Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

Партнерство

Программа развития гимназии как объект коллективного творчества профессиональных сообществ

Перспективы развития школы, качество предоставляемых в ней услуг, рейтинг в ближайшем социуме во многом определяются стремлением педагогического коллектива к продуктивной деятельности и обновлению ее целей, содержания, методов и технологий, а также условий воспитания и обучения учащихся. Документом, раскрывающим суть упомянутых перспектив, возможности их реализации, является программа развития. Ознакомимся с опытом ее создания на примере одной из гимназий Санкт-Петербурга.

Доминанта программы

В процессе написания и реализации программы развития ОУ на 2006–2010  гг. наш педагогический коллектив изначально ориентировался на открытую модель образовательного процесса. Это предполагает постоянную оперативную связь между всеми участниками, публичную отчетность, гласность в последовательном представлении хода работы и связанных с ним достижений и проблем.

Документ был разработан на основе таких ведущих принципов педагогической науки, как сотрудничество и сотворчество, гуманизация, демократизм, информатизация образования и т.п. Именно открытость позволила сформировать у педагогов психологическую установку на решение сверхзадачи (создание программы), что приводило к постоянному поиску, конкретизации поставленных ориентиров и целей.

Приступая к созданию, мы в полной мере отдавали себе отчет в том, что в современной образовательной среде (в широком понимании), к сожалению, еще достаточно широко распространена методология так называемого продуктивного знания, которая способствует сохранению готовых сведений в памяти воспитанников и лишает их собственных открытий. То есть мы достаточно часто встречаемся с догматизированными моделями обучения, а не с ценностно-смысловыми, которые так нужны сегодня, а тем более – завтра. Вот почему в качестве доминанты программы развития на 2006–2010 гг. мы выбрали идею приобщения учащихся к основам учебно-исследовательской деятельности (УИД), а также ряд сопутствующих воплощению этой идеи задач и направлений.

Определяющий смысл исследования в сфере образования заключается в том, что оно является учебным. Главная его цель – развитие личности школьника, а не получение объективно нового результата, как в большой науке. Ребятам нужно дать возможность приобрести необходимые для осуществления исследовательской деятельности умения и навыки, помочь им овладеть функциональными умениями исследования как универсальными способами освоения деятельности, что, в итоге, способствует активизации личностной позиции ученика в образовательном процессе.

Здесь уместно представить целевые подпрограммы, входящие в состав программы развития:

1. Ученическое научно-исследовательское общество (УНИО) в профильной школе.
2. Педагог-куратор учебно-исследовательской деятельности учащихся.
3. Развитие основ критического мышления учащихся.
4. Информационное сопровождение образовательного процесса.
5. Маркетинговая площадка.
6. Программа сотрудничества мемориального музея М.В. Ломоносова в Санкт-Петербурге и гимназии № 73.

Первая подпрограмма, «УНИО в профильной школе», является центральной исходя из логики определяющей педагогической идеи, сформулированной выше. В определенной мере на нее работают все остальные пять, хотя каждая из них имеет и свои непосредственные задачи.

Организация деятельности по разработке и реализации программы

В центре осуществления обозначенных процессов находятся творческие группы учителей. Их последовательная работа позволила представить программу развития гимназии именно как объект коллективной деятельности.

Творческая группа в условиях «Ломоносовской гимназии» – это профессиональное сообщество педагогов, в процессе деятельности которого произошел перенос смысловой доминанты из сугубо предметной сферы (как это было ранее у традиционных методических объединений) в область реализации общепедагогических целей и задач (например, создание образовательной программы, программы развития, реализация педагогической концепции образовательного учреждения и т.п.). В частности, в практике педагогов гимназии № 73 по мере реализации ее педагогической концепции творческие союзы учителей создавались для обеспечения разработки моделей подготовки гимназистов («Широкообразованный естественник», «Гуманитарий-краевед», «Исследователь-энциклопедист»). Также были созданы объединения учителей начальной школы, иностранных языков, группа по учету личностных достижений учащихся.

