Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №11/2010

Наука управлять

Утонченный процесс

Подавляющее большинство учителей обладают определенным опытом построения взаимоотношений с учащимися, коллегами по работе и членами семьи. И тем не менее хочу пригласить всех вас поразмышлять о том, как сделать школу привлекательной для всех участников образовательного процесса. Что нужно предпринимать для того, чтобы наше общение было комфортным, доброжелательным и максимально полезным?

С одной стороны, к этому направляет инициатива «Наша новая школа». Работникам образования (независимо от занимаемой должности и профессионального статуса) требуется осмыслить, что воспитание и обучение школьников следует рассматривать как систему условий, обеспечивающих развитие творческой личности и формирование не только предметных, но и надпредметных компетенций. Благодаря этому произойдет движение к современной, принципиально новой модели учебного процесса. В данном контексте довольно актуальна проблема взаимоотношений.

С другой стороны – сегодня коренным образом изменились условия жизни, взгляд на школу и качество ее функционирования.

Скажем, законы рыночной экономики потребовали переориентации целей образовательных учреждений, так как их выпускникам предстоит жить в мире, устроенном по-новому, где система взаимоотношений, взаимодействия и взаимозависимости в обществе, во всех сферах жизнедеятельности является проблемой номер один.

Или другой пример. 15 лет назад был выявлен «внутренний строй» школы как психолого-педагогической системы. Его образуют три блока. Первый представлен уровнями научной организации педагогического и ученического труда; профессионализма работающих специалистов; методологической, организационно-управленческой, коммуникативной и эмоционально-волевой культуры администрации и педагогического коллектива.

Второй блок характеризуется истинным состоянием материально-технической и учебной базы ОУ и ее эстетическим обликом.

Третий отражает уровень личностных, межличностных и производственно-деловых взаимоотношений, реально сложившийся психологический микроклимат в коллективе.

Именно «внутренний строй» школы позволяет или не позволяет воспринимать и использовать достижения психологической и педагогической науки и практики, являясь объективным фактором, который определяет все взаимоотношения. Если он не соответствует тем целям, которые поставило перед собой образовательное учреждение, педагогический коллектив будет способен работать лишь на 10–15% своих потенциальных возможностей.

Все мы осознаем, что взаимоотношения – это «взаимные отношения». Однако надо четко понимать такой факт: отношения являются взаимными лишь тогда, когда каждая сторона вносит в них свой вклад. Иначе говоря, для взаимоотношений между учителем и учениками каждый должен сделать определенный «взнос».

Полноценные человеческие отношения предполагают сотрудничество, а не конкуренцию – даже в условиях рыночной экономики! Они всегда динамичны, а не статичны, постоянно изменяются, поэтому требуют сознательного управления.

Взаимоотношения между учителем и учащимся выстраиваются на пяти базовых элементах.

Любовь. В педагогической практике мы часто говорим, что надо любить жизнь, людей, родину, только редко объясняем детям, каким образом. Очень часто так происходит потому, что мы сами не знаем, как это делать.

Доверие – второй элемент взаимоотношений между людьми. Оно включает веру в человека, в его порядочность и надежность. Доверие надо заслужить, а это требует определенных, подчас экстремальных, условий, в которых можно себя проявить и его завоевать. Доверие является наиболее хрупким из всех пяти базовых элементов. Однажды утратив, его очень трудно потом восстановить.

Уважение основывается на удовлетворении потребности в признании личной значимости. Именно это обеспечивает настоящий успех в формировании социального статуса школьника.

Четвертым базовым элементом является умение слушать, то есть воспринимать информацию от других людей, воздерживаясь от выражения своих отрицательных эмоций. Поощряющее отношение к говорящему способствует развитию мысли и подталкивает продолжать акт общения.

Умение слушать – это механизм «приятия» собеседника. Оно часто повышает самооценку человека, давая возможность сообщить говорящему: «Вы человек достойный, и я вас уважаю». Именно поэтому умение слушать представляет такую важность для взаимоотношений между людьми, работающими в одной организации. Те, кого слушают внимательно, ощущают свою востребованность, признание своей значимости – а это универсальная человеческая потребность в социализации.

Многие педагоги сделали это умение одной из основных составляющих философии своего профессионального мастерства. Ведь давно известно, что чем лучше люди слушают друг друга, тем лучше воспринимают новые идеи, уменьшая стресс и конфликтность в коллективе. Выявлено, что 45% своего времени человек проводит в процессе слушания. Слушать – утонченный мыслительный процесс.

Данное умение – мощная сила, обеспечивающая слаженность в работе коллектива, повышающая степень доверия и своей значимости. Если вы захотите быть успешным в жизни и деятельности – научитесь с интересом выслушивать человека, пытаясь его понять, – это и есть все, что от вас требуется.

Умеющий слушать себя и других имеет существенное преимущество перед теми, кто подобными навыками не обладает. Таких людей, как правило, уважают и любят, поскольку они способствуют личностному и профессиональному росту коллег.

О какой бы области человеческой деятельности ни шла речь, умение слушать повышает эффективность работы в 4–5 раз. Поэтому сейчас одной из самых важных практических задач модернизации образования является формирование у учащихся умения слушать. Согласитесь: трудно представить, как школа может качественно работать, когда дети, учителя и все сотрудники не умеют это делать.

Существует несколько уровней слушания.

Первый – это слушание-сопереживание. На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя на его место, выражают ему уважение, сосредоточиваясь на манере общения человека, как бы игнорируя свои собственные мысли и чувства.

Второй уровень – мы слышим слова, но на самом деле не слушаем и не понимаем, о чем идет речь. Собеседники остаются «на поверхности» общения, они далеки от восприятия всей глубины и значимости сказанного.

Третий уровень – слушание с частым «отключением». Слушающий откровенно занимается своим делом. Иногда при этом он следит за темой обсуждения краем уха, ловя лишь момент, чтобы вступить в разговор самому.

Понимание – пятый элемент в построении человеческих взаимоотношений. Это способность постигать смысл и значение чего-либо.

Надо отметить, что непоправимый вред взаимоотношениям наносят бюрократические рычаги администрации и самое главное – отсутствие демократического стиля в самом педагогическом коллективе и у его руководителя. Это рано или поздно приведет к тому, что администрация лишится авторитета (конечно, если он у нее был), а без него включается авторитаризм, наполненный тупостью, грубостью и чванством. Руководитель не хочет делить власть с педагогическим коллективом, чем игнорирует Закон «Об образовании». Педагоги и родители не участвуют в решении коренных вопросов жизнедеятельности образовательного учреждения.

И самое страшное – что администрация начинает жить сама по себе, а коллектив сам по себе. Никакого взаимодействия! А ведь современная демократическая система обучения и воспитания строится на взаимоотношениях.

Рейтинг@Mail.ru