Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2010

Наука управлять

Школа – внешняя среда – социальный заказ

Для стратегического подхода к управлению характерно рассмотрение школы как открытой системы, постоянно и тесно связанной с внешней природной и особенно социальной средой. Все более динамичные и часто непредсказуемые изменения последней бросают вызов образовательному учреждению, определяют направленность его деятельности, порождают возможности, ограничения и угрозы.

Не глубоко, а широко

Во-первых, социум создает, учреждает школу как социальную организацию, дает ей определенный статус, компетенцию, права и обязанности, оценку работы.

Во-вторых, общество, ситуация в нем всегда создают некий общий социальный фон жизнедеятельности образовательного учреждения (более или менее благоприятный), в том числе то, что в отечественной психологии получило название «социальная ситуация развития ребенка».

В-третьих, социальная среда всегда имеет определенные ожидания от школы, является источником выдвижения требований к ней, формирует и в том или ином виде предъявляет социальный заказ на образование.

В-четвертых, она выступает источником необходимых ресурсов для нормальной жизнедеятельности образовательного учреждения.

В-пятых, в социуме школа может найти контрагентов и партнеров для решения своих задач, «потребителей» продукции – выпускников, получивших образование.

В-шестых, современная внешняя среда образовательного учреждения является конкурентной, в ней представлены различные организации, с ним конкурирующие.

В-седьмых, социальная среда порождает факторы, действующие на школу дестабилизирующе, негативно.

Но связь учебного заведения с окружением не односторонняя: у него объективно есть определенная свобода выбора линии поведения.

Так, например, школа может вести себя:

пассивно-приспособительно, пытаясь успевать за изменениями среды и ее требований;

активно-приспособительно, стремясь анализировать и прогнозировать тенденции изменения внешней среды и социального заказа и тем самым опережающе реагировать на реальные изменения;

– и, наконец, может сама активно влиять на свою окружающую среду, то есть выступать как система одновременно адаптивная (по отношению к среде) и адаптирующая (приспосабливающая среду к своим потребностям и возможностям). Именно такая линия поведения предполагается при стратегическом управлении образовательным учреждением.

Чтобы понять и прочувствовать богатство, широту внешней среды современной школы, стоит задуматься: что в обществе и природе в принципе не входит в понятие значимой внешней среды образовательного учреждения?

Скорее всего на этот вопрос будет не слишком просто ответить: все, что в них, а также в развитии человеческой культуры происходит (происходило, произойдет),  так или иначе может оказывать прямое или косвенное влияние на школу, ее выживание, содержание образования в ней, на процессы ее жизнедеятельности.

«Безграничность» внешней среды учебного заведения связана с особой ролью образования в системе социального наследования человеческого опыта, культуры. И если школа призвана всматриваться и вслушиваться в окружающий мир не так пристально и глубоко, как наука, зато она должна смотреть очень широко.

Чтобы не утонуть в окружающем школьный островок социальном океане, управленцам необходимо как-то упорядочить собственное восприятие окружающей среды, различать в ней самое главное для образовательного учреждения и управления им.

Что надо знать о внешней среде ОУ?

Наука управления предлагает следующие важные шаги к ответу на этот вопрос, рекомендуя выяснить прежде всего:

1) как устроена внешняя среда с точки зрения ее «расстояния от организации» и характера влияния на функционирование и развитие;
2) кем она «населена» и как связаны со школой ее обитатели;
3) что должно стать первоочередными объектами анализа при изучении внешней среды.

Заметим, что в обществе и природе существуют факторы, оказывающие на школу прямое (непосредственное) или косвенное (опосредованное) воздействие. Есть обстоятельства, которые можно отнести к отдаленной (макро) и к ближайшей (микро) среде конкретного образовательного учреждения.

Помимо этого классического деления социальной среды, разумно также добавить как особый объект внимания отраслевую среду – ситуацию в системе школьного образования, которая, безусловно, сильнейшим образом воздействует на каждую школу.

На вопрос «Кто, кто в социальном окружении живет?» можно ответить обобщенно и более конкретно.

Конкретно и функционально выделяются такие группы, как:

– клиенты;
– заказчики;
– потребители, пользователи;
– поставщики ресурсов (в том числе – инвесторы, спонсоры, меценаты);
– создатели мнения;
– партнеры;
– конкуренты.

Все эти важные для любой организации (школа, конечно же, не исключение!) группы кем-то представлены.

Обобщенно разные объединения социального окружения образовательного учреждения принято называть акторами (действующими силами) внешней среды, заинтересованными сторонами, связанными, вовлеченными или целевыми группами, а также внешними стейкхолдерами (stakeholders).

Поскольку этот термин очень часто встречается в литературе по стратегическому менеджменту, напомним, что под стейкхолдерами (в буквальном переводе с английского «держатели паев или ставок») понимаются любые люди, группы или компании, которые вправе требовать от организаций внимания, ресурсов, выходов (результатов), или влияющие на эти выходы.

