Пока региональные и
муниципальные власти спорят, кто и на каких
условиях должен финансировать школу, школы сами
ищут возможности выживания. Это естественно. Но,
к сожалению, наши общественные традиции пока не
очень способствуют тому, чтобы делали это школы
цивилизованно. Кстати. А как это – цивилизованно?
Благотворительный
фонд –
привет из будущего
Когда школам было запрещено иметь
несколько расчетных счетов, многие директора и
бухгалтеры увидели выход из положения в
благотворительных фондах. О том, какие проблемы
решает эта организация и каково ее место в
движении общества к цивилизованным способам
обращения с деньгами, рассуждает директор одной
из московских школ, которому в свое время фонд
показался подспорьем в решении вопросов, для
которых не предусмотрено или не хватает
бюджетного финансирования.
Теоретически благотворительный фонд
может открыть кто угодно: собрались три человека
(именуемых в данном случае физическими лицами),
нашли юридический адрес, по которому фонд будет
зарегистрирован, – и вперед, по инстанциям. Когда
все они будут пройдены, вместе с
благотоворительным фондом на свет родится и его
расчетный счет, то есть то, к чему стремились.
Вообще говоря, благотворительный фонд
(соответственно и его расчетный счет) ни к какой
конкретной школе жестко не привязан, но его устав
(кроме всего прочего) может предусматривать
оказание помощи учебным заведениям (или учебному
заведению под номером таким-то).
Допустим, активные родители открыли
благотворительный фонд, и если они сделали это
ради школы, у нее появился еще один расчетный
счет – тот, с которого деньги, едва появившись, не
улетят в счет коммунальных платежей. Но тут-то и
встает множество вопросов. Главные из них такие:
– источники получения денег и поиск
этих источников,
– в какой степени средства фонда
решают финансовые проблемы школы.
Собственно, это вопросы
функционирования фонда. Он зарегистрирован, но
как реально организовать его работу? Где реально
взять деньги?
Есть школы, издающие методички и
организующие курсы повышения квалификации для
педагогов со стороны, но таких единицы. Зачем им
нужен фонд, точнее счет фонда, – ясно. А как
поступают с фондами остальные? Зачем они им?
Планировать и накапливать
или тратить что есть?
Поступления в фонд могут быть
эпизодическими или регулярными. В первом случае,
когда деньги то есть, то их нет, говорить о
планировании сметы школы не приходится – надо
тратить средства, пока они не пропали из-за
инфляции и прочих процессов. Очевидно, что с
помощью фонда, работа которого организована
таким стихийным образом, серьезных финансовых
проблем школы не решить. И ее будет постоянно
лихорадить.
Если же администрация уверена, что
фонд принесет школе определенный минимум
средств, и планирует расходы исходя из этого
устойчивого прогноза, жизнь будет гораздо
стабильней. Фондовыми поступлениями можно будет
покрыть траты на обслуживание техники,
привлечение специалистов – словом, использовать
деньги на то, на что из бюджета они не поступают.
А теперь самое интересное – кто же
будет реально финансировать фонд?
Если администрация в соответствии с
принципом фонда придерживается добровольности
(стихийной или организованной, когда людей
подталкивают совершать пожертвования), скорее
всего средства будут поступать эпизодически.
Сегодня есть – завтра нет. Сегодня одна сумма –
завтра другая. И каждый раз надо оперативно
решать, как ее использовать. Очевидно, что в этом
случае ни о каком серьезном планировании крупных
хозяйственных трат (например, на ремонт) не может
быть и речи.
Если же администрация школы хочет
строить смету расходов, рассчитывая на постоянные
поступления из фонда (хотя бы минимальные) и
таким образом охватывать тот сектор, который из
бюджета заведомо не финансируется, придется
задуматься об организации стабильных
пожертвований. Что сегодня, как правило, означает
добровольно-принудительные взносы (при
поступлении в школу и т. д.).
В этом случае стараются говорить о
понимании родителями финансовых трудностей
образования, о низкой учительской зарплате, о
том, что многие статьи школьной сметы давно не
финансируются... Однако непонимание этих
трудностей фактически не допускается, и человек,
который не поддерживает общественно признанную
необходимость вносить деньги, подвергается
довольно ощутимому порицанию. Когда действует
подобная схема, то, пожалуй, правильнее вести
речь не о благотворительном фонде, существующем
при реальном попечительском совете, а о
некотором фонде, который подконтролен
администрации школы. Отличаются они друг от
друга примерно на полтора века.
