Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/1999

Архив

Контрольная на тему социального партнерства

Что показал «правительственный час» в Государственной Думе накануне Общероссийской забастовки учителей

Когда наш читатель получит этот номер газеты, свое слово уже скажет третья сторона печального российского конфликта – работники образования многих регионов, отлученные от собственной зарплаты. Впрочем, их мнение точно выразил лозунг бастующих воронежских учителей: «Сегодня – голодный учитель, завтра – страна дураков».

А незадолго до 27 января – дня Всероссийской забастовки – в Государственной Думе депутатам изложили свою позицию правительство (вице-премьер Валентина Ивановна МАТВИЕНКО) и профсоюзы (председатель ЦК профсоюза работников образования и науки Владимир Михайлович ЯКОВЛЕВ).

Оба оратора пренебрегли политической риторикой и говорили о делах серьезных, нелегких, имеющих прямое отношение к одной из острейших социальных проблем – судьбе учителей и российской школы.

Что нового можно было заметить в позиции сторон? Прежде всего, что по ключевым оценкам позиции сблизились. И власть и профсоюзы признали вопрос о зарплате бюджетников главной проблемой, вызывающей в обществе социальное напряжение.

В правительственной позиции отчетливо прозвучало желание индексировать зарплату учителям, отработать систему контроля за целевым использованием средств, поступающих из федерального центра в регионы, постоянно быть в курсе положения с выплатой зарплаты бюджетникам по каждому региону.

Правительство (что понятно и без комментариев) считает забастовочное настроение учителей нежелательным, деструктивным, хотя и признает их право на протест.

Профсоюзы тоже понимают всю безысходность акций протеста, особенно таких крайне опасных, как голодовка. Они готовы помочь властям разобраться в причинах кризисной ситуации, сотрудничать в наведении порядка с выплатой зарплат и пособий, однако оставляют за собой право на забастовки, если проблемы работников образования так решены и не будут.

А будут ли они решены? Валентина Ивановна Матвиенко в этом почти не сомневается. Она утверждает:

 

Зарплату будем платить регулярно…

Выдержки из выступления В.И. Матвиенко:

Наследие...

«Внесенный на правительственный час вопрос о зарплате бюджетникам крайне острый, вызывающий сильное социальное напряжение в обществе. Оправдана обеспокоенность депутатов. И, поверьте, в не меньшей степени обеспокоено этим вопросом правительство. С первых дней работы мы определили для себя главной задачей решение этой проблемы.

Учитывая доставшееся нам наследие в виде миллиардных долгов по зарплате, пенсиям, стипендиям, детским пособиям, накопившимся с 1996 года, и тяжелейшую кризисную ситуацию в экономике, финансовой сфере, понимая, что за короткий период все долги погасить невозможно, мы поставили себе реалистическую задачу – выйти на регулярную ежемесячную выплату текущей зарплаты, пенсий, стипендий – и затем поэтапно выплатить накопившиеся задолженности, реализуя тезис социально-ориентированной экономики».

 

Необходима индексация ...

«Необходима индексация зарплаты учителей. Ее уровень сегодня крайне низкий, он уже просто не обеспечивает прожиточный минимум. Поэтому, несмотря на крайне жесткий бюджет 1999 года, правительство предложило в проекте бюджета с первого апреля увеличить единую тарифную сетку на 50 процентов, что автоматически повысит зарплату учителям и другим работникам бюджетной сферы.

Самая острая ситуация с выплатой зарплат и детских пособий, с учетом увеличивающейся задолженности, сложилась в бюджетных организациях, финансируемых из региональных и местных бюджетов, особенно в сельской местности. Терпение учителей и врачей на исходе, доведенные до отчаяния педагоги прибегают к крайней мере – забастовкам, чего никогда ранее не было в нашей школе.

