Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2010

Наука управлять

Что такое системный мониторинг ОУ?

Мониторинги – явление в школах обычное. Кажется, и проводить их научились, и извлекать пользу из результатов. Тем не менее делиться опытом в данной области люди не перестают. В этот раз мы расскажем о том, как можно осуществлять системный мониторинг.

Учителя взмолились: «Не нужно нам столько здоровья!». Под этими странными словами скрывается следующее: слишком бурная работа в отношении здоровьесбережения приводит к хаосу, усталости и как следствие – к отторжению. «Вопрос внедрения нового – не первоочередной, – заявила д.м.н. Серафима Чечельницкая. – Нужно систематизировать то, что мы делаем». Этими словами она начала мастер-класс в ГОУ СОШ № 335 г. Москвы.

...Для начала следует сказать, что приглашение посетить его получили участники Всероссийской научно-практической конференции «Здоровьесберегающая деятельность в непрерывном образовании: детский сад – школа – вуз», организатором которой выступила лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании Московского гуманитарного педагогического института при поддержке столичного Департамента образования. Исходя из названий конференции и лаборатории можно предположить основную направленность мониторинга, освещаемого на мастер-классе. Действительно, коллеги собрались для обмена опытом по теме «Системный междисциплинарный мониторинг здоровья участников образовательного процесса и среды ОУ».

Такое исследование подразумевает одновременное отслеживание сразу нескольких процессов различными специалистами (подчеркнем: из числа школьных сотрудников). В школе № 335 ведутся следующие виды мониторинга: социально-педагогический, психологический, медицинский, мониторинг, включающий анализ речевого, физического и двигательного развития. Также изучается уровень удовлетворенности участников образовательного процесса здоровьесберегающей деятельностью ОУ.

Социально-педагогический мониторинг охватывает учеников с 1-го по 11-й класс. В начале сентября классный руководитель заполняет социальный паспорт на каждого ребенка. Первый блок вопросов касается образования родителей, жилищных условий, материального положения семьи, условий жизни ученика (живет ли он в отдельной комнате, имеет ли свой уголок или делит с кем-то кровать и т.д.). Во втором блоке учитель должен описать поведение школьника во время учебы и за пределами ОУ (выглядит ли ребенок неухоженным, нет ли признаков насилия, часто ли отсутствуют школьные принадлежности, регулярно ли выполняются домашние задания и т.д.).

В случае подозрения на безнадзорность заполняется социальная анкета, где с помощью соответствующих вопросов жизнь семьи изучается более детально.

Все данные попадают в электронную базу (доступ к ней имеют лишь немногие работники школы). Информация накапливается, позволяя увидеть, что происходит с учениками: возникшие проблемы в учебе могут быть вызваны смертью родственников, потерей работы родителями... Обращаются к базе и новые учителя, чтобы лучше узнать учеников.

Предварительно отец и мать дают согласие на участие ребенка в мониторинге, подписывая бланк, в котором указывается, как он будет вестись; кто станет взаимодействовать с детьми; что за данные в итоге соберут специалисты; какую информацию сможет благодаря мониторингу получить родитель.

Если же семья отказывается, ребенок в мониторинге не участвует. Впрочем, таких случаев не много. Более того, эти люди порой меняют свое решение, так как видят, насколько серьезную помощь от психолога и социального педагога получают другие школьники по результатам мониторинга. Их дети тоже не лишены такой поддержки, но с ними работают лишь по факту обращения с проблемой, а не так направленно, как с учениками «группы риска».

Еще один компонент системного исследования – анализ психологического состояния. Эта работа лишний раз доказывает, что в школьном мониторинге все компоненты рассматриваются во взаимосвязи: деятельность психолога позволяет понять очередность помощи специалистов ученику с конкретной проблемой.

Все предлагаемые методики рекомендованы психологическим сообществом и Минобрнауки.

