Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2010

Школьный уклад

Без прогульщиков!

Высокий процент правонарушений, низкая посещаемость школы, «пестрый» социальный состав, слабая вовлеченность родителей... Для преодоления таких трудностей в жизни школы была разработана комплексно-целевая программа «Обеспечение всеобуча».

При создании этого документа прежде всего учитывалась его актуальность именно для нашего образовательного учреждения, проблемы которого в основном связаныы с тем, что оно является школой-новостройкой. Программа преимущественно направлена на вовлечение в процесс обучения детей из неблагополучных семей, а также попавших в трудную жизненную ситуацию.

В качестве предполагаемых результатов мы наметили следующие пункты: добиться полного отсутствия учащихся, не приступивших к занятиям и систематически пропускающих уроки без уважительной причины; снизить количество учеников нашей школы, находящихся на учете в инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН) и состоящих на внутришкольном учете.

Реализация программы была рассчитана на два года.

Сейчас мы завершили эту программу, так как достигли желаемых результатов, но она легла в основу создания системы программ, при помощи которых осуществляется управление образовательным учреждением на современном этапе, – «Вхождение в профильность», «Внутришкольное руководство и контроль», «Здоровье» и др.

Думаем, рассказ о всеобуче будет наиболее интересен коллективам школ-новостроек, где работу начинают с нуля.

Комплексно-целевая программа «Обеспечение всеобуча»

Таблица 1

I этап: организация

Цель: организация учебно-воспитательной работы по обеспечению всеобуча среди учащихся, родителей и учителей.

№ п/п

Название мероприятия

Цель

Ответственные

Время проведения

1

Собеседование с классными руководителями

  • Выявление и составление списков учащихся, требующих особого педагогического контроля.

  • Вовлечение детей в кружки, факультативы, дела класса.

  • Привлечение родителей к работе по предупреждению пропусков, правонарушений.

  • Выявление трудностей в работе классных руководителей с учащимися, их родителями.

  • Создание ситуаций успеха для детей с пониженными способностями

Замдиректора, социальные педагоги, классные руководители, психологи, медработники

На протяжении года

2

Встречи со школьным участковым инспектором по делам несовершеннолетних

Уточнение списков учащихся, состоящих на учете в ИДН, на внутришкольном контроле

Замдиректора, социальные педагоги

3

Составление графиков проведения факультативов, групповых и индивидуальных занятий, работы спортивных секций, кружков и т.д.

Уточнение и доведение до сведения учащихся, родителей и учителей расписания факультативов, кружков, групповых и индивидуальных занятий, спортивных секций, кружков и т.д.

Замдиректора

Сентябрь

4

Встреча с работниками библиотеки, школьным инспектором, психологами

Организация викторины «Наш подросток» по правовым знаниям, профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и т.д.

Замдиректора по воспитательной части, психологи, библиотекари

На протяжении года

5

Совещание при директоре

Выявление степени готовности учащихся и педагогического коллектива к новому учебному году

Замдиректора, классные руководители

Сентябрь

6

Посещение квартир учащихся микрорайона

  • Составление, уточнение списков детей, относящихся к микрорайону.

  • Выявление школьников, по каким-либо причинам нигде не обучающихся

Замдиректора по воспитательной части, учителя, классные руководители, социальные педагоги

На протяжении года

 

Таблица 2

II этап: информационно-методическое обеспечение

Цель: создание условий для успешной реализации КЦП «Обеспечение всеобуча».

№ п/п

Название

мероприятия

Цель

Ответственные

Время

проведения

1

Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих обеспечение всеобуча

  • Изучение нормативных основ, регламентирующих деятельность школы:

– Конвенция о правах ребенка;
– Конституция РФ;
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
– Закон РФ «Об образовании»;
– закон «Об образовании» Кемеровской области;
– типовое положение об общеобразовательных учреждениях;
– типовое положение о классах КРО.