Заинтересованные группы школы, а также их потребности и возможности могут и должны изучаться на постоянной основе.

В то же время очень полезно рассмотреть их и с точки зрения реализации конкретной программы развития образовательного учреждения, ответив на вопросы по теме «Кому и зачем нужна разрабатываемая программа развития ОУ» (№ 2/2010).

И, наконец, на вопрос «Что прежде всего надо знать о внешней среде?» можно ответить так:

  • Чего она (среда) хочет от школы – потребности, спрос, заказ, вызовы?

  • Каковы ее свойства и свойства ее влияния на наше образовательное учреждение?

  • Какие дополнительные благоприятные возможности это создает?

  • Какие могут возникнуть ограничения?

  • Каковы угрозы, опасности, риски?

Именно поэтому очень важными функциями стратегического анализа являются анализ состояния и прогноз изменений социального заказа, адресуемого школе.

Как мы уже писали выше, при всем многообразии связей учебного заведения с внешней средой особенно важно понимать характер тех образовательных и культурных потребностей, которые есть или могут появиться и проявиться со стороны всех групп заказчиков на образовательные услуги.

Спонсор публикации статьи: интернет-сервис "Мобильно24", с помощью которого Вы можете выбрать и подключить лучшие безлимитные тарифы ведущих операторов связи. Такие тарифы позволяют клиентам, активно использующим мобильную связь и интернет, оставаться постоянно "на линии" и при этом существенно экономить средства. Уже более 17 тыс. человек, воспользовавшихся сервисом "Мобильно24", могут быть уверены, что в самый неподходящий момент деньги на их мобильном счету не закончатся и разговор с подругой оборвется на самом интересном месте, деловой партнер не сможет с ними связаться, чтобы срочно решить неотложные проблемы, а их родители не будут пить валидол, слыша в телефонной трубке вместо "Привет, мам!" механический голос, сообщающий, что Ваш телефон временно отключен. На сайте http://mobilno24.ru/ Вы можете подробно ознакомиться с условиями и преимуществами всех безлимитных тарифов от БиЛайна, Мегафона и МТС, выбрать и подключить именно тот, который наилучшим образом отвечает Вашим потребностям. Воспользуйтесь услугами сервиса "Мобильно24" и оставайтесь на связи в любое время дня и ночи!

Социальный заказ

Какие вопросы важно поставить перед собой в ходе работы по изучению социального заказа?

1. Кто (что) является его источником и носителем для нашей образовательной системы? Из общего списка возможных заказчиков (при этом искусственно не суживая его) необходимо выбрать тех, кто особенно значим для данной системы. Например, некоторые школы не рассматривают в качестве заказчика высшие учебные заведения и, безусловно, допускают при этом определенную ошибку.

2. Какие основные группы заказчиков с разными образовательными интересами можно выделить при изучении? Предполагается, что мы не просто назовем, скажем, такую группу заказчиков, как родители учащихся, но и попытаемся выделить в ней несколько разных категорий: и таких, кто вообще пока не интересуется обучением и воспитанием своих детей в школе, и людей, для которых требования к учебному заведению сводятся к тому, чтобы оно было своеобразной «камерой хранения» для ребенка на время их собственного нахождения на работе, и таких, кто очень стремится к высокому образовательному уровню для своих сыновей и дочерей.

3. Каким в целом был социальный заказ в прежние годы, как школе удавалось с ним справляться и к каким последствиям для нее это приводило? Ответ на этот вопрос наводит аналитика на мысль о связи между качеством выполнения социального заказа и отношением общества к школе, ее репутацией.

4. Как изменились социальный заказчик и его заказ за последние годы? Удается ли с ним справиться и с какими социальными последствиями? Здесь на первый план выходит динамика изменений как заказчика, так и его отношения к школе и самого заказа на образование. В последние годы многие руководители и городских, и сельских учебных заведений сетуют на то, что у многих родителей из-за известных социально-экономических трудностей пропал интерес к обучению детей, что разорваны многие прежние связи с предприятиями и т.п., а некоторые руководители вообще заявляют, что никакого социального заказа у них нет.

Положение действительно очень непростое, но утверждать, что у школы отсутствует социальный заказ, – это значит, во-первых, расписаться в своем бессилии понять ситуацию в обществе и услышать его реальные требования, которые никогда не исчезали и в принципе никуда исчезнуть не могут, даже если и не формулируются четко и однозначно; во-вторых, обнаружить свое неумение или нежелание вести диалог с заказчиком, сознательно развивать образовательные потребности населения силами самого учебного заведения, стать школой, открытой для общества, помогающей ему в его развитии и рассчитывающей на ответную помощь и поддержку.

