Публикация статьи произведена при поддержке компании «TeleTRADE». Компания «TeleTRADE» предоставляет все необходимые инструменты и услуги для успешной торговли на валютном рынке TeleTRADE. Посетив сайт компании «TeleTRADE», который располагается по адресу http://www.teletrade.ru/, Вы сможете скачать терминал, который потребуется для работы на рынке Форекс, и открыть счет, что позволит Вам сразу же начать торговлю валютами и различными финансовыми активами. А так же к Вашему вниманию обучающие курсы, которые дадут все необходимые знания начинающим трейдерам, а опытные профессионалы смогут повысить свою квалификацию, что позволит увеличить их заработок на Forex.
Вадим АВАНЕСОВ,
доктор педагогических наук,
профессор
Аттестация нужна,
но другая
Среди множества проблем, накопившихся в
системе образования, есть такая, которая
официально называется «аттестация
педагогических и руководящих работников
государственных, муниципальных учреждений и
организаций образования Российской Федерации».
Так получилось, что само слово «аттестация»
ничего, кроме беспокойства, у аттестуемых не
вызывает, а сама процедура аттестации
практически везде воспринимается как форма
унижения. Издание нового проекта типового
положения, предназначенного для усиления
государственного контроля в этой сфере,
оптимизма не прибавляет. Тем более на фоне
кризиса с выплатами скудных учительских зарплат,
порожденного самим же государством. По логике
нормально управляемого государства, одно не
сочетается с другим. Но где она, эта логика? А
потому приходится все-таки смотреть, что ожидает
учителей и руководителей, если представленный
проект будет принят.
У них и у нас
В первой части проекта под
названием «Общие положения» сформулированы
цели, задачи и принципы аттестации. Читая их,
невольно сравниваешь с тем, что говорится по
этому поводу в зарубежных книгах. А там написано,
что аттестация, аккредитация и т.п. формы
кадровой работы имеют смысл лишь тогда, когда
сами «аттесторы» (введем такое слово) в состоянии
доказать обществу, что: 1) их цели обоснованны; 2)
они имеют ресурсы для проведения аттестации; 3)
аттестация достигает декларированной цели; 4) они
уверены, что смогут достигнуть своих целей и
сейчас, и в будущем.
А что у нас? «Целью аттестации, –
пишут безымянные авторы проекта типового
положения, – является стимулирование роста
квалификации, профессионализма,
результативности педагогического и
управленческого труда, развитие творческой
инициативы, обеспечение правовой и социальной
защищенности работников отрасли». Однако в свете
реально сложившейся в стране
социально-экономической обстановки есть
сомнения в том, что нынешней власти
действительно нужны квалификация и
профессионализм. И где она, эта «защищенность»,
демонстративно провозглашенная еще в самом
начале – в президентском Указе №1? Еще более
сомнительна обеспеченность ресурсами. А если
таковые находятся на проведение аттестации
учителей и не находятся на выдачу заработной
платы самим учителям, то появляются основания
говорить о двойном подходе к этой проблеме. По
третьему пункту – о достижении декларированных
целей – лучше других сказал бывший премьер В.
Черномырдин: «хотели как лучше, получилось – как
всегда». Остается уверенность, которая у
реформаторов всегда есть, но это как раз случай,
когда лучше бы ее не было. Потому что избранная
здесь многомерная модель
аттестации-квалификации остается громоздкой,
неэкономичной, бюрократической по существу и,
следовательно, нежизнеспособной.
Еще дальше от реалий стоят задачи
аттестации, которые сформулированы как
«целенаправленное, непрерывное повышение
профессионального уровня педагогических и
руководящих работников; установление
соответствия между качеством и оплатой труда;
управление качеством образования для создания
оптимальных условий развития личности».
Вероятно, имеется в виду развитие личности
аттестуемых. Вслушиваясь в звучание этих слов,
начинаешь понимать, что для «оптимума развития»
аттестуемым и для установления соответствующей
нормальной оплаты труда до сих пор не хватало,
оказывается, аттестации. Как будто аттестация в
сложившихся условиях действительно может решить
эту задачу.
