Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/2010

Школьный уклад

От сотрудника ГИБДД до художника

Профессиональные пробы знакомят детей с будущим

По итогам исследований, проводимых в гимназии № 33 г. Костромы, выяснилось, что как учащиеся, так и их родители не только заинтересованы в предоставлении образования повышенного уровня, но и ждут от педагогического коллектива помощи в профориентации школьников. Так появилась программа по выполнению родительского и ученического заказа – профессиональные пробы гимназистов.

Пробы – один из оптимальных способов организации профессионального самоопределения детей. Они являются моделью работы по конкретной специальности, из которой дети получают сведения о деятельности различных специалистов, знакомятся с профессией изнутри. При этом ученики узнают о своих качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой потенциал с требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социальный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и в которых они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны.

Программа опирается на работы профессора, члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук С.Н. Чистяковой, которая подчеркивает, что «проба обеспечивает проявление внутренней активности личности в самоопределении, высокий потенциал, который позволяет учащемуся достичь значительных успехов в практической деятельности. А эффективная реализация системы профессиональных проб возможна только при наличии полноценного внимания к школе со стороны государства и производства».

Непременные условия организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой.

Механизм реализации программы:

1. Организация работы кабинета-лаборатории по тьюторскому сопровождению деятельности учащихся.

2. Организация в гимназии работы клубов по интересам, в которых ребята смогут участвовать в профессиональных пробах:

  • «Твой выбор – право!»;

  • «Журналист»;

  • «Перекресток»;

  • «Юный эколог»;

  • литературный клуб «Возрождение».

3. Организация сотрудничества гимназии с социальными партнерами (таблица 1).

Таблица 1

Сотрудничество ОУ с социальными партнерами

Социальные партнеры

Формы сотрудничества

Факультет журналистики КГУ им. Некрасова

Консультации, совместные проекты, экскурсии, встречи с учащимися

Факультет филологии КГУ им. Некрасова

Консультации, совместные проекты, экскурсии, встречи с учащимися

Эколого-биологический центр «Следово»

Прохождение учащимися летней практики, участие педагогов в семинарах

ГИБДД УВД по Костромской области

Консультации, совместные проекты, встречи с учащимися, организация конкурсов

ОМОН УВД по Костромской области

Экскурсии, встречи с учащимися

Юридический институт КГТУ

Консультации, предоставление возможности работы в библиотеке института

Областная станция юных натуралистов

Консультации, совместные проекты, организация конкурсов

Заволжский дом ветеранов и Заволжский дом инвалидов

Встречи с учащимися, предоставление детям возможности оказать реальную помощь жителям этих домов

Редакция газеты «Молодежная линия»

Освещение проектов учащихся гимназии, информационная поддержка

Романовская библиотека

Методическая и информационная поддержка проектов учащихся

4. Разработка технологии организации и проведения профессиональных проб учащихся.
5. Формирование творческой группы педагогов (проведение методических занятий, диагностика учителей, организация методической выставки, индивидуальных консультаций).
6. Создание автоматизированных рабочих мест (АРМ) в кабинетах гимназии с выходом в Интернет (к концу прошлого года в образовательном учреждении имелись 2 ресурсных центра, 44 компьютера, объединенных в локальную сеть, 12 АРМ).

Ресурсное обеспечение программы:

  • Создание в гимназии локального акта – Положения об организации проб.

  • Профессиональная подготовка педагога-тьютора на курсах КОИРО, через систему самообразования; формирование творческой группы учителей гимназии, участников программы, их диагностика и методическое сопровождение деятельности.

  • Создание и внедрение подпрограмм (программ элективных курсов, факультативов, клубов, в рамках которых учащиеся получат возможность проходить профессиональные пробы).

  • Изучение и внедрение способов организации проб.

  • Разработка и проведение отдельных акций по организации профессиональных проб.

  • Создание целевой системы социального и образовательного партнерства.

  • Информационно-образовательное освещение проблемы (размещение материалов по проблеме на сайте гимназии).

Критерии эффективности программы перечислены в таблице 2.

