Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2010

Education

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать...»

Можно ли учителю продавать свои уроки коллегам?

В ноябре прошлого года газета «The New York Times» опубликовала статью, интернет-версия которой в тот день заняла второе место среди всех публикаций по числу пересылок по электронной почте. Ее автор Винни Ху описывает свежую тенденцию в американском образовании: продажу учебных материалов через Интернет. Эта публикация вызвала огромный резонанс среди представителей педагогической общественности. В учительских блогах, на тематических порталах, разнообразных форумах и конференциях было высказано немало точек зрения – и за, и против нового явления. Предлагаем вниманию читателей «УШ» отрывки из самой статьи, а также подборку наиболее интересных мнений, высказанных во время ее обсуждения на разных сайтах.

Интернет давно зарекомендовал себя как место, где мусор одних людей становится сокровищем для других. Сегодня тысячи учителей начали извлекать прибыль из того, чем они привыкли делиться бесплатно, – продавая через Всемирную паутину планы уроков. И хотя частично эти деньги – что немаловажно в эпоху урезанных бюджетов – идут на покупку книг и канцтоваров в классы, новоявленные предприниматели–учителя также тратят их на походы в ресторан, выплаты по ипотечным кредитам, пополнение баланса на банковских счетах, отдых за границей и даже ремонт дома.

Это заставило некоторых чиновников от образования поставить вопрос: кто же владеет учебными материалами, предназначенными для работы в классах государственных школ?

«Если используются ресурсы школьного округа, тогда, на мой взгляд, было бы справедливо спросить: не должен ли он получить свою долю от прибылей?» – высказывает свою точку зрения Роберт Лоури, заместитель директора совета школьных инспекторов штата Нью-Йорк.

Торговля образовательными ноу-хау – еще слишком свежая тенденция, чтобы успела выработаться какая-то общая политика или кодекс поведения. В округе Фэйрфакс чиновники заинтересовались этой проблемой лишь тогда, когда обнаружили, что бывший школьный тренер по футболу начал продавать свои пособия и обучающие DVD через Интернет. Однако, расследовав этот случай, они оставили все как есть и позволили ему продолжать свой маленький бизнес. А вот преподавательнице английского языка из Нью-Йорка начальство запретило продавать планы уроков; она и рассказала-то об этом только при условии полной анонимности.

Помимо юридической, есть и философская сторона проблемы. Джозеф Макдональд, профессор Нью-Йоркского университета, убежден, что продажа уроков через Интернет обесценивает работу учителей, а также подрывает усилия энтузиастов по созданию сайтов, где они могли бы бесплатно обмениваться идеями. «Когда педагоги делятся опытом друг с другом, это так здорово! – сказал он. – Но если люди просят по 75 центов за словесный ребус, это ослабляет учительское сообщество и в конечном счете подрывает устои профессии».

Однако такие учителя, как Эрика Борер, видят в спросе на уроки долгожданное признание их достоинств. «Преподавание может быть очень неблагодарным занятием, – замечает 30-летняя преподавательница, которая потратила заработанные $650 на покупку книг в свой первый класс начальной школы, а также выплаты по ипотечному кредиту. – Я трачу свое время и усилия, и мне просто хочется получить признание».

Планы уроков стали более востребованными в результате того, что больше внимания уделяется подготовке к тестам, а также индивидуализированному обучению. В то же время развитие Интернета уменьшило изоляцию преподавателей. Сейчас там можно найти и купить практически любой мыслимый урок для всех ступеней школьного образования – от детского сада до колледжа. Кроме того, в блогах рядовых учителей или на коммерческих сайтах покупатели могут оставить комментарий и оценку материалу.

«“Teachers Pay Teachers“ («Учителя платят учителям») – одна из крупнейших интернет-площадок такого рода, с армией зарегистрированных пользователей, превышающей 200 тыс. человек. С начала работы в 2006 году сайт зафиксировал уровень продаж на $600 тысяч. Из них только на прошлый год пришлось $450 тысяч», – рассказывает основатель сайта Пол Эдельман, бывший учитель из Нью-Йорка. Самый успешный продавец – преподаватель английского языка из Калифорнии – заработал $36 тысяч.

