Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

Школа и власть

Зачем столько домашних заданий?!

Международное исследование TIMSS, проведенное в 2007 году, подтвердило качество российского образования по математике и естественным наукам. Теперь наши школьники 4-х и 8-х классов заняли еще более высокие места в рейтинге 10-ти стран-лидеров. Исследователи считают, что качественный рывок, совершенный Россией за последние годы, во многом обязан нацпроекту «Образование». Об итогах TIMSS-2007, обработка которых только что завершилась, рассказала на семинаре ГУ–ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» директор Центра оценки качества образования ИСМО РАО Галина КОВАЛЕВА.

Учитель доволен – ученики успешнее

«Очень часто международное исследование TIMSS ассоциируют с примитивными задачками, которые оценивают школьные знания и умения, – начала она свой доклад. – На самом деле это не так. Но сегодня установленный в России минимум по ЕГЭ вообще не входит в российский TIMSS: уровень задач самого низкого уровня в международном исследовании значительно выше. Для организаторов важно не увеличивать количество заданий, а наполнить их различными характеристиками, позволяющими при анализе получить разнообразные результаты».

В 2007 г. в рейтинге из 49-ти стран российские четвероклассники заняли 5-е место по естествознанию (результат: 546 баллов при среднем международном показателе 500), а восьмиклассники – 10-е место тоже в рейтинге по естествознанию (530 баллов из 500).

По математике у России 6-е место в рейтинге четвероклассников (544 балла из 500) и 8-е – среди восьмиклассников (512 баллов из 500).

«Российские школьники доказывают, что качество естественно-математического образования находится на уровне международных стандартов, даже выше среднего, – отметила Галина Ковалева. – Эти результаты учащихся начальной школы полностью подтверждаются данными исследования PIRLS».

Обработка материалов международных исследований идет медленно. В 2009 г. российские ученые сделали лишь первые выводы.

Что нового принес TIMSS-2007?

«Прежде всего – подтверждение эффективности национальных проектов, – считает Галина Ковалева. – Ни одна страна-участница не достигла всего за несколько лет такого значительного прироста в оснащенности кабинетов, а главное – в изменении климата ОУ. Когда государство вложило колоссальные ресурсы в систему образования, атмосфера в школах стала меняться. Директора и учителя отметили во время анкетирования, что повысилась дисциплина, уменьшилось количество нарушений и пропусков занятий (возможно потому, что, по их наблюдениям, в школах со времени проведения прошлого TIMSS стало примерно на 10% меньше экономически неблагополучных семей).

По сравнению с 2003 г. улучшилась образовательная среда. На треть больше стало директоров, ответивших: кабинеты естественно-научных предметов в их учебных заведениях оснащены на хорошем уровне.

Более 10% учащихся 4-х и 8-х классов рассказали, что в школе чувствуют себя в безопасности. Наблюдается интересная тенденция – чем больше удовлетворенности своей работой испытывает учитель, тем выше средний балл его воспитанников».

По сравнению с 2003 г. улучшилась образовательная среда школ. На треть больше стало директоров, ответивших, что кабинеты естественно-научных предметов в их учебных заведениях оснащены на хорошем уровне.

Япония далекая и близкая

В TIMSS-2007 всего лишь две страны из 49-ти участниц значительно опередили российских учеников начальной школы по естествознанию. Это – Сингапур и Тайвань.

По математике впереди наших младшеклассников оказались дети из Гонконга, Сингапура, Тайваня и Японии.

Россияне из основной школы уступили по математике сверстникам из 5-ти государств (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Япония, Республика Южная Корея), а по естествознанию – уже 6-ти (те же плюс Чехия).

Кроме того, есть страны, с которыми россияне набирают равное количество баллов.

«Для нас важны не рейтинговые результаты, а место России в определенной группе стран, – отметила Ковалева. – Более 20-ти лет по математике и естествознанию лидируют четвероклассники и восьмиклассники из государств Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона. Важнейший фактор их успеха – это высокий престиж образования среди населения, уважение к образованным людям. Но не только.

Эти державы имеют государственные программы для поддержки образования и повышения его качества. Сингапур, который в 1995 году занял первые места в рейтинге TIMSS, принимает госпрограммы, чтобы сохранить за своими учениками эти позиции. Магистральное направление развития образования в данной стране – активизирование на уроке образовательных процессов. Программы, которые проводятся на государственном уровне, охватывают все слои населения. То же самое можно сказать про Тайвань, Гонконг, Южную Корею и Японию.

В Гонконге, например, проводилась программа “Чтение дома“, в ходе которой обучали мам, как работать с детьми, как вместе с ними читать. Были написаны специальные книжки для домашнего чтения, разработан проект “Передай книжку из семьи в семью“, созданы обучающие телевизионные передачи.

Сравнение России со странами-лидерами показывает: наибольший интерес для нас представляет опыт японской школы. Именно она ближе всего к нам по ряду показателей международных исследований.

