Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

События

«Мы вернулись к строгой школе»

Руководствуясь принципом, который мы вынесли в заголовок данной статьи, летом 2009 года в Италии не  выдали аттестат 15-ти тысячам школьников. В этой стране, как и в России, подобным образом пытаются модернизировать систему образования. Однако старейшая итальянская газета «Ла Стампа» летом вышла с заголовком «Бум исключенных». Попробуем разобраться...

После землетрясения

В Италии нет 1-го сентября как праздника начала учебы. Каждый регион и провинция сами выбирают, когда начать и закончить учебный год.

Так, 14-го сентября на занятия пошли дети Калабрии, Лацио, Ломбардии, Тосканы, Умбрии, 15-го – Эмилии Романьи и Фриули-Венеция-Джулия, 17-го и 18-го – островов Сардиния и Сицилия, а 21-го – открылись двери временных школ в регионе Абруцци, пострадавшем от землетрясения.

Еще одно «землетрясение» произошло этим летом в самой системе итальянского образования. «Мы вернулись к школе, которая не переводит из класса в класс абсолютно всех, – заявила 13 июля 2009 г. министр образования страны Мария Стелла Джельмини, – проводящей различие между теми, кто учится и кто не учится, хорошо себя ведет и не делает этого».

Так что в сентябре итальянские дети пришли совсем в другую школу. А многие – не пришли вовсе...

Школа пенсионеров

Мария Стелла Джельмини (или, как ее для краткости называют, Мариастелла) – самый молодой министр правительства Сильвио Берлускони. Год назад именно она инициировала реформу итальянского образования. Лозунги – те же, что и в России: оптимизировать расходы на содержание школ и вузов и приблизиться к европейским стандартам.

Сегодня система образования Италии (за исключением, быть может, детских садов в отдельных регионах) занимает низшие строчки в рейтинге стран ЕС.

Итальянские школьники плохо овладевают компьютером, с трудом осваивают иностранные языки и не мотивированы к учебе. А расходы на систему образования не соответствуют результатам.

Многие проблемы здесь напоминают российские. Большинство образовательных учреждений расположено в сельской местности. Молодые итальянские педагоги не хотят ехать в село. Штат сельских школ состоит из пенсионеров (по разным оценкам, их до 60%). Педагоги, пытаясь зарабатывать больше, начинают сражаться за дополнительные часы. В итоге начинается перегрузка учеников или же дело доходит до абсурдной ситуации, ставшей нормой в начальной школе: 3 преподавателя, ревниво делящие между собой 27 учебных часов!

Долгое время итальянскому учителю приходилось заниматься профсоюзной деятельностью едва ли не больше, чем детьми. На забастовки и митинги протеста вызывали повестками, как в СССР – на партсобрания. И горе было тем, кто опаздывал!

Самые бесполезные часы нашей жизни

Традиция получения школьного образования на Апеннинском полуострове сложилась сравнительно поздно. Обязательное среднее образование было введено в Италии лишь в середине 60-х годов. Патриархальная часть общества восприняла всеобуч как унылую повинность, требующую проводить в школьном здании несколько часов.

Даже сорок лет спустя молодое поколение продолжает демонстрировать учителям: отсиживая уроки в школе, им делают одолжение.

«Дни и часы, проведенные с вами, были самыми бесполезными в моей жизни, – сообщает своему классу разгневанный учитель, герой фильма Паоло Вирци «Катерина едет в город» (2002), сыгранный звездой итальянского кино Серджо Кастеллито. – Зачем вы ходите в школу, которая вам ни к чему?»

Под этими словами могли бы подписаться многие итальянские преподаватели. Им не удается предъявить своим воспитанникам главный козырь их российских коллег: конституционную обязанность учиться. Статья Конституции Итальянской Республики гласит: «Школа открыта для всех». И ученики склонны толковать ее исключительно в свою пользу: наскучило учиться – ходи на голове. Ведь школа открыта для всех!

Одних – сократить, других – выгнать

Летом 2009 г. правительство Сильвио Берлускони приступило к школьным реформам.

