Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2010

События

В квалификационных характеристиках – компетентностный подход

В отличие от множества проектов в сфере образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» не имеет четко прописанной цели привести все ОУ к единому, пусть и образцовому, варианту. Лишь рамками можно назвать пожелание президента видеть школу высокотехнологичной, эффективной, сильной и в то же время «доброй по отношению к ученикам и привлекательной для учителей независимо от их возраста». У каждого директора будет своя новая школа. И, кроме того, сама концепция получит развитие в виде включения в нее новых направлений. О том, что она представляет собой на сегодняшний день, рассказывает Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики в области образования Минобрнауки РФ*.

Итак, в инициативе акцент сделан на приведение определенных видов деятельности в соответствие с установленными приоритетами. Это одна из тенденций изменения характера модернизации образования: мы уже не стремимся сделать что-то по образцу, а пытаемся задать критерии, которых будем придерживаться.

В президентской инициативе 5 пунктов:

1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты.

2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.

3. Ключевая роль в образовательном учреждении принадлежит учителю. Нужна система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением специалистов.

4. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова.

5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в учебном заведении.

Первое направление инициативы – обновление образовательных стандартов. Налицо принципиально иная структура стандартизации: не стандартизируется содержание учебных предметов, регулятивное поле перенесено в сторону примерных образовательных программ. Предметом стандартизации стали и требования к результатам, новшество среди которых – подход не только к предметным, но и метадпредметным знаниям. Должна быть опора на закономерности возрастного развития, на последние достижения передовой науки.

Говоря о структуре, нужно упомянуть, что в стандартах речь идет о вариативной части; выборе занятий учениками и «неаудиторной занятости».

Третий момент – требование к условиям осуществления образовательной деятельности: это механизмы получения нового качества; предоставляемые другие возможности; стимулирование обновления и эффективности; привлечение талантливых педагогов. Мы не стандартизируем жестко то, что связано с высотой парт, шириной класса и т.п., а заявляем о принципиально значимых условиях, не зацикливаясь на технологических решениях, которыми эти условия могут быть обеспечены.

И.М. Реморенко

Такая стандартизация означает то, что на первый план выходит система оценки качества – то, каким образом мы двигаемся к заявленным приоритетам, сравнение себя со своим предыдущим уровнем. В данном направлении выделяются, в частности, следующие пункты:

– создание структур оценки качества в регионах и обозначение специфики государственной политики по отношению к разным этапам образования;

– совершенствование КИМов на основе новых компетентностных стандартов, обновление контрольно-измерительных материалов по математике;

– развитие российского участия в международных сопоставительных исследованиях, появление российских систем сопоставления.

На сегодняшний день в системе оценки качества мы можем работать с данными ЕГЭ. Его результаты позволяют сопоставлять все, что происходит в субъектах Российской Федерации. Например, по ним реально изменять приоритеты в области повышения квалификации учителей. Если в одном регионе, скажем, по русскому языку, математике, истории, обществознанию неплохие итоги по сравнению со средним уровнем, в отличие от химии, физики, биологии и литературы, то для этого региона приоритетным становится разворачивание курсов ПК.

Для анализа деятельности субъектов РФ мы пользуемся и другими данными. Возьмем, к примеру, сравнение доли «высокобалльников» по ЕГЭ и победителей и призеров Всероссийской олимпиады. Цифры должны быть адекватными. Сравним: если средние баллы региона примерно совпадают со средним уровнем по России (22,6% – регион, 13,3% – Российская Федерация), то говорить о необъективности проведения там Единого госэкзамена не приходится. И, наоборот, когда ЕГЭ сдали на хорошие баллы очень много выпускников (55% при 13,3% общероссийских), а на олимпиаде почти никто не отличился, есть повод засомневаться.

Второе направление работы, заданное президентом, – система поддержки талантливых детей.

Одни субъекты Российской Федерации создают специальные условия развития способных школьников. Эксклюзивное сопровождение выражается в открытии интернатов для особо одаренных ребят на базе самых передовых вузов; в сборе информации для банка данных, отслеживании детских достижений; в организации слетов.

Другие дают возможность попасть в категорию одаренных любому ребенку, не создавая тем самым особых условий, отдельных образовательных учреждений и классов, а специальным образом организуя поддержку профильного обучения, в том числе через дистанционные формы; конкурсы и олимпиады; дополнительное образование; творческие мероприятия; исследования и проекты; заочные, очно-заочные школы.

На мой взгляд, работа по поддержке очно-заочных школ является очень перспективной. За последние четыре года примерно в пять раз выросло число школьников, обучающихся в заочных школах при университетах. Это означает, что они действительно востребованы. Подобные ресурсы надо плотно использовать и поддерживать нормативно.

