Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/1999

Архив

Публикация произведена при поддержке интернет магазина in-green. Если Вы хотите по выгодной цене приобрести тепловое оборудование, с возможностью доставки покупки по всей Украине, то посетите интернет магазин in-green, который располагается на сайте http://www.in-green.com.ua. На Ваш выбор тепловые завесы, газовые пушки, электрические обогреватели, термостаты, солнечные коллекторы, осушители воздуха, конвекторы и другое высококачественное и надежное тепловое оборудование от ведущих мировых производителей. На всю распространяемую продукция предоставляется гарантия, с возможностью обмена или возврата покупки.

Владимир ЖУЛЁВ

Кадетское братство как альтернатива социальному сиротству

Чтобы решать сегодня проблему «социального сиротства», не дожидаясь указов «сверху» или революций «снизу», в московской школе-интернате № 36 решили открыть кадетские классы.

В поисках «изюминки»

Школа-интернат № 36 расположена на территории Северо-Восточного округа Москвы. Это, так сказать, «дальняя спальня» столицы. Впрочем, не всем детям подобные районы стали уютной спальней.

Из 246 учащихся интерната 66 находятся под опекой, 49 – из вконец обнищавших многодетных семей, остальные находятся на воспитании одиноких матерей или отцов. И постоянная жизнь в травмирующей ситуации, в атмосфере отсутствия не только любви, но и элементарного чувства защищенности формирует у детей целый комплекс дефектов личности. Современные интернатские дети либо эмоционально холодны, либо слишком привязчивы. Подчас их эмоции становятся настолько поверхностными, что дети вообще перестают переживать свои неудачи. Часто из-за возбудимости нервной системы такие дети не способны вести себя адекватно ситуации. И это лишь небольшая часть проблем, с которыми приходится каждый день сталкиваться работникам интерната.

Как при отсутствии стабильности во всех сферах жизни организовать вокруг ребенка полноценную безопасную среду, в которой он мог бы развиваться – совместно с педагогом, воспитателем и окружающими его детьми?

В интернате начали с того, что семь лет назад все учителя и воспитатели прошли дополнительный психолого-педагогический практикум. Он предполагал подготовку по трем следующим основным группам вопросов:

1. «Моя школа, мои коллеги».

2. «Я и мои ученики».

3. «Какой я профессионал?»

Была проделана кропотливейшая работа по составлению психологического портрета каждого ученика, при этом был проанализирован целый ряд характеристик ребенка. В частности, характеристика социума, окружающего ребенка, его памяти, внимания, характерных для каждого конкретного школьника ведущих мотивационных принципов обучения и, соответственно, тех предметов, которые особенно ему нравятся. А после этого были проведены педагогические консилиумы, на которых постарались в каждом ребенке отыскать «изюминку».

Далее стали думать над тем, как сделать образовательный процесс гибким и чутким, способным подстраиваться под детей и учителей и вместе с тем взаимодействующим с укладом жизни окружающего школу большого города.

И, как на первый взгляд ни покажется странным, главной заботой воспитателей стало не обучение или развлечение детей, а развитие в их среде столь внедидактического компонента, как дружба. Потому что основу раскрытия природного творческого потенциала здесь, прежде всего, видят в создании между детьми дружеских связей, желания сотрудничать друг с другом. Но как научить дружбе? Решили попробовать открыть в школе-интернате кадетские классы.

 

От формы – к содержанию

Строгость как самоцель – далеко не лучшее решение проблем, возникающих между подростками и социумом. Особенно если это подростки из школы-интерната. Любой мало-мальски неглупый школяр может без особого труда перехитрить излишне строгого воспитателя или педагога. Подросткам вообще часто свойственно полагать, что они живут в неком собственном изолированном мире, для которого они могут устанавливать некие свои «правила игры». Общеизвестно, что подросток намного легче, чем взрослый, способен совершить как подвиг, так и преступление. Только человек с отзывчивым сердцем, относящийся к ребенку с истинным дружелюбием и любовью, способен донести до него непреложные правила поведения в обществе.

