Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/1999

Архив

Пока региональные и муниципальные власти спорят, кто и на каких условиях должен финансировать школу, школы сами ищут возможности выживания. Это естественно. Но, к сожалению, наши общественные традиции пока не очень способствуют тому, чтобы делали это школы цивилизованно. Кстати. А как это – цивилизованно?

Благотворительный фонд –
привет из будущего

Когда школам было запрещено иметь несколько расчетных счетов, многие директора и бухгалтеры увидели выход из положения в благотворительных фондах. О том, какие проблемы решает эта организация и каково ее место в движении общества к цивилизованным способам обращения с деньгами, рассуждает директор одной из московских школ, которому в свое время фонд показался подспорьем в решении вопросов, для которых не предусмотрено или не хватает бюджетного финансирования.

Теоретически благотворительный фонд может открыть кто угодно: собрались три человека (именуемых в данном случае физическими лицами), нашли юридический адрес, по которому фонд будет зарегистрирован, – и вперед, по инстанциям. Когда все они будут пройдены, вместе с благотоворительным фондом на свет родится и его расчетный счет, то есть то, к чему стремились. Вообще говоря, благотворительный фонд (соответственно и его расчетный счет) ни к какой конкретной школе жестко не привязан, но его устав (кроме всего прочего) может предусматривать оказание помощи учебным заведениям (или учебному заведению под номером таким-то).

Допустим, активные родители открыли благотворительный фонд, и если они сделали это ради школы, у нее появился еще один расчетный счет – тот, с которого деньги, едва появившись, не улетят в счет коммунальных платежей. Но тут-то и встает множество вопросов. Главные из них такие:

– источники получения денег и поиск этих источников,

– в какой степени средства фонда решают финансовые проблемы школы.

Собственно, это вопросы функционирования фонда. Он зарегистрирован, но как реально организовать его работу? Где реально взять деньги?

Есть школы, издающие методички и организующие курсы повышения квалификации для педагогов со стороны, но таких единицы. Зачем им нужен фонд, точнее счет фонда, – ясно. А как поступают с фондами остальные? Зачем они им?

 

Планировать и накапливать или тратить что есть?

Поступления в фонд могут быть эпизодическими или регулярными. В первом случае, когда деньги то есть, то их нет, говорить о планировании сметы школы не приходится – надо тратить средства, пока они не пропали из-за инфляции и прочих процессов. Очевидно, что с помощью фонда, работа которого организована таким стихийным образом, серьезных финансовых проблем школы не решить. И ее будет постоянно лихорадить.

Если же администрация уверена, что фонд принесет школе определенный минимум средств, и планирует расходы исходя из этого устойчивого прогноза, жизнь будет гораздо стабильней. Фондовыми поступлениями можно будет покрыть траты на обслуживание техники, привлечение специалистов – словом, использовать деньги на то, на что из бюджета они не поступают.

А теперь самое интересное – кто же будет реально финансировать фонд?

Если администрация в соответствии с принципом фонда придерживается добровольности (стихийной или организованной, когда людей подталкивают совершать пожертвования), скорее всего средства будут поступать эпизодически. Сегодня есть – завтра нет. Сегодня одна сумма – завтра другая. И каждый раз надо оперативно решать, как ее использовать. Очевидно, что в этом случае ни о каком серьезном планировании крупных хозяйственных трат (например, на ремонт) не может быть и речи.

Если же администрация школы хочет строить смету расходов, рассчитывая на постоянные поступления из фонда (хотя бы минимальные) и таким образом охватывать тот сектор, который из бюджета заведомо не финансируется, придется задуматься об организации стабильных пожертвований. Что сегодня, как правило, означает добровольно-принудительные взносы (при поступлении в школу и т. д.).

В этом случае стараются говорить о понимании родителями финансовых трудностей образования, о низкой учительской зарплате, о том, что многие статьи школьной сметы давно не финансируются... Однако непонимание этих трудностей фактически не допускается, и человек, который не поддерживает общественно признанную необходимость вносить деньги, подвергается довольно ощутимому порицанию. Когда действует подобная схема, то, пожалуй, правильнее вести речь не о благотворительном фонде, существующем при реальном попечительском совете, а о некотором фонде, который подконтролен администрации школы. Отличаются они друг от друга примерно на полтора века.

