Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2010

Тема номера

Опрос экспертов

Готовя этот номер, мы попросили наших экспертов вспомнить свои визиты в различные образовательные учреждения в течение года. И задали им вопрос: Какая школа из тех, что вы посетили в минувшем году, вам запомнилась и почему? Ответы – перед вами.

Волгоград

Ирина МАЛОВИЧКО, президент Волгоградской региональной благотворительной общественной организации «Клуб ЮНЕСКО "Достоинство ребенка"»:

– В минувшем году я побывала в 25-ти школах Волгограда, Волжского и Котельниково. Иногда в качестве гостя на торжественных мероприятиях, но гораздо чаще как эксперт, консультант, тренер мастерских и семинаров. Только в рамках программы «Школа – территория примирения» мы сотрудничаем с 72-мя школьными коллективами детей и педагогов.

При этом есть учебные заведения, где я бываю особенно часто. К таким относится МОУ лицей № 6 Ворошиловского района г. Волгограда. На его базе наша организация часто проводит семинары, дискуссии, конкурсы внутришкольного, регионального и международного уровней. Мой выбор в пользу сотрудничества с лицеем не связан с личными предпочтениями. Здесь ведут углубленную подготовку учеников по обществознанию и праву, и, наверное, поэтому он является одним из самых заинтересованных партнеров наших проектов и программ.

Мне очень нравится, что директор лицея Тамара Ловничая видит в нашем сотрудничестве уникальный ресурс для демократизации образовательного процесса, расширения научного кругозора, продвижения инноваций и, что самое важное для меня, последовательно поддерживает гражданскую активность и участие детей в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.

Приведу свежие примеры нашего взаимодействия. В рамках благотворительного регионального проекта «Имею право!» лицеисты-волонтеры под руководством опытных педагогов провели серию игровых занятий с подростками из детских домов и организовали диалог этих детей с Уполномоченным по правам ребенка Волгоградской области.

В июле 2009 г. на базе лицея в рамках международного проекта «Школьники России и Германии за мир и культурное многообразие» прошли творческие мастерские. 25 детей 17-ти национальностей из этих двух стран «впитывали» культуру друг друга, узнавали о случаях дискриминации у самих участников проекта, вырабатывали бережное отношение к особенностям личности и интересам каждого, учились решать конфликты с позиции культуры мира.

 Краснодарский край

Андрей ОСТАПЕНКО, д.п.н., учитель физики Азовского лицея:

– Запредельное количество контролеров и нормативов делают общеобразовательные школы одноликими и похожими. Одним словом, «приведенными в соответствие». А вот в учреждениях дополнительного образования пока остается чуть больше «живого».

Открытием этого года для меня стала краснодарская «Малая академия», которая «дышит» детско-взрослым творчеством благодаря уникальному подходу в подготовке интеллектуально и педагогически одаренных детей через особый уклад даяния другому, «доминанты на другого». Принцип «что отдал, то и твое» стал условием успеха десятков школьников города.

А успехи значительные. Здесь подготовили шестикратного победителя всероссийской олимпиады и трехкратного победителя всероссийских школьных научных конференций. Одна беда – эти ребята зачастую становятся неудобными «белыми» воронами в своих школах. Хотя в МГУ выпускники «Малой академии», похоже, скоро совьют свое гнездо краснодарских «белых» ворон.

Единственное, что в этом учебном заведении огорчило, так это его название – МОУДОД ЦДОД (Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования детей «Малая академия»). Дорогие взрослые, не называйте неприличными словами приличные детские учреждения!

