Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

Школьный уклад

Сохранить общий ритм

При переходе в пятый класс дети не должны испытывать дискомфорт

Продолжая тему предыдущего материала, представляем опыт работы воспитателя, который занимается с пятиклассниками в группе продленного дня. Развитие детей с первого класса происходило на ее глазах. И потому Вере Николаевне МЕДВЕДЕВОЙ есть что сказать о преимуществах шестилетней начальной школы, работающей в рамках полного дня.

Каждый день в нашем образовательном учреждении воспитатель проводит половину дня со своим классом, внося свою лепту в развитие личности младшего школьника. При этом нужно постоянно помнить о задачах адаптационного периода.

Первая и самая важная – создать атмосферу психологического комфорта.

Эмоциональные переживания ребенка, его чувства органически связаны с познавательными процессами – ощущением, восприятием, воображением, мышлением, памятью и пр. Психологами доказано, что развитие когнитивной сферы напрямую зависит от внутреннего состояния. Поэтому создание атмосферы безопасности и радостного общения со сверстниками – это то, с чего воспитатель фактически начинает строить новый детский коллектив.

Мы заостряем внимание учащихся на словах и поступках, детально разбирая, что хорошо, а что плохо; следим за настроением детей; обучаем их саморегуляции в выражении эмоций, преодолению импульсивности в поведении; принимаем участие в формировании нравственных качеств и коррекции негативных моральных ощущений (зависть, жадность, злорадство). И этот каждодневный кропотливый труд постепенно дает свои результаты.

За годы педагогической практики у меня сложились свои методы работы. Например, путем проб и ошибок мы пришли к тому, что снятие агрессии, чувства мести легче всего происходит через прощение и примирение. Способность слышать, понимать других людей и прощать у детей нужно развивать специально. И чем раньше, тем лучше. Это влияет на формирование характера: ребенок становится добрее, общительнее, ему легче учиться.

Мы стараемся не осуждать плохое поведение (например, пытаемся дурные слова и поступки обсуждать таким образом: ошибаются все – и взрослые, и дети, нужно научиться осознавать свою ошибку и исправлять ее, прощать себе, другим, не оставляя осадка в виде чувства вины, стыда и тяжести на сердце). Подобный подход поддерживает ощущение радости жизни, сохраняет хорошее настроение, веру в себя и желание учиться и работать дальше.

Вторая серьезная задача воспитателя – сделать условия пребывания в школе максимально удобными и приятными для детей и при этом обязательно соблюдать режим дня.

Для профилактики стрессовых состояний в режим дня включен, кроме прогулок, пятнадцатиминутный сон. Это, казалось бы, незначительное время позволяет ребенку расслабиться как телесно, так и эмоционально. А тишина благотворно сказывается на психофизиологическом состоянии наших воспитанников.

Правильно организованный отдых дает заряд энергии для восстановления сил. Научить детей физически расслабляться – задача сложная. Сейчас они уже привыкли к такому отдыху. Более того – наш пример стал заразительным, и теперь даже учителя, имеющие свободные 15 минут, иногда составляют нам компанию.

Я искренне рада, что у меня получается учить детей сбрасывать напряжение.

Третья задача – направить усилия на формирование положительного отношения к учебе и школе.

Мы проводим беседы на темы «Школьная дисциплина», «Культура поведения младшего школьника», «Кем я хочу быть?». Но большая часть свободного времени заполнена привычным для детей видом деятельности – играми. На начальном этапе особенно интересны ролевые игры, моделирующие повседневную жизнь. Далее востребованными становятся шахматы, шашки и пр. Не менее важны дополнительные занятия по хоровому пению, в спортивных и танцевальных кружках, в студиях народных промыслов.

Смысл работы воспитателя во втором классе школы немного меняется, так как здесь детям уже начинают задавать уроки на дом – и нам нужно помогать формированию универсальных учебных действий, которые обеспечивают школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Как помочь ребенку приступить к самостоятельной работе? Опираясь на свой многолетний опыт, я пришла к тому, что перед выполнением домашнего задания стоит поговорить с детьми, постараться увлечь их позитивными мыслями, снять негативные эмоции (страх, неуверенность в себе, нежелание думать, лень).

Несмотря на то, что мы живем в век бешеных скоростей и постоянного напряжения, мне удается убедить своих воспитанников, что работу нужно начинать не торопясь, с любовью, без страха и суеты. Поэтому неспешно написанные первые буквы уже приносят ребенку удовлетворение от своего труда.

Не стоит забывать и о коллективных формах работы. Если воспитателю удается создать атмосферу дружбы, взаимопонимания, взаимопомощи, доброго отношения друг к другу, то дети всегда предпочтут действовать сообща, не станут бояться выражать свое мнение, будут учиться рассуждать вслух. Творческая атмосфера помогает побороть лень или страх перед сложным заданием и приучает к труду. Да и самостоятельная работа над домашним заданием в коллективе тоже отличается от выполняемой дома. Ребята всегда смогут проверить сделанное друг у друга, сравнить варианты решения задачи.

Ответственным периодом становления личности считается младший подростковый возраст, который приходится на 5–6-е классы. В этот момент у ребят развивается способность к самосознанию, начинается период активного самовыражения и самоутверждения. Но, по сути, они остаются еще детьми и нуждаются в поддержке взрослых, особенно в вопросах межличностных отношений, которые волнуют их все больше.

Начало периода гормонального созревания характеризуется эмоциональной неустойчивостью, открытием внутреннего мира, проявлением чувств. Формируется культура взаимоотношений, и поэтому так важна направляющая роль воспитателя.

Развитие высших нравственных качеств (чувства долга, ответственности, совестливости, достоинства, патриотизма, дружелюбия, любви) становится необходимостью. В этот период гораздо лучше разобрать поступок, еще раз проживая острую ситуацию, предоставляя возможность детям самостоятельно сделать тот или иной выбор, прийти к определенным выводам, чем читать сухую лекцию на тему морали.

Мы с воспитанниками уже привыкли обсуждать все, что их волнует, искать причины и следствия поступков. Например, ребята в ходе бесед пришли к такому выводу: «Все, что ты делаешь, делаешь для себя», «Что отдашь, то и получишь».

Могу с уверенностью сказать, что уже в четвертом классе у нас сформировался коллектив с устойчивой нравственной структурой, которая позволяет ребятам жить в эмоциональном равновесии, дружбе и уважении друг к другу. А когда к нам пришли новые ученики, они легко влились в наш коллектив, почувствовали себя комфортно.

И, несмотря на то что в пятом классе вместо одного учителя у детей появилось много новых, ребята не испытывали стресса и психологического дискомфорта, потому что общий ритм их школьной жизни остался прежним.

Как и раньше, после уроков к ним приходит воспитатель. Как и в предыдущие годы, мы вместе делаем уроки, обсуждаем проблемы, ищем решения, проживаем успехи и неудачи.

Рейтинг@Mail.ru