Остаются декларированные в проекте
основные принципы аттестации. Самый
интересный из них первый. О «добровольности
участия в аттестации и возможности выбора формы
ее проведения» самим аттестуемым. Так сказать,
все будет проходить по собственному желанию.
Поскольку эта добровольность связана с, хотя и
малозаметным, повышением зарплаты, то здесь
честнее было бы держать в уме все-таки
«добровольно-принудительный» принцип
аттестации. Но об этом у нас не принято писать.
Тогда не надо писать о «добровольности».
Учебник для аттестуемых?
Почему бы нет...
Во второй части проекта положения
даются определения основных понятий. Спорно
определение самой аттестации. Читаем:
«Аттестация – определение уровня
профессионально-педагогической компетенции
работника и результатов деятельности на основе
комплексной оценки его труда». В
энциклопедических словарях «аттестация – это
определение деловой характеристики работника»,
а «квалификация – уровень подготовленности к
какому-либо делу». Отсюда видно, что аттестация в
проекте понимается шире; она означает аттестацию
и квалификацию вместе. Не случайно вторым
понятием обсуждаемого проекта стала
«квалификационная категория – соответствующий
нормативным критериям уровень квалификации,
профессионализма и результативности
педагогического и управленческого труда,
обеспечивающий работнику возможность решать
профессиональные задачи определенной степени
сложности». Если использовать те «критерии»,
которые представлены в приложении 1, то вряд ли
получится что-то достойное. Например,
аттестуемый «должен знать стратегию образования
в мире, России и принципы образовательной
политики». Но уже давно у большинства наших
граждан сложилось убеждение как раз в отсутствии
у нас как «стратегии», так и самой
образовательной политики. Тогда интересно
спросить: а о чем аттесторы собираются
спрашивать у испытуемых, если даже в
министерстве нет ответов по данным вопросам?
Здравый смысл подсказывает: пока нет
вразумительных учебных текстов по всем таким
вопросам, выносимым на аттестацию, аттестацию
проводить нельзя. Вначале нужно подготовить
учебник, дать людям возможность ознакомиться с
нормативными точками зрения, а уже затем
спрашивать их о таких высоких материях. А
подготовить учебник для аттестации гораздо
труднее, чем написать обсуждаемое положение и
заседать с всезнающим видом на различных
комиссиях. Без учебника во время аттестации
будут торжествовать голый субъективизм и
профанация, что, можно сказать, автоматически
создает питательную среду для коррупции.
Фактической информации с мест на эту тему уже
достаточно для такого вывода.
Есть ли порядок в
«Порядке...»
В третьей части проекта положения
говорится о порядке проведения аттестации. В п. 3.2
есть такая фраза: «Работник, не имеющий
необходимого стажа и уровня образования,
заложенных в квалификационных характеристиках,
может претендовать на любую квалификационную
категорию и получить ее при успешном прохождении
аттестации». Спрашивается, зачем тогда нужны
сами эти характеристики, стаж и уровень
образования, если решение аттестационной
комиссии имеет приоритет перед всем этим?
Оказывается, для того, чтобы преодолеть
наблюдающуюся в практике тенденцию
искусственного сдерживания выхода молодых
специалистов (со стажем от 3 до 10 лет) на
аттестацию для получения более высокой
категории. Как отмечается в методической
литературе, в большинстве случаев администрация
«дает установку» пройти все ступени на пути к
высшей квалификационной категории. «В условиях
дефицита кадров это может привести к
нежелательным последствиям» (Итоги 1996/97 учебного
года. Аналитические материалы, ч. 2. М., Центр
инноваций в педагогике, 1997. С. 85). Следовательно,
здесь есть проблема, которая должна решаться не
голым отрицанием важной роли образования и
педагогического стажа, как это сделано в проекте,
а взвешенным подбором показателей уровня
компетентности и эффективности аттестуемых. Но
это уже вопрос методики аттестации, вместо
которой в приложении 2 излагается «примерная
процедура» – замена неравноценная и, можно
сказать, недопустимая, если держать в уме вопросы
качества аттестации и социальной
ответственности за принимаемые от имени
государства решения. Среди таких решений уже
есть и довольно спорные. Например, по решению
коллегии Московского комитета образования, при
повторном досрочном выходе педагогического
работника на аттестацию с целью повышения
квалификационной категории оплату экспертизы
его профессиональной деятельности производит
образовательное учреждение или сам работник».