  • Изучение локальных актов:

– устав ОУ;
– программа развития;
– программа психолого-педагогического сопровождения;
– типовое положение о создании классов КРО в школе № 26

Замдиректора, руководители МО

На протяжении года

2

Изучение современной психолого-педагогической литературы по проблеме всеобуча

Изучение и анализ новейших современных психолого-педагогических подходов

Замдиректора

3

Реализация программы психолого-педагогического сопровождения школьников

Создание условий для максимально успешного обучения каждого ребенка

Замдиректора, психологи

4

Выработка программы работы школы с педагогически запущенными детьми по ранней профилактике девиантного поведения

Разработка комплекса мер по ранней профилактике девиантного поведения

Социальные педагоги, замдиректора, психологи

Февраль

5

Организация методической помощи и поддержки классных руководителей. Подготовка и накопление материалов по вопросам учебно-воспитательной работы

  • Повышение статуса классного руководителя.

  • Подчеркивание значимости и ценности индивидуальной работы с детьми, имеющими проблемы в обучении, развитии, воспитании для формирования у них положительного отношения к учению.

  • Создание благоприятных условий для деятельности (т.е. предоставление возможности классным руководителям посещать уроки, проводить психолого-педагогические консилиумы, получать консультации психолога и др.)

Методист, замдиректора

На протяжении года

6

Разработка и подбор памяток, анкет, материалов по работе с семьей

  • Оказание методической помощи в решении стандартных семейных проблем.

  • Повышение степени педагогической грамотности родителей

Замдиректора, социальные педагоги, психологи

7

Разработка материалов для проведения родительских собраний по пропаганде педагогических и психологических знаний среди родителей

Педагогическое и психологическое просвещение родителей

Замдиректора, психологи, классные руководители

8

Организация педагогической работы с педагогическим коллективом по обеспечению всеобуча

Оказание методической помощи

Замдиректора, методист

9

Разработка и подбор методических рекомендаций, памяток, анкет по работе с «трудными» детьми

Оказание методической помощи учителям- предметникам, классным руководителям по работе с педагогически запущенными учащимися

Замдиректора, социальные педагоги, психологи

Таблица 3

III этап: практическая работа

Цель: создание условий для обеспечения всеобуча.

№ п/п

Система мероприятий

Ответственные

Сроки

проведения

I блок: работа с учащимися

Задача 1. Организация детского самоуправления

1

Создание в школе актива (совета старшеклассников), президентские выборы в органы школьного самоуправления

Замдиректора по ВР, классные руководители

Сентябрь–ноябрь

2

Организация ежедневных рапортов старост о пропусках уроков

Классные руководители

На протяжении года

Задача 2. Диагностирование уровня развития детей, состояния их физического и психологического развития

1

Диагностика знаний, умений, навыков на начало и конец учебного года. Оценка учебных возможностей детей, их способности к учению (память, внимание, мышление, работоспособность)

Психологи, классные руководители

На протяжении года

2

Обследование эмоционального состояния школьников

3

Обследование мотивационной сферы. Выявление познавательной активности школьников, ведущих мотивов учебной деятельности

4

Выяснение психологического климата в классах. Изучение сплоченности коллектива, выявление степени психологической защищенности детей

5

Обследование медицинскими специалистами здоровья учащихся

Медработники

По плану ТМО

6

Ведение психолого-педагогических карт учащихся

Психологи, классные руководители

На протяжении года

7

Обследование детей на этапе приема в школу; оценка степени их готовности к обучению

Март–май

8

Обследование учащихся 4-х классов на этапе перехода в среднее звено

Февраль

9

Обследование пятиклассников на этапе адаптации

Октябрь, май

10

Обследование первоклассников на этапе адаптации

11

Обследование десятиклассников в рамках преемственности (среднее – старшее звено)

Психологи, классные руководители, социальные педагоги

 

На протяжении года

12

Анкетирование по работе с «трудными» подростками

13

Изучение психологических особенностей педагогически запущенных детей. Выработка рекомендаций для педагогов по работе с учащимися

Задача 3. Просвещение школьников

1

Постоянно действующий лекторий «Наш подросток»

Психологи, классные руководители, библиотекари

На протяжении года

2

Групповые занятия «Самовоспитание личности»

Психологи, классные руководители

3

Профилактика проблем с адаптацией у детей «группы риска»

