Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

Партнерство

Придумать матрицу

Повышение качества образования как синергетический эффект системы органов управления гимназией

В гимназии № 33 в Улан-Удэ накоплен многолетний позитивный опыт формирования государственно-общественного управления. Здесь действуют попечительский совет (с 1993 г.), ученическое самоуправление (с 1999 г.), совет отцов (с 2000 г.), управляющий совет (с 2007 г.). Эффективность деятельности данных органов доказана в ходе реализации образовательной программы учебного заведения, разработки инновационных проектов в рамках ПНПО и КПМО.

Сегодня основной задачей существующих в гимназии органов государственно-общественного управления является повышение качества образования. Еще осенью прошлого года на заседании управляющего совета была обозначена мысль о том, что дальнейшая деятельность по решению этого вопроса возможна только на основе четкого выстраивания системы органов управления, определения их функциональных связей между собой, более широкого вовлечения гражданских сообществ в решение проблем функционирования и развития школы.

Для реализации этой идеи было проведено совместное заседание органов управления образовательного учреждения в форме симпозиума «Повышение качества образования как синергетический эффект системы органов управления гимназией».

В его работе приняли участие управляющий совет (председатель И.В. Озеров, 11 человек), попечительский совет (председатель И.П. Мамулова, 6 человек), совет отцов (председатель А.С. Ганькин, 4 человека), президент (ученица 10-го класса Е.Дамбиева) и кабинет министров школьного самоуправления (6 человек), а также педагогический совет (председатель, 50 человек) и административный совет (7 человек).

Деятельность участников была выстроена следующим образом:

– приветственное слово председателя управляющего совета (И.В. Озерова), включающее определение целей и задач работы симпозиума;
– теоретические доклады «Качество образования – основная цель модернизации образования» (замдиректора по УВР Л.А. Коногорова) и «Структура системы органов управления гимназии № 33» (замдиректора по НМР, к.п.н. Е.Ю. Петряева);
– практическая работа, принятие решений.

Одним из интереснейших этапов симпозиума стала практическая работа. Все участники распределились на шесть групп согласно их принадлежности к какому-либо органу управления. Для каждой из числа педагогов выбрали модератора, ответственного за организацию обсуждения, и оператора, обеспечивающего оформление результатов в электронном виде. Было предложено выполнить следующие задания:

  • выявить специфические функции органа управления, к которому относятся участники;

  • определить формы взаимодействия с другими органами управления;

  • установить механизмы взаимодействия с более широким кругом гражданских сообществ;

  • раскрыть влияние своей деятельности на качество образования в гимназии.

Результаты работы группы представлялись на общее обсуждение одним из членов органа управления. Кроме того, итоги были оформлены операторами в виде двух таблиц: «Характеристика органа управления» и «Формы взаимодействия ________________ (название органа управления) с другими органами управления» (приложение). Данные полученных таблиц обобщила аналитическая группа.

Итогом работы симпозиума стало создание модели взаимодействия органов управления гимназии. Охарактеризуем ее основные элементы.

Во-первых, все органы управления имеют наряду с общими функциями специфические, наличие которых обусловлено целями и задачами каждого из них:

1. Финансовая поддержка функционирования и развития гимназии – функция попечительского совета.
2. Профилактическая работа с учащимися, вовлечение детей в реализацию социально значимых проектов – функция совета отцов.
3. Осуществление преобразований в гимназии на основе нормативных документов в сфере образования, современных научно обоснованных педагогических концепций и подходов – функция педагогического совета.
4. Выполнение основных управленческих функций для организации учебно-воспитательного процесса – функция административного совета.
5. Представление интересов и потребностей учащихся в управлении образовательным процессом – функция ученического самоуправления.
6. Определение направлений развития гимназии, особенностей ее образовательной программы, повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности, содействие созданию оптимальных условий для учебно-воспитательного процесса, контроль за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения – функция управляющего совета.

Во-вторых, каждый орган управления гимназии осуществляет взаимодействие с гражданскими сообществами через конкретные формы деятельности. Они представлены в таблице 1.

Таблица 1

Взаимодействие органов управления гимназии с гражданскими сообществами

Название органа управления

Управляю-
щий совет

Попечи-
тельский совет

Совет отцов

Ученическое самоуправление

Педагогический совет

Административный совет

Форма взаимодействия с гражданскими сообществами

Реализация проектов

Проект профессиона-
льного само-
определения

Сотрудничество с городскими общественными организациями

Форум.

Спортивные соревнования

Тематические лектории с приглашением специалистов. Фокус группы

Общественная приемная администрации гимназии № 33

В-третьих, повышение эффективности деятельности органов управления определяется степенью их взаимодействия между собой. Матрица этого процесса, составленная в результате симпозиума, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Матрица взаимодействия органов управления в гимназии № 33

Управляю-
щий совет

Попечи-
тельский совет

Ученическое самоуправление

Совет отцов

Педагоги-
ческий совет

Администра-
тивный совет

Управляющий совет

Осуществление взаимо-
контроля

Круглый стол по обсуждению проблем

Проведение совместных профилакти-
ческих мероприятий

Нормативно-
правовое обеспечение инновационной деятельности

Организация работы экспертно-проектных групп

Попечите-
льский совет

Определение социального заказа

Финансовая поддержка реализации ученических социальных проектов

Вовлечение трудных детей в реализацию социальных проектов

Совместное создание и реализация программ дополни-
тельного образования на основе социального заказа

Платные образовательные услуги

Ученическое само-
управление

Совместный ежегодный форум

Ученические стипендии.

Школа лидера

?

Поддержка в реализации ученических инициатив

Дискуссионный клуб

Сотрудничество с кабинетом министров

Совет отцов

Проведение совместных профи-
лактических мероприятий

Проведение совместных заседаний

Проведение совместных заседаний по профилактике правонарушений

?

Участие в работе совета профилактики, проведении
массовых мероприятий

Участие в работе лаборатории профессио-
нального само-
определения

Педагоги-
ческий совет

Образова-
тельная программа гимназии.

Сетевая коммуни-
кация на основе информа-
ционного портала

Сетевая коммуни-
кация на основе информацион-
ного портала

Реализация совместных проектов.

Сетевая коммуникация на основе информационного портала

Определение тематики педагогических советов.

Сетевая коммуникация на основе информа-
ционного
портала

?

Тренинги по развитию личностного потенциала
учителей

Администра-
тивный совет

Мониторинг образова-
тельной деятельности

Поддержка реализации проектов гимназии

Пресс-конференция

Совет профилактики

Тренинги по формированию профессиональной команды

?

Считаем, что действие созданной модели обеспечит проявление синергии и будет означать не просто повышение качества образования, а получение его наиболее целесообразным способом, обеспечивающим максимально эффективный социальный результат.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Характеристика органа управления

Название органа управления

Специфическая функция органа управления

Взаимодействие с гражданскими сообществами

Влияние на качество образования

Формы взаимодействия _______________(название органа управления) с другими органами управления

Органы управления

Формы взаимодействия с другими органами управления

Попечительский совет

Управляющий совет

Совет отцов

Административный совет

Педагогический совет

Ученическое самоуправление

Рейтинг@Mail.ru