В частности, впервые не возобновились контракты с педагогами-пенсионерами. Положен был конец и гонке за часами. Школьное время сократилось до 30-ти часов в неделю. Теперь лишь в исключительных случаях, по требованию большинства родителей, оно может быть доведено до сорока. В начальных классах оставлен единственный учитель, получающий нынче более высокую зарплату. Детский сад (или, как его называют в Италии, – «материнская школа») теперь начинается не с 3-х, а с 2-х с половиной лет, что позволяет снять часть хлопот с работающих мам.

Отныне школа также обязана активнее сотрудничать с родителями. Скажем, посылать им sms-сообщения в случае, если ребенок отсутствует на уроке, теперь обязательно. Задействовали и Интернет, где должны выкладываться электронные журналы, создаваться родительские форумы.

Один из главных принципов реформы – строгость, строгость и еще раз строгость. Поэтому снова вводится давно отмененная оценка за поведение. За порчу школьного имущества грозит исключение.

К государственному экзамену на аттестат зрелости стали допускаться только ученики с проходным баллом (то есть с шестью баллами по десятибалльной системе) по всем предметам, включая поведение.

«Школа, которая переводит из класса в класс всех подряд – не то учреждение, которое приносит пользу ученику», – заявила министр образования.

ДЕТАЛИ

Итальянская система обучения делится на три ступени. В 14 лет подростки оканчивают обязательную среднюю школу. Большинство поступает в трехлетнюю старшую профильную школу. Она состоит из сети учебных заведений, готовящих ребят к поступлению в университет. Это профессиональные и технические институты (где можно получить специальность), институты искусств и лицеи (классические, естественно-научные, лингвистические).
В качестве итоговых экзаменов за курс обучения в лицее, техническом институте и т.п. выпускники сдают письменный тест по итальянскому языку (подготовленный Институтом оценки системы образования Invalsi (Istituto per la valutazione del sistema d’istruzione), письменный или устный экзамен по профилю лицея (математика в научных лицеях, латинский язык – в классических) и экзамен, который называют «quizzone» («большая викторина») – письменный тест, состоящий из вопросов с различными типами ответов (как вопросы разделов А и С на ЕГЭ), сформулированными на базе предметов последнего года обучения.
Каждый регион сам назначает сроки экзаменов. Например, когда в этом году последний из них пришелся на 29 июня – день апостолов Петра и Павла, покровителей Рима – римские власти отложили испытания на день. Праздник – важнее.

«Красная шестерка»

Министерство образования предвидело катастрофические результаты выпускных экзаменов 2009 г. Поэтому в начале лета министр лично предложила школам переводить некоторых учеников условно, с так называемой «красной шестеркой» в табеле.

«Кажется, только это изобретение способно предотвратить катастрофу конца года», – мрачно предрекла газета «Ла Стампа».

Из использующейся в итальянских школах десятибалльной отметочной системы на практике из десяти баллов детям выставляются только пять (начиная с «пятерки» – нашей «двойки», вплоть до «девятки»; «десятка» появляется в табелях крайне редко). «Шестерка» является проходным баллом, аналогом российской «тройки».

«Таким образом, в головах руководителей образования и итальянских преподавателей родилась “красная шестерка“, – с иронией написали газеты, – “шестерка“, которая в действительности не “шестерка“, но “четверка“ или “пятерка“ (российские “единица“ или “двойка“. – Прим. автора), замаскированные под проходной балл, чтобы избежать исключения ребенка за неуспеваемость».

Впрочем, основы школьной автономии дают итальянским школам право условной оценки. «При реализации принципа автономии в преподавании, – говорится в национальном Законе об автономии, – образовательные учреждения сами устанавливают форму и критерии оценки знаний учащихся, соблюдая при этом национальные нормативные акты».

Решение о том, что ребенку будет выставлен условный проходной балл, принимает большинство совета класса (в Италии он состоит из активных родителей, учителей, попечителей). Такая оценка должна проставляться в табеле красными чернилами. Ее следует сопроводить письмом к родителям, в котором указывается, что сын или дочь переведены в следующий класс условно, несмотря на задолженности.

Однако в начале лета руководители образования познакомились со статистикой и поняли: условные отметки не спасут.

Выяснилось, что лишь отдельные школы смогли бы перевести некоторых учеников в следующий класс условно. Но в национальном масштабе – это шаг назад.