Директор, психологи, классные руководители, соцпедагоги

Задача 4. Организация коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, развитии, воспитании

1

Групповые коррекционно-развивающие занятия по развитию познавательных процессов

Психологи

На протяжении года

2

Коррекционная работа с детьми «группы риска»:
– коррекция школьной тревожности;
– коррекция самооценки;
– тренинг волевых качеств личности;
– тренинг общения

Замдиректора, психологи

Задача 5. Консультирование школьников

1

Индивидуальные консультации по проблемам обучения, межличностного общения

Психологи

На протяжении года

2

Индивидуальные беседы по предотвращению неуспеваемости

Замдиректора, психологи

II блок: работа с педагогическим коллективом

Задача 1. Организационно-педагогическая работа с коллективом

1

Педагогические советы

Директор, замдиректора

На протяжении года

2

Проведение заседаний МО классных руководителей по проблемам обучения и воспитания педагогически запущенных детей

Замдиректора по ВР, руководитель МО, социальные педагоги

Ноябрь, март

Задача 2. Просвещение педагогов

1

Психолого-педагогические семинары «Проблема неуспеваемости», «Виды помощи неуспевающему ученику»

Замдиректора, психологи

Один раз в четверть

2

Проблемные семинары:

а) «Совершенствование современного урока»;
б) «Совершенствование системы работы классного руководителя»

Замдиректора

Октябрь, декабрь

3

Психологическая коррекция взаимоотношений учителей с трудновоспитуемыми учащимися

Психологи

На протяжении года

4

Психолого-педагогический консилиум

Психологи, замдиректора

Октябрь

5

Заседание совета профилактики

Замдиректора, социальные педагоги

На протяжении года

6

Проведение линеек по итогам успеваемости за четверть

Замдиректора по ВР

Раз в четверть

7

Круглый стол «Единые требования всех субъектов образовательного процесса по обеспечению всеобуча»

Замдиректора

Февраль

Задача 3. Консультирование педагогов

1

Индивидуальные консультации для классных руководителей по вопросам работы с «трудными» подростками и семьей

Замдиректора

Один раз в четверть

2

Индивидуальные консультации для педагогов по проблемам обучения, воспитания, развития, общения учащихся

Психологи

На протяжении года

III блок: работа с родителями

Задача 1. Формирование педагогической культуры родителей

1

Родительский лекторий психолого-педагогических знаний

Замдиректора, психологи

Сентябрь

2

Родительские собрания

Раз в четверть

Задача 2. Консультирование родителей

1

Индивидуальные консультации по проблемам обучения и воспитания

Замдиректора, психологи

На протяжении года

2

Индивидуальные консультации по проблемам межличностного общения

Задача 3. Диагностика семьи

1

Диагностика взаимоотношений родителей и детей

Психологи

На протяжении года

2

Диагностика отношения родителей к школе

Классные руководители

Задача 4. Организация совместных мероприятий с родителями

1

День открытых дверей

Замдиректора по ВР

Февраль

2

Мероприятия досуга

На протяжении года

IV блок: система внутришкольного контроля

Задача. Содержание контроля за состоянием преподавания учебных дисциплин, воспитания и развития в процессе обучения

1

Посещение уроков:
– учителей, принятых на работу в текущем учебном году;
– начинающих и молодых специалистов;
– учителей, работающих в профильных классах;
– учителей физической культуры

Замдиректора

На протяжении года

2

Контроль за ведением документации:
– классные журналы (своевременность заполнения, занятость детей в кружках, листок здоровья, накопляемость оценок у сильных и слабых учеников, объективность выставления оценок, контроль за посещаемостью занятий, объем домашних заданий, выполнение практической части программы);
– школьные дневники (правильность заполнения, работа учителя с дневником, фиксация домашних заданий, учет пропусков уроков, контроль со стороны родителей);
– учебные программы (прохождение программного материала, графики контрольных, практических и лабораторных работ, учет пропущенных уроков учителей по болезни)

3

Анализ работы за полугодие и год, планирование на новый учебный год

Январь, июнь

 

Рейтинг@Mail.ru