Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

События

Школа – не прислуга

Эта статья – в первую очередь для тех, кто не имел возможности приехать в Северную столицу или вовсе не знал о конференциях, проводимых Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга (АГСПб). На этот раз мы собирались, чтобы обсудить тему «Стратегическая роль педагогических сообществ в определении образовательных приоритетов».

Наша конференция была задумана и проведена для совместного обсуждения, конечная цель которого – попытаться найти области воздействия профессионального сообщества педагогов на образовательные приоритеты и двигаться дальше в намеченных нами направлениях. Под «педагогическими сообществами» мы подразумеваем объединения как формальные – по месту работу, – так и неформальные – в сети Интернет, педагогические сайты, клубы, ассоциации, то есть те, что обсуждают нынешние образовательные возможности.

Фактически значение нынешней нашей встречи качественно схоже с ролью самой первой конференции, когда учителя и администрация гимназий Петербурга определенно увидели друг в друге партнеров, а не соперников в образовательном пространстве города. Одним из решений тогда стало – организовать АГСПб, и оно оказалось стратегически точным и полезным. Мы познакомились, подружились.

Следующая стадия, как мне видится, – совместная работа над разными аспектами содержания образования, т.к. именно содержание и есть само образование. Данное направление весьма перспективное и вряд ли быстрое для реализации. Есть основания надеяться на то, что прошедшие предметные и проблемные круглые столы, мастер-классы явятся основой, первым шагом на этом пути. Проблемные круглые столы откорректировали ряд ближайших вопросов развития. Итоговый круглый стол был открыт для всех и дал возможность соотнести разные позиции в отношении образования.

Неслучайно некогда в Санкт-Петербурге объединились именно гимназии – как наименьшие по численности школьные учреждения. Сейчас это – один из наиболее уязвимых типов ОУ, не защищенных от возможных изменений в системе образования. Но качество гимназического обучения по-прежнему остается на высоком уровне и уже двадцать лет является, по большому счету, образцовым.

Обсуждая и осмысляя возможности педагогического сообщества сегодня, необходимо обратиться к темам, занимавшим и занимающим нас в последние годы. Это важно для понимания тенденций в образовании, которые каждый из нас по отдельности не всегда имеет возможность объективно оценить. Итак, перед вами обобщенная позиция точек зрения Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга и ее партнеров по работе, являющаяся результатом анализа выступлений педагогов на семинарах и конференциях разного уровня за последние восемь лет.

Стабильным направлением публикаций и выступлений является интерес к гуманитарной базе гимназического (школьного, лицейского) образования, что связано напрямую с формированием личности ученика. Постепенно этот вопрос расширил свои масштабы до темы «гуманитарная среда гимназии (школы, лицея)».

У темы развитие личности школьника, гимназиста сохраняется тот же «рейтинг». Она широко представлена, путь ее движения за восемь лет таков: становление личности школьника – исследовательская деятельность ученика – развитие интеллекта – создание мотивационной среды для развития личности гимназиста – особенность, индивидуальность ученика – подготовка старшеклассника к социуму и воспитание патриотизма – сотворчество как способ наиболее прямого воздействия на ученика, формирование его интеллекта – воспитание толерантности.

Так же стабильно держится внимание и интерес к теме учитель, но в отличие от предшествующих она серьезно деформировалась за эти годы в восприятии представителей разных ОУ: учитель, его роль – учитель-исследователь – способы постоянного роста, поддержки профессионального мастерства педагога – необходимость понимания обществом его роли – непонимание обществом места и роли института школы в целом – необходимость учителю отстаивать свою компетентность и законность своих профессиональных действий.

Отмечу, что именно эта тема представлена в наиболее показательной для состояния нашего образования динамике.

Постоянно движется и интерпретируется тема, связанная с исследованием в гимназии, не уменьшается число учителей, пишущих об этом, приходящих на ежегодные семинары, выступающих на разных конференциях. Неоднократно обращаясь на страницах данного издания к школьным исследованиям и необходимости всяческой их поддержки, замечу, что серьезные достижения педагогов в этой работе уже сказались не на одном поколении студентов, качестве их подготовки к обучению в вузах, мотивации к учебной и научной работе в своей взрослой профессиональной жизни.

