Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/1999

Архив

Образование как сфера экономики

Для Самарской области это не мечта, а принцип, лежащий в основе конкретных проектов

 

Самарская область интересна во многих отношениях. В частности, это один из немногих субъектов Федерации, принявших на себя всю полноту ответственности за начальное профессиональное образование. В нынешних тяжелых экономических условиях на такое решение могут пойти только те, кто имеет ясное представление о собственных целях и о путях их достижения. Поэтому и решение проблемы бизнес-образования здесь связывают с изменением самих подходов к организации жизнедеятельности системы профтеха.

О них рассказывает начальник Главного управления образования Самарской области Ефим Яковлевич КОГАН.

Е.Я. Коган: «Система образования уже стала не социальной областью, но, скорее, сферой экономики. Именно через систему образования должны и могут решаться проблемы экономики. Никакие экономические изменения не могут быть проведены вне образовательной системы».

Главная, пожалуй, особенность нашего региона – это высокая технократичность Самарской области. Регион насыщен и промышленными предприятиями, и учебными заведениями технического профиля. Совершенно понятно, что сегодня необходима смена акцентов в сторону гуманитарных специальностей. Это очень непросто, когда на протяжении многих десятилетий формировалась и материальная, и интеллектуальная база, и имидж образовательных заведений. К примеру, еще совсем недавно среди самарских девушек считалось престижным выйти замуж за выпускника Самарского аэрокосмического университета. Сегодня это не честь.

Такого рода изменения в умах людей и в самой системе образования нам нельзя не учитывать.

В этой связи за последние два года мы ввели более 40 специальностей, которых прежде в регионе не было вообще, включая, к примеру, отельный, туристический бизнес. При этом была проведена инвентаризация материально-технической базы училищ. Там, где базы используются не полностью или не используются, они изымаются, продаются, например, средним школам. Поскольку в Самарской области и начальное профессиональное, и общее среднее образование находятся в подчинении единого Главного управления образования, все средства на их финансирование – у нас. И у нас есть возможность средства перераспределять. В результате такой «купли-продажи» училища получают средства для перестройки базы под новые специальности.

При своем управлении мы создали маркетинговую службу, с тем чтобы все заказы внутри системы начального профессионального образования выполнялись ее же силами. К примеру, пошив спецодежды, изготовление учебного оборудования, постельного белья для общежитий. Заказы, естественно, оплачиваются, и таким образом поддерживается экономика самого образования. С другой стороны, деньги крутятся внутри системы, что также нам выгодно.

Одновременно пошли на слияние профучилищ, доводя численность обучающихся в каждом до тысячи и более. С одной стороны, такое решение очевидно снижает стоимость обучения. Но важнее другое: оно дает возможность перекрестного введения специальностей. Мы объединяем разнопрофильные училища, скажем техническое и гуманитарное. А это как раз то, что сейчас нужно на рынке труда. Это создает условия для профессиональной мобильности как учебному заведению, так и выпускникам. Вместе с тем мы ставим своей задачей реорганизацию части системы начального профессионального образования, а именно – объединение профессиональных училищ сельскохозяйственного направления с сельхозтехникумами, создание того, что называется «муниципальный колледж с двухуровневой схемой подготовки». С широким спектром специальностей, и отнюдь не только сельскохозяйственной направленности. Не секрет, что профучилище и техникум – это для сельской молодежи единственная в своих районах возможность получения профессионального образования. И, стало быть, нужно сделать так, чтобы профессиональный спектр сельских образовательных учреждений был как можно более широким, включая и специальности социальной сферы.

К сожалению задача осложняется противодействием Министерства сельского хозяйства, которое не желает передавать учебные заведения в наше ведение. При том, что училища находятся на финансировании области, они остаются собственностью федеральной.

Такая несообразность сильно затрудняет реорганизацию. Пока мы ведем наработку программ, методического обеспечения. Дополнительно обратились к главам районных администраций с просьбой дать предложения по тем специальностям, которые в тех или иных районах окажутся востребованными в ближайшие годы. Мы взяли на себя задачу – вместе с районными администрациями проектировать и планировать районные системы образования в соответствии с теми экономическими и социальными перспективами, которые определяют для себя сами районы.

Другая инициатива – создание связей между средней общеобразовательной школой и профучилищем. В школах, как известно, есть предмет «технология», но многие из них не располагают достаточной материально-технической базой для обеспечения полноценной подготовки учеников. В крупных городах мы создали кустовые объединения: училище плюс несколько школ. По соответствующему договору, небесплатно, училище обеспечивает школам базу. Это выгодно школам: у них высвобождаются площади, нет необходимости тратиться на оборудование, а ученики получают такие широкие возможности в выборе специальностей, какие школа никогда бы не смогла им обеспечить. Это очевидно выгодно и училищам, потому что, кроме прочего, они получают под эту деятельность дополнительные расходные материалы: сырье, инструменты. Это мы финансируем из бюджета.