Чем же?
Реальный попечительский совет – это
власть людей, обладающих деньгами, достаточно
большими по сравнению с бюджетом школы, и потому
ставящих ее от себя в некоторую зависимость. В
лучшем случае их взаимоотношения со школой
описываются горизонтальной схемой – чаще совет
стоит над школой.
Однако на российских просторах
принята противоположная схема: логику работы
фонда диктует исполнительная власть, то есть
администрация школы. Соответственно ни о какой
благотворительности как источнике наполнения
фонда не может быть и речи. Естественно, что
решения по использованию денег тоже принимает
она. В состав попечительского совета, стоящего во
главе этого фонда, в этом случае вводят наиболее
авторитетных, активных и щедрых родителей, но
реально управлять фондом они не смогут,
поскольку распоряжается им администрация школы.
Но! Жизнь не стоит на месте, и в последнее время
обсуждаются схемы подключения районных властей
к попечительским советам.
На сцене может появиться
районный попечительский совет
Часть денег, которые остаются в местных
бюджетах, используется на образование сверх
принятого минимума, и, чтобы придать этому
процессу более цивилизованный характер, сегодня
заговорили о создании попечительских советов с
участием муниципальных властей. Вряд ли они
возникнут при каждой конкретной школе – скорее
при объединении нескольких школ. Деньги, которые
будут поступать в подобные благотворительные
фонды, – это то, что еще совсем недавно называли
внебюджетными поступлениями. Значит, скорее
всего мы столкнемся со стремлением четко и
жестко их контролировать.
Что происходит сегодня, если местными
властями принимается решение помочь школе,
скажем, в ремонте? С трудом можно себе
представить ситуацию, чтобы, договорившись с
фирмой, имеющей моральные или какие-то другие
обязательства перед муниципалитетом, субпрефект
позвонил директору школы и сказал: в вашем
распоряжении такая-то сумма, выписывайте счета и
обращайтесь к такому-то для их оплаты. Скорее
всего он предоставит не деньги, а услуги и
исполнителей. Вероятнее всего власти дадут
подзаработать «своим» подрядчикам, а в хозяйскую
хватку школьных директоров они большей частью
просто не верят – считают, что районная
администрация справится с задачей гораздо лучше.
С директором не будут советоваться,
как лучше потратить средства.
То есть решение не будет приниматься коллегиально,
с учетом интересов фирмы-спонсора, районных
властей и самой школы.
Заметьте: формально муниципальные (или
районные) власти при этом действуют как
попечители. А фактически как администраторы.
Такое властное распределение средств
– без учета коллективных интересов – будет
происходить до тех пор, пока на территории
(каждого) района не возникнут устойчивые
общественные, профессиональные,
административные силы, обладающие реальными (а
не нормативными) полномочиями и
заинтересованные в кооперации и совместной
работе.
Сегодня этих сил нет, на
общественно-хозяйственной сцене действуют
частные лица, которые как частные лица и
договариваются. А раз таких сил нет, раз нет
регулирующих механизмов, то использование
благотворительных фондов целиком и полностью
зависит от интересов, честности и юридической
грамотности тех людей, которые стоят у истоков
той или иной формы финансирования.
Собственно, так ли нужны фонды, если их
средствами распоряжается всего одно официальное
лицо? И действительно, нередко школьная
администрация обращается не к фондам, а к
наличности.
Расчетный счет открыли. Что
же дальше?
Сам по себе переход от наличных денег к
фондам – это, безусловно, огромный шаг вперед по
пути от абсолютной бесконтрольности,
безотчетности и злоупотреблений к более или
менее цивилизованным формам обращения с
финансами. Но по идее эффективное
функционирование таких фондов должно
регулироваться всей оркестровкой гражданского
общества, наличием в нем устойчивых
заинтересованных сил, обладающих не только
юридическим правом, но и реальными рычагами
воздействия на жизнь в локальном социуме.
Чтобы было понятно, что имеется в виду,
рассмотрим ту же ситуацию на уровне школы.
Допустим, есть среди родителей или учителей
активный человек, готовый заниматься
финансовыми проблемами, и директор всю работу по
добыванию денег сваливает на него. Потом они
вдвоем договариваются, как полученные средства
тратить.