Второе место по популярности занимают следующие темы:

  • интерпретация (в гуманитарном знании) как путь к качественному образованию, прием обретения уроком динамизма, создание ассоциативных рядов, культурного фона, фоновых знаний;

  • урок как время и место получения знаний, как площадка для применения новых информационных технологий, отработки качественных приемов работы учителя;

  • дифференцированный подход в обучении;

  • диагностика в процессе обучения, мониторинг качества обучения.

Причина «ухода» тем из ряда обсуждаемых  угасающий интерес; вероятно, они неактуальны для ОУ сегодня.

С трудом развивается связь «школа–вуз» (также НИИ, музеи) в научно-методическом направлении, существуют лишь отдельные примеры прямого контакта в рамках одной образовательной культурной системы (несмотря на то что различные аспекты этой линии представлены ежегодно как на конференциях, так и на семинарах АГСПб).

Симптоматично прозвучала и «ушла» тема профильности в образовании  – как гимназическом, так и школьном.

История гимназического образования в России и преемственность в современном гимназическом, школьном образовании, истоки и развитие гимназии: количественно тема резко пошла на убыль в последние два года. Это некий симптом, вероятно, свидетельствующий о неясной картине будущего школы. Мы с радостью черпаем вдохновение, идеи в прошлом, в опыте своих предшественников тогда, когда видим перспективу своей работы, последовательные зоны ее развития.

Теперь назову «прогрессирующие» темы, у которых постоянно растет рейтинг.

Гимназия как центр развития и воспитания детей, необходимость гимназического учебного плана, просветительская миссия гимназии, школы в микрорайоне и городе, гимназии и общество: точки пересечения общественных интересов, цели и задачи гимназического образования.

Информационное пространство ОУ.

Общественное управление, социальное партнерство, ученическое самоуправление.

Служба сопровождения, ее необходимость и роль в образовательном процессе.

Подготовка к гимназическому образованию, роль начальной школы.

Разного уровня профессиональные сообщества: работа методических объединений учителей-предметников, клубы, сайты и т.д.

Краеведческий компонент в воспитании и образовании школьника (гимназиста).

Концепция гимназического и современного школьного образования.

Кадровая политика.

В зоне неопределившегося направления находятся темы: семья и школа и новые традиции в гимназическом образовании.

Представленный здесь срез тем и частотность их появления в разные годы, мне кажется, помогут увидеть сам вопрос о гимназиях – и, в целом, проблему образования школьников – с наиболее и наименее защищенных и важных сегодня сторон.

ама конференция проходила в ускоренном и весьма живом режиме, что отчасти связано с двухдневной, а не трехдневной работой, как обычно. Гостей принимала Вторая Санкт-Петербургская гимназия, уже неоднократно серьезно подходившая к подготовке этих ежегодных педагогических встреч.

Проблематику задали яркие, живые, содержательные речи на пленарном заседании, его вела исполнительный директор Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, Заслуженный учитель РФ Людмила Маратовна Мардер. Открывала конференцию вице-губернатор Санкт-Петербурга Алла Юрьевна Манилова докладом об образовательной политике города. Перед полным залом собравшихся выступило много гостей (подробности читайте в этом и других выпусках газеты «Управление школой». – Прим. ред.).

На начало работы конференции зарегистрировались более пятисот участников. Сколько же учителей приходили на мастер-классы по предметам и круглые столы, точно сообщить мы не беремся, но мест всем не всегда хватало.

Круглые столы предметников осветили проблемы преподавания дисциплин. На них присутствовали преподаватели литературы, истории, МХК, истории искусства и истории религии, математики, физики, географии, биологии, экологии, начальной школы и системы дополнительного образования, иностранных языков и информатики.

Одновременно работали круглые столы «Программа развития гимназии как составляющая стратегии современного образования», «Педагогические профессиональные сообщества: что они решают?», «Школа-вуз: поиск общей образовательной стратегии», «Проблемы методики и технологии сопровождения ЕГЭ и ГИА», «Развитие профессиональной компетентности педагогов-предметников и межпредметная интеграция как пути совершенствования деятельности педагогического сообщества».