В этом возрасте, наверное, все мальчишки в душе если не Робин-Гуды, то уж, как минимум, Рэмбо. И общаясь с интернатскими ребятами, одетыми в кадетские мундиры и фуражки, которые носили их сверстники еще триста лет назад, невольно замечаешь, что предложенная ребенку взрослыми игра в героя, добровольно принявшего обязательство служить Отечеству, совершенно естественным образом трансформируется в образ жизни, становясь тем реальным мотивационным моментом, который заставляет его при любых обстоятельствах вести себя достойно. Недооценивать это нельзя, так же как нельзя думать, что все решает сама по себе форма воспитания и обучения в кадетских классах.

Наряду с обычными школьными предметами кадеты изучают историю культуры и религии, этикет поведения за столом, в общественных местах и в гостях. Кто и когда еще научил бы их таким, казалось бы, элементарным вещам, как уважение к старшим, к женщине, да и просто к товарищу по игре? Ведь дома они нередко получают совсем другие «уроки». Периодически проводятся рейды «Уют в твоем доме», название которых говорит само за себя. Это коллективная уборка квартир, в которые возвращаются кадеты из интерната на выходные дни.

Вообще надо отдать должное руководству школы-интерната, которое активно сотрудничает со всевозможными общественными и вневедомственными организациями, желающими помочь детям. Так, в частности, с интернатом активно работает Благотворительный фонд «Надежда по всему миру», который начал с того, что открыл здесь в свое время благотворительную столовую. Сегодня фонд, помимо ежемесячных детских благотворительных дискотек с угощением, проводит здесь «Дни именинника». Так что несмотря ни на что интернатские дети знают, что у каждого из них есть еще и свой, личный праздник, который с ними могут разделить их старшие и младшие друзья. Кстати, один из сотрудников фонда – Евгений Викторович ВАРФОЛОМЕЕВ так «заразился» работой в интернате, что согласился сменить на посту директора ушедшую на другую работу Любовь Борисовну СЕРОВУ, кардинально изменившую жизнь сотен «социальных сирот».

Заложенным Серовой управленческим и воспитательным традициям, которые продолжает развивать Варфоломеев, здесь есть смысл уделить особое внимание.

 

Уроки братства «юных жуковцев»

В классе, где хранятся кадетское знамя и другие реликвии Кадетского братства «ЮНЫЕ ЖУКОВЦЫ» (так называют себя ребята в знак глубокого уважения к легендарному полководцу), над изображением путника, в котором угадывается образ Христа, читаю лаконичную, как приказ, заповедь: «Будь верен в малом».

«Нравственность определяется нами как исторически проверенная и не потерявшая своего гуманистического значения система этических норм и ориентиров, – комментирует мое наблюдение заместитель директора по кадетским классам школы-интерната № 36 Николай Константинович МОРЁНОВ и продолжает: – Когда кадеты выезжают на сборы или в небольшие однодневные походы, то в условиях, пускай и весьма отдаленно напоминающих экстремальные, осуществляется моральная и физическая закалка ребят. Ребенку, а тем более мальчику, которому рано или поздно придется пройти службу в армии, просто необходимо почувствовать свои силы не в очень сложных, но уже и не в домашних или обыденных школьных или дворовых условиях. К тому же эти вылазки становятся маленьким, но существенным практическим продолжением школьных уроков. При работе с компасом и картой кадеты повторяют географию. В дороге решают несложные физико-математические задачки, связанные с движением. В поле или в лесу полно наглядных пособий по ботанике и зоологии. Я уже не говорю про «уроки выживания», имеющие самое непосредственное отношение к ОБЖ».

Бывший кадровый офицер рассказал мне о том, что, помимо обучения бальным танцам, верховой езде, плаванию, стрельбе и фехтованию, кадетам дается не только возможность приобретения весьма популярной профессии автослесаря, но и конкретный опыт обращения с личными деньгами, планирования своего собственного бюджета.