Наибольшее количество забастовок проходит в Вологодской, Курганской, Новосибирской, Волгоградской, Ростовской, Иркутской областях, Красноярском крае, в Республиках Алтай, Хакасия. В целом в забастовках сейчас участвуют 85 тысяч работников образования из 2,5 тысяч образовательных учреждений, т.е. около двух процентов от общего количества работающих».

 

Средняя температура по госпиталю...

«Правительство прекрасно понимает, что есть только один выход из круга острейших вопросов – объединение усилий федерального центра и регионов. Уже сегодня за счет целевого финансирования ликвидирована большая часть задолженности по коммунальным услугам, что позволило не допустить массового отключения вузов, техникумов, профтехучилищ и других учреждений образования от энерго- и теплоснабжения, создать нормальные условия для учебного процесса. Только в IV квартале в субъекты РФ было перечислено в виде трансфертов, субсидий, дополнительной финансовой помощи депрессивным регионам около 8,5 млрд. рублей с жестким указанием, что расходовать их можно только на выплату зарплаты бюджетникам. В правительстве создана оперативная группа, еженедельно осуществляющая мониторинг ситуации. Проведенный нами анализ показывает, что при расходовании только лишь 40 процентов доходов региональных и местных бюджетов, причем в живых деньгах, и получаемых из центра трансфертов большинство регионов в состоянии выплачивать ежемесячную зарплату бюджетникам и даже частично гасить долги. Председатель Правительства принял волевое решение – направить 10 процентов средств, полученных от реализации акций Газпрома (а это 1 млрд. 400 млн. рублей) в наиболее неблагоприятные регионы. Эти средства уже перечислены в субъекты Федерации. Такого перечисления средств, как это сделано в начале нынешнего года, – порядка 3 млрд., поверьте мне, прежде не производилось.

Всего в январе в регионы перечислена сумма около 3,7 млрд. рублей.

Благодаря совместной работе правительства, региональных администраций объем задолженности в декабре по выплате зарплаты учителям и врачам удалось снизить почти на 1,65 млрд. рублей и довести его до 2,3 месячных фонда зарплаты. Понятно, что 2,3 месячных фонда – это все равно как средняя температура по госпиталю. Даже в одном регионе – в Новосибирской области, в некоторых сельских районах – зарплата не выплачивается с февраля прошлого года, в то время как в Новосибирске платят зарплату учителям практически из месяца в месяц».

 

Карта долгов по зарплате...

«Карта долгов по зарплате сегодня выглядит так: задолженность снизилась в 67 территориях на сумму 1,85 млрд. рублей. Но, к сожалению, в 18 регионах она возросла на 0,2 млрд. рублей. Нет задолженности в Москве, Санкт-Петербурге, Самарской области, Краснодарском крае, Ямало-Ненецком и Таймырском автономных округах.

Серьезное снижение задолженности произошло в Курганской, Пермской, Челябинской, Омской, Амурской, Иркутской областях, Республиках Саха (Якутия) и Башкирия и на Чукотке.

Менее одного месячного фонда оплаты труда задолженность составляет в 8 территориях – Московской, Ленинградской, Калининградской, Мурманской, Рязанской, Республиках Северная Осетия, Дагестан, Адыгея. Здесь есть полная возможность в ближайшее время ее ликвидировать и выйти на бездолговую ситуацию.

Заметный рост задолженности тем не менее был в Нижегородской, Кировской, Камчатской областях, Республике Удмуртия. Сложной ситуация остается в Кировской, Магаданской областях, Чукотском, Корякском округах, Республике Алтай.

Анализ показывает, что там, где руководители регионов считают приоритетной выплату зарплаты бюджетникам, делают эту статью защищенной, строго расходуют получаемые трансферты в первую очередь на эти цели, – там ситуация более стабильная».

