Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2010

Наука управлять

Жизнь без бермудских треугольников

В педагогической прессе часто обсуждаются проблемы современной школы. Многие публикации свидетельствуют о том, что есть талантливые руководители и неравнодушные учителя, способные не замалчивать реальное состояние дел, а исправлять его. После неудачных выступлений наших спортсменов на Олимпиаде в Ванкувере все заговорили о необходимости перемен в управлении спортивной сферой. Но что же должно произойти, чтобы подстегнуть кадровое обновление в образовании?

Уходить надо вовремя… В эксперты

Мы много лет реформировали систему образования. Были выпущены и прочитаны сотни книг по управлению в целом и по школьному менеджменту в частности. Мы участвовали в большом количестве научно-практических конференций, экспериментальных площадок, вели обмен опытом, спорили, заглядывались на зарубежные практики. Казалось бы, время подводить итоги и гордиться результатами. Однако на государственном уровне возник вопрос о необходимости модернизации системы образования. Это означает, что за десятилетия реформ пока не удалось создать оптимальных условий для функционирования российских школ.

Безусловно, есть управленческие достижения директоров многих образовательных учреждений страны. Но эти оазисы педагогического благополучия, к сожалению, редки. В Москве они стали носить черты элитного образования, что называется, «для избранных». А что же делать детям из семей с более низким уровнем дохода?

К сожалению, самые смелые идеи модернизации подчас разбиваются о быт школьных будней или косность мышления тех, от кого зависит принятие управленческих решений. На уровне руководства ОУ перемены в образовательном процессе в соответствии с интересами детей и педагогов происходят подчас крайне медленно. Как правило, представители школьной администрации – это или хорошие учителя, не владеющие основами эффективного управления, или управленцы, которые не знакомы с азами педагогики, а порой просто активные, предприимчивые люди, далекие от школы, попавшие в нее благодаря связям или случаю.

Как происходит процедура замещения вакантных должностей директоров образовательных учреждений? Проходят ли претенденты психологическую диагностику перед тем, как им доверят управление этой сложной системой?

Такой необходимый и естественный инструмент менеджмента, как ротация управленческих кадров, вообще нетипичен для школ. При всем уважении к директорам и завучам преклонного возраста нужно заметить, что им не всегда хватает честности, чтобы вовремя уйти.

Ведь любая школа сегодня – это динамично развивающийся организм, и нужно быть энергичным управленцем, справляющимся с навалившейся ответственностью за все. А чтобы не вычеркивать заслуженных людей, много лет отдавших педагогике, их стоит привлекать к работе в качестве экспертов и консультантов.

Ищем золотую середину управления

Аналитические материалы социологических мониторингов, проведенных в образовательных учреждениях страны за последние пять лет, показывают, что конфликты стали естественным и неизбежным явлением в школьной жизни. Взаимные претензии учителей, администрации, учеников, родителей – ядро напряженности. Это говорит о том, что государству и руководителям ОУ пока не удалось выстроить действенную систему управления.

Конечно, многие талантливые директора методом проб и ошибок нащупали золотую середину менеджмента сложной структуры под названием школа. Как же правильно организовать руководство системой, формирующей развитие ребенка? Как сделать слаженной работу педагогов – творческих людей, к которым нужен особый подход? Возникает необходимость выработки принципов гуманного, демократического управления педагогическим коллективом образовательного учреждения. Эти принципы должны:

– иметь практическую направленность;

– позволять педагогам больше времени уделять непосредственной работе с детьми и самообразованию, а не тиражированию бумаг и участию в расплодившихся мероприятиях;

– не ущемлять интересы, а также физическое и психическое здоровье детей и педагогов;

– поддерживаться обществом и государством.

Как не потерять человека

Мы не успели заметить, как начался процесс бюрократизации образования. Каждый учитель только «н» вынужден ставить в семи разных журналах, без учета электронного. Всевозможные отчеты, анализы, портфолио и т.п. на каждого ученика требуют неимоверных затрат времени, поэтому у современного учителя его просто не остается на детей и повышение своего образовательного уровня.

Своеобразная педагогическая мода привела к технологизации школьной жизни. Популярность использования инженерных терминов – метод проектов, моделирование и пр. – часто свидетельствует об успешности процесса обучения «на бумаге», а по факту утрачивается его гуманистическая направленность, теряется человек. Вместе с тем характерными чертами школьного образования стали:

  • приоритет статистических показателей результатов обучения (важнее успехи ученика на бумаге, а не его способности);

  • сильная дифференциация учреждений образования по уровню престижности и материальной оснащенности, а не по качеству оказания образовательных услуг;

  • перегруженность педагогических кадров, профессиональное выгорание.

