Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

Education

Лучше меньше да лучше

Школа, в которой учится вся семья

Американский педагог Деннис Литтки более тридцати лет занимается инновациями в образовании. Деятельность этого человека на избранном поприще настолько известна, что про Литтки даже сняли художественный фильм!  Один из последних и наиболее успешных проектов, придуманных в  соавторстве с коллегой – Эллиотом Уошором, называется так: Metropolitan Regional Career and Technical Center, сокращенно MET. Это  сеть небольших школ, в которых старшеклассникам предлагается обучение по созданной специально для них учебной программе.

Учить одного ученика

Первая такая школа появилась в штате Род-Айленд в 1996 г. Сейчас их уже более 70-ти по всей Америке. Подготовкой и открытием новых учебных заведений занимается созданная специально для этих целей некоммерческая организация – компания Big Picture, возглавляемая все теми же Литтки и Уошором.

По словам Литтки, задуманные им школы берут пример с детского сада и начальных классов. Именно там педагоги еще ставят на первое место нужды ребенка, стремятся выявить его сильные и слабые стороны, решить возникшие проблемы на индивидуальном уровне. Однако в средней школе ученики нередко становятся частью общей массы, и у преподавателей нет возможности или времени разбираться с каждым по отдельности.

Стоит ли удивляться, что в традиционных учебных заведениях многие дети утрачивают естественную для них тягу к знаниями и превращаются в равнодушных двоечников?..

Школы MET ставят в центр своей образовательной концепции принцип «учить одного ученика». Соответственно каждый школьник занимается по индивидуальной программе, которая формируется исходя из его личных интересов и требований образовательного учреждения к необходимому уровню академической подготовки. В MET нет обычных классов, оценок и тестов, но, несмотря на это, большинство выпускников успешно поступают в колледж.

При этом MET – не спецшкола с углубленным изучением одного предмета. Ее основная задача – выпустить во взрослую жизнь мотивированных учеников, а не специалистов в определенных областях. Поэтому в учебном процессе большой упор делается на стажировки. По убеждению создателей этой модели, дети учатся лучше, когда они глубоко вовлечены в связанные с реальным миром проекты. А культивируемая в них любовь к учебе важна для их последующего успеха в жизни – как граждан, так и профессионалов.

MET отличается от большинства образовательных учреждений. Ученики изучают меньше предметов, но зато более глубоко. Им приходится тесно работать со взрослыми внутри и вне школы. Вместо прохождения тестов они устраивают выставки, демонстрирующие их успехи. А функцию оценок выполняют детальные отзывы от преподавателей.

Конечно, по окончании школы достижения выпускников приходится «переводить» на понятный для приемных комиссий вузов язык, ведь им некогда читать многостраничные отзывы педагогов. Но, как уже было замечено, колледжи это не смущает: свыше 90 процентов выпускников MET успешно поступают в высшие учебные заведения. Причем часто они становятся первыми представителями своих семей, которым это удалось.

Школа для всей семьи

Личные взаимоотношения – основа существования MET. Учитель и его ученики (их от 13-ти до 16-ти) – это группа, которая сохраняет один и тот же состав в течение четырех лет обучения. Педагоги прекрасно знают каждого ребенка, и у них есть время на то, чтобы помочь всем своим воспитанникам, если у тех возникают проблемы учебного или личного плана.

Команда каждого ученика – в нее входят учитель, родители и ментор – встречается со своим подопечным один раз в несколько месяцев, чтобы оценить его прогресс и распланировать учебную деятельность на следующую четверть или целый учебный год.

В одном из интервью Деннис Литтки рассказал, что ему смешно и странно, когда на педагогических форумах коллеги из обычных школ начинают хвастаться: «Я знаю всех своих учеников по имени!», а окружающие только ахают и охают в восхищении. Для маленьких школ MET это совершенно нормально. Более того: близкое знакомство учителей со своими воспитанниками – залог их успешной учебы. Как же иначе можно определить, какие навыки необходимо развивать ребенку, в чем он силен, а где ему требуется помощь?

Словом, в MET поступает не только ребенок, но и вся его семья. Родители посещают регулярные встречи учебных команд, где они участвуют в разработке программы обучения для своих детей. Также они приходят на выставки, на которых ребята демонстрируют свои успехи. По этим результатам мамы и папы могут высказать свое мнение по поводу того, «прошел» ли их отпрыск четверть или же ему необходимо еще подтянуться.

Помимо вовлеченности в учебный процесс, старшие члены семьи также представлены во всех комитетах, определяющих школьную политику и принимающих решения по важным вопросам. Таким образом их участие в жизни школы выходит далеко за рамки обычной практики.