Таблица 2

Критерии эффективности программы

Критерии

Способ измерения

Сознательный выбор учащимися дальнейшего профессионального маршрута

Информация, получаемая от выпускников гимназии, классных руководителей

Рост количества профессиональных проб, организуемых в гимназии

Количественный подсчет по учебным годам

Положительные результаты учащихся, участников профессиональных проб, в конкурсах, смотрах с представлением результатов своей деятельности

Анализ участия учащихся в конкурсах, смотрах

Рост количества педагогов, организующих профессиональные пробы

Количественный подсчет по учебным годам

Внешняя экспертиза программы

По итогам педагогических семинаров, конференций

Профессиональные пробы предполагают последовательное прохождение четырех этапов. Рассмотрим их на примере проб «Сотрудник правоохранительных органов» в рамках деятельности юридического клуба (таблица 3).

Таблица 3

Этапы профессиональных проб

Название этапа

Суть этапа

Деятельность

Справочно-информационный

На данном этапе составляются экономические, технологические, медицинские и психологические характеристики профессиональной деятельности через проведение экскурсий, встречи с представителями профессии, работу с источниками (специальная литература)

  • Экскурсия учащихся, заинтересованных в участии в данной профессиональной пробе, в Музей славы УВД по Костромской области, в ОМОН УВД по Костромской области.

  • Организация встречи учащихся с сотрудниками правоохранительных органов (приглашение их в гимназию).

  • Знакомство с источниками информации

Диагностический

Выполнение учащимися эвристических заданий для самодиагностики способностей и склонностей; определяются интересы и запросы школьников

Социальным педагогом гимназии, школьным инспектором, психологом и руководителем клуба «Твой выбор – право!» разработана анкета. Проведено анкетирование среди учащихся 9–11-х классов, заинтересованных в участии в профессиональной пробе

Практический

Учащиеся реализуют проект, позволяющий непосредственно попробовать себя в выбранном деле. Практическая реализация профессиональных проб может осуществляться в следующих формах и их сочетаниях:

– конкретное задание, связанное с выполнением технологически завершенного процесса;

– серии последовательных имитационных (деловых) игр;

– творческие задания исследовательского характера (проект, реферат)

Примеры конкретных проектов:

  • Ученицы 11-го класса провели исследовательскую работу по теме «Отряд милиции особого назначения». Они стали победителями региональной акции «Ищу героя» (сегодня одна из участниц – студентка юридического факультета КГУ).

  • Учащиеся 9-го класса работали над проектом «Безопасная дорога в школу», в рамках которого осуществлялась профессиональная проба деятельности сотрудника ГИБДД (участники проекта выбрали в 10-м классе социально-гуманитарный профиль, где право является профильным предметом).

  • В 2009/10 учебном году ученики 10-го класса начали реализацию проекта «Учебный суд». Они смогут попробовать себя в роли адвоката и прокурора в судебном процессе.

  • В этом же учебном году ученица 9-го класса работает над исследовательской темой «Школьный инспектор»

Рефлексивный

Подведение итогов профессиональной пробы, определение учащимися дальнейшего образовательного маршрута

Проведение по окончании профессиональных проб круглых столов, где подростки могут поделиться впечатлениями

А теперь перечислим темы (или области) профессиональной пробы, назовем специалистов, ответственных за их проведение, и профессии, с которыми учащиеся уже ознакомились или будут знакомиться в ближайшем будущем (таблицы 4, 5).

Таблица 4

Профессиональные пробы, проведенные в гимназии в 2008/09 учебном году

№ п/п

Организатор профес-
сиональных проб

Тема (или область) пробы

Профессии,
с которыми знакомится
учащийся

Возраст учащихся, их количество

Место профес-
сиональной пробы в УВП

Сроки реализации

1

Учитель истории, обществознания, права

Область социально-
правовых знаний («Все на борьбу с курением!», «Опасный участок»)

Социолог, юрист, журналист

9-й класс, 4 чел.

В рамках работы клуба «Твой выбор – право!»

В течение учебного года

2

Учитель истории, обществознания, права; социальный педагог

Область социально-
правовых знаний («Помоги приюту»)

Социолог, юрист, журналист

8-й класс, 11 чел.