У россиян и японцев наблюдаются схожие тенденции и в школьных программах.

Впервые при анализе данных TIMSS-2007 мы обнаружили, что 5% лучших российских учащихся начальной школы имеют результаты по естествознанию и математике выше, чем у 5% самых подготовленных японских. Но к 8-му классу наши дети уже отстают по этим предметам от школьников из Японии».

СПРАВКА

Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественно-научного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) является одним из самых представительных по средней школе. Оно организовано Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений International Association for the Evaluation of Educational Achievement. В исследовании 2007 г. приняли участие 425 000 школьников из 59-ти стран.

Россия была представлена 416-ю школами из 58-ми регионов: среди них 4464 учащихся 4-го класса, 4472 – 8-го. Использование современной теории тестов (IRT – Item Response Theory) позволило определить количественные показатели для каждого ребенка.

Дополнительно к данному тестированию проводилось анкетирование детей, администраций ОУ, 268-ми педагогов начальных классов, 273-х учителей математики и 1083-х преподавателей естественно-научных предметов, работавших в 4-х и 8-х классах. Исследование осуществлялось Центром оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО).

Все хорошо… кроме основной школы

Результаты TIMSS-2007, касающиеся учеников основной школы, выглядят неутешительно. После того как дети покидают начальные классы, уровень знаний начинает снижаться (с 81% до 68% удовлетворительных ответов по математике и с 82% до 76% по естествознанию).

Становится меньше учеников, демонстрирующих высокий уровень подготовки (с 16% до 8% по математике, и с 16% до 11% по естествознанию), и больше отстающих (в начальной школе низкие знания по математике демонстрировали 19%, а в основной – 32% (!)).

В странах-лидерах рейтинга все обстоит иначе: 40–45% учеников 4-х и 8-х классов достигают продвинутого уровня по математике и 32–36% по естествознанию. И эти показатели не снижаются.

«Дети имеют высокий потенциал при переходе из начальной школы в основную, – отметила Галина Ковалева. – Но в средней школе они многое теряют. И к концу 9-го класса, когда принимают участие в международном исследовании PISA, 10% учеников демонстрируют результаты ниже первичного уровня: то есть не знают формул, не умеют складывать и вычитать, не могут сделать практически ни одной задачи по математике. Сравним: в начальной школе таких неуспевающих только 5%. Откуда они берутся?»

«Этот вопрос, – отметил в ходе обсуждения доклада вице-президент РАО Виктор Болотов, – мы задаем и при анализе данных международного исследования PIRLS: что же мы делаем с детьми, отчего они показывают все худшие результаты?»

Интересно, что российские четвероклассники многое усваивают вне программы. Содержание 75% заданий TIMSS из области физических наук, успешно ими решенных, выходило за рамки знаний начальной школы.

«В 8-м классе заданий на внепрограммный материал было значительно меньше – 40%. И результат оказался значительно хуже! – сказала Галина Ковалева. – Следовательно, возникает вопрос: чему и как учат в основной школе? Почему то, что проходят вне программы, дети выполняют лучше, чем то, что дает им она?»

Дополнительный анализ показал: низкие баллы восьмиклассников были обусловлены нестандартными формами или формулировками заданий. Ученики основной школы просто-напросто привыкли к однообразным задачкам из учебников.

Самыми сложными для восьмиклассников стали задания со свободным ответом. Более 17% подростков решили вообще не приступать к ним. Младшеклассники оказались смелее и любопытнее: лишь 7% из них пропустили эти задачки.

«Как остановить снижение качества образования при переходе детей в основную школу? – задала вопрос Галина Ковалева. – Это системная проблема. В младших классах, когда дети хотят и способны воспринимать знания, мы им их не даем. А в старшей школе, наоборот, перегружаем.

При этом дело не только в учебных часах. Весь мир думает над тем, как их расширить для обучения школьников. Принимаются специальные проекты по увеличению периода учебы (за счет летних каникул).

Достаточно назвать школу “Июнь“ в Канаде. Там обнаружили, что время – главный фактор в получении хороших результатов качества образования. И вся страна нацелена на то, чтобы их достичь. Речь идет о том, чтобы переориентировать школьников на самостоятельную работу.

Канадцы с гордостью заявляют: 10 лет назад наши образовательные учреждения занимались выполнением каждодневных задач – рассадить детей по классам, накормить, отправить домой, а сейчас канадская школа работает над повышением интеллектуального потенциала детей».

В ходе исследования TIMSS-2007 в разных странах был проведен сравнительный анализ особенностей организации учебного процесса по математике и естествознанию.

Выяснилось, что Россия – страна, где задают больше всего домашних заданий и жестким образом контролируют их выполнение. Значительная часть времени на уроке (до 10–15%) отводится именно на их проверку. А организация познавательной деятельности учеников не превышает 35%. (В то время как в англоязычных странах она составляет не менее 45%.)