Чем же?

Реальный попечительский совет – это власть людей, обладающих деньгами, достаточно большими по сравнению с бюджетом школы, и потому ставящих ее от себя в некоторую зависимость. В лучшем случае их взаимоотношения со школой описываются горизонтальной схемой – чаще совет стоит над школой.

Однако на российских просторах принята противоположная схема: логику работы фонда диктует исполнительная власть, то есть администрация школы. Соответственно ни о какой благотворительности как источнике наполнения фонда не может быть и речи. Естественно, что решения по использованию денег тоже принимает она. В состав попечительского совета, стоящего во главе этого фонда, в этом случае вводят наиболее авторитетных, активных и щедрых родителей, но реально управлять фондом они не смогут, поскольку распоряжается им администрация школы. Но! Жизнь не стоит на месте, и в последнее время обсуждаются схемы подключения районных властей к попечительским советам.

 

На сцене может появиться районный попечительский совет

Часть денег, которые остаются в местных бюджетах, используется на образование сверх принятого минимума, и, чтобы придать этому процессу более цивилизованный характер, сегодня заговорили о создании попечительских советов с участием муниципальных властей. Вряд ли они возникнут при каждой конкретной школе – скорее при объединении нескольких школ. Деньги, которые будут поступать в подобные благотворительные фонды, – это то, что еще совсем недавно называли внебюджетными поступлениями. Значит, скорее всего мы столкнемся со стремлением четко и жестко их контролировать.

Что происходит сегодня, если местными властями принимается решение помочь школе, скажем, в ремонте? С трудом можно себе представить ситуацию, чтобы, договорившись с фирмой, имеющей моральные или какие-то другие обязательства перед муниципалитетом, субпрефект позвонил директору школы и сказал: в вашем распоряжении такая-то сумма, выписывайте счета и обращайтесь к такому-то для их оплаты. Скорее всего он предоставит не деньги, а услуги и исполнителей. Вероятнее всего власти дадут подзаработать «своим» подрядчикам, а в хозяйскую хватку школьных директоров они большей частью просто не верят – считают, что районная администрация справится с задачей гораздо лучше.

С директором не будут советоваться, как лучше потратить средства.

То есть решение не будет приниматься коллегиально, с учетом интересов фирмы-спонсора, районных властей и самой школы.

Заметьте: формально муниципальные (или районные) власти при этом действуют как попечители. А фактически как администраторы.

Такое властное распределение средств – без учета коллективных интересов – будет происходить до тех пор, пока на территории (каждого) района не возникнут устойчивые общественные, профессиональные, административные силы, обладающие реальными (а не нормативными) полномочиями и заинтересованные в кооперации и совместной работе.

Сегодня этих сил нет, на общественно-хозяйственной сцене действуют частные лица, которые как частные лица и договариваются. А раз таких сил нет, раз нет регулирующих механизмов, то использование благотворительных фондов целиком и полностью зависит от интересов, честности и юридической грамотности тех людей, которые стоят у истоков той или иной формы финансирования.

Собственно, так ли нужны фонды, если их средствами распоряжается всего одно официальное лицо? И действительно, нередко школьная администрация обращается не к фондам, а к наличности.

 

Расчетный счет открыли. Что же дальше?

Сам по себе переход от наличных денег к фондам – это, безусловно, огромный шаг вперед по пути от абсолютной бесконтрольности, безотчетности и злоупотреблений к более или менее цивилизованным формам обращения с финансами. Но по идее эффективное функционирование таких фондов должно регулироваться всей оркестровкой гражданского общества, наличием в нем устойчивых заинтересованных сил, обладающих не только юридическим правом, но и реальными рычагами воздействия на жизнь в локальном социуме.

Чтобы было понятно, что имеется в виду, рассмотрим ту же ситуацию на уровне школы. Допустим, есть среди родителей или учителей активный человек, готовый заниматься финансовыми проблемами, и директор всю работу по добыванию денег сваливает на него. Потом они вдвоем договариваются, как полученные средства тратить.