В рамках работы клуба «Твой выбор – право!»

Декабрь–май

3

Преподаватель кафедры журналистики КГУ

Журналистика (создание гимназической газеты)

Журналист

6-й класс, 25 чел.

Курс по выбору «Основы журналистской профессии»

Октябрь–январь

4

Социальный педагог

Безопасность дорожного движения

Сотрудник ГИБДД

6-й, 8-й классы, 12 чел.

Внеурочная деятельность

Октябрь–
декабрь

5

Учитель биологии

Фитодизайн

Флорист

7-й класс, 2 чел.

Внеурочная деятельность

Ноябрь–март

6

Учитель географии

Создание атласа Арктики

Картограф

9-й класс, 2 чел.

Внеурочная деятельность

Октябрь–март

7

Учитель изо и черчения

Организация выставки

Художник-
оформитель,
менеджер

6–8-й классы,

4 чел.

Внеурочная деятельность

Январь–март

8

Учитель истории; педагог-организатор

Педагогическая сфера

Учитель

10–11-й классы, 45 чел.

В рамках деятельности клуба старшеклассников

Октябрь

Таблица 5

Профессиональные пробы, которые проводятся в гимназии в 2009/10 учебном году

№ п/п

Организатор профес-
сиональных проб

Тема (или область) пробы

Профессии,
с которыми знакомится
учащийся

Возраст учащихся, их количество

Место профес-
сиональной пробы в УВП

Сроки реализации

1

Учитель истории, обществознания, права

Социально-
правовые знания (проект «Учебный суд»)

Юрист, журналист

10-й класс, 6 чел.

В рамках работы клуба «Твой выбор – право!»

Сентябрь–март

2

Учитель биологии

Биология. Медицина («Профессии в медицине»)

Врач

9-й класс, 5 чел.

В рамках работы кабинета-
лаборатории

Декабрь–май

3

Преподаватель кафедры журналистики КГУ; учитель русского языка и литературы

Журналистика (создание гимназической газеты)

Журналист

7-й, 11-й классы, 27 чел.

Курс по выбору «Основы журналистской профессии»

Октябрь–май

4

Социальный педагог

Безопасность дорожного движения

Сотрудник ГИБДД

7-й, 9-й классы, 14 чел.

Внеурочная деятельность

Октябрь–
декабрь

5

Учитель русского языка и литературы

Литературное творчество

Журналист, филолог, литературный критик

11-й класс, 8 чел.

В рамках литературного клуба «Возрождение»

Ноябрь–март

6

Классный руководитель

10-го класса

Организация детских праздников

Педагог-
организатор, психолог

10-й класс, 6 чел.

Воспитательная работа классного руководителя

Январь–май

7

Учитель истории, обществознания

Социальная работа

Социальный работник

8-й класс, 14 чел.

В рамках детско-
ветеранского объединения «Передовая»

Сентябрь–май

8

Учитель географии

Экскурсионная программа по Костромской области

Экскурсовод

7-й, 8-й, 10-й классы, 6 чел.

Внеурочная деятельность

Январь–май

9

Учитель географии

Создание атласа Арктики

Картограф, педагог

10-й класс, 2 чел.

Внеурочная деятельность

Октябрь–март

10

Учитель иностранного языка

Экскурсионная программа по Костромской области (на иностранном языке)

Переводчик, экскурсовод

6–11-й классы, 14 чел.

Урочная деятельность

Октябрь–май

11

Учитель изо, черчения

Организация изобразительной выставки

Художник-
оформитель, менеджер

6–8-й классы,
4 чел.

Внеурочная деятельность

Январь–март

12

Учитель музыки

Организация работы музыкального коллектива

Художественный руководитель музыкального коллектива

9-й класс, 7 чел.

Внеурочная деятельность

Январь, апрель

13

Педагог-организатор

Педагогическая сфера

Учитель

7–11-й классы, 48 чел.

В рамках деятельности клуба старшеклас-
сников

Октябрь

Фотографии из архива школы
Рейтинг@Mail.ru