Другой вариант: директор, узурпировав все
властные полномочия, сам решает, на что
потратить деньги. Еще один вариант распределения
ролей: глава школы вынужден признавать, что
по своему административному положению он не
может в одиночку принимать финансовые решения.
Интересно, что коллегиальному подходу в принятии
решений о деньгах мешает их стихийное
использование: пока затыкаются дыры, нет
возможности с привлечением общественности
планировать, на что разумнее всего было бы их
потратить. Замкнутый круг.
Коллективные интересы и
экономическая эффективность
Чтобы фонды могли работать эффективно,
необходимо долгосрочное планирование трат,
которое учитывало бы некий компромисс
общественных и корпоративных интересов.
Накопление на крупные проекты должно
осуществляться не из случайных, а из плановых
поступлений. Это первое.
Второе. Чтобы эти поступления
случались, необходимы партнеры, которые были бы
нужны друг другу и составили бы попечительский
совет.
Сегодня ни у родителей, ни у
потенциальных спонсоров школы лишних денег нет,
поэтому траты диктуются политикой затыкания дыр.
Она пронизывает всю нашу жизнь, и любой возможный
меценат, внося в благотворительный фонд
определенную сумму, даже не помышляет о том,
чтобы создать попечительский совет, то есть
сообщество людей, дающих деньги и диктующих свои
правила игры. Рассуждает он примерно следующим
образом: я внес деньги, они нужны школе, я уважаю
людей и дело, которому они служат (другой вариант:
меня вынудили сделать взнос), – и все, и забудем
об этом. В лучшем случае благодетель
проконтролирует, на что потрачены его средства.
Но даже после этого никакая организационная
структура по решению финансовых проблем школы не
родится – все как было, так и останется.
За границей такого уже не бывает: там,
где происходит распределение денег, безвластных
и бесправных участников процесса не бывает.
Каждый из них играет в общественной жизни свою
роль и потому имеет определенные полномочия.
Таким образом, ключ к решению проблемы
функционирования фондов – в
детерминированности общественных механизмов,
в некотором сложившемся стереотипе отношений,
для нарушения которого чиновнику, или
функционеру, или общественному деятелю придется
десять раз подумать, а стоит ли его нарушать.
Такое есть и у нас – например,
взаимоотношения между городскими и
муниципальными властями, – но до естественного
взаимного регулирования интересов сообщества
людей, проживающих в определенной местности
(районе, округе и т.д.), дело еще не дошло. Это
сообщество должно быть пронизано властными
функционерами, отвечающими за налоги района и их
распределение, общественными организациями,
лоббирующими какие-то свои интересы (например,
интересы торговых предприятий), пронизано
объединениями школ, отстаивающих свои интересы.
Пока у нас все это в зачаточном состоянии, и если
уже можно говорить о том, что торговые
организации могут консолидироваться, чтобы
обеспечить свои интересы через представителей
органов власти, то трудно себе представить, что
для этого же объединятся школы – у них пока
просто нет соответствующих исходных структур. Не
важно, что это будет: профсоюз или объединение
школьных администраций, – но действующий
сегодня совет директоров предназначен для
решения совсем иных вопросов. А взять да и
переключиться с одного на другое, создать вокруг
себя силовое поле и начать формировать новые
общественные отношения эта организация просто
не может.
Кстати, это сделал Союз ректоров, но у
них есть твердая почва под ногами, за ними стоят автономные
учебные заведения со своим набором прав, для
реализации которых и нужны скоординированные
корпоративные действия. А для реализации
сегодняшних задач школы нужно пройти сразу
несколько дополнительных шагов, чтобы появилось
поле дополнительных общественных возможностей
– коллективных, корпоративных.
Ну а пока все сидят по норкам и
занимаются каждый своим делом, брать на себя
инициативу никто не хочет. Но когда-нибудь
настанет критический момент и начнут
складываться устойчивые структуры и
взаимоотношения – как жидкость в определенных
условиях превращается в твердое тело.
Записала Елена ШАРОВА
Публикация статьи произведена при поддержке ООО "СтальСнаб", занимающегося производством опор и компенсаторов трубопроводов, оптовыми продажами металлопроката, труб, соединительных деталей. Компания предлагает компенсаторы тканевые по ценам производителя на заказ. Тканевые компенсаторы предназначены для транспортировки газообразных сред, в том числе агрессивных, выдерживают огромные температуры, уменьшают внутренние напряжение трубопровода.
|
|