Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

Наука управлять

Хаос тоже полезен

Управление качеством воспитательного процесса

Благотворной почвой формирования и развития социальных компетенций (и на это указывают стандарты второго поколения) является воспитательный процесс. При управлении его качеством в   нашем учреждении мы используем процессно-деятельностный подход, задающий определенный алгоритм. Рассмотрим подробнее каждый из  этапов...

1-й этап: проецирование

Педагогический коллектив знакомится с выдвигаемыми на уровне государственной политики педагогическими идеями, требованиями. Кроме того, изучаются потребности социальных партнеров (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, профессиональные училища). На основании этого определяется конкретный социальный заказ к качеству воспитания наших детей. Это связано с тем, что социальные партнеры в первую очередь выдвигают требования к личностным чертам воспитанников (ответственный; способный к самостоятельному решению конкретных задач; неконфликтный и т.д.).

Далее идет соотнесение запросов общества с реальными возможностями детского дома, формулируется конечная цель деятельности. Так, если социальный заказ ориентирован на формирование и развитие базовых компетенций учащегося, то в условиях нашего ОУ мы понимаем это как развитие у детей комплекса конкретных социальных компетенций, обеспечивающих оптимальную реализацию ролей «я – работник», «я – семьянин», «я – потребитель» и др. в самостоятельной жизни.

Итогом данного этапа является создание и описание желаемого образа будущего (модель воспитанника-выпускника).

2-й этап: построение «дерева целей»

Цели не являются «величиной постоянной», что и придает воспитательному процессу динамизм, внутреннюю движущую силу развития. Они преломляются и конкретизируются следующим образом: идея (социальный заказ общества) – цель воспитательной системы детского дома – цель периода (учебный год) – задачи периода.

В условиях нашего образовательного учреждения построение «дерева целей» выглядит следующим образом:

1-й шаг: формулирование задач работы детского дома на учебный год.

2-й шаг: каждая общая задача становится целью деятельности той или иной службы (например, методической или реабилитационной).

3-й шаг: конкретизация задач деятельности службы исходя из цели.

4-й шаг: включение данных задач в планы работы специалистов и воспитателей.

Таким образом, по завершении 2-го этапа конкретизируются цели и задачи педагогического коллектива, определяются исполнители.

3-й этап: определение и описание всех основных и вспомогательных процессов в ОУ

Процедура эта достаточно длительная. В обязательном порядке должны быть описаны процессы:

  • стратегического планирования и управления;

  • связанные с менеджментом ресурсов (педагогические кадры, финансы, техническое обеспечение и т.д.);

  • взаимодействия с социальными партнерами;

  • проектирования и разработки методического обеспечения педагогического процесса;

  • контроля развития социальных компетенций воспитанников;

  • организации жизнедеятельности образовательного учреждения.

Для структурирования и выделения составных частей необходимо определиться с иерархией. Все названные выше процессы можно разделить на:

вспомогательные (обеспечивающие реализацию основных рабочих процессов);

основные (локализуемые и точно определенные рабочие процессы; их входы и выходы находятся вне детского дома);

частные (локализуемые и точно определенные рабочие процессы, имеющие входы и выходы в самом детском доме);

отдельные виды работ (виды деятельности и решаемые задачи, определенные на уровне подразделений и сотрудников).

На примере основного воспитательного процесса рассмотрим частные. Среди них выделяются такие, которые подразумевают организацию:

– свободного времени и досуга воспитанников;

– дополнительного образования детей;

– воспитательной работы по индивидуальным методическим темам педагогов;

– деятельности детского самоуправления.

Ведя речь о воспитательном процессе, нам интересна позиция Л.И. Новиковой, которая все виды деятельности определяет как зоны «порядка» и «хаоса». И объясняет это тем, что движение к целостности, полной упорядоченности через точно регламентированные, спланированные виды активности может быть причиной стагнации (застоя). В воспитательном процессе должны быть зоны «хаоса», дающие возможность выплеска эмоций, проявления индивидуальности ребенка (например, досуг, детское самоуправление, разные объединения по интересам и т.д.).

В каждом частном процессе определяются отдельные виды работ. Так, частный процесс «Организация дополнительного образования воспитанников» имеет такие виды, за которые ответственны педагоги-кураторы: подготовка воспитанников к участию в городских и областных мероприятиях; контроль за посещением кружков и секций; организация групп поддержки детей на выступлениях, соревнованиях; оперативная связь с руководителями кружков и т.д.

В частном процессе «Организация свободного времени и досуга воспитанников» есть виды работы, относящиеся к компетенции старших воспитателей групп: планирование и организация досуга детей в выходные, во второй половине дня, в каникулярное время.