(См.: Материалы коллегии Московского комитета
образования в 1997/98 учебном году. Центр инноваций
в педагогике, 1998. С. 5). Но в какой мере это
отвечает государственной образовательной
политике и помогает ли такое решение делу
скорейшего повышения квалификации учителей? Это
спорный вопрос, который требует обсуждения и
правовой экспертизы.
Вряд ли выдержит такую экспертизу и п.
3.7, в котором «работнику, вышедшему на очередную
аттестацию и не подтвердившему в ходе аттестации
имеющейся у него квалификационной категории,
решением соответствующей аттестационной
комиссии категория понижается или снимается». В
общем, получается так, что человек сам,
«добровольно», пишет заявление на повышение
категории, а ему ее могут вообще снять решением
какой-то комиссии. Спасибо, что хоть не
приговаривают к какому-либо наказанию, как в
конце тридцатых годов, решениями тройки, своего
рода внесудебными комиссиями.
Комиссия... комиссия...
и еще комиссия
В четвертой и пятой частях
проекта положения говорится как раз о различных
комиссиях. Для проведения аттестации создаются
главная аттестационная комиссия, районная
(окружная, муниципальная), городская
аттестационная комиссия и еще аттестационная
комиссия учреждения образования. В дополнении ко
всем этим комиссиям создаются экспертные группы
по аттестации педагогических и руководящих
работников по специальности. Численный состав
всех этих комиссий положением не ограничивается,
финансовый расчет стоимости не приводится.
Делается лишь дежурная оговорка, что участие в
работе аттестационной комиссии «не должно
наносить ущерб основной деятельности ее членов».
Положение предполагает существование
аттестационных и экспертных комиссий по всем
направлениям, которые должны регулярно
собираться и посредством голосования решать, как
на партийных собраниях, – кто достоин, а кто нет
искомой аттестационной категории. И так в
отношении каждой аттестуемой персоны.
Вдумайтесь только: это сколько же комиссий надо
создать по огромной стране, чтобы дойти до
каждого аттестуемого, разобраться в его
достоинствах и недостатках! И сделать это так,
чтобы бедный российский бюджет не потерпел
крушения, которое называется теперь английским
словом «дефолт».
Пришло время сделать вывод. Если
главной общегосударственной идеей становится
вопрос физического выживания людей и сохранения,
сколько удастся, образовательного потенциала
страны, то аттестация в том виде, как она задумана
в проекте, несвоевременна и вредна. Она станет
дополнительным источником психологического,
социального и экономического напряжения в и без
того уже политизированной учительскими
забастовками стране. Учителей лучше сейчас не
трогать. Ставку на многочисленные комиссии
бюджет уже не потянет. К тому же это стало бы
возвратом к худшим образцам прошлого.
Нужен совсем другой подход, при
котором аттестация связывалась бы с
автоматизированным мониторингом учебных
достижений учащихся. Здесь может оказаться
полезной процедура рейтинга учащихся и учителей,
проводимого опять-таки в автоматизированном
режиме. Знания учащихся, а точнее приращение
знаний учащихся за время работы с ними – вот
главный критерий аттестации. Но для такой
аттестации понадобятся подлинная
педагогическая наука, другая культура, нужны
современная техника и такие же программные
средства.
Пришло время неизбежных перемен. Чем
раньше придут такие перемены, тем быстрее
начнется возрождение великой страны.
|
|