«Если школа будет
открыта,
откроются и кошельки»
Взгляд на проблемы, связанные с
финансовой самостоятельностью учреждений
образования, директора Центра экономики
образования Московского педагогического
университета Марка МУСАРСКОГО
Откуда идут беды
директоров школ?
То, что директор школы в наше время
обязательно должен быть хозяйственником, ни у
кого не вызывает сомнений. Вопрос в том, что для
этого нужно. Марк Михайлович МУСАРСКИЙ признает,
что главной проблемой в данном вопросе является
неподготовленность директорского корпуса.
«Я думаю, – говорит он, – наиболее
оптимально будет в первую очередь реализовать те
положения, которые есть в российском
законодательстве: в Законе «Об образовании», в
законах о местном самоуправлении, в положениях
Бюджетного и Налогового кодекса. Кроме того, пора
прекратить споры (которые ведутся, кстати, уже не
первый год) на тему: является ли образовательное
учреждение юридическим лицом. Я уверен, что здесь
никакой дискуссии быть не может. Однозначно, что школа,
как и любое другое учреждение, с момента
регистрации становится юридическим лицом и
наделяется функциями экономической
деятельности. Проблема только одна: ведет ли
школа самостоятельную финансово-хозяйственную
деятельность. К сожалению, тормозом в данном
направлении является субъективный фактор –
неподготовленность директорского корпуса.
Согласно анкетированию, которое мы на Сахалине
провели, главная причина неперехода школ на
финансово-хозяйственную самостоятельность –
это неуверенность в своих силах директоров,
иначе говоря – страх. Следовательно, основой
для решения данной проблемы является
определенная подготовка директоров школы».
Марк Михайлович считает, что «совсем
необязательно, чтобы школа вела бухгалтерский
учет в самом образовательном учреждении. Это
могут осуществлять на основании договора о
бухгалтерском обслуживании муниципальные
органы управления. Для этого надо лишь принять
управленческое решение».
Расчетный счет школы –
панацея от всех бед?
Можно ли сказать, что, открывая
собственный расчетный счет, школа сразу же
становится богатой, свободной, самостоятельной и
избавляется от всех проблем?
«Конечно, нет, – говорит Марк
Михайлович. – Расчетный счет является лишь
необходимым звеном в системе формирования
многоканального, многоуровневого
финансирования. То есть школа «открывается» для
приобретения доходов».
Вместе с тем, по мнению Марка
Мусарского, наряду с открытием расчетного счета,
в школьном экономическом механизме сегодня
должно обязательно поэтапно решаться несколько
задач.
«Первая задача – реализация программы
перехода школы на финансово-хозяйственную
самостоятельность. Или в той модели, когда школа
сама ведет эту деятельность, или же когда она
ведет ее через муниципальные органы управления.
Вторая задача – обязательно должен
формироваться баланс между правами и
обязанностями. Мы говорим о том, что
образовательное учреждение должно выполнить
свой заказ – обеспечить потребителю комплекс
бесплатных образовательных услуг. К сожалению,
понимание этого заказа сейчас весьма размыто.
Пример. Известно, что существует базисный
учебный план в том или ином случае – с
федеральным, региональным, местным компонентом.
Но ведь со школами не заключают договор типа: ты
выполняешь то-то и то-то в таком-то объеме, а вслед
идет ресурсное обеспечение. Это и есть проблема
баланса прав и обязанностей. Она, в принципе,
имеет варианты решения.
В частности, заключение договора о
взаимоотношениях образовательного учреждения с
учредителем.
Иначе говоря, органы государственного
управления должны не просто перекладывать на
школы часть своих обязанностей, но обязательно
сделать ресурсное обеспечение. Так что расчетный
счет – это далеко не все, что нужно для
нормальной работы образовательного учреждения.
Сегодня мы предлагаем две основные
модели ресурсного обеспечения конкретного
муниципального заказа, – констатирует Марк
Михайлович. – Первая – модель Владимира
Николаевича Аверкина (см. «УШ» № 2/99. – Ред.). Вторая
модель, которая уже адаптирована, существует в
течение года в ряде регионов и наиболее полно
реализована в Самарской области, – это модель
централизованного финансирования на уровне
региона (см. «УШ» № 3, 4, 7/99. – Ред). Насколько
мне известно, желание внедрить именно эту модель
есть у множества территорий».
Внебюджетные источники
Говоря сегодня о
финансировании школ, мы обычно затрагиваем
проблему внебюджетных источников
финансирования. Хотя статистика показывает, что
в принципе эти источники особой массовости пока
не имеют. Обычно такие источники составляют в
общем бюджете школы не более 5–7 процентов.
Вместе с тем Марк Мусарский сделал одно
наблюдение. Он утверждает, что в большинстве
семей расходы на образование являются
эластичными. «Как бы ни увеличивались цены на
образовательные услуги, – считает он, –
спрос на них сохраняется постоянно. Сегодня
остается только понять, как эти деньги привлечь в
само образовательное учреждение. Здесь есть две
проблемы. Во-первых, неграмотное оформление
системы привлечения внебюджетных средств. Это
вопрос легализации «черных» денег, которые
сосредоточены в образовательных учреждениях.
Директор школы обязан знать, какая нормативная
база должна быть для работы с такими деньгами.
Здесь, разумеется, очень многое зависит от
позиции муниципальных и региональных органов
управления образованием. Они не имеют права
диктовать, как школе привлекать внебюджетные
средства. Но они должны создать матрицу, по
которой образовательные учреждения должны
привлекать эти деньги. При этом никто не снимает
с муниципального органа управления понятия
«учредитель» и контроля за деятельностью
образовательного учреждения во всех сферах. Во-вторых,
привлечение денег родителей и местного
сообщества. Тот факт, что основным источником
внебюджетных средств всегда будет население, я
полагаю, бесспорен. Поэтому педагогическому
коллективу надо научиться привлекать этот доход
в образовательное учреждение. Уверен, что
существует как минимум два потока денег от
населения в школу:
1) школа продает свои услуги;
2) школа привлекает спонсорскую помощь.
И здесь самое главное – открытость
школы для местного сообщества и четкое понимание
местным сообществом места и роли школы в нем.
Если эта роль будет ясно прослеживаться, то
кошельки будут открыты. К тому же не нужно думать,
что спонсорская помощь – это только деньги. Это
также и волонтерство: когда, например, некому
вести урок литературы, приходит родитель и
проводит этот урок. Или когда родители приходят
со своей краской и ремонтируют школу. Это и есть
нормальное спонсорство. Это надо понимать и
развивать, потому что мы всегда будем жить в
условиях ограниченности ресурсов».
Материал подготовила
Яна БЫСТРИЦКАЯ