Теперь поговорим о поддержке и развитии учительского потенциала. Согласно исследованию компании «МакКинзи», проанализировавшей лучшие школьные системы мира, именно роль школьного учителя является решающей в деле обеспечения качества. Изучалось движение среднестатистического школьника с 8 до 11 лет: весь его образовательный успех определялся уровнем педагога.

Что в этой области сделано в России?

Утверждены разработанные нашим министерством квалификационные характеристики работников образования, которые мы долгое время согласовывали с профсоюзами и сошлись на общих позициях.

Также в системе образования появились новые должности. Теперь разрешается принимать на работу и работников сервисных служб (к примеру, диспетчера расписания), и специалистов, сопровождающих индивидуальные образовательные программы учащихся (тьюторов), и ряд других сотрудников. Нередко нам задают вопрос: можно ли брать человека на должность, традиционно не относящуюся к школе, – допустим, системного администратора, который будет заниматься компьютерами? На это мы отвечаем: да, это не запрещено.

Следующий момент – появление в квалификационных характеристиках компетентностного подхода. Выделено несколько типов компетенций: профессиональная, коммуникативная, управленческая и правовая.

Управленцам следует владеть проектными технологиями, уметь разрешать конфликтные ситуации, вести документацию на электронных носителях и пр. От учителей требуется умение работать с информационными ресурсами, использовать мультимедийные технологии, владеть методами педагогической диагностики (впрочем, работники профсоюзных организаций считают, что мы слишком большое внимание уделяем использованию информационных технологий).

Одна из дискуссионных тем – отбор в педагоги лучших кандидатов. Сейчас ситуация катастрофическая. Средний балл студентов, зачисленных в педагогический вуз по результатам ЕГЭ, – 44 балла. Можно говорить о том, что нам нужны специальные программы, привлекающие туда талантливых ребят, большая стипендия. Но сам по себе сектор специализированных педагогических вузов в мировой практике, да и в России становится все менее востребованным. А в некоторых странах его просто нет: эту функцию выполняют выпускники классических университетов. Они получают соответствующую магистерскую подготовку или имеют соответствующий профиль в рамках какой-либо предметной программы (математика, физика и т.д.).

Высокий статус профессии учителя способна обеспечить социальная реклама, что уже доказал мировой опыт. В России же это тема для дискуссии: нужны ли под подобную акцию государственное финансирование, специальные телепрограммы? У нас разные позиции на этот счет: есть люди, которые горячо поддерживают данное предложение, другие относятся с опасением. В любом случае в рамках Года учителя предусмотрены специализированные мероприятия: например, телевизионная премия «ТЭФИ» будет вручаться за успешные передачи об образовании.

Относительно четвертого направления (российская школа не должна быть «ветхой») я бы хотел сказать, что, во-первых, создана специальная группа Российского общественного совета по развитию образования. Ее участники обсуждают, как грамотно организовать медпункты, столовые, спортзалы, каким образом добиться того, чтобы построение образовательного пространства было адекватно возрасту учеников и образовательным задачам, которые решает школа... Эти наработки мы дадим регионам в качестве рекомендаций.

Во-вторых, государство занимается ликвидацией аварийной ситуации в школьных зданиях и недопущением подобного положения дел в дальнейшем. В частности, вышло постановление Правительства РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

В-третьих, я остановлюсь на так называемой дебюрократизации процесса регламентации школьной инфраструктуры, потому что разные ведомства требуют свое: одни говорят, нужно повесить решетки на окнах, другие это категорически запрещают… Поэтому были подписаны единые требования к организации и проведению проверок в ОУ в начале учебного года. Подписи поставили представители Минобрнауки, ФСБ, МВД, МСЧ, Минрегион, Минздравсоцразвития, Ростехнадзор.

Кроме того, создан сайт «Безопасность наших школ»: www.schoolsave.ru.

Наконец, здоровье школьников. «Карта здоровья», контроль за питанием, диспансеризация… Этим дело не ограничивается. В президентской инициативе четко прозвучало, что индивидуальный подход – возможность каждому ученику двигаться по своей образовательной траектории – является одним из базовых для обеспечения здоровья.

Пожалуй, наиболее заметным направлением работы в этой области является инклюзивное образование – вовлечение инвалидов в образовательную деятельность. Немало ребят обучаются и дистанционно. Деньги субъектам Федерации выделялись и будут выделяться.

______________

* Подготовлено по материалам конференции «Актуальные факторы движения к Новой школе».

Рейтинг@Mail.ru