Константин ТИТОВ, губернатор
Самарской области:
– Ситуация в стране тяжелая. Чтобы
выйти из кризиса, нужно время. Однако есть
проблемы, которые ждать не могут. Среди таких
проблем – обнищание учительства.
Бюджет утвержден, но средства его
ограничены. То, что получено на инфляционном
доходе, не покроет затрат, которые необходимы для
российского образования.
Мы вместе – и профсоюзы, и учителя, и
администрация областей, краев, республик –
должны задаться вопросом: а где нам взять
средства на зарплату учителям? Как разорвать
порочный круг бедности, порождающей неплатежи, и
неплатежей, порождающих бедность?
Считаю, что власть должна подтянуть
пояса и снизить свои аппетиты. С другой стороны,
есть позиции, которые позволяют оптимизировать и
снизить расходы внутри самой системы
образования. Например, ввести нормативный метод
расчета затрат на одного ученика. Но главный
наш шанс, я убежден, состоит в том, что
муниципальные образования должны иметь в
субъектах Федерации совершенно иную, чем
сегодня, структуру управления народным
образованием.
У нас в Самарской области есть
сельские районы, где 8 тысяч жителей, а рядом –
район с населением в 20–25 тысяч человек. Но разные
главы местного самоуправления, разные отделы
народного образования. В одном районе – ветхая
школа, построенная при царе горохе, в ней 75
учащихся. А за забором, но административно – в
другом районе, мощная школа-новостройка на 1000
учащихся, она полностью не укомплектована, в ней
учится 600 школьников. Глава администрации
слабого района никогда не переведет своих
учащихся к соседу. Он будет настаивать на том,
чтобы и ему построили такую же новую школу, как у
соседа. Амбиций и разговоров будет много, а
пользы для учеников, для качества их подготовки
– мало.
Недавно я был в США. Там вообще
школьный округ административно и территориально
не совпадает с границами
административно-территориальных образований. Он
может охватывать несколько районов. Школьные
округа в Америке подчиняются непосредственно
губернаторам. Какие-то средства в казну
школьного округа идут из бюджета, и граждане
также платят специальный налог на образование.
Если даже у тебя сын обучается в частной школе
другой страны, например в Англии, ты все равно
платишь налог на образование. В соответствии с
возможностями реально складывающегося бюджета
школьного округа (в разных штатах они не
одинаковы) формируется и система образования.
Я понимаю, что невозможно на огромной
территории России от Калининграда до
Владивостока изменить систему, которая у нас
сложилась. Но мы в состоянии с вами начать
процесс разумных перемен. Конечно, было бы
хорошо, если бы мы могли сказать местному
самоуправлению: образование – это не твое, и
встретить полное понимание. Нам предстоит на
деле убедить муниципальную власть в том, что ей
выгодно ставить свою образовательную задачу
перед более мощной структурой – школьным
округом – и решать ее будет проще совместно с
регионом.
Я разговаривал с Евгением
Максимовичем Примаковым на эту тему и встретил
полное понимание наших расчетов. В области мы уже
подписали соглашения с некоторыми мэрами
городов и главами районов о том, что они войдут,
так сказать по доброй воле, в идущий у нас
эксперимент. Потому что сегодня закон о местном
самоуправлении нам этого как бы и не позволяет. В
рамках эксперимента согласные с нами мэры и
главы местных администраций не отстранены от
образовательной задачи – они представлены в
попечительском совете округа, школы.
Не все, конечно, с нами согласны:
бывает, мэры мне говорят, что они о своей школе
позаботятся лучше: «Мол, колхозы недоплатят нам
налоги – мы возьмем у них готовые завтраки и в
школы их отдадим». –«Но почему, – отвечаю я, –
мэр должен отстраняться от проблем школы? Почему
ты не можешь накормить завтраками ребят из своей
школы как член попечительского совета?»
Правда, почти никто уже не спорит
открыто с тем, что деньги должны приходить в
школьный округ или прямо в школу. Сейчас в двух
районах мы договорились и деньги приходят
непосредственно в школу. И директор школы стал
менеджером образования, он имеет возможность
планировать жизнь школы, устанавливать
приоритеты затрат. Директор теперь –
самостоятельный человек, его уважают учителя.
Зарплата педагогов – еще один сложный
вопрос. Она может складываться, будем откровенны,
из нескольких частей – непосредственно за часы
преподавания, за проверку домашних и контрольных
работ, за внеклассную работу. И из средств на
покупку научно-методической литературы.
