Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2010

Школьный уклад

Улыбка, голос, взгляд

Эта статья может стать рабочим материалом для администрации ОУ, где есть проблемы с детьми «группы педагогического риска» в начальных классах.

Общеобразовательная средняя (полная) школа № 3 г. Белоярского – адаптивное учебное заведение. Структура начальной школы представлена в виде гимназических, традиционных, компенсирующих, специальных (коррекционных) классов и предусматривает передвижение учащихся по горизонтали.

Особого внимания требуют к себе школьники, испытывающие трудности в обучении, так называемые дети педагогического риска. Организация учебного процесса в специальных (коррекционных) и компенсирующих классах предполагает усвоение такими учениками базовых знаний на уровне государственных стандартов и помогает решить проблемы социализации этих детей. На базе интегрированных знаний о ребенке мы используем модуль функционального влияния субъектов коррекционно-развивающего обучения.

Субъектами процесса являются родители, ребенок, учитель, психолог, социальный педагог, воспитатель, логопед, учитель физического воспитания, детский коллектив, медсестра, сотрудники школы, администрация. Каждый из них решает свои задачи, находясь в непрерывном взаимодействии с остальными.

Постоянными задачами педагогов являются:

  • глубокое психолого-педагогическое изучение ребенка с целью установления причин возникновения у него трудностей в обучении и характера отклонения в развитии;

  • определение направлений коррекционной работы, правильной тактики индивидуального подхода;

  • последовательная индивидуализация обучения;

  • целенаправленное осуществление оздоровительной и коррекционно-воспитательной работы.

Реализация задач коррекционно-развивающего обучения предполагает новый качественный уровень профессиональной подготовки и учителя, и воспитателя группы продленного дня, и социального педагога, в частности, включение в нее необходимых знаний по психогигиене и психотерапии.

Так, учитель решает образовательно-развивающие задачи при помощи диагностики учебно-познавательных возможностей школьников. Планирование учебной работы строится на рационализации обучения, и на этой основе используются резервы, скрытые как в структурировании содержания учебного материала, так и в методике обучения.

Установлено, что характер и результат учебной деятельности ребенка непосредственно предопределяют его психическое самочувствие, что является одним из важных факторов, влияющих на развитие и здоровье. В практике нашей школы находят подтверждение теоретически объективные психолого-дидактические условия организации учебной деятельности учащихся компенсирующих и специальных (коррекционных) классов, позволяющие обеспечить лечебный и коррекционный эффект. В их числе построение содержания учебной работы с ориентацией на «зону ближайшего развития школьников», включение в процесс обучения различных форм фронтальной и дифференцированной помощи учащимся: оценка результатов учебной деятельности по критерию относительной успешности.

Психологи установили, что овладение детьми программным материалом зависит от манеры его изложения, личности учителя. Искусство улыбки, интонации, поощрение взглядом – слагаемые психогигиенического воздействия на ребенка.

Основу педагогической психотерапии составляют педагогическая этика, гуманное отношение к ученику. Главное в коррекционной педагогике – гуманизация воспитания и обучения. Создать позитивное настроение, атмосферу раскрепощенности и творческого обучения с удовольствием, с чувством защищенности и равенства, свободного выбора – все это не только основа гуманной педагогики, но и ядро психотерапевтического межличностного общения между субъектами коррекционно-развивающего обучения. Личностный подход к ребенку, глубокое понимание его индивидуальных особенностей развития, причин затруднений в учебе и отклонений поведения – основа эффективности коррекционных воздействий.

Эмоциональное благополучие и чувство защищенности, возникающее и закрепляющееся у детей, становятся решающим условием душевного здоровья школьников, исключают появление тревожности, вторичных невротических отклонений, формируют активную жизненную позицию, адекватную самооценку школьников.

Воспитание и обучение учащихся коррекционных классов осуществляется в сопровождении психолога. Специалист изучает индивидуальные психологические особенности ребенка, направляет усилия педагогов с помощью рекомендаций и консультаций. Ежегодная диагностика посещения уроков и занятий позволяет говорить о динамике развития и планировать пути коррекционной работы отдельно с каждым воспитанником.

Специальные тренинги с педагогическим коллективом, проводящиеся психологом не реже одного раза в год, служат повышению психологической грамотности педагогов, отработке приемов работы с учащимися, имеющими трудности различного характера. Кроме этого, школьный психолог занимается индивидуальной и групповой работой непосредственно с детьми.

Социальный педагог взаимодействует с семьей и способствует адаптации ребенка в обществе. В школе работает кружок для учащихся с девиантным поведением, где дети учатся правильно себя вести в тех или иных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, приобретают социальную компетентность.

Во всех классах компенсирующего и специального (коррекционного) обучения открыты группы продленного дня, в которых воспитатель создает условия для нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания, развития коммуникативных свойств личности. Отдельно планируется воспитательная работа с «трудными» детьми, с семьей. Конечно, уровень воспитанности в процентах проследить невозможно. Но необходимо отметить, что учащиеся нашей школы отличаются непосредственностью, открытостью, они доброжелательны, вежливы, достаточно внимательны к окружающим.

Развитию и самореализации личности ребенка помогает работа логопеда, учителя физкультуры, ритмики. Вместе с тем, они совместно со школьной медсестрой, педагогами и родителями помогают сохранить и укрепить здоровье. Деятельность медицинской сестры значительно шире и включает в себя большой блок профилактической, просветительской и практической оздоровительной работы как среди педагогов и учащихся, так и среди родителей. Она организует не только медикаментозную, но и немедикаментозную профилактику простудных заболеваний, контролирует соблюдение санитарных норм в учебно-воспитательном процессе. Благодаря этому частота пропусков уроков по болезни постепенно снижается.

Усилия всех специалистов концентрируются на личности ребенка с целью оказания ему необходимой помощи в адаптивном пространстве школы. Администрация координирует усилия субъектов по созданию условий социально-психологической адаптации через внутришкольный контроль, проведение совещаний, собраний, педсоветов и др.

Педагоги занимаются профилактикой возможных проблем детей, помогают им справляться с возникшими трудностями. Вся работа с ребенком проводится в тесном контакте с родителями.

Постепенно все аспекты личности ученика получают необходимый стимул для своего развития и реализации. Три последних учебных года в школе нет дезадаптированных учащихся, до минимума снизился уровень невротизации. В результате эффективной коррекционно-развивающей работы в прошедшем учебном году выявилась группа успешных школьников, не нуждающихся более в обучении в компенсирующем классе. Из года в год растет уровень воспитанности детей, качество знаний. В прошедшем учебном году 100% учащихся успешно перешли в следующий класс.

И как условно деление единой личности на составляющие, так же невозможно разделить участие всех взрослых в жизни ребенка. Только тесная взаимосвязь, работа в унисон педагогов школы по принципам гуманного отношения к своим воспитанникам может привести (и приводит) к достижению образовательных целей, помогает успешному обучению, развитию способностей, самореализации и сохранению здоровья школьников.

Рейтинг@Mail.ru