Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/1999

Архив

Несколько общих условий при многих неизвестных

5 мая Минюст наконец зарегистрировал изменения и дополнения к Порядку приема в государственные вузы, учрежденные федеральными органами исполнительной власти. Несколько ранее были зарегистрированы Минюстом и правила приема в учреждения среднего профобразования. Однако основные споры и сомнения юристов вызвал именно документ о приеме в вузы.

Не имея сил обеспечить российским выпускникам школ действительно равные шансы при поступлении в вуз (то есть гарантировать уровень получаемого в школе образования и минимальные социальные стандарты), Минобр и Минюст сделали что могли.

Вот основные нововведения, которые могут заинтересовать руководителей школ, старшеклассников и их родителей.

  • Для «содействия государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем регионов» вузы могут резервировать определенное количество мест, финансируемых из федерального бюджета, для целевого приема и организовывать на них отдельный конкурс, а также выделять с этой же целью необходимое количество мест на подготовительных отделениях.

  • Вступительные экзамены разрешено проводить по русскому языку, литературе, математике, физике, химии, биологии, географии, истории России, обществознанию (кроме отдельных разделов – см. ниже), а также по иностранным языкам; по согласованию с органом управления образованием может быть введен также экзамен по информатике в качестве альтернативы одному из перечисленных предметов. Все экзамены проводятся по программам Минобразования (кроме вступительных испытаний на специальности, связанные с искусством и физкультурой). Запрещено вводить в программы вступительных испытаний вопросы, выходящие за рамки этих программ.

  • Запрещено засчитывать в качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на различного рода платных курсах (в платных школах) при вузах.

  • Детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, инвалидам I и II групп, которым не противопоказано обучение в вузах, а также некоторым другим категориям абитуриентов (согласно действующему законодательству) предоставляется льгота: внеконкурсное поступление в вузы при успешной сдаче экзаменов.

Министерство образования направило также в органы управления образованием субъектов РФ, в министерства и ведомства, имеющие собственные вузы, и ректорам вузов разъяснения «О вопросах приема в высшие учебные заведения». Некоторые из этих разъяснений полезно было бы знать и в школах.

 

Что может быть в билетах?

«...Порядком приема определен (п. 12) перечень общеобразовательных предметов, из числа которых устанавливаются вступительные испытания в вуз. С целью обеспечения равных прав граждан Российской Федерации при поступлении в высшие учебные заведения данный перечень установлен на основе инвариантной части Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации (федеральный компонент), утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 № 322.

Программы вступительных испытаний необходимо формировать на основе примерных программ, разработанных Минобразования России и опубликованных в официальном издании «Справочника для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации» (Москва, Издательский дом «Дрофа», 1998). Не допускается установление вступительных испытаний по отдельным разделам предмета «Обществознание», например основам политологии и права, экономической теории, а также по психологии и др.».

 

Типичные нарушения

«...Генеральной прокуратурой Российской Федерации в ходе проверок выявлен ряд нарушений законодательства в части соблюдения не только льгот, но и прав на образование при поступлении в вузы инвалидов 1 и 2 групп, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также граждан, имеющих на основании действующего законодательства льготы по приему в высшие учебные заведения.

...Извлечения из законодательных актов Российской Федерации, предусматривающих льготы по приему в вузы, содержатся в письме Минобразования России от 23.02.98 №0б-б2-43ин/16-03, которое опубликовано также в официальном издании «Справочника для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации».

Следует считать грубым нарушением действующего законодательства:

  • отмену льготы на внеконкурсное поступление лицам, окончившим общеобразовательное учреждение с отличием;

  • ограничение приема в вузы инвалидов 1 и 2 групп без соответствующего заключения ВТЭК;

  • прием на льготных условиях спортсменов и членов спортивных сборных команд Российской Федерации в непрофильные вузы.

...В ряде случаев вузы с целью привлечения контингента включают в образовательные программы подготовительных отделений и курсов, а также общеобразовательных учреждений, находящихся с ними в договорных отношениях, дисциплины из образовательных программ высшего профессионального образования. При этом в дальнейшем лицам, поступившим в вуз, нередко сокращаются сроки обучения за счет приема их на второй курс, что является нарушением действующего законодательства и положений Порядка приема.

Работа подготовительных отделений, финансируемых из государственного бюджета, и хозрасчетных подготовительных курсов организуется с целью повышения уровня знаний абитуриентов по общеобразовательным предметам. Программы обучения на подготовительных отделениях и курсах должны соответствовать программам, опубликованным в упомянутом «Справочнике для поступающих в высшие учебные заведения Российской Федерации».

Подготовительные отделения, финансируемые из федерального бюджета, созданы с целью поддержки лиц, испытывающих материальные и социальные затруднения при подготовке в вуз, особенно лиц, проживающих в сельской местности, а также граждан, уволенных с военной службы. Обучение слушателей финансируется из государственного бюджета, поэтому введение платного обучения по договорам на подготовительных отделениях не предусматривается.

...Ранние вступительные испытания по предписанию Генеральной прокуратуры Российской Федерации отменены сначала письмом Минобразования России от 20.11.97 № 01-50-187ин/32-03, а затем Порядком приема, в котором указывается, что все вступительные испытания в вуз начинаются не ранее начала приема документов, перечень которых установлен п. 10 Порядка приема.

...Единые экзамены (совмещенная итоговая государственная аттестация в общеобразовательном учреждении, одновременно являющаяся вступительными испытаниями в вуз) проводятся в соответствии с требованиями положения об итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и правилами приема в вузы с целью снижения нагрузки учащихся и не являются дополнительной образовательной услугой (письмо Минобразования России от 16.12.98 №01-50-205ин/32-03)».

 

Приоритеты и льготы

«Министерство рекомендует выделять в приоритетном порядке целевые места для абитуриентов, окончивших сельские школы, в целях содействия государственным и муниципальным органам в подготовке кадров для решения социально-экономических проблем регионов (в соответствии с п. 4 Порядка приема).

...В соответствии с п. 19 Порядка приема в качестве результатов вступительных испытаний могут засчитываться результаты победителей третьего (областного, краевого, республиканского) и четвертого (зонального) этапов Всероссийской олимпиады школьников, а также победителей региональных олимпиад, проводимых советами ректоров вузов соответствующих регионов по общеобразовательным предметам. Региональные олимпиады проводятся совместно вузами, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, на основе программ, разработанных Минобразования России. При этом положение об олимпиаде должно устанавливать количество победителей (призеров), но не более 10% от общего числа участников по каждому предмету. Положение утверждается председателем совета ректоров и руководителем органа управления образованием субъекта Российской Федерации».

 

 И еще...

«...При организации приема абитуриентов на направление подготовки или специальность высшего профессионального образования в несколько потоков не допускается повторное участие в конкурсе лиц, получивших неудовлетворительную оценку на вступительных испытаниях в предыдущем потоке.

При большом конкурсе на направление подготовки или специальность не рекомендуется проведение вступительных испытаний в форме собеседования, при котором затруднительно формирование критериев оценки знаний абитуриентов и, как следствие, рассмотрение апелляций».

Подготовила Т. ЛЮТРА

Рейтинг@Mail.ru