Искренне удивившись, я недоуменно посмотрел на моего собеседника. Почувствовав мой молчаливый вопрос, он пояснил: «Дело в том, что старшие кадеты проходят практику по биологии в близлежащем совхозе «Марфино». Директор совхоза, Владимир Николаевич ПАВЛОВ, будучи сам бывшим военным, пошел нам навстречу, разрешив организовать при тепличном комплексе совхоза бригаду из четырнадцатилетних подростков, которым по закону уже разрешается работать. Ребята два раза в неделю, в свободное от занятий время, работают в теплице, где выращивают помидоры и огурцы. Получив свою, пусть и не очень уж большую, но честно заработанную зарплату, они узнают цену деньгам, узнают радость первой самостоятельной покупки и получают возможность купить небольшой подарок для матери, бабушки, а может быть, и для своей первой любви».

В результате всего этого ребята, которые фактически оказались на грани социального сиротства, проходят всестороннюю подготовку, как сказано в уставе кадетских классов, «к служению Отечеству как на военном, так и на гражданском поприще». Кстати говоря, именно эта возможность выбора отличает кадетов от детей, которых однозначно готовят к военной карьере в суворовских училищах Министерства обороны.

 

Как вырастить «древо коллектива»?

Все это, конечно, красиво, скажет читатель. Но где взять таких по-отечески мудрых педагогов? Как убедить или научить их заниматься воспитанием детей столь же продуманно, сколь и обучением? И тем более как открыть кадетские классы?

Бывший директор школы-интерната, заслуженный учитель России Любовь Борисовна СЕРОВА, отдавшая двадцать пять лет этой работе, несмотря на свою занятость на нынешней должности заместителя главы управы «Марфино» Северо-Восточного административного округа Москвы, нашла время рассказать об этом нашим уважаемым читателям.

«Наша концепция основана на равноценности и неразрывности процессов обучения и воспитания, – начала Любовь Борисовна вроде бы с вполне очевидных слов. – Поэтому вся система воспитания у нас в школе-интернате, с одной стороны, ориентирована на развитие самоуправления и самостоятельности, а с другой стороны – на формирование дисциплины. Но в нашем понимании дисциплина в коллективе – это не засилье муштры, призванной заставить человека выполнять любые глупые приказы, а условия поведения в обществе, создающие атмосферу осознания каждым своей полной защищенности, уверенности в своем праве, в путях и возможностях самореализации личности. И именно этим вопросам отведено особое место в нашем «Кодексе прав и обязанностей учащегося».

У Ролана Быкова, – продолжала Любовь Борисовна, – есть очень хорошие слова, которые он говорил, реагируя на многочисленные публикации в прессе после выхода в свет его фильма «Чучело»: «Как бы ты ни опекал розу, как бы ты за ней ни ухаживал, она никогда не вырастет на севере такой, какой она вырастет на юге, потому что прежде всего должен быть климат».

Работа руководителя образовательно-воспитательного учреждения как раз и должна заключаться в создании этого самого «климата». Он должен «подготовить почву», создать «атмосферу», обеспечить физическое и духовное питание для каждого человека, растущего или «образовывающегося» под его опекой. Поэтому я начала с того, что создала в интернате некую систему поддержки и поощрений, которая строится исходя из так называемой «формулы творческого успеха учащегося и учителя», где каждому создаются максимальные условия для успешной творческой самореализации.

В течение учебного года эту формулу должен вывести для себя каждый учащийся, учитель и воспитатель. Ребенок, например, может реализовать свои творческие устремления через участие в общешкольном спектакле, в конкурсе на лучшее сочинение или в конкурсе на лучшую уборку класса. Главное, чтобы дело вдохновляло человека.

В итоге этот принцип превращается в хорошо всем известную «систему коллективных творческих дел».

Иерархия тоже должна обязательно прослеживаться. Дети должны понимать, что их успех связан и с руководителем. Каждый свою творческую формулу может реализовать только в общей задаче.

Так что умение руководителя заключается в выращивании некого «древа коллектива», которое даст могучую крону в том случае, если все корешки подрастут, углубятся и снабдят общий ствол идеями и делами».

 

Игры как форма управления

В глубине души любого нормального взрослого продолжает жить ребенок. И какую бы должность ни занял этот человек, каким бы хитиновым покровом жизнь ни покрыла его детскую непосредственность, при определенных обстоятельствах он остается способным к творчеству, как к вечной игре. Поэтому полезно, если в управлении присутствует некий игровой элемент.

