Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/1999

Архив

«Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки...»

– Пойдем! А с кем и зачем?

Слом эпохи конца 80-х – начала 90-х создал уникальную социальную ситуацию, в которой опыт освоения новых жизненных реалий 17- и 50-летними оказался практически одинаковым. Кто у кого учится? Кто кого чему учит? Стремительное овладение компьютером оказалось важнее для новой социализации, чем весь предшествующий «советский» жизненный опыт.

Постсоветская российская технократия сформировалась в одночасье из тех, кто встретил 1991 год под звуки прощального школьного вальса. Тоталитарное общество стремительно превращается в технократическое, и человек опять ему неинтересен. Новое поколение отказывается от предназначенного ему наследства, не желая тратить время на поиски полезного, если оно и есть, в этом «бабушкином сундуке». Поколенческая отчужденность конца XX века куда глубже описанного Тургеневым конфликта, а необходимость передачи гуманитарной и гуманистической системы ценностей осознается еще более остро, чем 140 лет назад.

Именно поэтому контекстом школьной жизни являются незамирающие дискуссии о том, как превратить школьную науку в жизненный опыт, как навести социокультурные мосты между прошлым, настоящим и будущим, без которых это будущее незавидно, как сформировать осознанную потребность в гуманитарном знании у тех, кто именует себя тинейджерами.

Один из интереснейших путей интеграции школьных учебных курсов и живой жизни проложил авторский коллектив Санкт-Петербургского центра культурно-образовательных инициатив «Среда», который разработал авторскую методику, получившую название «Город в подарок». Совместная работа языкового лицея г. Екатеринбурга с центром в течение семи лет многократно подтвердила уникальность возможностей, предоставляемых этой программой, личностную значимость ее для каждого участника – школьника, учителя, родителя. Накопленный опыт позволяет подвести некоторые итоги, осмыслить сделанное, постараться понять, почему программа не «занашивается», не «стирается», сохраняя обаяние первотворчества, почему уже четвертое поколение выпускников считает эту программу едва ли не лучшим воспоминанием своей школьной жизни, почему она прочно вошла в ежегодные планы лицея.

Человеку в современном городе всегда не очень уютно. Человеку в чужом городе часто плохо именно в силу его неосвоенности, личной необжитости. «Город в подарок» (Санкт-Петербург, Москва, Хельсинки, Стокгольм...) потому и подарок, что вся методика вживания ребенка, подростка в среду незнакомого города и вживления чужого города в его душу и сознание изначально разрушает чувство отчужденности – чужести города-гиганта, города-памятника. Проживая день с героями Пушкина и Достоевского, участниками декабрьского восстания 1825 года и петербургским чиновником, собирая коллекции городской символики и проходя обычными маршрутами Блока и Зощенко, через ролевую игру ребята обретают самоощущение горожанина-петербуржца XVIII, XIX, начала XX века.

Поисковые задания предполагают общение с самыми разными незнакомыми людьми на улицах и в квартирах, в музеях и учреждениях, в библиотеках и в храмах, и одновременная необходимость и безусловность этого общения, самостоятельный выбор стиля, тона, содержания беседы обогащают участников поиска бесценным опытом адаптации к незнакомой среде, помогают формированию чувства уверенности в себе, способности ориентации не только среди городских улиц, но и умению разбираться в людях.

Надо сказать, что программа работает не только в Петербурге. Уже разработаны и апробированы маршруты по городам Скандинавии, Чехии, Польши, Италии, разработан маршрут по древнему Междуречью. И всюду ребята освобождены от чувства скованности, от ощущения тревожности в незнакомом городе, от иной культуры. Повсюду они чувствуют себя первооткрывателями и поглощены восторгом открытий прежде неведомого, в том числе и в самих себе.

В основе разработанной методики лежит задача освоения городского пространства через совокупность культурных знаков эпохи, раскрытие культурной многослойности городского социума, осмысление знаков его судьбы.

«Город в подарок» – программа учебная, а не туристическая, потому что исходная информация не только дополняется результатами детского поиска, но проигрывается, активно осваивается в самых различных формах: заполнение карты, написание статьи, театрализация, диспут, собирание коллекций, разработка проектов и т.д.

Работа в музеях, дворцах сочетает общение с научными сотрудниками и самостоятельное выполнение творческих заданий в русле темы дня, требующих не только определенных знаний по истории и теории искусства, но и фантазии, артистизма, дерзости в выдвижении гипотез и доказательности в их отстаивании.

Вся работа ведется в группах по 5–7 человек. Группы, каждая из которых имеет свое название, отражающее ее характер, в течение всех дней программы соперничают за интеллектуальное первенство, за большее количество баллов по итогам защиты каждого дня. Азарт поиска поддерживается духом соревнования, для конечной победы в котором важен личный вклад каждого члена группы.

Учитель, знающий своих ребят в течение нескольких школьных лет, всякий раз задает вопросы: «Почему им все здесь так интересно? Почему так активны даже самые пассивные? Почему у ребят складываются такие теплые взаимоотношения с сотрудниками центра?»