Келли Джионти, преподавательница старших классов одной из школ на Манхеттене, заработала $2544 на планах уроков по литературе, посвященных изучению классических произведений – таких, как «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера и «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Вырученные средства пошли на поездки в Рим и Ирландию, а также покупку классных принадлежностей.

Маргарет Уиснант, учительница на пенсии из Северной Каролины, зарабатывает в среднем $750 в месяц на планах уроков, которые она оттачивала в течение трех десятилетий своей преподавательской карьеры. Этой прибавки к пенсии оказалось достаточно, чтобы купить наконец новую мебель и бытовую технику. «Я 20 лет мечтала о том, чтобы переоборудовать кухню, но просто не могла выкроить на это деньги, – рассказывает она. – Что ж, теперь я наконец смогу научиться готовить».

40-летняя Лиза Михалек, которая шесть лет преподавала в школе, а сейчас работает в коммерческой образовательной компании, рассказала газете, что тратит около пяти часов в неделю на доработку старых планов уроков и создание новых, например, программы по изучению Земли, которая продается за $59,95. «Я знала, что у меня хорошие уроки, и вот мне пришла в голову мысль: почему бы не узнать, что другие люди думают о них?» – рассказывает Михалек. Заработанные таким образом $31 тыс. стали хорошим ответом на ее сомнения.

Преподавательница из Гошена (штат Нью-Йорк) Элис Коберн утверждает, что экономит от двух до трех часов драгоценного времени каждый раз, когда она загружает из Интернета презентации, выполненные Лизой Михалек, вместо того чтобы создавать собственные с нуля. «Ненавижу заново изобретать колесо», – комментирует она.

Другие покупатели ценят возможность приобрести проверенные временем материалы для занятий от более опытных педагогов. В прошлом году молодая учительница Лорен Перрека купила за $10 план урока по роману «Падшие ангелы» (о войне во Вьетнаме), и использовала его как основу для работы в старших классах одной из школ Коннектикута. Также она переделала свои контрольные вопросы по «Повелителю мух» Уильяма Голдинга после того, как сравнила их с заданиями из двух других планов уроков. «Сначала я стеснялась того, что мне приходится покупать чужие разработки, так как мне казалось, что это плохо характеризует меня как учителя, – делится Лорен. – Но потом я поняла, что не просто беру и использую эти уроки, а перерабатываю, чтобы заполнить пробелы в своей подготовке».

Сейчас Перрека, продает уже собственные наработки, например, 54-страничный план урока по «Макбету», включающий список вопросов к тексту и варианты домашних заданий, который она написала во время учебы в аспирантуре. По ее словам, $140 из уже заработанных $523 она потратила на сладости и книги для своих учеников, а на оставшиеся деньги несколько раз сходила в ресторан, который раньше не могла себе позволить. Ее воспитанники относятся к затее с недоверием. «Они спрашивают: “Кто захочет купить такое? Ведь это же скучища!” – рассказывает Лорен. – А я им: “Смотрите, я делаю на этом деньги!”».

Однажды в классе мисс Борер пятеро детей считали драже M&M‘s, в то время как она следила за тем, чтобы они сначала усвоили урок, а уж потом – конфеты. Описание этого упражнения стоимостью в $3, к которому прилагаются инструкции и цветные схемы для распечатки, было продано 31 раз. В День святого Патрика популярностью у покупателей пользуется вариация с клевером. «Сортировка драже – не новая концепция, – рассказывает Борер, которая преподает с 2001 года. – Я всего-навсего упростила задачу для учителей. Им нужно лишь кликнуть мышкой и распечатать материалы».

Директор школы, в которой работает Борер, поддержал ее онлайновый бизнес, потому что ученикам тоже достается доля средств, заработанных инициативной учительницей.

Борер вспоминает, что раньше, когда она делилась планами уроков бесплатно, плакат с описанием ее методики обучения чтению передавался из рук в руки столько раз, что в конце концов преподаватели уже и не знали, кто его придумал. «Я по-прежнему буду делиться своими разработками с друзьями, – обещает Борер. – А если ими заинтересуется кто-то еще, я скажу им, где их можно купить».

