Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

События

Времена меняются, изменится ли школа?

Перспективы развития школьного образования на 2010–2020 годы

Одним из центральных выступлений на научно-практической конференции, о которой говорилось в статье "Школа не прислуга", стал доклад доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования, президента Общественного института развития школы Олега ЛЕБЕДЕВА. Что можно изменить в системе школьного образования за десять лет, исходя из имеющегося опыта преобразований? Каков может быть основной метод ее развития? Какие факторы, влияющие на перспективы, следует учитывать?  На этих вопросах он заострил внимание собравшихся.

Ситуацию нужно изменить!

– Говоря о перспективах развития школьного образования, акцентирую внимание на тех переменах, которые происходят или могут происходить на уровне образовательного учреждения, и выделяю три области изменений в этой сфере:

1. Типы ОУ.
2. Ресурсное обеспечение.
3. Дидактическая система.

Известно, что за долгие годы в школе сформировалась предметно-классно-урочная система. Напомню о преобразованиях, осуществленных в ней за последние несколько лет, и отмечу тенденции дальнейшего развития:

  • Предметная основа этой системы – содержание как рамка по отдельным обязательным учебным предметам – за постсоветские годы изменилась очень мало. Перемены коснулись истории и литературы, но сказать, что эти учебные программы стали существенно другими, мне думается, нельзя.

Что появилось? Сложилась практика элективных и факультативных курсов. Стала получать распространение концепция формирования надпредметных программ, и в связи с этим появилась мысль о создании матричного учебного плана, который представлял бы собой сочетание обязательного, факультативного, элективного курсов и надпредметной программы. Но это пока больше идея, чем практика.

  • Класс как основная модель организации образовательного процесса сохранился. При этом стали получать распространение и другие организационные формы:

    • Учебные группы, которые формируются из учащихся разных классов и параллелей.

    • Имеется опыт организации разновозрастных учебных групп.

    • Стали получать распространение индивидуальные учебные планы, в том числе связанные с дистантным обучением, с изучением части предметов в форме экстерната.

    • Появилось понятие «образовательные модули», которые могут изучаться на базе других учебных заведений, а не в родной школе.

    • Возникли профильные классы.

  • Урок, точнее, учебный процесс, меняется. Это выражается в использовании новых технологий, в том числе ИКТ. Однако принципиальных изменений в организации учебного процесса не произошло. И это, прежде всего, на мой взгляд, выражается в том, что функции урока и домашней работы остались такими же, как и десятилетия назад. На уроке объясняется, дома закрепляется и фиксируется то, что проходили в школе.

Другое явление – это стабильность урока. Он мало чем отличается в начальной и старшей школе. И это дает основание отметить ряду специалистов, что наша школа в основном сформировалась для обучения младших школьников.

Предметно-классно-урочная система основана на определенной модели отношений участников образовательного процесса. Массовая школа, сложившаяся на практике, – это школа предписания: администрация предписывает нормы деятельности учителям, те – что надо делать ученикам, дети это выполняют или делают вид, что выполняют. Данная модель отношений меняется еще меньше, чем другие элементы предметно-классно-урочной системы. И она является, пожалуй, главным барьером для достижения нового качества образования.

Наверное, уже лет тридцать назад было доказано, что чем старше школьники, тем больше результаты их образовательной деятельности зависят от мотивов. В современной школе, как и в советской, в значительной мере доминируют мотивы долга, а иногда просто вынужденной необходимости, и растет доля учащихся, которые учатся без особого интереса. Попытка повысить эффективность образовательной деятельности школьников за счет использования методов принудительного обучения никаких результатов не дает. Нужно изменить ситуацию в школе!

Поскольку используются и продолжают использоваться разные механизмы принудительного обучения, то все это приводит к возникновению иногда явных, иногда скрытых конфликтов между участниками образовательного процесса, между учениками и учителями. И, как мы знаем по сообщениям средств массовой информации, такого рода столкновения иногда приводят к драматическому, а порой и трагическому исходу.

Куда ж нам плыть?

– Улучшить ситуацию в школе без изменения существующей педагогической системы нельзя.

Советская система образования имела несомненные достоинства и отвечала требованиям своего времени. Ее результативность держалась на нескольких основаниях, которые либо ушли, либо являются неприемлемыми:

1. Отсев. Школа 50-х годов была построена на том, что в старшие классы входила только часть выпускников неполной средней школы. В 60–70-е годы такой открытый отсев сменился принудительным комплектованием профтехучилищ.

2. Монополизм в области общеобразовательных знаний. С появлением телевидения в 60-е годы он исчезает.

3. Подготовительные курсы в вузы и репетиторство, компенсирующие какие-то недостатки школьного образования и решающие проблемы, связанные с поступлением в вуз. Это параллельная система образования, сложившаяся в 60–70-е годы.

Опираться на эти механизмы, определяя вектор развития современной системы образования, невозможно и вряд ли нужно. Вообще школьный консерватизм может иметь и позитивные следствия, предупреждать тягу к необдуманным изменениям, обеспечивая устойчивость результатов. Но дело в том, что какие-то прежние возможности, достижения начинают утрачивать свою значимость.