Стажировка вне стен школы

По вторникам и четвергам дети не приходят в образовательное учреждение. Они отправляются на места своей стажировки.

В больнице юные стажеры могут брать у пациентов анализ крови или вместе с доктором делать врачебный обход. В компьютерной фирме – помогают разрабатывать программы; в юридической – вместе со взрослыми готовят иск по реальному делу; в гараже – участвуют в реставрации раритетной гоночной модели автомобиля… То есть ребята занимаются настоящей работой, а не просто отбывают часы.

Для их педагогов вторник и четверг – не выходные. В эти дни они навещают учеников, во-первых, дабы убедиться, что то, чем они занимаются, – настоящая работа, во-вторых, удостовериться соответствию стажировки поставленным задачам.

При этом круг интересов детей искусственно не ограничивают. Один ученик, например, за четыре года стажировался у инженера, судьи, хореографа и морского биолога. Он закончил множество индивидуальных проектов: принимал участие в постановке мюзикла, а также работал над созданием системы проверки качества воды в заливе Наррангасетт.

Девочка, которую ее прежние учителя в средней школе вспоминали с ужасом, попав в школу MET, озадачила Денниса Литтке заявлением о том, что она хочет изучать… смерть. Тут даже такой прогрессивный педагог пришел в смятение: а что на это скажут другие родители? Однако принцип есть принцип, и ребенка устроили на стажировку в похоронную контору и на кладбище. Когда ученица проводила традиционную защиту своих проектов, ее спросили о причине такого интереса к смерти. Школьница рассказала о воспоминаниях детства в Камбодже, где убили всю ее семью. «С самого раннего возраста смерть была у меня в голове 90% времени, – сказала девочка. – Но сейчас мне, наконец, удалось от этого избавиться». Стоит добавить, что эта ученица успешно закончила MET, а затем получила ученую степень в престижном колледже.

Фото с сайта www.bigpicture.org

По словам Литтки, найти детям менторов в области, которая их интересует, гораздо проще, чем многие думают. Большинству взрослых нравится общаться с подростками, которые любят то же, что и они. Особенно если их собственные дети не интересуются родительской профессией. Менторы, отработавшие четыре года, получают почетную степень преподавателя на выпускной церемонии. И это заслуженно: ведь они действительно были с учениками все это время.

Остальные три дня учебной недели посвящены «обычным» занятиям в небольших группах. Уроки могут быть самые разные: коррекционные семинары по чтению и математике или же продвинутые курсы по программе колледжа, проводимые специально приглашенными преподавателями местных вузов. У школ MET обычно отлажены связи с музеями и научно-исследовательскими организациями, представители которых приходят обучать детей по специальной договоренности.

Единственное, чего, возможно, не хватает школам MET, – это спортивных секций. Но если среди учеников кто-то хочет серьезно заниматься спортом, у него есть возможность тренироваться вместе с командой другого образовательного учреждения. В этом случае ребенку помогут составить расписание таким образом, чтобы оставалось время на тренировки.

Учитель должен интересоваться детьми

А что насчет рядовых учителей? Это особая проблема, поскольку педагогические вузы не готовят специалистов для работы в школах, которые открывает компания Big Picture. Обычно будущим преподавателям объясняют, как нужно стоять перед классом и читать лекцию в традиционном стиле. Возможно, еще им прививают навыки поддержания дисциплины. Ну и конечно, учат самому предмету.

Но в MET педагоги работают по другому принципу: им нужно уметь не только излагать учебный материал целому классу, но и работать с ребятами индивидуально, направляя их обучение и подсказывая нестандартные варианты решения проблем.

Учитель MET должен сам обладать страстью к учебе, так как зачастую ему вместе с учениками приходится осваивать новые для себя области знаний. Поэтому будущие преподаватели MET проходят дополнительную подготовку. Не у всех есть специальное педагогическое образование, поскольку главное условие – это интерес и уважение к детям.

Авторитет Литтки и его коллег, а также реальные успехи учебных заведений, работающих по этому методу, привлекли к проекту большой интерес общественности, а соответственно и спонсоров. Чего скрывать – материальная поддержка в таких случаях не менее важна, чем признание широкой публики. Фонд Билла и Мелинды Гейтсов выделил Big Picture специальный грант в рамках серии пожертвований, сделанных на образование.

Заметим, что большинство школ MET предназначены для старшеклассников, готовящихся к поступлению в колледж. Однако в последние годы в семействе MET появилось и несколько начальных школ. А среди самых свежих планов Big Picture – создание колледжа, который обеспечивал бы студентам индивидуализированное обучение.

Рейтинг@Mail.ru