Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2010

Информатизация

Сбывается мечта учителя

Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере образования, поскольку их применение в процессе передачи знаний очень эффективно.

Наверное, запасы мела, традиционно поставляемые в школы, окажутся нерастраченными. Попробовав поработать на интерактивной доске, возвращаться к старому варианту – меловой доске – учителям и ученикам не хочется (даже несмотря на то, что производители рекламируют специальное покрытие и повышенную функциональность). Предлагаем два отзыва о чудо-технике.

Можно на пальцах объяснять принцип устройства двигателя внутреннего сгорания или продемонстрировать анимационный ролик, озвученный при этом по специальному сценарию профессиональным актером; устраивать бесконечные контрольные или провести интерактивную групповую игру, в которой с удовольствием примут участие все ученики. Таких примеров множество. При этом заметим, что все это реально осуществить не вместо традиционных технологий преподавания, а в дополнение к ним!

Трудно точно оценить, но, вероятно, более 90% информации ученики получают в школьном классе. Конечно, существуют спортивные секции, уроки технологии, экскурсии, различные мероприятия, на которых они тоже приобретают дополнительную информацию, нужные навыки. Однако вряд ли кто-то станет спорить, что именно урок является системообразующим элементом процесса обучения в средней школе.

Очень непросто удержать внимание ученика, поскольку новое поколение «избаловано» зрелищными компьютерными играми и телевидением. И нужно использовать все существующие технические достижения для модернизации школ и улучшения качества обучения.

Адаптивность к современным условиям преподавания в цифровой век – залог выживания и успеха развития системы образования. С появлением глобальной сети Интернет и бурным развитием мультимедийных средств появилась возможность вывести его на другой качественный уровень. Ребенок может быть очевидцем любого процесса и увидеть то, что было нереально при обучении с мелом и книгой. Особенно это важно на таких уроках, как химия, физика, биология, астрономия и пр., где так нужна наглядность.

Именно поэтому в последнее время столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и методам, которые оказываются наиболее пригодными для данной цели.

Интерактивная доска – эффективный способ внедрения электронного содержания и мультимедийных материалов в массовую среду обучения. Можно перечислить следующие виды образовательной деятельности, доступные при ее использовании:

  • работа с текстом и изображениями;

  • создание заметок с помощью электронных чернил;

  • сохранение заметок для передачи по электронной почте, размещения в Интернете или печати;

  • коллективный просмотр web-сайтов;

  • свобода передвижения по классу при демонстрации программного обеспечения или работе с ним перед аудиторией;

  • создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;

  • демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;

  • использование встроенного в программное обеспечение интерактивной доски презентационного инструментария для обогащения дидактического материала;

  • демонстрация презентаций, созданных учащимися.

При применении учителем интерактивной доски для обеспечения качества преподавания и оптимизации учебного процесса недостаточно обновления структуры и содержания образования, необходимо совершенствовать методы, формы, средства и приемы обучения. Возникает необходимость совместить в равной мере современные педагогические технологии и ИКТ – создать новый способ преподавания с помощью интерактивной доски.

Основы успешного проведения урока одни и те же независимо от методик и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Ребенок может быть очевидцем любого процесса и увидеть то, что было нереально при обучении с мелом и книгой.

Подготовить урок с помощью образовательных ресурсов ничего не стоит на любом персональном компьютере и даже в домашних условиях, но все достоинства интерактивной доски можно оценить именно при проведении урока. Первой реакцией учащихся на возможность работы с ней был ярко выраженный энтузиазм – изменения экрана под прикосновениями рук выглядели очень эффектно.

Сразу стало очевидным преимущество новой технологии перед устоявшейся практикой. Некоторые ребята не имели достаточной компьютерной грамотности, но освоить интерактивную доску для них не составило большого труда.

Даже одного увиденного всем классом изображения достаточно, чтобы началась дискуссия. Такая доска позволяет ускорить темп урока, вовлечь в него весь класс, это очень доходчивый способ преподавания.

Все учащиеся (вне зависимости от успеваемости) с появлением интерактивной доски проявляют большее желание участвовать в работе. Наблюдения на нескольких уроках подтвердили впечатление – я видел высокий уровень активности. Ответы учеников перед электронной доской позволяют наладить с классом действенную обратную связь. Это помогает глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиться успеха.

Интерактивная сущность электронной доски и возможности поставляемого в комплекте программного обеспечения позволяют устраивать в классе мероприятия, в которых участвуют все присутствующие. Этот экран, который может видеть каждый учащийся, выводит взаимодействие ребят с преподавателем на новый уровень. Преподавание с помощью электронной интерактивной доски поддерживает в классе атмосферу оживленного общения и вызывает дискуссии – это существенно помогает при ознакомлении с новой темой.

Учитель может по-разному классифицировать материал, используя возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом – при этом привлекая к процессу учеников, которые затем самостоятельно взаимодействуют в небольших группах. Иногда стоит снова обратить внимание ребят на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эффективность применения доски во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он использует те или иные ее функции.

Я применяю интерактивную доску и технологии интерактивного медиа в самых различных педагогических жанрах: демонстрация; моделирование; конструирование; решение задач; исследовательская работа; тестирование.

Учащиеся утверждают, что образовательный процесс стал более веселым и увлекательным, а также обрел новые темп и глубину.

Большой интерес проявляют и родители. На родительских собраниях они просят показать программы и задания, которые дети выполняют на интерактивной доске, пробуют справиться с этими заданиями сами. Подходят после уроков и ученики, демонстрируют мамам и папам возможности доски.

Они обожают работать с инструментом, для управления которым достаточно нескольких прикосновений, и сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с электронной доской.

Если однозначно доказать улучшение отметок класса благодаря появившемуся новшеству не так уж просто, то в изменении отношения учеников к учебе и более глубоком понимании материала сомневаться не приходится.

Каждый учитель мечтает, чтобы на уроке работали все дети. Я испытываю огромную радость, так как постоянно наблюдаю это на занятиях в нашей школе. Более того, ребята готовы не отходить от доски и выполнять следующее задание, выходят к ней по два человека, устанавливают очередность. Им легко и интересно, и они хотят учиться.

Рейтинг@Mail.ru