 

Кто-то гасит пожар, кто-то его раздувает

«Правительство рассмотрело положение с выплатой зарплаты бюджетникам в регионах, в первую очередь учителям, и приняло следующее решение:

Министерству финансов поручено провести встречи со всеми губернаторами, проанализировать по итогам года ситуацию в каждом регионе, определить конкретно, какому субъекту Федерации в какой форме и объеме нужна помощь, подписать с каждой территорией соглашение, в котором зафиксировать взаимные обязательства по выплате зарплаты, а также утвердить графики погашения задолженности.

К концу января мы должны иметь четкую и прозрачную картину. Кроме того, запланированы проверки ряда территорий по целевому использованию выделяемых на зарплату трансфертов, расходованию бюджетных средств. Готовятся предложения по введению в ряде территорий казначейского исполнения бюджета, что позволит установить более жесткий контроль за расходованием средств.

Положение очень сложное. Но оно не безнадежное. На мой взгляд, есть и излишнее нагнетание ситуации, опасное политизирование этой темы. Кто-то помогает гасить этот пожар, кто-то излишне его раздувает».

Выступление Валентины Ивановны Матвиенко депутатам пришлось по душе – все-таки открылась возможность представителю каждого из упомянутых регионов (а неупомянутых – тем более!) продемонстрировать свое политическое лицо. Желающих высказаться набралось около сотни (в список выступающих записались 95 человек), что, с одной стороны, создало проблему для вице-спикера Светланы Горячевой, а с другой – дало депутатам повод для многих обид.

Последнее, видимо, и определило отношение депутатов к выступлению Владимира Яковлева. Но, в отличие от депутатов Госдумы, нашим читателям, полагаю, оно не покажется лишним.

 

Председатель ЦК профсоюза работников образования и науки Владимир ЯКОВЛЕВ:

Причина наших бед – не только кризис

 

Попробуем разобраться

«Все, что происходит в образовании, – это не только последствия финансового кризиса в экономике. В принципе, это следствие того, что мы никак не хотим заняться причинами бедственного положения, которое сложилось в образовании.

Давайте попробуем разобраться. Изначальная причина проблемы в том, что многие органы местного самоуправления не в состоянии финансировать расходы социальной сферы. Непродуманное разделение полномочий, которое сегодня заложено в законах о местном самоуправлении, законодательные акты, допускающие разбазаривание бюджетных средств и нерациональное их использование, порождают большое количество фактов, когда средства местных бюджетов, из которых должны финансироваться школы, используют в виде кредитов, ссуд для финансирования и поддержки коммерческих структур, работников аппарата районных администраций, для создания внебюджетных фондов.

Далеко не все средства, полученные от использования имущества, попадают в соответствующие бюджеты, хотя они могли бы оказать значительную помощь для поддержки работников бюджетной сферы.

Сегодня правительство направляет в регионы дополнительные деньги и ставит задачу выплатить их учителям, врачам, т.е. бюджетникам. Но у нас уже есть примеры 4–5 регионов, где эти деньги в первую очередь пошли на выплаты работникам администраций. Сегодня этому способствуют действующие федеральные законы «Об общих основах местного самоуправления» и «Финансовых основах местного самоуправления». Эти законодательные акты дают возможность главам администраций регионов переложить всю полноту ответственности за судьбу школы на органы местного самоуправления, что фактически ведет к развалу единого образовательного пространства России».

 

Дополнительные трудности

«В последнее время в структуре оплаты труда работников бюджетной сферы сложилось так, что примерно 40 процентов составляет задолженность по заработной плате, а 60 процентов и более – задолженность в наши государственные социальные внебюджетные фонды. Это создает дополнительные трудности для выплаты заработной платы. Уже сегодня есть примеры, когда деньги поступают в регион и тут же идут на погашение текущей задолженности.

Кроме того, во многих субъектах России общие суммы задолженности по заработной плате не зафиксированы, многие работники уже и не знают размер не выплаченной им заработной платы. Администрации манипулируют цифрами. Часть долгов гасили товарами, их рублевый эквивалент работникам неизвестен.

