Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/1999

Архив

Публикация статьи произведена при поддержке компании «TeleTRADE». Компания «TeleTRADE» предоставляет все необходимые инструменты и услуги для успешной торговли на валютном рынке TeleTRADE. Посетив сайт компании «TeleTRADE», который располагается по адресу http://www.teletrade.ru/, Вы сможете скачать терминал, который потребуется для работы на рынке Форекс, и открыть счет, что позволит Вам сразу же начать торговлю валютами и различными финансовыми активами. А так же к Вашему вниманию обучающие курсы, которые дадут все необходимые знания начинающим трейдерам, а опытные профессионалы смогут повысить свою квалификацию, что позволит увеличить их заработок на Forex.

Вадим АВАНЕСОВ,
доктор педагогических наук, профессор

 

Аттестация нужна, но другая

Среди множества проблем, накопившихся в системе образования, есть такая, которая официально называется «аттестация педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации». Так получилось, что само слово «аттестация» ничего, кроме беспокойства, у аттестуемых не вызывает, а сама процедура аттестации практически везде воспринимается как форма унижения. Издание нового проекта типового положения, предназначенного для усиления государственного контроля в этой сфере, оптимизма не прибавляет. Тем более на фоне кризиса с выплатами скудных учительских зарплат, порожденного самим же государством. По логике нормально управляемого государства, одно не сочетается с другим. Но где она, эта логика? А потому приходится все-таки смотреть, что ожидает учителей и руководителей, если представленный проект будет принят.

 

У них и у нас

В первой части проекта под названием «Общие положения» сформулированы цели, задачи и принципы аттестации. Читая их, невольно сравниваешь с тем, что говорится по этому поводу в зарубежных книгах. А там написано, что аттестация, аккредитация и т.п. формы кадровой работы имеют смысл лишь тогда, когда сами «аттесторы» (введем такое слово) в состоянии доказать обществу, что: 1) их цели обоснованны; 2) они имеют ресурсы для проведения аттестации; 3) аттестация достигает декларированной цели; 4) они уверены, что смогут достигнуть своих целей и сейчас, и в будущем.

А что у нас? «Целью аттестации, – пишут безымянные авторы проекта типового положения, – является стимулирование роста квалификации, профессионализма, результативности педагогического и управленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспечение правовой и социальной защищенности работников отрасли». Однако в свете реально сложившейся в стране социально-экономической обстановки есть сомнения в том, что нынешней власти действительно нужны квалификация и профессионализм. И где она, эта «защищенность», демонстративно провозглашенная еще в самом начале – в президентском Указе №1? Еще более сомнительна обеспеченность ресурсами. А если таковые находятся на проведение аттестации учителей и не находятся на выдачу заработной платы самим учителям, то появляются основания говорить о двойном подходе к этой проблеме. По третьему пункту – о достижении декларированных целей – лучше других сказал бывший премьер В. Черномырдин: «хотели как лучше, получилось – как всегда». Остается уверенность, которая у реформаторов всегда есть, но это как раз случай, когда лучше бы ее не было. Потому что избранная здесь многомерная модель аттестации-квалификации остается громоздкой, неэкономичной, бюрократической по существу и, следовательно, нежизнеспособной.

Еще дальше от реалий стоят задачи аттестации, которые сформулированы как «целенаправленное, непрерывное повышение профессионального уровня педагогических и руководящих работников; установление соответствия между качеством и оплатой труда; управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности». Вероятно, имеется в виду развитие личности аттестуемых. Вслушиваясь в звучание этих слов, начинаешь понимать, что для «оптимума развития» аттестуемым и для установления соответствующей нормальной оплаты труда до сих пор не хватало, оказывается, аттестации. Как будто аттестация в сложившихся условиях действительно может решить эту задачу.

Остаются декларированные в проекте основные принципы аттестации. Самый интересный из них первый. О «добровольности участия в аттестации и возможности выбора формы ее проведения» самим аттестуемым. Так сказать, все будет проходить по собственному желанию. Поскольку эта добровольность связана с, хотя и малозаметным, повышением зарплаты, то здесь честнее было бы держать в уме все-таки «добровольно-принудительный» принцип аттестации. Но об этом у нас не принято писать. Тогда не надо писать о «добровольности».

 

Учебник для аттестуемых? Почему бы нет...

Во второй части проекта положения даются определения основных понятий. Спорно определение самой аттестации. Читаем: «Аттестация – определение уровня профессионально-педагогической компетенции работника и результатов деятельности на основе комплексной оценки его труда». В энциклопедических словарях «аттестация – это определение деловой характеристики работника», а «квалификация – уровень подготовленности к какому-либо делу». Отсюда видно, что аттестация в проекте понимается шире; она означает аттестацию и квалификацию вместе. Не случайно вторым понятием обсуждаемого проекта стала «квалификационная категория – соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализма и результативности педагогического и управленческого труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности». Если использовать те «критерии», которые представлены в приложении 1, то вряд ли получится что-то достойное. Например, аттестуемый «должен знать стратегию образования в мире, России и принципы образовательной политики». Но уже давно у большинства наших граждан сложилось убеждение как раз в отсутствии у нас как «стратегии», так и самой образовательной политики. Тогда интересно спросить: а о чем аттесторы собираются спрашивать у испытуемых, если даже в министерстве нет ответов по данным вопросам?