Решение дает дополнительный эффект – таким образом училища как бы рекламируют себя, привлекают абитуриентов. В сущности, это форма профессиональной ориентации. Продолжение этой линии мы видим в создании, как мы их называем, технологических школ. Когда система общего среднего образования ориентирует детей на высшую школу, это, по сути, обман. Так у школьников складываются иллюзии. А на самом деле нужно их вводить в ту реальность, в которой мы все живем. Каждому в этой жизни – свое. И к этому пониманию нам следует привыкать. А для школьников, которые по тем или иным причинам не могут или не стремятся получить высшее образование, у нас, если взглянуть серьезно, не создано ничего, чтобы у них появились и психологические и профессиональные ориентиры.

Для решения этой задачи мы и создали для учеников средних школ на базе профучилищ комплексы специализированных классов. Назвали это технологическими школами, и ввели их – начиная с седьмого класса, пока в виде эксперимента – в двух районах: городском и сельском. Сейчас подводятся итоги первого года работы, поэтому говорить могу лишь о предварительных результатах. Во-первых, родители чрезвычайно довольны тем, что их дети имеют возможность в течение всего дня не только учиться, но и работать на техническом оборудовании. Во-вторых, в населенных пунктах снизилось число правонарушений (хотя такой задачи, прямо сказать, мы перед собой специально не ставили). Наконец, это оказалось не так дорого, как нам поначалу представлялось, а кроме того, такое решение дало нам возможность дополнительно профинансировать училища, где велся эксперимент. Нам удалось более полно использовать площади и оборудование училищ. В общем, во всех отношениях затея оказалась реальной и разумной. И в расширении инициативы нас сдерживает только одно: отсутствие нормативной базы, не позволяющей средним школам выдавать дипломы о профессиональном образовании, а училищам – о полном среднем.

Проблема не может быть решена на уровне региона, но на уровне Федерации она не представляется нерешаемой. Профучилища необходимо освободить от тех жестких рамок, в которых им сейчас приходится функционировать. Уже не раз говорилось о том, что необходимо перейти к другой типологии учебных заведений: не по структуре учреждений, но по структуре программ, реализуемых в том или ином заведении. Вообще-то так живет весь мир, и, конечно, имеет смысл, чтобы не ломать дров, посмотреть, как то, к чему мы только приступаем, уже сделано в других местах.

Во многих регионах, знаю, существуют проблемы кадрового обеспечения начального профобразования, подготовки специалистов и повышения их квалификации. Для решения вопроса мы пошли на объединение всех преподавателей общеобразовательных дисциплин профессиональных училищ в общую «обойму» преподавателей области и ввели для них общие нормы повышения квалификации. Начали переподготовку и повышение квалификации мастеров производственного обучения. И, конечно, необходимое звено в этой работе – переподготовка руководителей. Для директоров профучилищ организованы очно-заочные курсы менеджеров. Обучение двухгодичное, и мы пошли на то, что сделали его бюджетным. Директора получают сведения об общих принципах управления большими и малыми системами, очень серьезную базу экономического образования, правового, юридического. Я отдаю себе ясный отчет в том, что такая подготовка несовершенна, достаточно серьезных специалистов в области управления у нас, к сожалению, нет, как и возможностей пригласить высококвалифицированных специалистов с Запада. Но результаты тем не менее заметны.

Управлять – значит предвидеть будущее и делать сегодня те шаги, что необходимы для создания этого будущего. Это умение построить стратегию, отвечающую той экономической программе, которую данное учреждение должно обслуживать. Да, система профессионального образования обслуживает экономику. И задача директора профучилища – понять тенденцию экономического развития и организовать развитие своего учебного заведения в соответствии с ней и с опережением. Так что свою задачу в части подготовки директоров мы видим в том, чтобы, прежде всего, дать им почувствовать, что такого рода управление им по силам, что у директорского корпуса существуют возможности, о которых сами директора, быть может, еще и не подозревают.

Система образования уже стала не социальной областью, но, скорее, сферой экономики. Именно через систему образования должны и могут решаться проблемы экономики. И мы должны ясно понимать, что никакие экономические изменения не могут быть проведены вне образовательной системы. Если такое происходит, значит, эти изменения проводятся плохо, неквалифицированно и не приводят к ожидаемым результатам. У нас нет за спиной того опыта, что есть в западных странах, по формированию широкого слоя предпринимателей. У нас есть единственный способ – формировать предпринимательство через систему образования. Чаще всего в этой связи говорят о высшем образовании, но это – отдельная статья. Начинать создание предпринимательского слоя следует гораздо раньше.

