодня вынуждены рассчитываться по этим кредитам. И частично пособия на ребенка выплачиваем, 20 млн. рублей – сумма минимальная для этой задачи.

Что делаем, чтобы увеличить сборы? Самая серьезная болезнь нашего бюджета – большой процент собираемых налогов получаем не живыми деньгами, а зачетом. В марте живыми деньгами было получено всего 36 процентов, правда за апрель довели массу денежных средств до 51 процента.

Что еще? Посевная уже заканчивается, мы вынуждены тратить реальные деньги на горючее.

Если по Пенсионному фонду проблему с живыми деньгами решаем – полностью рассчитались за апрель, – то по зарплате проблема существует.

С отпускными? Если вы сдержите обещания – то мы выдержим свою долю.

 

Виктор ХРИСТЕНКО:

– Мы с вашим губернатором встречаемся каждый месяц. И каждый месяц проблема отвлечения средств идет по нарастающей. Пока не прекратится отвлечение средств, не будет 40 процентов поступать на зарплату – помощи от Минфина не ждите.

Это жесткая позиция. Я понимаю все обстоятельства, даже те, о которых мы не говорим.

Но мы должны видеть встречное движение.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– А почему налог с продаж не введен?

 

Владимир ПОНОМАРЕНКО:

– В первом чтении приняли…

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– В первом чтении? Заболтали эту тему! Реальный источник живых денег, ваш резерв!

А по пенсиям вам благодарность!

 

Кемеровская область

Закрыв шахты, не выплатишь зарплаты

Валентина МАТВИЕНКО:

– Аман Молдагазыевич! Какая нужна помощь? Какие проблемы? Ваши предложения?

 

Аман ТУЛЕЕВ, губернатор Кемеровской области:

– Спасибо вам за понимание наших проблем. И за селекторное совещание, за то, что в суматохе с формированием правительства вы нашли время с нами встретиться.

Теперь по делам. Мы должны бюджетникам за три месяца 529 млн. рублей. Что мы сделали? Текущую зарплату платим, своими силами снизили задолженность на один месяц. И два месяца подряд впервые за последние пять лет собираем 100 процентов собственных доходов, плюс помощь центра, сбили долг по пенсиям до одного месяца. Сейчас он составляет 450 млн. рублей.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– А причины?

 

Аман ТУЛЕЕВ:

– Причины? В области закрылось 35 шахт. Как они варварски закрывались, вы знаете. На 42 крупнейших предприятиях Кузбасса введено внешнее управление, долги заморожены. В результате мы потеряли налогооблагаемую базу в 7 млрд. рублей.

Налог с продаж мы ввели. Но вместе с введением этого налога отменяется ряд местных налогов. Поэтому мы практически ничего не выиграли, скорее – проиграли. За март направили на зарплату 46,6 процента собственных доходов. За апрель – 40,2 процента. В мае у нас трагедия – страшные пожары. Тайга горит, 230 семей осталось без крова.

Зарплату (с повышением) нужно выплачивать в размере 353 млн. рублей вместо прежних 226 млн., а отпускных – 271 млн. рублей. Нам не осилить эту ситуацию.

В мае мы должны были получить около 100 млн. рублей трансферта. А нам выделяют 1 млн. 900 тысяч рублей! Я верну эти два миллиона – мне не нужна подачка. Я что – на дачу прошу? Давайте предметно разберемся.

Я к Христенко как к профессионалу обращаюсь! Почему то, что намечаем, сами не выполняем? А когда шахтеры выйдут на рельсы – тут же находятся деньги?

Еще раз, Валентина Ивановна, спасибо за понимание. Но прошу предметно разобраться с областью – пусть к нам приедет Виктор Борисович Христенко.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Виктор Борисович все слышал. Он лично с вами повстречается. Мы видим, дела за последнее время в области пошли намного лучше. Нужно вам помогать. Такое поручение председатель Правительства мне дал, и я обещаю, что прослежу, чтобы области была оказана необходимая помощь для погашения долгов по зарплате и по отпускным.

 

Владимирская область

Отдыхают не только учителя, но и школьники…

Валентина МАТВИЕНКО:

– Я попрошу Владимирскую область поделиться положительным опытом.

