Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

Наука управлять

Можно ли улучшить «производительность» школы?

Личность ребенка формируется и развивается в образовательном учреждении лишь при условии, что его окружают в нем Личности – успешные учителя, талантливая администрация, другие сотрудники. Убежденный в этом коллектив столичной школы № 354 им. Д.М. Карбышева также полагает, что партисипативное управление может оказаться сегодня весьма действенным инструментом, и рассказывает, как они пробовали использовать теорию на практике.

«Кружки качества» – в нашу школу!

В наступившем, 2010 г., объявленном Годом учителя, по всей видимости, будут предъявлены новые, еще более высокие требования к качеству образования. Наша новая школа – это центр творчества, информации, спорта. Для нас очевидно, что решить эти задачи в конкретном образовательном учреждении путем исполнения руководящих указаний извне практически невозможно.

Школьный коллектив должен стать сообществом единомышленников с многочисленными «кружками качества» (о них как раз шла речь на предыдущих страницах), дающими полезные советы главному менеджеру – директору. Но и руководитель ОУ в этой ситуации должен не подкачать: правильные советы принять, не очень верные – отклонить. И ему в этой ситуации, конечно, сложнее всего. Ведь ему нужно не только понять, что именно думает его коллектив относительно поставленной проблемы, но и учесть мнения сотрудников при принятии управленческого решения, поскольку каждый из «кружков качества» отвечает за определенный участок работы и его члены являются фактически экспертами в данной области.

Что скрывать, введение Единого госэкзамена явилось своеобразной, хотя, может быть, пока не очень совершенной формой контроля готовой продукции на выходе системы общего среднего образования. Однако это позволяет ввести в управление российской национальной системой образования числа, непосредственно корреспондирующие с качеством ее функционирования.

Как известно, К.Маркс убедительно доказал, что наука становится настоящей наукой, а управление – настоящим управлением лишь тогда, когда они начинают оперировать объективными числами, взятыми из практики. Поэтому с введением ЕГЭ управление качеством образования в России начинает осуществляться за счет таких функций, как учет и контроль.

А опираясь на упомянутого в предыдущей статье Э.Деминга, можно сказать, что в современной школе мы можем рассчитывать на получение прорывных результатов только при условии оптимизации основного жизненного цикла образовательного учреждения путем организации процесса управления по закольцованному причинно-следственному циклу. А именно: «результат – анализ – планирование – исполнение – проверка – корректирующее воздействие – результат – анализ» и т.д.

Что же касается 14 принципов управления качеством Э.Деминга (см. с. 24), то нашему коллективу очевидно: эти пункты должны быть высечены на мраморе и установлены в фойе каждой современной школы!

Мы убеждены в том, что теоретические и практические наработки в сфере улучшения производительности организаций (как упомянутые на предыдущих страницах, так и многие другие) могут и должны быть эффективно использованы для модернизации российской системы образования. И потому в последние годы у себя в школе мы попробовали осуществить несколько инновационных проектов с целью повышения качества учебно-воспитательной работы. О них и пойдет разговор дальше.

Размышления о нравственности в течение учебного года

Один из наших проектов – «Простое слово». Его идея была почерпнута из деятельности международной организации «Достижения молодых», родившейся еще в начале ХХ в. и действующей сегодня более чем в ста странах мира, в том числе (в последние годы) и в России под руководством академика РАН Е.Велихова.

Замысел совсем прост. На электронный носитель наносится (в хорошем исполнении и с качественным музыкальным сопровождением) текст или эссе, начитанные вслух и посвященные одной из актуальных нравственных проблем современности. Общая продолжительность звучания – ровно 60 секунд. Наша школа радиофицирована. Поэтому три раза в неделю в самом начале третьего урока запись можно услышать в каждом классе.

А затем учащимся предлагается создать на эту же озвученную тему свое собственное эссе (не более одной странички формата А4 14-м кеглем). После чего выдерживается неделя «тишины» – никакие новые слова по школьному радио не звучат. Предполагается, что идет интенсивный процесс творчества. Ребята обдумывают, пишут, кто-то подбирает к своему творению музыку, кто-то – художественную иллюстрацию. Каждый оформляет свою работу так, как он придумал. Когда все готово, можно отправить то, что получилось, в экспертную комиссию, которая выставляет оценку по пятибалльной шкале. Однако сдавать или не сдавать свой труд – дело сугубо добровольное. Никто никого ни к чему не принуждает.

Затем цикл повторяется снова и снова. В результате внимание школьников постоянно, на протяжении всего учебного года, привлекается к размышлениям на темы о нравственности. Кроме того, ребята привыкают соревноваться в новой для них сфере литературного творчества: одни это делают пассивно, просто невольно размышляя об услышанном; другие – активно, представляя плоды своего творчества на суд экспертов.