Приведу пример, который может показаться несколько наивным, не очень убедительным, но пришедший сейчас в голову. В давние времена в начальной школе существовали мастера обучения детей каллиграфическому письму. Вероятно, такие педагоги есть и сейчас. Но кому теперь требуется каллиграфическое письмо? Были в свое время учителя географии, которые гордились тем, что их ученики, не глядя на карту, могут перечислить все географические объекты с запада на восток и с востока на запад. Кому это надо в новой информационной среде?

Возникает спрос на иные результаты, которые не могут быть достигнуты старыми средствами образования. Решение проблемы отношений в общеобразовательной школе возможно только на основе модернизации предметно-классно-урочной системы благодаря обеспечению ее соответствия новой информационной среде и меняющимся запросам участников образовательного процесса.

С этим нельзя не считаться

– Одним из факторов, влияющих на процесс модернизации, станет образовательная политика. Если обратиться к федеральным документам разного времени, к «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», к Приоритетному национальному проекту «Образование» и инициативе «Наша новая школа», мы можем во всех найти ключевое слово – инновация. Надо полагать, что в предстоящие десять лет оно останется ключевым в любых документах, определяющих образовательную политику. Другое дело, в какой мере станут осуществляться реальные программы изменения школы.

Произойдет переход на новые стандарты. Вопрос в том, насколько они будут новыми. ЕГЭ сохранится. Видимо, начнут приниматься меры по созданию сети школ, ориентированных на работу с одаренными детьми. Но главное в образовательной политике, во всяком случае это будет декларироваться, – поддержка инновационной деятельности образовательных учреждений.

КСТАТИ…

По результатам социологического исследования, проводившегося в Центре социологии образования, науки и культуры при Институте социологии РАН под руководством доктора социологических наук Д.Л. Константиновского, были получены любопытные данные.

Родители младших школьников чрезвычайно заинтересованы в качестве образования, которое получат их дети. Причем сама по себе отметка, которая ставится в школе, имеет наименьшее значение по сравнению со всеми другими показателями. То есть признается приоритет знаний.

Что касается мотивов выбора школы, то на первом месте сохраняется близость к дому. Это отмечали 56% опрошенных. Для 55% важен хороший учитель. Качественная подготовка для продолжения учебы имеет значение для 48%. Кроме того, учитываются отношение к детям, учебно-материальная база, престиж.

Большинство родителей младших школьников ратует за организацию досуга детей в образовательном учреждении.

Одним словом, позиция пап и мам говорит о возможности сотрудничества семьи и школы в области воспитания детей.

Призыв к инновациям, качеству, эффективности может иметь различные следствия в зависимости от ресурсных возможностей системы образования и от организации управления образованием. Если ресурсов окажется мало, но степень свободы образовательных учреждений будет большой, то есть шансы на возникновение новой инновационной волны. Если дефицит ресурсов будет сочетаться с усилением властной вертикали, с усилением процесса переформатизации управления образованием, то, скорее всего, произойдет расширение масштабов имитации инновационной деятельности.

При сохранении существующих механизмов принудительного обучения, увеличения давления на учеников значимых результатов не достигнуть. И в связи с этим качество школьного образования вряд ли будет меняться. В любом случае возрастет значимость научно-методических разработок, которые содержат рекомендации по формированию образовательной программы школ и т.д.

Но надобность в них может носить диаметрально противоположный характер. В одном случае – это спрос на методический новояз, использование новых терминов, которые будут свидетельствовать об инновационности школы и продвинутости ее руководителей. В другом – действительно потребность в содержании, свежих идеях, которые важно было бы реализовать в массовой образовательной практике. Какой спрос возобладает, во многом будет определяться организацией управления.

Если ресурсов окажется недостаточно, но степень свободы образовательных учреждений будет большой, то есть шансы на возникновение новой инновационной волны.

Большое влияние на ситуацию в системе образования станет оказывать семья. Надо иметь в виду то обстоятельство, что уже подавляющее большинство родителей имеет тот же уровень образования, что и учителя. Поэтому растут претензии на участие в управлении образовательным процессом, на то, чтобы объяснялось, каково соотношение между традициями и новациями, что и для чего делается в школе.

На развитие системы образования, на ее изменения будут влиять и скрытые процессы, которые происходят в этой сфере.

  • В частности, отчуждение учащихся от школы. Снижение для них ее значимости.

  • Значительное расслоение состава учителей по отношению к деятельности, ученикам, по уровню квалификации.

Как позитивный процесс можно выделить тенденцию развития неформальной связи в сфере образования, в том числе и за счет создания различных профессиональных сообществ. Это один из главных ресурсов развития системы образования.

Формирование элементов гражданского общества в сфере образования своим результатом может иметь создание многосистемных образовательных стандартов, которые и будут задавать действительные ориентиры развития системы в ближайшее десятилетие.

Взаимная поддержка соосуществления инновационных идей может стать дополнительным фактором для обогащения педагогического потенциала, который заключается в способности определять свое будущее.

Статья подготовлена при поддержке студии танцев «New Project». Если Вы решили научиться элегантно и красочно танцевать, то оптимальным решением станет обратиться в студию танцев «New Project». Перейдя по ссылке: «Студия танцев New Project», вы сможете, не отходя от экрана монитора, узнать расписание занятий, а также преподавательский коллектив. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Project-Nsk.Ru.

Рейтинг@Mail.ru