Здравый смысл подсказывает: пока нет вразумительных учебных текстов по всем таким вопросам, выносимым на аттестацию, аттестацию проводить нельзя. Вначале нужно подготовить учебник, дать людям возможность ознакомиться с нормативными точками зрения, а уже затем спрашивать их о таких высоких материях. А подготовить учебник для аттестации гораздо труднее, чем написать обсуждаемое положение и заседать с всезнающим видом на различных комиссиях. Без учебника во время аттестации будут торжествовать голый субъективизм и профанация, что, можно сказать, автоматически создает питательную среду для коррупции. Фактической информации с мест на эту тему уже достаточно для такого вывода.

 

Есть ли порядок в «Порядке...»

В третьей части проекта положения говорится о порядке проведения аттестации. В п. 3.2 есть такая фраза: «Работник, не имеющий необходимого стажа и уровня образования, заложенных в квалификационных характеристиках, может претендовать на любую квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации». Спрашивается, зачем тогда нужны сами эти характеристики, стаж и уровень образования, если решение аттестационной комиссии имеет приоритет перед всем этим? Оказывается, для того, чтобы преодолеть наблюдающуюся в практике тенденцию искусственного сдерживания выхода молодых специалистов (со стажем от 3 до 10 лет) на аттестацию для получения более высокой категории. Как отмечается в методической литературе, в большинстве случаев администрация «дает установку» пройти все ступени на пути к высшей квалификационной категории. «В условиях дефицита кадров это может привести к нежелательным последствиям» (Итоги 1996/97 учебного года. Аналитические материалы, ч. 2. М., Центр инноваций в педагогике, 1997. С. 85). Следовательно, здесь есть проблема, которая должна решаться не голым отрицанием важной роли образования и педагогического стажа, как это сделано в проекте, а взвешенным подбором показателей уровня компетентности и эффективности аттестуемых. Но это уже вопрос методики аттестации, вместо которой в приложении 2 излагается «примерная процедура» – замена неравноценная и, можно сказать, недопустимая, если держать в уме вопросы качества аттестации и социальной ответственности за принимаемые от имени государства решения. Среди таких решений уже есть и довольно спорные. Например, по решению коллегии Московского комитета образования, при повторном досрочном выходе педагогического работника на аттестацию с целью повышения квалификационной категории оплату экспертизы его профессиональной деятельности производит образовательное учреждение или сам работник». (См.: Материалы коллегии Московского комитета образования в 1997/98 учебном году. Центр инноваций в педагогике, 1998. С. 5). Но в какой мере это отвечает государственной образовательной политике и помогает ли такое решение делу скорейшего повышения квалификации учителей? Это спорный вопрос, который требует обсуждения и правовой экспертизы.

Вряд ли выдержит такую экспертизу и п. 3.7, в котором «работнику, вышедшему на очередную аттестацию и не подтвердившему в ходе аттестации имеющейся у него квалификационной категории, решением соответствующей аттестационной комиссии категория понижается или снимается». В общем, получается так, что человек сам, «добровольно», пишет заявление на повышение категории, а ему ее могут вообще снять решением какой-то комиссии. Спасибо, что хоть не приговаривают к какому-либо наказанию, как в конце тридцатых годов, решениями тройки, своего рода внесудебными комиссиями.

 

Комиссия... комиссия...
и еще комиссия

В четвертой и пятой частях проекта положения говорится как раз о различных комиссиях. Для проведения аттестации создаются главная аттестационная комиссия, районная (окружная, муниципальная), городская аттестационная комиссия и еще аттестационная комиссия учреждения образования. В дополнении ко всем этим комиссиям создаются экспертные группы по аттестации педагогических и руководящих работников по специальности. Численный состав всех этих комиссий положением не ограничивается, финансовый расчет стоимости не приводится. Делается лишь дежурная оговорка, что участие в работе аттестационной комиссии «не должно наносить ущерб основной деятельности ее членов».

Положение предполагает существование аттестационных и экспертных комиссий по всем направлениям, которые должны регулярно собираться и посредством голосования решать, как на партийных собраниях, – кто достоин, а кто нет искомой аттестационной категории. И так в отношении каждой аттестуемой персоны. Вдумайтесь только: это сколько же комиссий надо создать по огромной стране, чтобы дойти до каждого аттестуемого, разобраться в его достоинствах и недостатках! И сделать это так, чтобы бедный российский бюджет не потерпел крушения, которое называется теперь английским словом «дефолт».

 

Пришло время сделать вывод. Если главной общегосударственной идеей становится вопрос физического выживания людей и сохранения, сколько удастся, образовательного потенциала страны, то аттестация в том виде, как она задумана в проекте, несвоевременна и вредна. Она станет дополнительным источником психологического, социального и экономического напряжения в и без того уже политизированной учительскими забастовками стране. Учителей лучше сейчас не трогать. Ставку на многочисленные комиссии бюджет уже не потянет. К тому же это стало бы возвратом к худшим образцам прошлого.

Нужен совсем другой подход, при котором аттестация связывалась бы с автоматизированным мониторингом учебных достижений учащихся. Здесь может оказаться полезной процедура рейтинга учащихся и учителей, проводимого опять-таки в автоматизированном режиме. Знания учащихся, а точнее приращение знаний учащихся за время работы с ними – вот главный критерий аттестации. Но для такой аттестации понадобятся подлинная педагогическая наука, другая культура, нужны современная техника и такие же программные средства.

Пришло время неизбежных перемен. Чем раньше придут такие перемены, тем быстрее начнется возрождение великой страны.

Рейтинг@Mail.ru