Еще одной причиной роста задолженности в государственные внебюджетные фонды является практикуемая сегодня замена регулярной выплаты полной заработной платы периодическими выплатами авансовых сумм, с которых, по действующему законодательству, взносы в государственные фонды не взимаются.

По нашему мнению, это сознательные действия руководителей субъектов и органов местного самоуправления, позволяющие им частично разгрузить местные бюджеты».

 

Что мы предлагаем

«Было бы целесообразно ввести порядок, запрещающий кредитным учреждениям выдачу денежных средств на выплату авансов работникам за текущий месяц в том случае, если не выплачена заработная плата за предыдущие. Вот тогда бы и долг стал конкретным, четким, и было бы понятно, как умудряются учителя жить по 20 месяцев, не получая заработной платы.

Учитывая, что самостоятельно многие субъекты Федерации проблемы погашения задолженности по выплате заработной платы сегодня не решат, мы предлагаем в Законе «О бюджете на 1999 год» в Федеральном фонде поддержки регионов либо предусмотреть целевые средства на погашение задолженности, либо рассмотреть возможность предоставления ссуд на эти цели со сроком погашения два-три года.

И перейти от обезличенных трансфертов к субвенциям – по крайней мере в той доле средств, которая пойдет на выравнивание ситуации в различных субъектах Федерации для обеспечения конституционных гарантий в области образования. Это, конечно же, относится и к медицине, и к остальным бюджетным отраслям.

Нужно предусмотреть право контроля правительства за целевым использованием средств, которые выделяются из федерального бюджета для выплат по заработной плате работникам бюджетной сферы.

Иначе правительство найдет такие деньги, что долги по заработной плате будут погашены, а ровно через два-три месяца все повторится вновь.

Число бастующих учителей, которое назвала Валентина Ивановна Матвиенко, думаю, 27 января возрастет в десятки раз – учителя большинства регионов России все-таки собираются выйти на Всероссийскую забастовку.

К сожалению, продолжаются голодовки. Сейчас в Свердловской области голодает 5 учителей, хотя мы стараемся объяснить людям, что эта форма протеста не отвечает их интересам, приводит только к ухудшению здоровья. Но люди нам говорят: жить не на что, все равно сегодня будем голодные. В 1998 году у нас голодало более 1000 учителей; к сожалению, есть трагические исходы.

Дума и депутаты часто пишут нам письма-поручения – помочь школе. Но я хочу вам честно сказать – от вас учителя ждут законов, которые прекратят произвол, творимый с оплатой их труда.

Чтобы вы реальнее представили положение учителя, хочу попросить депутатов хотя бы в уме представить, как можно прожить на 300–500 рублей в месяц (это средняя заработная плата учителей в центральных регионах) и даже этого не получая по нескольку месяцев. После этого многие пополнят, наверное, ряды бастующих учителей. (Шум в зале.)

Правда, я думаю, все это аудитории неинтересно».

 

Раздражение аудитории тут же выразил депутат Николай МЕДВЕДЕВ:

«Вы нарушили регламент: у нас в стенах Законодательного Собрания имеют право выступать только субъекты законодательной инициативы. Профсоюзы у нас не имеют права выступать с трибуны».

 

Вице-спикер Светлана ГОРЯЧЕВА поправила коллегу:

«По регламенту мы вправе приглашать представителей и других органов. О содокладе профсоюзного лидера мы договорились на Совете Думы».

 

Как говорится, читайте регламент.

 

Знающий ситуацию в образовании не понаслышке депутат Иван МЕЛЬНИКОВ предложил:

«Правительство, нам это кажется очень важным, должно обратиться со специальным заявлением к учителям, в котором оно огласило бы меры, которые намерено предпринять по погашению задолженности по зарплате».