Другой вариант: директор, узурпировав все властные полномочия, сам решает, на что потратить деньги. Еще один вариант распределения ролей: глава школы вынужден признавать, что по своему административному положению он не может в одиночку принимать финансовые решения. Интересно, что коллегиальному подходу в принятии решений о деньгах мешает их стихийное использование: пока затыкаются дыры, нет возможности с привлечением общественности планировать, на что разумнее всего было бы их потратить. Замкнутый круг.

 

Коллективные интересы и экономическая эффективность

Чтобы фонды могли работать эффективно, необходимо долгосрочное планирование трат, которое учитывало бы некий компромисс общественных и корпоративных интересов. Накопление на крупные проекты должно осуществляться не из случайных, а из плановых поступлений. Это первое.

Второе. Чтобы эти поступления случались, необходимы партнеры, которые были бы нужны друг другу и составили бы попечительский совет.

Сегодня ни у родителей, ни у потенциальных спонсоров школы лишних денег нет, поэтому траты диктуются политикой затыкания дыр. Она пронизывает всю нашу жизнь, и любой возможный меценат, внося в благотворительный фонд определенную сумму, даже не помышляет о том, чтобы создать попечительский совет, то есть сообщество людей, дающих деньги и диктующих свои правила игры. Рассуждает он примерно следующим образом: я внес деньги, они нужны школе, я уважаю людей и дело, которому они служат (другой вариант: меня вынудили сделать взнос), – и все, и забудем об этом. В лучшем случае благодетель проконтролирует, на что потрачены его средства. Но даже после этого никакая организационная структура по решению финансовых проблем школы не родится – все как было, так и останется.

За границей такого уже не бывает: там, где происходит распределение денег, безвластных и бесправных участников процесса не бывает. Каждый из них играет в общественной жизни свою роль и потому имеет определенные полномочия. Таким образом, ключ к решению проблемы функционирования фондов – в детерминированности общественных механизмов, в некотором сложившемся стереотипе отношений, для нарушения которого чиновнику, или функционеру, или общественному деятелю придется десять раз подумать, а стоит ли его нарушать.

Такое есть и у нас – например, взаимоотношения между городскими и муниципальными властями, – но до естественного взаимного регулирования интересов сообщества людей, проживающих в определенной местности (районе, округе и т.д.), дело еще не дошло. Это сообщество должно быть пронизано властными функционерами, отвечающими за налоги района и их распределение, общественными организациями, лоббирующими какие-то свои интересы (например, интересы торговых предприятий), пронизано объединениями школ, отстаивающих свои интересы. Пока у нас все это в зачаточном состоянии, и если уже можно говорить о том, что торговые организации могут консолидироваться, чтобы обеспечить свои интересы через представителей органов власти, то трудно себе представить, что для этого же объединятся школы – у них пока просто нет соответствующих исходных структур. Не важно, что это будет: профсоюз или объединение школьных администраций, – но действующий сегодня совет директоров предназначен для решения совсем иных вопросов. А взять да и переключиться с одного на другое, создать вокруг себя силовое поле и начать формировать новые общественные отношения эта организация просто не может.

Кстати, это сделал Союз ректоров, но у них есть твердая почва под ногами, за ними стоят автономные учебные заведения со своим набором прав, для реализации которых и нужны скоординированные корпоративные действия. А для реализации сегодняшних задач школы нужно пройти сразу несколько дополнительных шагов, чтобы появилось поле дополнительных общественных возможностей – коллективных, корпоративных.

Ну а пока все сидят по норкам и занимаются каждый своим делом, брать на себя инициативу никто не хочет. Но когда-нибудь настанет критический момент и начнут складываться устойчивые структуры и взаимоотношения – как жидкость в определенных условиях превращается в твердое тело.

Записала Елена ШАРОВА

Публикация статьи произведена при поддержке ООО "СтальСнаб", занимающегося производством опор и компенсаторов трубопроводов, оптовыми продажами металлопроката, труб, соединительных деталей. Компания предлагает компенсаторы тканевые по ценам производителя на заказ. Тканевые компенсаторы предназначены для транспортировки газообразных сред, в том числе агрессивных, выдерживают огромные температуры, уменьшают внутренние напряжение трубопровода.

Рейтинг@Mail.ru