Завершал работу конференции итоговый круглый стол со «свободным микрофоном» «Взгляд на гимназическое образование разных поколений: интеллектуальный профессиональный обмен». Выступали директора гимназий – как нынешние, так и прежних лет, – научные руководители, сотрудники высшей школы, давно работающие с образовательными учреждениями, учителя.

У современных учебных заведений – единые болевые точки и надежды.

Собравшиеся говорили о том, что необходимо решать в образовании сначала общие проблемы, а лишь затем обращаться к частным.

Гимназия, школа – это прежде всего среда обитания школьника, как много в этом зависит от директора, педагогов. А вместе с тем само положение учителя, да нынче и руководителя образовательного учреждения, в обществе порой удручающее. Это связано с тем, что образование в глазах многих людей – сфера услуг. Потому часто школа и педагоги оцениваются с точки зрения комфортности. Однако мы понимаем, что роль образования – воспитывающая, обучающая, дающая не только ряд необходимых навыков, но создающая картину мира в представлении ученика, что формирует его нравственность, поведение, культуру.

Школьная среда должна быть сферой целеполагания в обучении, а не прислугой в расшатанном общественном сознании. Очевидно, что место школы в обществе определяет его завтрашний день.

Универсальность гимназического образования, его направленность на гуманизацию личности уже воспринята ОУ, что доказано работой Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, постоянно делящейся опытом и приглашающей специалистов различных учебных заведений на все конференции и семинары.

Непонимание основной оси, на которой держится пока и держалось долгие годы образование в России, механическая, казалось бы, подмена роли школы как центра обучения и воспитания на носительницу услуг приведет к гуманитарной катастрофе, а образование и так уже находится в кризисе. Тем не менее сегодняшние дети, крепко «спаянные» с компьютером и СМИ, стоят наших очередных объединенных усилий. Нам вместе надо думать над содержанием образования нынешних школьников, гимназистов.

Решения

Шестой конференции педагогов России и ближнего зарубежья

«Стратегическая роль педагогических сообществ в определении образовательных приоритетов»

г. Санкт-Петербург

1. Отметить положительную роль педагогических сообществ, дающих возможность развивать профессиональную компетентность учителя и поднимающих вопрос о настоящей роли учителя в обществе.

2. Признать развивающий характер деятельности Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга – центра отечественного гимназического и в целом самобытного передового образования в России. Поручить Совету Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга сообщить о точных сроках и теме следующей конференции в 2010 г. (осенние школьные каникулы).

3. Признать, что гимназическое образование на сегодняшний день остается наиболее востребованным; многоаспектный опыт гимназического образования требует не только его собирания и изучения, но диагностики процессов восприятия современных учащихся с целью усовершенствования междисциплинарных взаимодействий и оптимизации содержания современного образования.

4. Вновь поднять вопрос о Положении о гимназическом образовании; отметить необходимость рассматривать гимназию в современных условиях не как вид ОУ, а уже как сложившийся за последние двадцать лет тип ОУ со своим положением, учебным планом, целями и задачами гимназического образования, психолого-педагогическими службами сопровождения, материально-технической базой, непременной ответственностью за результаты обучения.

5. Конференция выражает глубокую признательность педагогическому коллективу Второй Санкт-Петербургской гимназии во главе с директором – Людмилой Маратовной Мардер, Заслуженным учителем РФ, исполнительным директором Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга – за большую работу по подготовке и проведению конференции.

Документ подписан редакционной коллегией в составе:

Л.М. Мардер, исполнительный директор Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор Второй Санкт-Петербургской гимназии, Заслуженный учитель РФ; Л.Е. Спиридонова, председатель Совета Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, директор гимназии № 271, Заслуженный учитель РФ; Н.М. Свирина, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга, д.п.н., профессор, завкафедрой педагогики Института специальной педагогики и психологии; Т.С. Калинина, директор гимназии № 2, г. Нижний Новгород, Почетный работник общего образования РФ; И.О. Торботряс, завкафедрой словесности, гимназия № 45, г. Москва; Л.Е. Бобкова, учитель русского языка и литературы, гимназия № 1, г. Пермь; Т.В. Алексеева, зам. зав. НМЦ Красногвардейского р-на, г. Санкт-Петербург; М.Г. Боровик, завкафедрой журналистики Санкт-Петербургского института гуманитарного образования, к.п.н.

Рейтинг@Mail.ru