Международную общественность удивил еще один факт. 97% российских учителей задают домашнее задание на каждом или почти на каждом уроке. Это вдвое выше среднего значения в мире (43%).

В странах-лидерах TIMSS учителей, перегружающих детей домашними заданиями, – единицы. Например, в Японии и Южной Корее менее 5% педагогов, участвовавших в исследовании вместе со своими учениками, признались: да, мы часто задаем им домашние задания!

КСТАТИ…

В ходе выполнения заданий TIMSS в начальной школе различия между российскими мальчиками и девочками были невелики (средние результаты девочек по математике – 548 баллов, мальчиков – 540). У восьмиклассников не наблюдалось никаких различий.

Интересно отметить, что в ряде арабских стран (например, в Катаре, Бахрейне, Кувейте, Омане, Саудовской Аравии, Палестине) показатели девочек и по математике, и по естествознанию значительно превышают результаты мальчиков. Различия составляют от 20-ти до 80-ти баллов по международной шкале.

Что делать?

«Что сделали в Германии, узнав, что у них низкие результаты по исследованиям PISA и TIMSS? Для начала, в 2003 г., они провели в системе образования множество дополнительных исследований, – рассказала Галина Ковалева. – Немцы протестировали девятиклассников по математике, затем через год устроили еще один тест. В результате выяснилось, что более 30% немецких детей ничему за это время не научились.

Руководители образования отправились в учреждения повышения квалификации, серьезно занялись переподготовкой учителей. Были проведены исследования, какие знания для них являются необходимыми и определяющими.

Немцы выяснили, что первый фактор для успешного педагога – знание стандартов. Второй – понимание типичных ошибок детей по каждой теме.

Теперь спросите у российского учителя, какие типичные ошибки делает ученик. Наши педагоги знают о них далеко не всегда. А ведь требуется еще и понимать, как их преодолеть. Если же этого не происходит сразу, по окончании изучения темы, мы просто не сможем организовать учебный процесс».

Интересно, как на снижение результатов отреагировало правительство Японии.

Показатели японских школьников 4-го класса по математике не изменялись с 1995 по 2007 гг. (567 баллов). Однако в 2007 г. у восьмиклассников они немного снизились (с 581-го балла в 1995 г. до 570-ти – в 2007 г.). И тогда по требованию общественности и средств массовой информации Министерство образования Японии было вынуждено отменить новые учебные программы, введенные с 2000 г.

В стране вернулись к стандартам 1998 г., посчитав их более эффективными. При этом правительство увеличило бюджет образования и количество часов. Стали выше и учительские зарплаты. Немаловажно, что в Японии посчитали нужным создать новые спецшколы естественно-математического образования.

Показатели США по всем исследованиям 80-х годов были ниже международного уровня. В 1991 г. американское правительство провело внутреннее обследование системы образования, которое выявило, что рейтинг страны на мировой арене объективно отражает результаты школьников.

После того как в 1995 г. США снова получили низкие баллы по TIMSS, в государстве начались важные образовательные реформы. Многое было сделано для увеличения часов преподавания математики и введения стандартов нового поколения. Разработана и внедрена более современная система мониторинга достижений учащихся, оценки деятельности учителей и школ. Созданы условия для работы с отстающими, отслеживания детей из неблагополучных семей и индивидуальных занятий с ними.

Итог таков: результаты американских учащихся 4-го класса по математике улучшились с 518-ти международных баллов в 1995 г. до 529-ти в 2007 г., а школьников 8-го класса – с 492-х баллов в 1995 г. до 508-ми в 2007 г. Это статистически значимый показатель.

В 2007 г. результаты американских восьмиклассников сравнялись с российскими. Но отметим: ученики американской начальной школы по-прежнему демонстрируют значительно более низкие баллы, чем юные россияне.

В Швеции и Норвегии, где наблюдается так называемый «скандинавский эффект», то есть результаты по PISA выше, чем по TIMSS, тоже прошли серьезные реформы. Руководители этих стран считают, что школьникам нужны хорошие фундаментальные знания в области естественно-математических дисциплин.

Особый интерес для России представляют страны Балтии. В 1995 г. их международный рейтинг по данным TIMSS был значительно ниже, чем у россиян. Сейчас здесь начались образовательные реформы.

По эффективности полученных результатов среди прибалтийских государств выделяется Эстония. В международном исследовании PISA, например, ее русскоязычное население демонстрирует более высокие баллы, чем россияне.

Информация к размышлению

  • Почему при переходе из начальной в основную школу становится меньше учеников, демонстрирующих высокие и продвинутые уровни подготовки?

  • Почему при переходе в основную школу значительнее снижаются результаты по математике, чем по естественно-научным предметам?

  • Почему 5% российских выпускников начальной школы, продемонстрировавших высокие результаты по естествознанию, опережают японских учащихся? И почему ученики основной школы по тем же предметам отстают от японских сверстников?

Рейтинг@Mail.ru