Для организации более продуктивной работы над программой развития были сформированы профессиональные сообщества педагогов, объединившиеся по блокам перечисленных ранее 6-ти целевых подпрограмм. Выбор группы осуществлялся с опорой на профессиональные и личные интересы, имеющийся опыт, желание приобрести новые профессиональные знания, умения, технологии. Например, в творческое сообщество, разрабатывающее целевую подпрограмму «Развитие основ критического мышления учащихся» объединились 8 преподавателей разных учебных дисциплин, стремящихся овладеть новой для них технологией и по мере возможности внедрить ее в образовательный процесс гимназии в целом.

Во главе творческих групп, осуществляющих реализацию конкретной целевой подпрограммы, находится опытный педагог-куратор, учитель-методист. Каждым сообществом составляются подробный годовой план деятельности, а также общая циклограмма рабочих совещаний по ходу реализации программы развития на конкретный год.

Практически все педагоги выбрали индивидуальную методическую тему (ИМТ) в контексте проблематики одной из 6-ти целевых подпрограмм, внося тем самым конкретный вклад в осуществление программы в целом (Приложение 1).

Процесс реализации действий, закрепленных в документе, является предметом систематического контроля со стороны управленческого звена гимназии. Творческие группы педагогов как профессиональные сообщества, ответственные за реализацию целевых подпрограмм, отчитываются на специальных тематических педсоветах, методисты-кураторы выступают в творческих группах с сообщениями о проделанной работе, достижениях и возникших трудностях, выполнении исходных планов (Приложение 2).

Критерии обоснования программы развития

Для того чтобы педагогическое обоснование созданной программы развития было правомерно, ее необходимо проверить по наиболее известным и принятым в образовательной среде критериям. К их числу относятся:

  • Адекватность существующим условиям и, следовательно, возможность реализации в них.

  • Комплексность, т.е. наличие широкого спектра направлений и вовлекаемых субъектов деятельности.

  • Инновационный вклад в развитие образовательного процесса.

Адекватность программы четко прослеживается в содержании ее составляющих через понимание образованности учащихся как совокупности следующих характеристик:

– развитие умений и навыков целеполагания и мотивации собственной деятельности;
– широкий диапазон самообразовательных и исследовательских умений, в частности, владение техниками работы с информацией, что, в итоге, выражается в паритете интеллектуального, физического и нравственного здоровья.

Комплексность обеспечивается разнообразным, полифункциональным характером деятельности участников реализации программы:

– для учащихся гимназии – широтой выбора образовательных маршрутов, в том числе для юных исследователей; различными уровнями презентаций результатов их изысканий и соответствующей оценки личностных достижений и т.д.);
– для педагогов и сотрудников гимназии – повышением профессиональной компетентности, совершенствованием педагогического мастерства.

Критерий инновационный вклад в развитие образовательного процесса подтверждается тоже весьма убедительно. В современной педагогической науке и практике инновационные процессы связываются как с разработкой и внедрением новшеств, так и с обобщением и распространением передового опыта. Разработки и педагогические технологии, связанные с организацией УИД учащихся различных возрастных групп, вызывают значительный интерес, они востребованы профессиональным сообществом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Возможные варианты выбора индивидуальной методической темы в соответствии с целевыми подпрограммами

  • «Ученическое научно-исследовательское общество в профильной школе»:

1. Педагогические технологии исследовательской деятельности учащихся; организационно-педагогические условия ее реализации (в контексте профилизации образования).
2. Формирование основ исследовательской деятельности у старшеклассников (спецкурс «Основы исследовательской деятельности», его содержание, проведение, апробация).
3. Учет личностных достижений учащихся в УИД; диагностическое сопровождение деятельности УНИО.
4. Воспитательные аспекты деятельности (развитие самоуправления – элементы секционной и межсекционной жизнедеятельности; организация праздников и торжественных акций УНИО).
5. УНИО в системе социального окружения и взаимосвязей гимназии; или УНИО в общей системе социального партнерства.

  • «Педагог-куратор учебно-исследовательской деятельности учащихся»:

1. Учебно-исследовательская деятельность учащихся: ее сущность, ведущие понятия (категориальный аппарат), цели, ценности и смыслы.
2. Методика реализации и руководства; педагогические технологии; организационно-педагогические условия осуществления (в ходе профилизации образования особо!) исследовательской деятельности учащихся.
3. Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся, их подготовка к подобным акциям (психологические основы).