Считаю, что в заработной плате учителя
все должно быть нормированным. Есть ставка. Есть
внеклассная работа – руководство кружком,
работа по углубленному изучению языка,
математики, литературы. Это должно оплачиваться
частично бюджетом школьного округа, частично
теми, кто пользуется дополнительными услугами.
Проверка контрольных, домашних
заданий – это как бы общее время работы, и оно
должно укладываться в ставку.
Почему это выделили отдельно? Потому что ставка
учителя всю жизнь была маленькая. А как повысить
ее и сделать это разумно – советуясь и с
профсоюзами как организацией, которая выступает
на защиту учителя, и непосредственно с самим
учителем.
А вот надбавка на покупку
научно-методической литературы меня иногда
смущает... Не хочу обижать учителей, но для
некоторых это просто прибавка к жалованью.
Сегодня во многих сельских районах, особенно в
глубинке России, учитель не в состоянии купить
то, что он хочет, из научно-методической
литературы. Раньше была «Книга–почтой», теперь
надо думать, как донести без особых затрат
научно-методическое пособие до учителя.
Школьный округ мог бы аккумулировать
заявки учителей на научно-методическую
литературу – сначала они поступят в
попечительский совет школы, потом – в школьный
округ. Главное управление образования субъекта
Федерации составит тематическую заявку,
централизованно купит нужные книги и разошлет по
школам. Это экономичнее и дешевле. И пусть книги
будут в школьной библиотеке, но это – личный
заказ учителя.
Конечно, мое мнение наверняка
нуждается в соответствующей корректировке. И я
жду помощи от вас – учителей, профсоюзных
активистов, журналистов, знающих проблемы
управления школой.
Галина МЕРКУЛОВА, заместитель
председателя ЦК профсоюза работников
образования и науки:
– Послушала вас, Константин
Алексеевич, и подумала: вам можно по праву
вручить почетный членский билет профсоюза
работников образования и науки. Потому что,
честно говоря, далеко не все главы администраций
так озабочены нашими бедами и так серьезно
занимаются школой.
К. Титов:
– Спасибо на добром слове. Но забота о
школе, директоре, учителях – это моя задача и
прямая обязанность.
Г. Меркулова:
– Вы точно охарактеризовали болевые
точки, которые есть в региональном управлении
образования в связи с законом о местном
самоуправлении. Хорошо, что вы
экспериментируете, ищете решения, не дожидаясь
изменения законодательства. Ваша позиция во
многом соотносится с предложениями, с которыми
давно и неоднократно выходит наш профсоюз.
Поэтому мы хотели бы иметь возможность на месте
внимательно познакомиться с вашим опытом,
посмотреть, как идет эксперимент. Пока мы знаем,
что в области нет долгов перед учителями. А как
удается решить на практике межбюджетные
отношения с местными муниципалитетами, для нас
пока секрет. Вы сами сказали, что далеко не все
руководители местных образований дадут добро на
передачу финансирования округам.
К. Титов:
– Секретов у меня нет.
В позапрошлом году несколько сельских
районов Самарской области вошли в эксперимент. В
основном это районы-реципиенты, которые
нуждаются в дополнительном финансировании из
области, им некуда деваться. Но справедливости
ради должен сказать, что еще до кризиса многие
главы местного самоуправления поняли, что
местным бюджетам будет не по силам вытягивать
образование. И они согласились на предлагаемый
нами нормативный метод финансирования.
Сблизить позиции помогла, как
говорится, сама жизнь. В конце позапрошлого года
образовалась большая задолженность по зарплате
учителям в таких городах, как Сызрань, Жигулевск,
Тольятти, Новокуйбышевск, Самара, у которых не
было с нами соглашения. Мы им сказали, что готовы
погасить задолженность по зарплате учительству,
но давайте так: кто наши взгляды разделяет –
присоединяйтесь. Мы договорились с Сызранью,
Жигулевском, Новокуйбышевском. И в 1999 году многие
подписали с нами соглашение.
Но не все. Не подписали соглашение
города Тольятти и Самара. Думаю, с городом
Тольятти удастся договориться. А с Самарой – не
смогу. Там действительно большие проблемы.
Есть ли противодействие эксперименту?
Конечно, есть и еще будет. Каждая наша трудность
– это повод для критики в прессе, по телевидению.