Санкт-Петербург

Наталья КОРЯКИНА, руководитель Детского экологического центра ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»:

– Школы мои коллеги и я посещаем часто, подмечаем множество интересных вещей, даже сложно сказать о чем-то одном. Тем не менее – МОУ «Веревская средняя общеобразовательная школа», Гатчинский район, Ленинградская область. Здесь мы познакомились с «Погружением в эпоху». В течение двух месяцев все классы этого учебного заведения «живут» в одном, выбранном заранее времени (эпоха Петра I, Екатерины Великой и т.д.). На всех уроках происходит знакомство с его особенностями. Таким образом, знания, полученные на различных предметах, позволяют в итоге восстановить целостную картину того времени: когда, почему, как, в каких условиях… Заканчивается такое «погружение» целым учебным Днем эпохи, где каждый класс в творческой форме показывает, что удалось узнать, как «вжиться» в прошлое.

Ирина КОНДРАКОВА, к.п.н, доцент кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена:

– Из тех школ, в которых я побывала в прошлом году, хочу остановиться на двух. Прежде всего, это гимназия № 56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На мой взгляд, это образовательное учреждение не просто XXI века, а уже даже его середины.

Здесь все на высоте – от внешней и внутренней красоты (красиво, всегда чисто, приятные запахи и т.п.), оснащенности (не только интерактивные доски, но и современная медиатека, возможности проведения видеоконференцсвязи) до ощущаемого всеми духа содружества и сотрудничества (детей с детьми, взрослых со взрослыми, детей и взрослых).

Другое учебное заведение – школа № 636 с углубленным изучением иностранных языков. Она является центром международного сотрудничества в школьном образовании, поддерживает постоянную связь с 11-ю государствами Европы. Вероятно поэтому и дух в ней европейский. Если говорить об управленческом опыте, то это прежде всего управление образовательной программой школы, где есть возможность конструирования образовательных маршрутов, языковых практик, международных проектов.

Нарьян-Мар

Ирина КОТКИНА, заведующая библиотекой Ненецкой школы-интерната им. А.П. Пырерки:

– В нынешнем учебном году запомнилась МОУ СОШ № 1 г. Нарьян-Мара, директор – Ширяева Елена Валентиновна. Это учреждение входит в гимназический союз, чьи участники весьма активно общаются виртуально на самые разные темы – история, политика, образование...

Учитель информатики – Людмила Александровна Прилуцкая – обеспечивает бесперебойную работу сложной техники при проведении сеансов связи с гимназиями России. В частности, нашему методическому объединению школьных библиотекарей было предложено виртуально стать участниками Международной конференции «Чтение детей и взрослых. Качество чтения», которая проводится ежегодно в мае.

Как председатель МО я обратилась с просьбой о помощи в организации сеанса связи с участниками конференции к Е.В. Ширяевой и меня поддержали и помогли. Заметим, что оборудование для проведения телемостов есть далеко не в каждом учебном заведении. Тем ценнее база такого уровня как в школе № 1, помогающая организовывать серьезные сетевые проекты, причем, для всех педагогов региона.

С помощью профессионалов, работающих в этом образовательном учреждении, наш телемост прошел удачно, связь была хорошая, все друг друга слышали и видели. Проект соединил Санкт-Петербург и Москву, Ярославль и Уварово Тамбовской области, Северодвинск и Нарьян-Мар.

Великие Луки

Татьяна ЛОЗНИЦКАЯ, заместитель начальника Управления образования Администрации города:

– В силу профессиональной деятельности я часто бываю в образовательных учреждениях нашего города. Из всего многообразия, пожалуй, стоит выделить Кадетскую школу, открывшуюся три года назад. Это учреждение, в котором наряду с преподаванием общеобразовательных дисциплин ведется воспитательная работа, направленная на профессиональное ориентирование, формирование личности обучающихся и подготовку их к служению Отечеству на военном и гражданском поприще.

Это выражается в ношении кадетами военной формы, обязательном соблюдении воинских ритуалов, принятии торжественной клятвы, участии в парадах в честь знаменательных дат, еженедельных построениях с поднятием флага РФ, подведением итогов недели, организации конкурса-смотра строя и песни, военно-полевых сборах на базе Смоленской Военной академии войсковой противовоздушной обороны вооруженных сил РФ.