Полученные за творческие эссе баллы используются для построения творческого рейтинга учащихся. В настоящее время в этом своеобразном конкурсе участвует каждый второй. Соответственно, на сайте школы размещен творческий рейтинг. Но о том, кто какое место занимает, знает только сам ребенок и его родители, так как вся информация закодирована.

Получая такую скрытую обратную связь о своей «творческости», каждый школьник имеет возможность экспериментировать в дальнейшем при создании работ, совершенствовать свой талант, что так необходимо в современной жизни.

Методика проекта «Простое слово» продолжает развиваться, число его участников постоянно растет – к нему подключаются и ученики, и учителя, и даже технический персонал.

Дополнительное образование в чистом виде

Творческое объединение «Многоборцы» возникло у нас в нынешнем, 2009/10 уч. г. при поддержке окружного Дворца творчества молодежи. Основная идея этого начинания состоит в стремлении дать учащимся возможность всестороннего развития в школьных условиях, так как наше образовательное учреждение – полного дня.

Многие родители сегодня заняты с утра до вечера в офисах, и дети зачастую вынуждены оставаться в учебном заведении гораздо дольше, чем раньше. И этим временем важно хорошо распорядиться.

Известно, что в доперестроечной школе лозунг всестороннего развития был основным. Однако за всю историю советской педагогической науки нашим ученым так и не удалось толком раскрыть смысл этой всесторонности, так как на практике упоминание о данной категории появлялось, как правило, не в одиночестве, а с обязательной прибавкой «активный (сознательный) строитель коммунизма (светлого завтра)».

Поскольку использовавшиеся при этом термины были довольно туманны, столь же размытым оказывалось и определение понятия «всестороннее развитие личности».

В практике нашей школы мы исходим из необходимости сформировать, всесторонне развить личность учащегося и помочь ему стать субъектом всех основных форм культуры, образующих неразрывное, так называемое цивилизационное кольцо.

В советской философии фигурировало не очень корректное понятие «формы общественного сознания» (сознание не может быть общественным, оно всегда индивидуально – по природе своей). Однако оно правильно перечисляло разные модели культуры, и этот перечень может быть использован и сегодня.

Особенностью дидактики в объединении «Многоборцы» является продуктивный (а не репродуктивный – как обычно в школе) метод. Школьники выступают как субъекты творчества в полном наборе форм культуры, сами планируя свою деятельность, ставя себе индивидуальные цели, выбирая только им присущие методы их достижения, изыскивая соответствующие ресурсы.

Если угодно, в данном случае речь идет о дополнительном образовании в чистом виде. Предлагается не просто немецкий язык плюс к английскому в сетке основного расписания, а нечто не запланированное учеными «дядями и тетями» из министерства образования на год вперед и на каждый урок в отдельности – какое именно арифметическое действие должен изучить каждый ребенок, как именно надо складывать или вычитать, как «правильно» написать сочинение на заданную тему и пр.

Дело это новое, организаторы его сталкиваются с многочисленными трудностями и организационного, и методического, и дидактического характера. Но мы рук не опускаем, потому что идет настоящий процесс социального творчества нашей новой школы, а это делает жизнь каждого участвующего в нем по-настоящему счастливой.

Вместе с книгой

Еще один наш проект – «Книжный глобус» – призван привить школьникам любовь к чтению (помимо учебников по школьной программе). В нашем образовательном учреждении создана обширная библиотека иностранной литературы. Подчеркнем: все книги в ней не адаптированные, а настоящие, напечатанные в зарубежных странах.

С помощью проекта решается сразу несколько задач:

– возникает дополнительный и весьма увлекательный для детей стимул изучать иностранные языки;
– на местном, школьном уровне осуществляется «цивилизационный прорыв» (что греха таить, нам предстоит многому научиться, чтобы добиться такого же качества продукции – автомобилей, компьютеров, сотовых телефонов и пр., как в развитых зарубежных странах);
– вырабатывается важное качество толерантности в мировосприятии наших учеников: они учатся сравнивать образ жизни, знакомятся подчас с противоположными взглядами на те или иные вопросы мыслителей из разных стран и т.д.;
– в число единиц хранения библиотеки входит множество произведений на электронных носителях, что позволяет организовывать «массовые мероприятия»;
– ребята сами являются библиотекарями «Книжного глобуса», о чем даже и мечтать не приходится в обычной, официальной школьной библиотеке.

Наш «Книжный глобус» притягивает на свою орбиту все новых и новых людей: и детей, и родителей, и учителей, а также других сотрудников ОУ.

Вот так шаг за шагом мы пробуем неизбитые формы организации школьной жизни, сплочения коллектива и повышения качества образования.

Фото с сайта школы http://sch354.ru
Рейтинг@Mail.ru