По статистике минувшего лета, почти 48 из 100 учеников итальянских средних школ имели в первой четверти хотя бы одну неудовлетворительную оценку. В старшей профильной школе таковых насчитывается уже 51 на 100.

«Может ли неудовлетворительная отметка превратиться в проходной балл, пусть даже условный, выставленный красными чернилами? – с недоумением спрашивали журналисты. – Соблюдаются ли с “красной шестеркой“ национальные нормативные акты, которые, по сути своей, категоричны (перевод в следующий класс осуществляется только с проходными баллами, а не с условными)? Министр молчит, но все ясно: возможность условного перевода из класса в класс не заставит учащихся наверстать то, чего они не знали, не вынудит школы организовать курсы для отстающих, подобных тем, что делают для студентов с пробелами в знаниях».

В итоге незадолго до выпускных экзаменов Министерство образования решило отступить. Мария Стелла Джельмини сообщила: никаких условных проходных баллов не будет. «Преподаватели, – предупредила министр, – должны проявить повышенное чувство ответственности в своем решении, переводить ли в следующий класс учащихся с серьезными пробелами в знаниях». Одним словом, исключать – так исключать.

Узнав о результатах выпускных экзаменов, газеты, ратовавшие за соблюдение национального законодательства, сделали вид, что ничего не говорили.

А родители ахнули...

Всем досталось

«Результаты настолько красноречивые, что кое-кто поговаривает о “разгроме“», – констатировала газета «Ла Стампа».

Летом нынешего года 4,4% старшеклассников не были допущены к госэкзамену (это вдвое больше, чем в 2008 г.). 3% вообще не смогли сдать экзамен на аттестат зрелости и не получили никакого диплома (это около 15-ти тысяч человек!). Свыше 63-х тысяч школьников (по другим данным – почти двести тысяч) не переведены из класса в класс.

Наибольшее количество исключенных (23%) и не сдавших экзамен на аттестат зрелости оказалось в профессиональных и технических институтах (старшие школы технического профиля, которые выдают, помимо аттестата, свидетельство об овладении теми или иными специальностями). Меньше всего – в школах искусств (напоминающих наши художественные и музыкальные училища), и еще меньше – в лицеях (профильных школах), готовящих к поступлению в университет (от 4,8% до 6,6%).

Однако вскоре выяснилось, что учащимся лицеев гордиться тоже нечем: около 22% лицеистов выгонят до конца 2009 г., если они не досдадут задолженности.

При этом итальянские «двоечники» не могут пойти доучиваться в ПТУ и техникумы, как их российские сверстники. Технические и профессиональные институты – это и есть итальянский аналог ПТУ и техникума. И если уж ты и там не сдал госэкзамен, то никто тебе не поможет.

«Разгром», как его окрестила пресса, коснулся и высшей школы.

Итальянский университет издавна был местом, где никто не учился (кроме иностранцев, разумеется).

Герой романа Карло Лукарелли «День за днем» (1997) изучает информатику в знаменитом Болонском университете. Алекс – обычный итальянский студент, отнюдь не самый ленивый: он даже нашел работу по специальности. Его учебное расписание таково: ночью он ходит трудиться, а днем лежит на диване и слушает песни Луиджи Тенко. «“Информатика-1“ – последний экзамен, который я сдал в этом году, – сообщает читателям Алекс. – С тех пор от моих поступают лишь угрозы и нагоняи по телефону»*.

В 2009 г. учеба этого персонажа благополучно закончилась бы...

42,2% итальянских студентов в этом году не были переведены на следующий курс, 28,6% – отстранены от учебы до сдачи долгов, 13,6% – не допущены к экзаменам. Впервые за неуспеваемость отчислено 18% студентов с первого курса и 12% – со второго. По приблизительным подсчетам – около 6500 человек.

«Трудно сказать, от чего это зависит: от возросшей строгости преподавателей или от “невежества“ учащихся, – с удивлением написала левая газета “Унита“. – Но Джельмини призывает преподавателей к строгости, и возможно, сказалось именно это».

Ведите себя прилично!

Но главное новшество, которое обескуражило страну, – введение оценки за поведение. Именно она будет напрямую влиять на результат перевода из класса в класс и допуск к экзамену на аттестат зрелости.