Развитие этого учебного заведения заметно и по изменению внешнего облика школы, и, конечно, по содержанию работы с детьми. Количество учащихся, поступающих сюда, увеличивается. Ведь под образованием родители сегодня понимают уже не только возможность поступить в вуз, но и то, что называется воспитанностью.

Омск

Людмила КАЗИМИРСКАЯ, директор гимназии № 12:

– Мне очень понравилась, в частности, работа коллег в гимназии № 9 города Омска. Они организовали осенью семинар «Инновационная деятельность в гимназии как условие реализации новой модели образования». В ходе него я посетила урок психологии в 4-м классе «Мы управляем эмоциями или они управляют нами?» Его проводила Татьяна Владимировна Панченко, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2009 году. В классе был «свободный микрофон», у которого каждый мог высказать свое мнение.

Второе мероприятие в рамках семинара называлось так: «Панельная дискуссия по проблеме "Реформа Столыпина, роль в развитии Омского Прииртышья"». В ней принимали участие учащиеся 10–11-х классов. Учитель истории Михаил Васильевич Куроедов, победитель конкурса лучших учителей РФ в 2007 году сумел организовать чрезвычайно интересное обсуждение. Дискуссия была настолько жаркой, что присутствующие учителя не выдержали и вступили в разговор.

Москва

Сергей КОСАРЕЦКИЙ, начальник Центра стратегических разработок ГОУ ВПО МО Академия социального управления:

– Произвел впечатление лицей № 3 им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова, г. Дзержинский Московской области. Здесь отлично реализуется идея профильного обучения по индивидуальным учебным планам с отходом от классно-урочной системы, с привлечением преподавателей вузов. Кроме того, есть все основания считать уклад данного образовательного учреждения действительно «лицейским». Понравилась активность родительского сообщества, создавшего попечительский совет в форме автономной некоммерческой организации и реализующего различные инициативы по поддержке школы; качественная организация питания учащихся.

Жаль, что этому учреждению нелегко сохранить существующую образовательную программу в условиях введения НПФ… Пока упомянутый выше попечительский совет мобилизовался и взял на себя часть расходов на оплату труда педагогов и преподавателей. А что дальше?..

Татьяна ЛЕ-ВАН, к.п.н., ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании, Московский гуманитарный педагогический институт:

– Среди значительного количества московских школ, с которыми наша лаборатория взаимодействует в области здоровьесбережения, хотелось бы особенно отметить три.

В ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 97 г. Москвы, которую возглавляет И.В. Мальчевская, созданы уникальные условия для интеграции образовательной и оздоровительной деятельности, формирования культуры здоровья и ценности здорового образа жизни всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, сотрудников, родителей, общественности. Центр образования активно ведет экспериментальную работу в рамках окружной межведомственной программы Западного округа столицы «Округ здорового детства». Идеология образовательного учреждения «От здоровой школы к здоровой семье, здоровому микрорайону» успешно реализуется в грамотно организованной системе взаимодействия с медицинскими, спортивно-оздоровительными, досуговыми, образовательными, научно-исследовательскими и другими учреждениями.

Однако содействие укреплению здоровья оказывают не только «школы здоровья». Здесь хотелось бы выразить благодарность педагогическим коллективам ГОУ СОШ № 1415, директором которой является Г.Н. Загородникова, и ГОУ ЦО № 345, возглавляемый Н.В. Тверской, за многолетнюю работу над созданием комфортной среды обучения как стимула к учебе и средству сбережения здоровья учащихся и педагогов.

В школе № 1415 уделяется большое внимание не только современному, гигиенически оправданному материально-техническому обеспечению, но и под руководством НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН ведется экспериментальная работа по оптимизации максимальных величин образовательной нагрузки. Комфортные условия обучения создаются для школьников с учетом их индивидуальных особенностей (например, при рассадке учащихся учитываются леворукость, наличие нарушений зрения и осанки).