Один из возможных вариантов ответа на эти вопросы: в предложенной соревновательной игре общий успех команды достигается усилием каждого; взрослые не учат, а создают равные для всех возможности этого успеха. Условия игры таковы, что полного проигрыша, равного школьной «2», быть не может, а значит, не может быть и чувства тоски и безысходности, знакомых каждому школьнику. Даже если команда оказалась не лучшей, ребятам многократно будет дано почувствовать, что они сделали много хорошего, что они превзошли все ожидания и самих себя и добились хорошего результата. И это не лесть, не заигрывание, не примитивно понятая «ситуация успеха». Это в любом случае правда, так как с заданиями такого плана ребята действительно никогда не сталкивались и все, что сумели сделать, сделали здорово.

Осознание личной значительности, ценности интеллектуальной самобытности, значимости культурного и духовного наполнения личности приходит к ребятам именно благодаря работе в небольших группах, где творческий, интеллектуальный вклад каждого невозможно не заметить, нельзя не оценить.

Огромную роль в том, что программа не «затирается», играют люди, осуществляющие всю эту работу: Голованов Г.Н., Копылов Л.Ю., Темкина Д.А., Бортин С.С., Рапопорт А.Д., Бойко А.Г., Чернова Н.В. и многие другие, наполняющие каждый день незаурядностью своего появления именно в этой теме, в этой среде. За прошедшие годы им не надоели детские открытия и детские защиты, потому что они сами находятся в постоянном поиске новых тем и форм работы и потому что, имея за плечами школьный опыт, знают цену этих открытий, отчетливо представляют себе, какие личностные сдвиги происходят в ребятах, какие мосты наводятся.

Языковый лицей сотрудничает с центром по программам «Сказки Петербурга» для младших школьников, «Что во граде?» для школьников средних классов и «Город в подарок» – целостной трехгодичной программе для учащихся 9–11-х классов. За семь лет около пятисот ребят и семнадцать учителей прошли более чем по пятидесяти маршрутам. Общее впечатление всех взрослых – учителей и родителей, принимавших участие в программах: «Мы увидели совсем других детей! Они как-то сразу повзрослели и поумнели». Общее впечатление детей: «Здорово! Всегда бы так учиться!»

Действительно, а почему бы и нет?

Нет, не получится. Во-первых, необходим этап первоначального накопления знаний – это происходит на школьных уроках. Во-вторых, интенсивность программы такова, что больше пяти дней малыши и больше десяти дней старшеклассники просто не выдерживают – устают. Ежедневный мозговой штурм, ежедневное перетряхивание всего интеллектуального багажа требуют огромных сил. В-третьих, предлагаемые формы работы, кроме всего прочего, потому и увлекают и захватывают ребят, что они необычные, новые, неожиданные. Представить их ежедневной нормой просто невозможно.

Возможно другое – внести в школьную практику элементы, приемы этой методики, побуждающие к знанию и эмоционально и рационально активному, синтезирующему, творческому. Возможно воспринять дух программы, глубоко нравственный в самом широком и самом актуальном смысле слова.

Во многих школах предмет «Экология» существует сам по себе, как еще одна учебная дисциплина, с другими не связанная, хотя по природе своей наука экология вбирает в себя все аспекты взаимоотношений человека с окружающей средой, синтезирует такие «непримиримые» в школьной программе предметы, как литературу и физику, мировую художественную культуру и химию, историю и географию, биологию и изобразительное искусство. В этом смысле программа «Город в подарок» экологическая, то есть подлинно гуманистическая. Помня, что греческое «oikos» означает «дом», «родина», понимаешь, что обретение чувства дома в незнакомом городе, постижение его неповторимости и осознание себя наследником этого богатства, а следовательно, и обретение чувства ответственности за сохранение и преумножение его, – и есть та преемственность поколений, та самая культурная эстафета, которая и является сверхзадачей программы. Она созидает мир вокруг человека (дать возможность понять – все равно что создать), она созидает внутренний мир юного человека, открывая смысл слов «красота», «духовность», необходимость их в личной каждодневной жизни.

«Пойдем же вдоль Мойки, вдоль Мойки...»

 

Т.И. Бетчер,
директор языкового лицея,
г. Екатеринбург

Публикация произведена при поддержке архитектурно-строительного объединения «ИНТЕКС». Объединение «ИНТЕКС» является одним из лидеров в области загородного строительства, и предлагает воспользоваться услугами проектирования и строительства домов, коттеджей и вилл. На Ваш выбор представлены как готовые проекты домов с гаражом, бассейном и хозяйственными блоками, так и возможность заказать создание уникального проекта. Собственное производство, использование современных материалов, строгий контроль на всех этапах строительства, максимальное внимание к требованиям и желаниям заказчика, высокий профессионализм и большой опыт работы специалистов архитектурно-строительного объединения «ИНТЕКС», являются гарантами того, что все предоставляемые услуги соответствуют самым высоким стандартам красоты, удобства и надежности.

Рейтинг@Mail.ru