 

Вячеслав КОЗИН, заместитель главы администрации Владимирской области:

– Владимирская область, выполняя соглашение по оздоровлению государственных финансовых ресурсов, заключенное между Правительством РФ и областью, провела следующую работу. С начала года практически прекращены неденежные формы исполнения бюджета. Процент денежного исполнения бюджета составляет 83 процента, общий рост доходов – в полтора раза к уровню прошлого года. Введены налог с продаж и вмененный налог в полном объеме. Хотел бы поддержать губернатора Кемеровской области в том, что эти налоги, к сожалению, дают лишь около 10 процентов денежных доходов в бюджет.

В области принято следующее решение: не менее 70 процентов собственных доходов и не менее 50 процентов доходов с учетом трансфертов направлять на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы. По результатам четырех месяцев у нас в среднем 55 процентов направлено на эти нужды. Это позволило нам, практически без помощи федерального бюджета, по состоянию на 1 мая сократить задолженность по зарплате.

Та федеральная ссуда, которую мы получили в первой половине апреля, помогла выровнять задолженности по сельским и городским, районным администрациям – теперь сельский и городской учитель находятся в равном положении. А общая задолженность всех уровней бюджета по состоянию на 20 мая составляет полмесяца по всем уровням бюджетов.

Но оптимизма особого нет – все остальные выплаты, бюджетные обязательства имеют тенденцию к росту кредиторской задолженности: детские компенсации, медикаменты, реализация закона о ветеранах, инвалидах и другие обязательства перед населением области.

С введением федерального закона о бюджете 1999 года произошло перераспределение не в пользу регионов. Мы потеряем около 30 миллионов дохода в мае-июне. Тем не менее администрация области поставила задачу: 50 процентов отпускных обеспечить за счет собственных ресурсов, рассчитываем также на помощь федерального бюджета в размере 50 процентов.

Мы предлагаем довести эти сведения до профсоюзов, до учителей области. При составлении графика выплат отпускных нам бы хотелось знать сроки и объемы перечисления как планового трансферта, так и авансового трансферта на выплату отпускных учителям.

Кроме отпускных, надвигается еще один вопрос – о проведении летней оздоровительной кампании, требующей значительного бюджета. Эта работа тоже целиком ложится на плечи субъектов Российской Федерации...

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Это не так. Я хочу сказать особо – мы впервые в этом году начали своевременное финансирование летней оздоровительной кампании. В Министерстве финансов составлен график поступления средств, которые идут через Министерство финансов и Фонд социального страхования. Мы уже начали перечисление средств в территории на организацию летней оздоровительной кампании и четко, в соответствии с графиком, будем это делать. Кроме того, принято постановление Правительства о бесплатном провозе детей с ряда территорий Крайнего Севера.

 

Сахалинская область

Как должник должнику…

Игорь ФАРХУТДИНОВ, губернатор Сахалинской области:

– Мы выполнили обязательства, о которых в начале года договаривались с Министерством финансов, конкретно с Виктором Борисовичем Христенко. Министерство финансов не может нас упрекнуть, что мы не выполняем свои обязательства – более 40 процентов собственных доходов и полученных трансфертов направили на выплату заработной платы бюджетникам. Но, к сожалению, ситуация продолжает оставаться тяжелой. Да, мы собираемся и в мае направить на выплату более 40 процентов всех доходов. Я с вниманием слушал, что делает Владимирская область, но, к сожалению, у нас кардинально другая ситуация. Федеральный бюджет вообще не расплатился с нами за прошлый год за энергоресурсы. Если мы не будем на это обращать внимание – подорвем наш энергетический комплекс. Но если мы проведем зачет за прошлый год с федеральным центром, то сможем увеличить долю направляемых на зарплату средств.

У меня одна просьба – я бы хотел напомнить, что мы полгода назад изжили такое позорное явление в области, как задержки выплаты пенсий. Теперь мы являемся донорами для федерального бюджета. Нас это, может быть, не очень радует, но я, конечно, понимаю, что нужно помогать другим регионам. Но по заработной плате мы не выйдем из тяжелой ситуации без вашей помощи.