Вот несколько примеров из управленческой стратегии, которой пользовалась Любовь Борисовна, будучи директором школы-интерната.

Итак, сдвигаются несколько парт. Посредине кладется большой ватмановский лист бумаги, на котором нарисован широкий круг, поделенный на шесть секторов. В центре этого круга расположен обыкновенный детский волчок, на который лейкопластырем приклеена стрелка.

Вокруг сидят руководители шести так называемых «микроколлективов». В интернате педагоги и воспитатели объединены не в методобъединения, а в шесть микроколлективов. Количество людей в каждом микроколлективе разное. Оно зависит от общих задач, выполняемых этим микроколлективом.

Перед началом игры директор в каждый из секторов записывает вопрос, который исходит из конкретной педагогической или административной ситуации, заранее продуманной руководителем. Например, предлагается отреагировать на возможное радиосообщение о том, что якобы в школе-интернате № 36 во время посещения проверяющими столовой было обнаружено, что дети бросаются хлебом (в то время как где-то такие же дети голодают). Весь микроколлектив должен проработать каждый из предлагаемых вопросов настолько серьезно, чтобы принятое им по данному конкретному вопросу решение способно было заранее убедить в его целесообразности и результативности. И в этой ситуации вырисовывается все многообразие предложений и форм подхода к решению проблемы.

Другая игра заключается в разработке каждым микроколлективом некого «банка идей» по какой-то актуальной для всего педагогического коллектива проблеме. Если та или иная идея оказалась стоящей и реально выполнимой, директор обязан ее принять, включить в расходную, а возможно, и в доходную часть «интеллектуального бюджета» школы и выдать авторам идеи школьные векселя. Впоследствии эта своеобразная школьная валюта давала им право на получение премиальных вознаграждений, возможности закупки каких-то энциклопедических изданий или выбора аудио- или видеотехники для нужд своего микроколлектива.

Вообще надо сказать, что сам по себе педагогический совет в школе-интернате № 36 проводился Серовой не в форме «публичной порки» или формального выступления с трибуны, а в виде «праздника успеха», где каждый имеет возможность поделиться своими творческими идеями с единомышленниками. Но, прежде чем все педагоги и воспитатели соберутся на педсовет, проходила целая серия производственных совещаний внутри каждого микроколлектива. На каждом из них выявлялись все имеющиеся негативные моменты и происходил совместный поиск путей решения проблем – «не вынося сор из избы». Помимо этого, руководитель интерната на подобных совещаниях заранее информировала присутствующих о планах работы школы на ближайшие несколько месяцев.

Каждый год, летом, Любовь Борисовна заранее формулировала для каждого педсовета творческую тему. Каждому микроколлективу предлагалось выбрать ту, которая наиболее интересна для его состава. Таким образом, каждый творческий работник школы-интерната знал, что на одном из педсоветов его обязательно выслушают и оценят высказанные им идеи, предложения и, возможно, даже маленькие открытия.

«Самая главная задача руководителя, – подвела итог нашей беседе Любовь Борисовна, – показать учителю, что он самый умный, находчивый, красивый или, как пишут в газете «Первое сентября», блестящий учитель. Без этого психологического климата ничто никогда не состоится.

Каждый учитель имеет право на творчество, в рамках которого происходит сотворение его личного успеха. А это является залогом того, что учитель будет личностью и в глазах детей. Нужно убедить учителя: желание творить рано или поздно приведет к творческому успеху».

Наша справка:

По состоянию на 17 августа 1998 года государству обходился год обучения:

l курсанта военного училища – в 25 тыс. руб.,
l суворовца – в 20 тыс. руб.,
l ученика общеобразовательной школы или школы-интерната – в 13–15 тыс. руб.,
l кадета кадетских классов (сверх школьных расходов) – в 4–5 тыс. руб.
При этом только содержание подростка в тюрьме или в колонии, без расходов на обучение, обходилось государству в 10–12 тыс. руб. в год.

Рейтинг@Mail.ru