Педагоги сетуют на то, что их работа стала напоминать конвейер по выпуску учащихся с системой ЗУН (а сейчас компетентностей). Современные условия оплаты труда привели к тому, что учитель, стремясь заработать больше, берет непосильную для себя нагрузку и в дополнение к этому оказывает индивидуальные образовательные услуги, поэтому качество подготовки уроков, проверки тетрадей и т.п. оставляет желать лучшего.

Обостряется проблема перегруженности детей. Идя на поводу модных образовательных тенденций, школы включают в учебный план изучение нескольких языков в начальных классах, дополнительные предметы с многообещающими названиями, используют интенсивные программы, ведь именно на это «идут» родители.

Нередко ребенок семи лет находится в школе с 8.30 до 19.00. Многие дети лишены двух выходных и вынуждены учиться по субботам (в образовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиях шестидневная учебная неделя). Странно, что даже взрослые имеют право на два выходных дня, а дети – нет!

Некоторые учителя начальных классов соревнуются, кто больше даст знаний из программы средней школы, у кого учебник сложнее и домашнее задание объемнее. В такой образовательной гонке мы теряем самое главное – здоровье детей.

До сих пор не решена и проблема преемственности между начальной ступенью обучения и средней. После опеки первого учителя нынешний пятиклассник попадает в непривычную для него среду, чувствует растерянность, тревожность, напряжение.

А такое у вас есть?

Я ни в коем случае не хочу обвинить руководителей образовательных учреждений. Масса учителей может с облегчением вздохнуть, подумав: «У нас такого нет». Однако публикации в педагогической прессе уважаемых педагогических деятелей и моих коллег показывают, что, к сожалению, формализм в школе набирает все большую силу.

Руководителям многочисленных государственных структур, отвечающих за сферу образования, и директорам ОУ важно поддерживать баланс между образовательными запросами государства и общества и историческим наследием педагогики, ее базовыми принципами, передовым опытом лучших российских школ.

Думаю, что годы наблюдений, мой опыт родителя и учителя позволяют мне сформулировать несколько простых житейских советов руководителям школ:

1. Научитесь слушать! Не надо отмахиваться от недовольства родителей и воздвигать искусственные баррикады. Мы делаем одно дело в интересах ребенка. Открытый диалог с родительским сообществом, каким бы трудным он ни был, – важный шаг для успешного развития учебного заведения.

Педагогам стоит учиться культурной полемике, а иногда и признанию собственных ошибок. Пусть день открытых дверей проводится не раз в год по необходимости, а станет символом учреждений образования.

2. Школа – не один человек. Это всем очевидно. Я уверена: чем умнее и талантливее руководитель, тем активнее он использует опыт ярких личностей. Перефразирую известное изречение: таланты надо привлекать, «бездарности пробьются сами». Умение делегировать полномочия и осуществлять регулярный контроль – неотъемлемая черта эффективного руководителя.

3. В любых обстоятельствах надо прежде всего оставаться порядочным человеком и не совершать поступки, за которые потом будет стыдно. Главное отличие социальной организации от коммерческой в том, что цель здесь не оправдывает средства. Обман и интриги всегда становятся заметны окружающим. Это деструктивно влияет на психологическую атмосферу в коллективе, и в таких обстоятельствах не удастся создать корпоративный дух.

4. Если вам не дает покоя предпринимательская жилка (что здорово в других обстоятельствах), то смелее идите в бизнес и открывайте свое частное предприятие. А в школе пусть работают учителя.

5. Освободите педагогов от ненужных дел! Чтобы придать значимости своей деятельности, различные инстанции и представители всевозможных администраций обрушивают на голову бедного учителя огромное количество поручений. Одних конкурсов рисунка по тем или иным темам проводится в каждом классе более десятка в год, что превращает интересное дело в рутину. Что прикажете делать педагогу, чтобы все вышестоящие «смотрящие» отчитались за проделанную работу? Важно научиться отсекать лишнее, выстраивать иерархию дел и расставлять приоритеты.

***

Это лишь небольшой перечень проблем, которые лежат, что называется, на поверхности. А сколько еще опасных бермудских треугольников, в которых тонет школа!.. Хочется надеяться, что внимание государства к образованию, учет общественного мнения и ежедневный добросовестный труд простого учителя изменят ситуацию в лучшую сторону, и я буду с гордостью говорить, что работаю в школе.

Рейтинг@Mail.ru