 

Виктор ХРИСТЕНКО:

– Я уже говорил, что погашение кредиторской задолженности федерального бюджета у нас стоит в повестке дня. Думаю, в июне мы сможем вам предоставить конкретные механизмы решения этой проблемы. Погашение обязательно будет проведено в этом году.

Что касается дополнительной помощи – все основные ориентиры обозначены. Претензий к вам у нас нет, и мы, думаю, учтем вашу просьбу.

 

Красноярский край

Простая арифметика

Александр ЛЕБЕДЬ, губернатор Красноярского края:

– С начала этого года край практически прекратил все зачетные схемы. Этот процесс в результате привел к тому, что к 1 апреля в консолидированный бюджет края поступило собственных средств 1 млрд. 652 млн. рублей – мелочь считать не будем. Из них живыми деньгами – 1 млрд. 112 млн., что составляет более 78 процентов доходов. Проплатил Фонду социального страхования 42 млн. Для отпускных в мае – еще более 100 млн. Пенсию плачу регулярно, день в день. За первые 4 месяца года на 220 млн. сократил задолженность перед бюджетниками. В апреле на выплату текущей заработной платы и погашение задолженности перед бюджетниками выделено 436 млн.

Но есть жизнь, которую остановить я не могу. И у нее есть простая арифметика. Кошелек у меня один. Северный завоз. (В Красноярском крае, для справки, 8 месяцев – зима, месяц – межсезонье, 2 месяца дожди, остальное – лето.) Необходимо более 800 млн. рублей. Федерация, при обязательстве 94 миллиона, выделила 23 млн. рублей. Проплатил пока 100 млн. на начало завоза. А срок завоза – жесткий. Не завезу сейчас – потом вертолетами тягать будем, это в два раза дороже.

Сельхозработы – 150 млн. выложил. Паводок – затопило у меня два района. А они такого размера... по карте занимают площадь, как две области в Европейской части России и еще свободное место остается.

На оздоровление детей работников северных территорий – еще 70 миллионов. Ветераны. Компенсации. Лесные пожары. Коммуналка. Зима начинается в августе, только бы успеть.

И так далее. Вроде бы и работали, и доходы были. Да все ушли. И вы видите куда.

Долги образованию понемногу гасим, отпускные учителям в мае отдал, а вот вы, Валентина Ивановна, обидные слова в начале селектора про нас сказали, что у нас непорядок, – это не совсем так.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Пожалуйста, Виктор Борисович. Обидные слова – из справки Минфина – берите обратно.

 

Виктор ХРИСТЕНКО:

– Те данные, которые я от вас, Александр Иванович, услышал по выплате апрельской заработной платы, слышу впервые. Мы основывались на ваших же отчетах, и эти «слова обидные» связаны с устойчивой динамикой отвлечения средств, которая и по вашим отчетам имеет место быть. Ваши сведения несколько меняют картину за апрель. Но у нас, при всех обозначенных вами трудностях, есть проблемы по Красноярскому краю.

Первое. Приоритетная выплата 40 процентов средств на зарплату – эта планка открывает двери для всех переговоров. И второе – это ссудная задолженность края перед федеральным бюджетом. К сожалению, на сегодня эта ссудная задолженность у вас за 700 млн. рублей. Понимаю, что одномоментного погашения такой суммы быть не может, надо разбираться, искать возможные источники погашения – будь то налоги, оставляемые на территории, будь то долги федеральных структур, которые живут, работают на территории, но с федеральным бюджетом не рассчитываются. Урегулировав кредиторскую задолженность по ссуде, мы расчищаем дорогу для нормальной дальнейшей работы.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Мы чувствуем, что вы много делаете для наведения порядка в крае по увеличению доходной части бюджета. Это видно из цифр, о которых вы говорили. Что касается помощи краю, то я считаю, что она должна быть оказана. Посмотрим еще раз внимательно, в каком объеме можно оказать помощь краю. Надо сесть в Минфине и разобраться, где долги федерального бюджета Красноярскому краю, где – долги края, и сделать расчеты, позволяющие разобраться с этой проблемой.

 

Александр ЛЕБЕДЬ:

– Спасибо.

 

Валентина МАТВИЕНКО:

– Будем держать контакт.

Рейтинг@Mail.ru