 

Валентина МАТВИЕНКО ответила Ивану МЕЛЬНИКОВУ:

«Да, мы хотим обратиться к учителям с обращением и рассказать о принимаемых мерах, попросить не проводить забастовки. Не помогая решению проблемы, забастовки оставляют большую часть учащихся вне стен школы, создают проблемы с родителями, еще больше усложняют экономическую и финансовую ситуацию в стране».

 

Ответила она и другим депутатам

...тем, кто требовал взять в «ежовые рукавицы» непослушных губернаторов:

«Что касается применения мер к нерадивым руководителям, у нас есть только экономические рычаги воздействия, включая регулирование межбюджетных отношений. Как вы знаете, губернаторы у нас всенародно избранные. Вертикальная структура исполнительной власти разрушена – нет прямого подчинения губернаторов, а значит, предпринимать какие-либо административные меры у правительства нет полномочий. Мое мнение: если мы хотим действительно навести порядок в стране – нужно восстанавливать вертикаль исполнительной власти. Иначе порядка в стране никогда не будет, уверяю вас. (Аплодисменты.)

Надо повышать роль и значение законодательных органов власти на местах. Потому что спросить с губернатора может только Областная Дума или Областное Собрание, поскольку губернатор подотчетен региональному законодательному органу. Депутатам Государственной Думы нужно больше работать с законодательными органами власти на местах».

 

...тем, кто разделил мнение Владимира Яковлева о несовершенстве законов о самоуправлении:

«Что касается закона о местном самоуправлении. Считаю, закон в принципе, по идеологии, правильный. Но, думаю, он преждевременный. Возможно, когда будет другая ситуация в стране, такой смелый закон по местному самоуправлению будет полезен. Сегодня же он создает сложности во взаимоотношениях региональных властей и местных органов власти.

Тем не менее закон есть, он принят, и его надо выполнять. Нужно регулировать отношения между региональными властями и местными органами власти такими же соглашениями, как это мы делаем на федеральном уровне с регионами, где четко обговорено распределение доходов».

 

Уловила Валентина Ивановна и подтекст в репликах депутатов, поспешивших отметиться в роли истинных защитников интересов жителей регионов, в противовес и не по-государственному мыслящим губернаторам.

«Меня все время подталкивают (и правительство в целом – тоже) к конфронтации с губернаторами. Никакой конфронтации нет, идет нормальная работа правительства с губернаторами.

Правительство не перекладывает вину на губернаторов, а говорит о том, что каждый должен нести свою меру ответственности – губернаторы должны собирать налоги, должны расширять налогооблагаемую базу, должны ужесточить контроль за расходованием бюджетных средств.

К сожалению, нецелевое использование средств, трансфертов из федерального бюджета при имеющейся задолженности по зарплате бывает объяснимо: зима на улице, и топить надо, и свет в школах должен быть. Но строить, покупать импортное оборудование – от этого в 1999 году надо воздержаться. Это и для правительства, и для губернаторов верно».

 

То, что власть и профсоюзы переходят от конфронтации, противостояния к диалогу, – хороший знак. Нет никаких оснований подвергать сомнению искренность намерений сторон разрешить конфликтную ситуацию.

Вопросы в другом. Насколько сегодня правительство способно удержать в заданных рамках финансовое и экономическое положение в стране? Насколько профсоюзы сумеют грамотно контролировать «температуру» в перегретом котле гражданского недовольства?

Будет очень печально, если обозначившийся конструктивный подход сторон окажется запоздалым. Парадокс ситуации в следующем: если мы не хотим такого поворота событий, мы должны не только желать, но и делать все возможное, чтобы каждая сторона – и власть и профсоюзы – становилась сильнее и крепче. Только тогда школьные учителя перестанут быть людьми обделенными, обманутыми, невостребованными по достоинству.

Только тогда можно будет всерьез говорить о программе социально-ориентированной экономики, о реальном социальном партнерстве.

На «правительственном часе» в Госдуме был С. МОХОВОЙ.

Рейтинг@Mail.ru