В ЦО № 345 успешно реализуется полифункциональная модель здоровьесберегающей среды, в которой образование ребенка происходит вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника. В рамках экспериментальной работы по теме «Создание системы педагогического мониторинга по оценке способностей и компетентностей на основе мыследеятельностного подхода» происходит включение всех участников образовательного процесса в реализацию проектов и программ в области сохранения и укрепления здоровья на основе принципа самоуправления.

Прогрессивный управленческий опыт руководителей названных образовательных учреждений – это яркий пример позитивных сдвигов в области заботы о здоровье школьников, педагогов, семьи, намеченных Национальной стратегией развития образования «Наша новая школа».

Марина ПИНСКАЯ, замдиректора Центра методики и оценки качества обучения ГУ–ВШЭ:

Самое сильное и оздоравливающее впечатление на меня в прошедшем учебном году произвела школа Толстого в г. Туле.

Почему оздоравливающее? Я давно уже начала сомневаться в возможности воплощения в школе идеи свободы. Это базовая ценность и ясно заявленная цель вальдорфской педагогики, которая важна и интересна для меня, а также педагогики Толстого.

И вот, придя на урок, я ясно ощутила, пережила это бодрое, здоровое, оживляющее состояние свободы, радостного напряжения мысли, поиска ответов на важные моральные вопросы, интереса к общению друг с другом. Это чувство было общим для детей, учителя, нас, гостей класса. На занятии и, как можно было почувствовать в школе в целом, жила почти недостижимая, придающая образованию смысл, а ученикам и педагогам силы, свобода. А вместе с ней открытость, дружелюбие, внимание, радость.

Уезжая из тульской школы, я чувствовала, что надежда возвращается, что эти мыслящие, свободные дети – факт жизни, с которым нельзя не считаться.

Леонид СТОЛЯРЧУК, учредитель Международной школы завтрашнего дня, координатор программы Школы завтрашнего дня в странах СНГ и Балтии:

– Так как мы входим в сеть международных школ завтрашнего дня, то, в основном, я бываю именно в наших сетевых учебных заведениях. Наибольшее впечатление в этом году на меня произвела школа завтрашнего дня в Дании – Гидеонсколен.

Дело в том, что мы давно занимаемся адаптацией американской учебной программы к нашим, российским условиям. С этим сталкиваются все образовательные учреждения, работающие в нашей системе.

В этом учебном заведении в свое время должны были сделать то же самое. Но в Дании исключительно строгое образовательное законодательство, в рамках которого должны работать школы. В частности, преподавание там осуществляется только на датском языке. Поэтому когда в датской школе завтрашнего дня стали пытаться «вписывать» американскую технологию обучения в систему национального образования, возникло море проблем. Им пришлось пройти сложнейший этап, когда нужно было доказывать чиновникам правильность каждого своего шага. В результате все получилось, и сегодня это учебное заведение является одним из ведущих в Дании. В 2008 году из 1600 школ по результатам национального тестирования оно занимало 25-е место.

Если же говорить об управлении, то директор этого учебного заведения (он же – соучредитель с еще несколькими физическими лицами), в самом начале своего пути нашел частного инвестора, который построил школу в кредит и разрешил выплачивать проценты по нему в виде арендной платы в течение 15-ти лет. К концу этого срока необходимо было выплатить сумму, изначально вложенную в строительство.

После выплаты здание (стоящее по сегодняшним рыночным ценам порядка 15–20 млн долларов) стало собственностью соучредителей (в то время как кредит они брали в размере 2 млн!).

Другими словами, сэкономлены значительные деньги. И с точки зрения стратегии выстраивания материально-технической базы здесь с самого начала все было сделано исключительно грамотно.

Для меня это крайне интересный вариант формирования стратегии школы, адаптации иностранной программы к своим традициям в образовании. Поэтому мы намерены у них поучиться.

Рейтинг@Mail.ru