Противников у нашего подхода к финансированию и
развитию образования среди определенной части
администраторов и в прессе предостаточно.
Анна КУЗНЕЦОВА, газета «Управление
школой»:
– Вниманием прессы самарский
образовательный эксперимент действительно не
обделен. В газетах немало и положительных
публикаций о самарском опыте, им живо
интересуются в регионах. Хотелось бы знать, что
движет самым главным экспериментатором? Вы,
Константин Алексеевич, могли, как многие ваши
коллеги по Федеральному Собранию, просто пройти
мимо пикета учителей. Но что-то вас остановило?
К. Титов:
– Мне очень нужна поддержка. Мне очень
нужна критика, но конструктивная, а не досужие
упражнения в красноречии. Мне необходимы советы,
я хочу знать мнение профессионального
большинства.
Хочу иметь право сказать другим
руководителям субъектов Федерации: наше
школьное образование можно выстраивать вот так и
так...
Г. Меркулова:
– Нас ваше мнение тоже очень
интересует. Каково ваше отношение к трансфертам?
К самому понятию – трансферт?
К. Титов:
– Отношусь к понятию трансферта как к
философской единице. Научное определение
трансферта общеизвестно.
А вот практическая реализация чаще
всего скрывается за тем, что вкладывают в это
понятие финансисты, рассчитывая трансферты. И,
конечно же, тем, что вкладывают в это понятие
чиновники, направляя трансферты территории. Как
правило, не вовремя и не в полном объеме.
Если мы с вами в рыночной экономике,
трансферт – понятие жесткое и оптимальное. В
переходной экономике неизбежна коррекция
понятия трансферта. Мы понимаем, что в переходной
экономике выравнивание доходов в бюджетах
субъектов Российской Федерации и подушевых
доходах ввиду системного кризиса просто
необходимо. А значит, трансферт не может быть
полным – он идет от возможностей бюджета.
Беда в другом – за базу расчета
трансферта берутся каждый раз разные доходы. И
каждый раз территории выглядят в этих доходах
по-разному.
Стране, как мне видится, следует
перейти на позиции нормативного счета. Если
определимся, например, по оптимальным нормативам
расходов на одного ученика, а поскольку
образование – это позиция трансферта, структура
трансферта станет понятной, как сейчас говорят –
прозрачной. Вот доля на выполнение закона о
ветеранах, а вот доля на образование. Государство
из расходов, которые необходимы на образование,
может оказать помощь ну, скажем, до 60 процентов.
Но все остальное регион должен сделать сам.
Это станет возможным, когда в
трансферте будут заложены целевые деньги: ты не
можешь их истратить никуда кроме образования.
Г. Меркулова:
– В последние месяцы у профсоюза
работников образования и науки есть
взаимопонимание с правительством, наша позиция
во многом совпадает с мнением премьера и
вице-премьера по социальным вопросам. Сегодня
обнаружилось совпадение в нашем понимании
ключевых проблем российского образования с
действиями губернатора Самарской области,
председателя Комитета Совета Федерации по
бюджету, налоговой политике, финансовому,
валютному и таможенному регулированию,
банковской деятельности.
Скажите, Константин Алексеевич, а
много ли среди глав администраций людей
инициативных, способных, как и вы, не ждать, а
действовать?
К. Титов (смеется):
Каждый инициативен по-своему!
А. Кузнецова:
– А можно ли говорить о своеобразии
ваших инициатив? Не только образовательных –
экономических, политических, социальных?
К. Титов:
– Наверное, можно. Но если это и есть,
то это не мое личное. Это во мне проявляется
своеобразие русского этноса. Я готов биться за
все, что, по моему пониманию, во благо России. И
даже за Севастополь. Хотя хорошо понимаю, что
смысла в этом никакого нет. Западный этнос плюнул
бы и занимался своим делом – богател, покупал
визу и ездил бы, если захочется, в тот же
Севастополь.
А мне вот не безразлично, какими мы,
россияне, войдем в XXI век. Какой будет Россия.
Очень хочется наверстать все, что потеряли на
ниве образования. Лучшие наши практики и
теоретики, не найдя себе достойного применения,
эмигрировали. Сегодня мы видим их у Билла Гейтса.
Наши лауреаты разрабатывают для Запада системы
оптоволоконной передачи информации.
Если мы теряем умы, давайте воспитывать новые в
еще большем числе. Но – для России, которая может
и должна их востребовать.