Например, у ребят среднего и старшего звена обязательно изучается важная категория, именуемая психологами социальным возрастом. В зависимости от того, как ребенок сам себя позиционирует, выявляется тенденция к инфантилизму или, наоборот, к акселерации. Это необходимо для понимания, какие максимально эффективные тактические шаги в дальнейшей работе следует подготовить психологу совместно с социальным педагогом.

В 5–11-х классах используется «методика отношения к настоящему, прошлому и будущему». Нужно понимать, как подросток воспринимает события, происходившие с ним прежде. Скажем, очень часто проблемы первого-второго классов могут негативно сказаться на адаптации в пятом.

В связи с тем, что в последнее время участились случаи суицида в подростковой среде (и мотив не всегда понятен), крайне важно отслеживать наличие депрессивных черт развития личности. Поэтому в исследование для 9–11-х классов включено изучение этих состояний. Причем с помощью специальной методики можно не только «отловить» их, но и обнаружить тенденцию к развитию.

Применяемая методика позволяет определить уровень мотивации к учебе, а также выявить предпосылки, формирующие отсутствие или снижение мотивации. Иногда причины возникших проблем закладываются еще в младших классах. А бывают ребята, которые «не тянут» программу, и им просто нужно дать окончить школу, не требуя слишком многого.

На основе всех исследований психолог получает индивидуальные и групповые заключения и далее выстраивает работу, взаимодействуя со специалистами из других областей.

Медицинский мониторинг заключается в широкомасштабной проверке здоровья учащихся. Отметим: это образовательное учреждение не является «школой здоровья» и не имеет дополнительных медицинских работников. Поэтому источник сведений – итоги диспансеризации в поликлинике и подробное анкетирование (более восьмидесяти вопросов анкеты составлены на доступном для детей языке и выявляют всевозможные виды болей и недомоганий).

Параллельно с этим проводит обследование школьный логопед. Он исследует письменную речь детей, анализирует работы из контрольных тетрадей, диктанты; проверяет навыки чтения. Таким образом выявляются ученики с дисграфией и дислексией, требующие особого подхода учителей и логопеда.

Два раза в год (на второй-третьей неделе сентября и в начале мая) учитель физкультуры осуществляет мониторинг физического и двигательного развития. Сначала у детей измеряется пульс в спокойном состоянии (этой процедуре обучены все ученики, и замер быстро, в течение минуты, проводится на любом уроке). Затем в спортивном зале организуется выполнение тестовых заданий. Их цель – оценить силовую выносливость мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, ног; быстроту, гибкость, координацию и выносливость.

Знание годичных изменений в развитии двигательных способностей позволяет вносить коррективы в процесс тренировок.

Мониторинг удовлетворенности участников образовательного процесса здоровьесберегающей деятельностью ОУ – последний компонент общешкольного исследования. Он охватывает учащихся, их родителей и сотрудников школы. Для всех предусмотрены анонимные анкеты. Для детей – с учетом их возраста (1–2-е, 3–4-е, 5–9-е, 10–11-е классы), но суть вопросов везде одинакова.

Часть опросников разработана в самом образовательном учреждении – Центром мониторинга здоровья и здоровьесберегающей деятельности.

Приведем в качестве примера фрагменты анкет (варианты ответов мы не публикуем, так как наша задача – показать характер вопросов).

Анкета для сотрудников ОУ

  • Считаете ли вы себя здоровым человеком?

  • Делаете ли вы что-нибудь, чтобы улучшить свое здоровье?

  • Если ничего не делаете, то почему (выберите самую важную причину)?

  • Сколько раз вы болели простудными заболеваниями в прошедшем учебном году?

  • Каждый ли раз вы брали больничный лист?

  • Оцените деятельность вашего школьного коллектива по охране и укреплению здоровья учащихся.

  • Заботится ли администрация о здоровье персонала?

  • Какая часть ваших коллег действительно обеспокоена тем, чтобы учеба не вредила здоровью детей?

  • Какой процент ваших коллег систематически участвует в здоровьесберегающей деятельности школы?

  • Являются ли вопросы, связанные с практическими формами сохранения и укрепления здоровья, не менее важными для преподавания в школе, чем математика, литература и другие предметы школьной программы?

