Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

Наука управлять

Какое повышение квалификации нам нужно

Для того чтобы успешно решать задачи обучения и воспитания, необходимо непрерывно повышать уровень своей квалификации. Но этот процесс не должен идти самотеком. Отслеживание профессионального становления и развития должно носить управляемый мониторинговый характер.

Для этого в нашей школе разработан инструментарий определения степени компетентности, способности к развитию, творческого и интеллектуального коэффициента; создана шкала профессиональных притязаний и потребностей, выявлены затруднения педагогов в их самосовершенствовании. По итогам мониторинга составлены перспективный и краткосрочный (на год) планы повышения квалификации.

Большая роль в их реализации принадлежит методической службе школы, выступающей в том числе организатором психолого-педагогической и предметно-содержательной помощи, способствующей творческому развитию. Организованы межпредметные кафедры, которые стали структурой, постоянно сопровождающей учителя в его деятельности. Создаются условия для инновационного развития, определяются и поддерживаются мотивационные факторы профессионального роста, тех или иных свойств и функций педагога, создается среда, подталкивающая к постоянному самосовершенствованию. И все же в качестве главного условия достижения высокого профессионализма мы рассматриваем самого учителя, обладающего большим потенциалом саморазвития.

Отдавая должное четко организованной и управляемой модели повышения квалификации, не надо умалять значение инициативы педагога, которая выступает в качестве показателя и в то же время способа самоутверждения, самовыражения. Ее поддержка должна быть направлена на формирование готовности к преобразованию собственной деятельности и значимых для учителя качеств личности. Поэтому особую актуальность и важность приобретает вопрос о том, в какой мере и как можно помочь достигнуть высокого уровня профессионализма в условиях модернизации образования.

Чтобы исследовать эту проблему, мы разработали проект «Оптимизация управленческой деятельности для самодвижения педагога к профессионально-личностному совершенству». Его цель – способствовать успешности развития учителя как субъекта учебно-воспитательной деятельности. Проект работает, дает интересные результаты, но об итогах говорить еще рано.

Приоритетный национальный проект «Образование» обозначил цель – выявлять возможные «точки роста», делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Однако здесь возникает другая проблема: как сделать так, чтобы этот опыт восприняли и применили другие учителя? Для этого должна быть разработана новая модель повышения квалификации на всех уровнях.

Традиционно в системе ПК по-прежнему доминирует функция не обучения, а просвещения. Это преобладание приводит к тому, что учебные занятия строятся в информационной парадигме. Превалируют способы передачи готового знания от тех, кто «знает», к тому, кто «не знает». В результате учитель не приобретает средства профессиональной деятельности, в то время как именно от инструментария и степени владения им зависит профессиональное мастерство.

Часто при формировании планов ПК в школе присутствует механизм административного давления «вы должны…», отсутствуют мотивация и условия реализации полученных знаний и способов действия. Система ПК ориентирована на массовость, фактически отсутствует дифференцированный подход.

Некоторые из существующих проблем нам удается решать. В частности, учеба педагогов в школе носит опережающий характер, а именно это – главное условие развития образовательного учреждения в целом.

Темы семинаров и курсов, на которые мы направляем наших сотрудников, ориентированы на профессиональные интересы, выявленные в результате диагностики и опросов, на реализацию инновационной деятельности и программы развития. Однако надо признать, что проблемным пока остается преодоление доминанты просвещенческой функции и переход к практико-ориентированному обучению.

Принципиально важным является такое обстоятельство: для осуществления новой модели ПК необходимо создание школьной команды. Инновационным стало то, что освоение «нового» осуществляется в собственной активной деятельности учителей совместно с администрацией школы. Они включаются в живой процесс творческой мастерской педагогов-новаторов или творческих лабораторий. В этом обучении преобладает не передача знаний в лекционной форме, а собственная учебная деятельность с ее последующей рефлексией.

Таким образом сейчас в нашем образовательном учреждении организовано ПК учителей по ИКТ. После теоретической подготовки была сформирована команда по информатизации школы. По инициативе педагогов возникла творческая группа, определились лидеры и потенциальные новаторы. Создана программа информатизации, разработан проект «Формирование единой информационно-образовательной среды». Организованы очно-дистанционные курсы ПК в рамках ПНПО. Открыт ресурсно-информационный центр, закуплено методическое оснащение.

Потребности, управление, инициатива, условия органично соединились и дали качественный результат. Для желающих существует мастер-класс, открыт свободный доступ в Интернет, созданы условия для проведения ИКТ-уроков.

Может возникнуть вопрос: в чем же здесь новаторство, мы же всегда обучались под лозунгом «Делай, как я»? Любая новизна – это относительное явление. В нашей школе достаточно новыми явились рефлексия в качестве ведущего принципа обучения и предоставление условий педагогу в претворении полученных знаний. Это связано, прежде всего, с целями деятельности созданной в образовательном учреждении инновационной среды: освоение нового и его трансляция в традиционную практику образования происходит в конкретной профессиональной деятельности.

Созданы мобильные творческие группы по направлениям, педагогическая лаборатория, мастер-классы, лаборатории «передовиков». Хорошо зарекомендовала себя такая форма ПК, как временные научно-исследовательские коллективы, реализующие инновационные проекты. Формируется индивидуальный социально-личностный опыт учителя как совокупность методологических знаний, потребностей, ориентаций и умений, позволяющих проявить свою личностно творческую позицию.

Адресность такого ПК, при котором обучение нацелено на конкретных людей и спроектировано под определенный профессиональный уровень, стало более результативным, потому что ориентировано не на объем приобретения новых теоретических сведений, а на освоение значимых для педагогической и управленческой деятельности средств, техник, методов и технологий. Полученные знания не даются педагогу впрок, а соответствуют реальной сегодняшней потребности школы.

В соответствии с этим были разработаны основные принципы ПК:

  • диагностика и адресность;

  • самоопределение и самореализация;

  • практическая ориентированность обучения и активная деятельность;

  • своевременная значимость;

  • перманентная деятельность и рефлексия;

  • акмеология, то есть обучение строится с учетом личностных качеств педагога.

В результате сотрудники получают возможность профессионального роста и самоопределения, приобретают требуемый инструментарий, попадают в комфортную ситуацию необходимости реализации полученных знаний. При этом следует отметить психологическую удовлетворенность участников ПК, так как в этом присутствует полярная заинтересованность.

Таким образом, главной целью ПК педагогов является развитие их профессиональной компетентности – способности квалифицированно решать проблемы, возникающие в реальной педагогической деятельности.

Рейтинг@Mail.ru