Кто давал клятву бедности?..

Ниже мы приводим мнения людей, по-разному относящихся к новоявленному бизнесу. Как знать, может быть, и в России обсуждение подобного вопроса вскоре станет актуальным...

Я отношусь к этому крайне отрицательно. Как могут учителя продавать знания за деньги? Есть вещи, которые не покупаются. Позор таким педагогам! Если преподаватель хочет иметь блестящих учеников, он должен обеспечить их всеми необходимыми знаниями без дополнительных затрат. Считаю, что людей, которые этим занимаются, нужно наказывать!

Планирование уроков было моим слабым местом два года назад, когда я только начала работать учителем английского. Я страдала оттого, что мне были недоступны планы множества преподавателей английского, которые обучали детей до меня по той же самой программе.

До этого я трудилась в компании, занимавшейся медицинским образованием, где все разработанные сотрудниками концепции и стратегии принадлежали фонду, платившему нам зарплату. От нас не требовали тратить время зря, изобретая колесо заново, потому что доступ к лучшим идеям и практикам был открыт. Однако в государственной школе я постоянно слышу от главы своей кафедры, что учителя сами должны разрабатывать свои планы.

Сколько ни пытаюсь, не могу припомнить, чтобы я давала клятву бедности, становясь учителем. Также не могу вспомнить, чтобы мне когда-либо компенсировали сотни, а возможно, и тысячи часов, оторванных во имя работы от выходных, вечеров и отпусков.

Педагоги постоянно разрабатывают и улучшают уроки, часто в свое свободное время и без использования ресурсов округа, чтобы донести знания до всех категорий учеников. Тот факт, что мы готовы платить за уроки, которые превосходят по качеству учебные программы, оплаченные школьными округами, не обесценивает нашу работу, а, наоборот, выводит ее на новый уровень самоотверженности.

Если школы хотят получать порцию прибыли, тогда они должны сделать то же, что и другие компании: заставить своих сотрудников подписывать контракт, по которому любая их идея будет принадлежать школьному округу, а не учителю. Но, если они это сделают, тогда педагоги не будут иметь право использовать уроки, которые разработаны ими в другой школе. Это «уловка 22» для школьных округов.

Мое мнение: учителя рождают идеи и составляют планы уроков, поэтому это наша работа. Из-за повсеместного урезания бюджетов администраторы ищут способы извлечь прибыль из чего угодно – даже если это означает отобрать заработок у трудяг педагогов.

P.S. Если ты хочешь считаться профессионалом, действуй профессионально.

Мой бойфренд высказал предположение, что, если позволить учителям продавать планы уроков, это может оказаться благом для школы. В такой ситуации появились бы стимулы создавать материалы для занятий, которые достойны того, чтобы быть проданными, что, в свою очередь, повысило бы качество обучения, статус учебного заведения и привлекло бы к нему внимание состоятельных родителей и правительства. Таким образом, школа только выиграет.

Со своей стороны я замечу, что меня больше всего беспокоит проблема определения денежной стоимости урока. Крупнейшая проблема капитализма заключается в том, что люди не слишком хорошо умеют вычислять стоимость. Покупка через Интернет не гарантирует приобретения качественного урока, и учителя, которые не понимают, каким он должен быть, возможно, не смогут распознать плохого.

Также возникают сложности с тем, чтобы продемонстрировать урок перед продажей, так как кто-нибудь может просто украсть вашу идею, не платя за нее. А что если продукт ужасен? Сколько денег стоит хороший урок? Как вы узнаете, что вам как учителю по силам воплотить его в жизнь?

Почему только педагоги теряют свои права на интеллектуальную собственность, в то время как представители других профессий сохраняют их? Публикация конспектов уроков в Интернете может стать стимулом для более тщательного их планирования. Если это будет еще и источником дополнительного дохода, тогда время, потраченное на разработку превосходных уроков, пошло бы на пользу и ученикам, и учителям. Сейчас нет никакой разницы в оплате труда между теми, кто проводит бессчетные часы за подготовкой к занятиям, и теми, кто читает лекции по учебнику. Это же смешно!

