Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

События

Будущее – за педагогическими сообществами

Сегодня в системе образования Северной столицы работает около 70 тысяч педагогов. Это серьезная сила, влияющая на стратегию развития как системы образования, так и на молодежную и социальную политику, сферу культуры и здравоохранения. О настоящем и будущем системы образования города на Неве рассказывает вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла МАНИЛОВА*.

Награды отыщут достойных

Мы реализуем приоритеты, обозначенные в Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005–2010 гг.». Суть этого документа – раскрытие организационно-экономических и материально-технических изменений в системе образования, создающих условия для жизни школы в динамично развивающемся городе.

За последние пять лет все образовательные учреждения Петербурга перешли на подушевое финансирование, новую систему оплаты труда, задана схема формирования штатных расписаний, создана региональная система оценки качества образования, непрерывным стал процесс модернизации материально-технической базы ОУ.

И в 2009-м, и в 2010 г. бюджет очень жесткий, но в сфере образования не сокращено ни одного рубля. Более того, финансирование растет. Увеличена закупка в предметные кабинеты электронных лабораторий и всех прочих атрибутов модернизации. Серьезные средства вкладываются в капитальный ремонт и реконструкцию образовательных учреждений. В частности, 1 сентября 2009 г. у нас открылись 19 по-современному оснащенных школ, которые до этого очень долгие годы вообще не ремонтировались. Теперь они полностью модернизированы. Успешная реализация перечисленных направлений позволила Петербургу стать консультантом по внедрению комплексных проектов модернизации образования.

Создан и развивается информационно-методический портал «Петербургское образование», основные цели которого – разработка новых стандартов по организации информационного обеспечения образовательного процесса на всех уровнях и формирование открытого для широкой общественности, родителей образовательного пространства города.

Фото С.Кудас с сайта http://www.spb-guide.ru

Большое будущее, как мы считаем, за социальными сетями. Это главная система влияния сообщества (как профессионального, педагогического, так и родительского) на принятие решений в области образования и воспитания детей. В настоящее время в городе динамично развивается проект электронного дневника, который обеспечивает оперативный доступ педагогов и родителей к информации, связанной с процессом обучения.

Известно, что роль государства состоит в создании условий для проявления общественных инициатив. Но сами инициативы – в руках людей. Правительства РФ и Санкт-Петербурга последовательно реализуют комплекс мероприятий, направленных на стимулирование необходимых изменений в образовании путем выявления и поддержки лидеров. Все те позиции нацпроекта, которые сегодня не финансируются федеральным бюджетом, правительство города берет на себя.

Так, в минувшем году был профинансирован конкурс лучших школ и директоров ОУ, 58 млн рублей заложено в бюджете Санкт-Петербурга на соответствующие премии.

По собственной инициативе мы дополнили нацпроект премированием лучших воспитателей детских садов. Опираясь на инициативы Ассоциации гимназий, педагогического сообщества, с этого года мы ввели премии правительства Санкт-Петербурга тем педагогам, которые воспитали победителей международных и всероссийских олимпиад, – по аналогии с тренерами, которые готовят олимпийских призеров и чемпионов.

К новым рубежам

Указом президента 2010 год объявлен Годом учителя. Мы с большим воодушевлением и надеждой восприняли это решение, потому что всякий раз, когда год, указанный президентом, получает особый статус, это мощный стимул для развития. В данном случае – для профессии учителя – повышение ее престижа в обществе.

Наша задача сегодня – распространение инновационного опыта и педагогического мастерства. Для создания максимального стимула инноваторам в педагогике в Санкт-Петербурге проводится масса конкурсов, премируются лучшие инновационные проекты образования.

Год учителя также должен привлечь внимание самих горожан, поскольку тема образовательной политики государства – образование и воспитание детей.

Надеемся и не сомневаемся, что помощь нам окажут педагогические сообщества. Это и Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга, и Ассоциация негосударственных образовательных организаций региона, и межрегиональный конкурс «Учитель года», и общественный государственный фонд при Комитете по образованию, и Совет по образовательной политике.

Стратегические документы регионального уровня – Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005–2010 гг.» и Программа развития региональной системы оценки качества общего и дополнительного образования детей Санкт-Петербурга на 2008–2010 гг. – завершают свое действие в нынешнем году. Следовательно, одна из основных наших задач в текущем году состоит в формировании стратегической программы развития системы образования Петербурга на 2010–2015 гг. с перспективой до 2025 года.

Вырабатывая стратегию развития образовательной системы города, мы активно развиваем институт общественных экспертиз и всячески стимулируем создание попечительских советов в образовательных учреждениях.

Осенью 2009 года в рамках Второго международного петербургского инновационного форума был проведен круглый стол «“Наша новая школа”: инновационные вызовы». Наверное, впервые мы встроили педагогическую тему в большой международный инновационный форум, где шла речь о развитии инновационной промышленности, экономики, построенной на знаниях. Участники круглого стола определили опорные точки формирования стратегии петербургской школы–2020 через условную концепцию «Пять “и”»: институты, информация, инновации, инфраструктура, инвестиции.

Таким образом, педагогическим сообществам предоставлена возможность в непосредственном участии и развитии стратегии «Петербургская школа-2020». Это шанс прямого участия в формировании будущего нашего образования.

___________________

* Подготовлено на основе выступления А.Ю. Маниловой на Всероссийской научно-практической конференции «Роль педагогических сообществ в определении образовательных приоритетов», организованной Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга, ноябрь 2009 года.

Рейтинг@Mail.ru