5. Какие изменения в составе заказчиков и их заказе можно ожидать в ближайшие годы? Какой социальный заказ будет предъявлен школе и как достойно с ним справиться? Ответ на этот вопрос означает переход руководителя ОУ от анализа прошлого и настоящего к прогнозированию вероятного будущего. Он, пожалуй, самый важный из всех, так как именно завтрашний социальный заказ является основой и стимулом развития образовательного учреждения, а его выполнение – основным критерием для его оценки! Очень важно, чтобы образ хорошей школы в сознании директора был реалистичным и согласовывался бы с такими же представлениями у членов его коллектива и заказчиков.

Что особенно важно понять при оценке соцзаказа?

Прежде всего, как могут измениться образовательные ожидания и требования каждой группы и всех заказчиков вместе в области:

  • результатов образования школьников (уровня обученности, воспитанности, развитости, здоровья) и его социальных последствий (трудоустройство, поступление выпускников в вузы и т.п.);

  • содержания школьного образования и номенклатуры образовательных услуг, предоставляемых школой и отражаемых в ее учебном плане, а также в области общей нагрузки на учащихся;

  • основных направлений образования, например, его вариативности, интеграции, гуманизации, практической и профессиональной направленности, дифференциации и индивидуализации и т.п.;

  • технологии и организации образовательного процесса, организации различных учебных потоков и создания разных видов классов в школе, в характере взаимодействия и общения учителей и учащихся;

  • характера образовательной среды, ее комфортности, разнообразия, эмоционального благополучия детей, состояния их физического и психического здоровья.

Данные вопросы и ответы на них можно оформить в виде матрицы, в которой в качестве строк будут названы все категории заказчиков вашей школы, а в столбцах записаны основные группы самих потребностей и заказов (таблица 1). Тогда при добросовестном и полном (а также опирающемся на результаты опросов и бесед с заказчиками) заполнении таблицы вы получите картину прогноза вероятного, ожидаемого социального заказа, который мы предлагаем называть исходным. Чтобы лучше понять его характер, необходимо выявить наиболее существенные отличия от того, что имеется сегодня.

Таблица 1

Учет содержания социального заказа, адресуемого школе

Группы заказчиков

Заказ на:

результаты образования

номенклатуру образовательных услуг

характер образовательного процесса (взаимодействия)

характеристики образовательной среды

доступность образовательных услуг

1

         

2

         

3

         

4

         

5

         

 

 Население имеет право не понимать, чего стоит выполнение новой образовательной программы ОУ. Но школа как коллективный представитель профессионального образовательного сообщества и ее директор должны уметь это рассчитать и объяснить заказчику.

При таком диалоге важно учитывать и разъяснять, что одни заказы лежат в плоскости обязательных и стандартных требований к образовательному учреждению и с ними не приходится спорить, а другие – далеко выходят за рамки этих возможностей, их выполнение может стоить очень дорого, вести к нарушению санитарных норм и правил.

В некоторых случаях, как это всегда бывает в ситуациях переговоров, школа может предлагать заказчикам свои варианты новых образовательных услуг, которые не полностью совпадают с требованиями заказчика, но больше соответствуют реальным возможностям учебного заведения, учителей, не ущемляя при этом интересов носителей заказа и их детей.

Тех руководителей ОУ, которые пока не пришли к выводу о начале открытого диалога со своими заказчиками, мы призываем ответить самим себе на простые вопросы:

  • Что лучше, честнее и профессиональнее – обязаться выполнить заведомо нереальные требования или вступить в диалог с заказчиком, нацеленный в конечном счете на согласование разумных и выполнимых требований к школе?

  • Что разумнее – пытаться решить все вопросы выполнения заказа в одиночку, силами лишь образовательного учреждения (загоняя свой коллектив в условия еще более непомерных нагрузок) или, опираясь на поддержку местной власти, работать с общественным мнением так, чтобы оно от позиций требовательного, но абсолютно безответственного потребителя начало переходить к позиции ответственного заказчика, готового в законном порядке оказать помощь в выполнении своего заказа?

Читатели сами определят ответ на этот вопрос и, конечно, хорошо понимают наш вариант ответа на него. Его трудность состоит в неизбежном переходе на позиции большей открытости школы и диалога со всеми заинтересованными сторонами.

Как бы трудно и непривычно ни было такое общение, ему в нынешних условиях просто нет разумной альтернативы.

Важно наконец осознать, что сегодня школа просто не может без диалога и взаимодействия с социумом:

1) правильно поставить цели образовательного процесса (так как школьные работники в силу своей огромной занятости не в курсе всей ситуации в обществе, тенденций его развития и вытекающих из них требований);
2) выполнить поставленные цели, так как она не располагает необходимыми для этого ресурсами, которые могут быть взяты прежде всего в социуме.

Такое понимание ситуации как раз и требует внимательнейшего изучения социального заказа, его соотнесения с ценностями и ресурсными возможностями школьного сообщества и перехода на этой основе к формулированию уже не исходного (и чаще всего во многом нереалистичного), а итогового, принимаемого к исполнению и согласованного с учредителями школы и заказчиками варианта.

Этот заказ является главным источником формирования важного стратегического документа – образовательной программы школы.

Рейтинг@Mail.ru