  • Как вы оцениваете общий психологический климат в образовательном учреждении?

  • Какие направления здоровьесберегающей деятельности активно развиваются в школе?

  • Стоит ли активно подключать родителей к здоровьесберегающей деятельности ОУ?

  • Как бы вы оценили реакцию родителей большинства учеников на ваши советы по вопросам охраны их здоровья (по режиму труда и отдыха, ограничению нагрузок, дополнительным занятиям и др.)?

  • Обращаются ли родители к вам за подобными советами?

Анкета для учащихся 10–11-х классов

  • Нравится ли тебе еда в школьной столовой?

  • Приятно ли тебе находиться в школьной столовой?

  • Как часто ты ешь в школьной столовой горячую пищу (булочки не в счет)?

  • Есть ли у тебя дополнительная возможность купить в школьной столовой горячую еду?

  • Сколько времени на уроке физкультуры ты активно двигаешься?

  • Есть ли у тебя возможность принять душ после урока физкультуры?

  • Объясняют ли тебе на уроке физкультуры смысл выполняемых упражнений (для чего они нужны, какие именно мышцы развивают и т.д.)?

  • Как бы ты предложил изменить количество часов физкультуры?

  • Ты много двигаешься не на уроках физкультуры и вне спортивных секций (делаешь зарядку, играешь с друзьями в подвижные игры и т.д.)?

  • Достаточно ли тебе навыков, получаемых на уроках физкультуры, для самостоятельных занятий (зарядки, спортивных игр и т.д.)?

  • Занимаешься ли ты в спортивной секции (танцевальном кружке)?

  • Если ты не занимаешься в спортивной секции (танцевальном кружке), то почему?

  • Участвуешь ли ты в школьных мероприятиях, направленных на укрепление здоровья (например, в спортивных праздниках)?

  • Знаешь ли ты своего школьного врача?

  • Проводил ли с тобой беседы школьный врач или медсестра?

  • Проходил ли ты в прошлом году в школе медосмотр?

  • Возникает ли у тебя желание обсудить со школьным врачом свое здоровье?

  • Знаешь ли ты своего школьного психолога?

  • Обращался ли ты когда-нибудь к школьному психологу?

  • Участвовал ли ты когда-нибудь в психологических тренингах в школе?

  • Как ты считаешь: по каким вопросам консультирует школьный психолог?

  • Как ты считаешь: какими проблемами занимается социальный педагог?

  • Как сильно ты устаешь после уроков?

  • Сильно ли ты устаешь от приготовления домашних заданий?

  • Монотонно или динамично проходят уроки?

  • Бывают ли случаи употребления алкоголя на школьных дискотеках?

  • Как много твоих сверстников курят?

  • Есть ли у тебя возможность помыть руки перед едой?

  • Регулярно ли ты моешь руки перед едой?

  • Как бы ты оценил чистоту в школьных туалетах?

  • С каким настроением ты обычно идешь в школу?

  • Нравится ли тебе проводить свое время после уроков в школе (в кружках, секциях, на каких-либо мероприятиях)?

  • С каким настроением ты обычно вспоминаешь часы, проведенные в школе?

  • Нравится ли тебе отношение к тебе учителей?

  • Как ты относишься к своим учителям?

  • Нравится ли тебе отношение к тебе учеников в классе?

В заключение добавим, что подобный системный мониторинг ведется более чем в десяти школах Москвы, которые наряду с ГОУ СОШ № 335 входят в экспериментальную площадку «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений, формирующих здоровую образовательную среду».

Внимание!

Уважаемые читатели!

Публикуем ответы на вопросы теста, определяющего уровень психолого-педагогической компетентности учителя, который был напечатан в №8/2010.

Номер вопроса

Правильный ответ

1

С

2

A

3

B (D)*

4

A

5

A

6

A (B, D)*

7

B

8

C

9

A

10

C (B)*

11

B

12

C

13

A

14

B

15

B

16

A

17

D

18

C

* Возможно несколько правильных вариантов ответа.

Рейтинг@Mail.ru