В итоге, описание всех процессов представляет собой или диаграмму потока, или таблицу, куда включены все основные процессы, частные и отдельные виды работ, а также исполнители. Это дает возможность все уточнить и скорректировать в зависимости от требуемых социальных компетенций воспитанников.

4-й этап: разработка критериев качества всех процессов, системы измерения, сроков и ответственных

На данном этапе необходимо осознать, что все критерии качества процессов можно условно разделить:

1. Критерии качества организации (например, гибкость режима дня, вариативность форм работы и т.д.).

2. Критерии качества развития участников процессов (скажем, удовлетворенность условиями труда, комфортный психологический климат в коллективе и т.д.).

3. Критерии качества управления (к примеру, оперативность документооборота).

С другой стороны, все измеряемые характеристики и показатели качества работы детского дома делятся на:

– внутренние, используемые в основном для управления процессами и контроля степени достижения задач;

– показатели государственного лицензирования детского дома, необходимые для внешней экспертизы.

При определении критериев качества, на наш взгляд, целесообразно применять разноплановые характеристики, названные выше, т.к. это дает возможность учета различных аспектов организации деятельности учреждения.

В обобщенном варианте данный этап заключается в оформлении таблицы, включающей графы: название рабочего процесса, измеряемые критерии качества, метод измерения и оценки, периодичность и ответственный.

На примере организации воспитательного процесса это выглядит следующим образом. Возьмем организацию досуговой деятельности. Здесь критериями качества нами выдвинуты:

  • удовлетворение различных культурных потребностей и интересов участников (интеллектуальных, художественных, музыкальных и т.д.);

  • возможность выбора форм организации своего досуга;

  • создание ситуаций проявления различных социальных ролей (организатор, участник, зритель), многообразного ролевого «веера общения» (руководитель, подчиненный, равноправный партнер и т.д.).

Методами измерения критериев качества служат: анкетирование (например, после мероприятий, проведенных на каникулах, Недели здоровья); самоанализ деятельности педагога-организатора за месяц на оперативном совещании служб и т.д.

Мы имеем возможность не только сравнить ожидаемый и полученный результаты, но и определить, содержание и организация каких рабочих процессов в большей мере послужили развитию социальных компетенций наших детей.

Получение оперативной информации о качестве процессов в детском доме дает возможность своевременно вносить коррективы в планирование и организацию работы конкретных исполнителей. Особое внимание на данном этапе мы уделяем оценке качества психологической составляющей.

С этой целью в годовой план включается комплекс мероприятий по исследованию педагогического и детского коллективов (к примеру, в текущем учебном году в отношении педагогов изучались стрессоустойчивость поведения, самоконтроль в общении, умение создавать творческую атмосферу, уровень взаимоотношений учителя с ребенком и т.д.; в отношении детей анализировались психологический климат в коллективе, социометрический статус и т.д.).

5-й этап: описание механизмов рефлексии управления качеством рабочих процессов и планирование изменений

Нами используются различные виды продуктивных управленческих игр, в частности, так называемые плановые. Позитивно себя зарекомендовала игра «Анализ деятельности детского дома за учебный год. Планирование деятельности на последующий период».

На подготовительном этапе проводится целый комплекс мероприятий. Например, в отношении преподавателей обобщаются результаты изучения педагогического коллектива педагогом-психологом, изучается удовлетворенность сотрудников условиями труда в детском доме; подводятся итоги развития профессиональных компетенций воспитателей за учебный год и т.д. В отношении воспитанников делаются выводы после изучения детского коллектива педагогом-психологом; осуществляется мониторинг творческого роста ребят; анализируются результаты медицинского, социального, педагогического мониторинга и т.д. Итогом подготовительного этапа является обобщенный «информационный пакет».

Сама плановая игра проходит в течение нескольких дней. Организуются группы педагогов (обычно их три), которые анализируют эффективность конкретных направлений деятельности детского дома за учебный год на основании определенных критериев.

Результатом работы команд становится определение круга конкретных проблем и сильных сторон ОУ за учебный год. Завершается плановая игра деятельностью всего педагогического коллектива по определению дальнейшей стратегии методом SWOT-анализа.

После этого администрацией детского дома разрабатывается план мероприятий по улучшению качества рабочих процессов с указанием сроков и исполнителей (например, расширить спектр методик оценки удовлетворенности педагогов и воспитанников содержанием и организацией рабочих процессов).

Таким образом, по завершении всех этапов процессно-деятельностного подхода мы имеем возможность не только сравнить ожидаемый и полученный результаты, но и определить, содержание и организация каких рабочих процессов в большей мере послужили развитию социальных компетенций наших детей.

Рейтинг@Mail.ru