  • «Маркетинговая площадка»:

1. Маркетинговые исследования по изучению удовлетворения спроса социальных групп населения и социально-культурных учреждений на образовательные услуги гимназии.
2. Деятельность по укреплению социальных связей и системы социального партнерства гимназии (родительская общественность, научные, учебные, производственные и культурные учреждения, органы муниципального управления, органы управления образованием района и города и т.д.).
3. Формирование PR-политики по популяризации опыта и информированию общественности о специфике, организации образовательного процесса гимназии.

  • «Развитие основ критического мышления учащихся»:

1. Психолого-педагогические основы формирования критического мышления у учащихся (цели, смыслы, потребности, теоретические основы).
2. Овладение конкретными технологиями критического мышления как направление совершенствования профессионально-педагогического мастерства. Реализация технологий критического мышления в предметном обучении.
3. Реализация технологий критического мышления на занятиях спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» (10-е классы).

  • «Информационное сопровождение образовательного процесса»:

1. Использование современных информационных технологий в предметном обучении и в исследовательской деятельности учащихся различных возрастных групп.
2. Повышение уровня информационной компетентности педагога как важный элемент совершенствования профессионального мастерства.
3. Совершенствование работы гимназической медиатеки как важного информационного центра ОУ для деятельности учителей и учащихся.

  • «Сотрудничество мемориального музея М.В. Ломоносова и гимназии № 73»:

1. Технолого-педагогические основы музейной педагогики (история возникновения, ведущие теоретические положения и принципы).
2. Музей М.В. Ломоносова в образовательном процессе гимназии – возможности использования элементов и материалов экспозиции в предметном обучении и в исследовательской деятельности учащихся различных возрастных групп.
3. Музейная педагогика в воспитании учащихся различных возрастных групп.
4. Реализация специальной программы сотрудничества музея М.В. Ломоносова и гимназии № 73 по конкретным направлениям – компонентам программы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Схема промежуточного отчета по реализации целевой программы

Методист-куратор целевой программы: ________________________________________________

Рабочая группа педагогов гимназии по реализации программы: ______________________________________________________________________

1. В какой степени осуществлялись мероприятия по реализации курируемой вами подпрограммы в соответствии с их перечнем, прилагаемым к ее тексту? Какие именно мероприятия удалось на данный момент реализовать? Какие не удалось и почему? Укажите причины невыполнения.
2. У каждой рабочей группы по конкретной целевой подпрограмме имелся план деятельности на 2008/09 уч.г. Знакомы ли были с ним все члены рабочей группы? Насколько успешно проходила реализация годового плана? Что сделано в соответствии с ним? Какие при этом получены результаты? Что пока может быть отнесено к нереализованным пунктам годового плана? Почему? Что дополнительно сделано к намеченному?
3. Оцените деятельность членов вашей рабочей группы по реализации целевой подпрограммы (оценка должна быть персональной, т.е. необходимо отразить, каков вклад конкретного педагога, что им лично сделано для реализации программы). Проводились ли в вашей рабочей группе слушания отчетов по работе ее членов над индивидуальными темами в рамках конкретной целевой программы? «Да»/«Нет». Если «да», укажите общие итоги отчетов; если «нет», объясните, почему такая важная работа пока еще не проводилась. Когда планируете провести? Что дала данная деятельность для реализации подпрограммы?
4. Проводилась ли вами оперативная педагогическая диагностика по ходу реализации целевой подпрограммы? «Да»/«Нет». Если «да», то каким проблемам она была посвящена? Приложите образцы опросных листов, анкет и т.п., а также сами результаты диагностики и выводы по ним.
5. Сформулируйте ваши пожелания, предложения, замечания, возникшие по ходу реализации целевой программы, рассчитанные на ее дальнейшую реализацию.
6. Подготовлен ли план реализации целевой подпрограммы на 2009/10  уч.г.? Ознакомлены ли с ним все члены рабочей группы? Насколько полно удалось учесть их пожелания при составлении плана на 2009/10 уч.г.?

Рейтинг@Mail.ru