Начальное и среднее профессиональное образование – вот основные источники предпринимательских кадров.

И, понимая это, мы – как только получили в свое ведение учреждения начального профессионального образования – незамедлительно ввели отдельным предметом – «начала предпринимательства». Это 50-часовой курс, под который мы подготовили людей, методическое обеспечение. Этого, разумеется, недостаточно, но тем не менее, получая специальность, ученики имеют возможность представить себе, что такое частное предпринимательство, и решать, идти в наемные работники или открыть собственное дело.

Развитие системы начального профессионального образования, на мой взгляд, сдерживается сейчас двумя обстоятельствами. Во-первых – многие нормативные акты, по которым система жила и вынуждена жить до сих пор. Многие из них следует отменить. Например, те, что предписывают всех детей брать на полное государственное обеспечение, акты, по которым формируется кадровая структура училища. Или, скажем, проблема конкурсного отбора. Всеобщая доступность начального профессионального образования, возведенная в принцип государственной политики, – это палка о двух концах. Да, так обеспечивается доступ к профессии детей из малообеспеченных семей, но с другой стороны – снижаются требования к самой профессиональной подготовке. Это не секрет. И я считаю, необходима как дифференциация образовательных учреждений, так и контингента учащихся.

При этом, мне представляется, директору училища нужно дать гораздо более широкие права, но при этом существенно повысить и его персональную ответственность.

Второе – необходимо повысить и роль работодателя в развитии начального профессионального образования. Если вчера предприятия были опорными производственными базами – обеспечивали училища и подпитывались кадрами, – то теперь этого нет и в помине. Восстановить и укрепить связи учебных заведений и предприятий – уже в нынешних рыночных отношениях – задача наиважнейшая. Известно, как это делается за рубежом. К примеру, в Германии существует дуальная система финансирования подготовки рабочих кадров, закрепленная в законодательстве. Часть обучения ведется за счет государственного бюджета, а часть – на средства работодателей. Работодатели финансируют все, что связано с прохождением практики, с учебно-производственной деятельностью училища. И у работодателей есть выбор: либо они на своей базе формируют учебное производство, либо платят специальный налог, из которого финансируются учебно-производственные нужды училищ.

Подход, на мой взгляд, разумный и с точки зрения государственной экономики. Ведь, по сути, сейчас училища финансируются из государственного бюджета, а готовят кадры для негосударственных предприятий. Сейчас почти все предприятия негосударственные. Так что те, для кого кадры готовятся, в обязательном порядке должны участвовать в финансировании профессиональной подготовки. И на уровне своего региона мы ставим задачу – создать для этого нормативную базу. Конечно, хорошо, если бы это была федеральная норма.

В Самарской области есть организация – Союз работодателей, и в состав его президиума входит начальник Главного управления образования. На заседаниях президиума часто обсуждаются вопросы, связанные с потребностями в рабочих кадрах. Но убедить работодателя поделиться средствами почти невозможно, поэтому мы ставим своей задачей создать для этого нормативную базу – хотя бы на уровне региона. Хотя было бы лучше, если бы это была норма федеральная.

Взаимодействие с работодателями невозможно без изучения рынка профессий. Для этого при Главном управлении образования создан Центр профессионального образования. Его задачи: организация маркетинга профессий и маркетинга товаров. Именно – организация, то есть центр должен обучать этому училища и помогать им. Центр должен изучать потребности в тех или иных специальностях и быстро реагировать на изменения рынка труда, вводя новые специальности в те училища, где это необходимо. Центр по первому требованию училищ разрабатывает стандарты на профессии. Переподготовка и повышение квалификации работников начального профобразования – также задача центра. Но центр не замыкается на начальном профессиональном образовании, он одновременно включен в решение проблем среднего профобразования. Со временем, я думаю, в сферу его задач войдет и высшее профессиональное образование на территории Самарской области.

Публикация произведена при поддержке компании VIPRO. Компания VIPRO является одним из лидеров на рынке разработки и раскрутки сайтов, предоставляющая такие услуги, как создание сайтов любой сложности, размещение контекстной рекламы в Яндекс.Директ, Begun и Google AdWords, продвижение сайтов в поисковых системах Яндекс и Google, повышение эффективности сайта и рекламных кампаний. Воспользовавшись предложением компании VIPRO, Вы получите работы опытных профессионалов, которые по выгодной цене и в краткие сроки обеспечат высококачественную разработку и продвижение Вашего сайта, используя самые эффективные методики SEO оптимизации сайтов, что позволит при минимальных затратах обеспечить интернет проекту выгодное конкурентное преимущество. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на сайте компании VIPRO, который располагается по адресу http://www.vipro.ru/

Рейтинг@Mail.ru