Подавляющее большинство школ не делают ничего, чтобы поддержать усилия своих учителей по разработке планов уроков: ни онлайновой системы архивного хранения этих материалов, ни специальных бланков для домашней работы, расписания, опросников, тестов и т.п. Они не обеспечивают педагогов ресурсами, необходимыми для сотрудничества в разработке планов уроков и составлении единой учебной программы.

Если бы в школах все это было, тогда я бы поняла и поддержала любую их претензию на собственность. Но поскольку в большинстве из них такой системы нет, у меня нет к ним сочувствия. Учителя могут делать все, что захотят, с разработанными самостоятельно планами уроков, которые, как мы все знаем, были скорее всего написаны поздно ночью у них дома.

Как представитель системы домашнего образования я несколько раз покупала планы уроков, которые могли бы быть адаптированы к потребностям моих детей. На самом деле онлайновые магазины добились большого успеха. И если отличные учителя хотят продавать свои учебные материалы и преуспевают в этом настолько, что могут в результате позволить себе долгожданный отпуск или исполнение любой другой мечты, то я только рада за них!

Мне кажется, знание того, что твоя работа на самом деле чего-то стоит, делает учителя лучше. Действительно ли люди с благодарностью принимают то, что им достается бесплатно? Не всегда. Мне кажется, школы возмущаются потому, что это не они делают деньги.

Права на интеллектуальную собственность – целая юридическая область, и я полагаю, что, если продажа планов уроков превратится в тенденцию, за этим последуют и юридические действия. Прочитав статью, я задумалась о ряде проблем – помимо тех, что уже были упомянуты. <...>

Сразу на ум приходит проблема копирайта. Продажа материалов без него оставляет возможность последующей перепродажи с незначительными изменениями или вовсе без них. И хотя получить копирайт на полностью оригинальный материал не так уж и сложно, в статье указано, что многое из выставленного на продажу не является абсолютно новым. Одно дело, если вы продаете дополнительные материалы к какой-то хорошо известной «ничьей» игре (например, схемы для сортировки драже M&M's). Однако проделать то же самое с материалами, защищенными копирайтом, – значит напрашиваться на неприятности.

Из учебных материалов, с которыми работают в классах, очень многое выпрошено, позаимствовано или украдено. Законы об авторском праве оставляют возможность использовать защищенные копирайтом данные в ограниченных учебных целях. Однако эта защита испаряется, когда учитель сам становится владельцем интеллектуальной собственности.

Я вспоминаю, как несколько учителей моей дочери составили программу для обучения испанскому языку как второму для начальной школы, которая опиралась на переводы хорошо известных детских книг. Когда они решили опубликовать свой продукт, то обнаружили, что не могут воспользоваться этими историями, и им пришлось заменить их своими.

Меня прежде всего интересуют три аспекта.

1. Почему учителя и школьные округа не начнут действовать организованно? Давно пора было создать архивы с планами уроков на уровне округа. Почему от каждого педагога требуют заново изобретать колесо?

2. Все соглашения об интеллектуальной собственности, что я подписывал в последние годы, касались всего, созданного мною и имеющего отношение к бизнесу моего работодателя, не важно, придумал ли я это за рабочим столом или же гуляя с собакой. Это резонно, потому что иначе не было бы способа показать, где именно создавался тот или иной продукт – на работе или в свободное время. С другой стороны – я сомневаюсь, что учителя подписывают соглашения подобного рода.

3. Законы об авторском праве допускают «ограниченное использование», и одной из сфер, где это допустимо, является образование. И, хотя вы не можете просто целиком скопировать книгу для работы с ней в классе и назвать это «ограниченным использованием», вы определенно имеете право позаимствовать несколько абзацев или диаграмму.

Так что, когда вы ставите копирайт на свои планы уроков, вы, по всей вероятности, даете другим учителям возможность бесплатно копировать небольшие отрывки из них. Вообще использование законов об авторском праве применительно к образованию может стать интересной юридической проблемой.

По материалам газеты «The New York Times»,

а также сайтов:

http://blogs.ajc.com/get-schooled-blog/;

http://marquetteeducator.wordpress.com/;

http://theapple.monster.com

Рейтинг@Mail.ru