«Оценка за дисциплину очень важна, – заявила министр образования, – потому что демонстрирует отношение к товарищам, преподавателям и школьному зданию. Тот факт, что ученик оценивается не только по успеваемости, но и по поведению, является для нас принципиальным».

В 2009 г. с «двойкой» за дисциплину (итальянские пять баллов из десяти) принялись выгонять из школ.

Больше всего таких «двоечников» оказалось в технических институтах. Меньше (не более 0,1%) – среди учеников классических, научных и лингвистических лицеев. И это понятно: все-таки школьники поступают туда для подготовки в университет.

Однако журналисты возмутились, когда узнали о результатах перевода из класса в класс в средней школе «Кардарелли» в местечке Лорентеджо, неподалеку от Милана. Двух шалопаев выгнали за «двойки» по поведению. Директор Пьетро Агапито поспешил дать разъяснения: ученики «были исключены за неуспеваемость по шести предметам». Ребятам этим по двенадцать лет...

«Возвращается строгая школа, – подтвердила министр образования. – Мы не боимся употреблять слова “авторитет“, “дисциплина“, которые должны вернуться и принадлежать миру образования».

Проглотить обиду

В Италии мнения по поводу исключений разделились.

Сенатор Ирене Адеренти (комиссия по культуре и образованию Сената) заявила: «Увеличение числа оставленных без аттестата (хотя это кажется парадоксом) – добрый знак, свидетельствующий о строгости и авторитетности, которые школа должна вновь завоевать».

Бывший заместитель секретаря Демократической партии Мария Анджела Бастико возмущена: «Отказ в аттестации, особенно в конце курса обучения, – это не провал одного ученика. Это – провал школы».

Психиатр Витторино Андреоли в своей книге «Письмо одному преподавателю» безжалостен: «Мы заставляем детей ходить в школу, чтобы потом подорвать их веру в свои силы».

А самый популярный в Италии журнал для семейного чтения «Фамилья Кристиана» заявил: «Строгость – не тот путь, который что-то улучшит».

Крупнейшие итальянские газеты публикуют интервью со знаменитостями, которых в свое время выгоняли из школы.

«Возможно ли, чтобы вы, один из крупнейших итальянских писателей, не могли сдать экзамен по итальянскому языку?» – спрашивает влиятельнейшая газета «Ла Репубблика» у писателя Никколо Амманити.

– Почему бы нет? – говорит человек, чьи романы переводятся и в России. – Мне три раза переносили экзамен на осень. Сказать по правде, в один год меня даже исключили из гимназии. У меня не ладилось с итальянским, но я много читал и страстно увлекался ихтиологией. Мой первый роман родился из двух этих пристрастий, он назывался «Жабры».

– То есть, можно получить премию «Стрега» за лучший роман (вам ее вручили в 2007 г.), даже пропустив школу?

– Ну конечно! Хотя, в любом случае, исключение – это травма. Но я бы хотел посоветовать тем, кто переживает этот опыт, поразмыслить, проглотить обиду, и потом начать сначала. Потеря одного года кажется тяжелым ударом, хотя на счетах жизни она ничто».

Живем нелегально, учимся законно

Некоторые итальянские средства массовой информации попытались копнуть глубже: кто эти ребята, исключенные из школы?

«Сопоставим факты, – пишет журнал “Фамилья Кристиана“. – Среди учеников, отчисленных из образовательных учреждений, высочайший процент – иностранцы. В Генуе именно они составляют 88 процентов исключенных».

Закон 1999 г. гласит, что все дети и подростки школьного возраста, «находясь на территории страны и нуждаясь в различных ступенях обучения, имеют право на образование, независимо от того, есть ли у них постоянный вид на жительство».

Парадокс в том, что сыновья и дочери нелегалов, которых в любую минуту могут выдворить из страны, обладают конституционным правом посещать занятия. Поэтому итальянская школа не знает демографического кризиса. Иностранцев в итальянских образовательных учреждениях уже в шесть раз больше, чем в 1998/99 уч. г. Детские сады и школы на окраинах крупных городов давно стали многонациональными. В них учатся дети албанцев, югославов, румын, поляков, марокканцев, тунисцев, перуанцев, эквадорцев, китайцев, филиппинцев, индусов…

В прошлом году в учебные заведения пришло почти 200 тысяч детей, родившихся в Италии от родителей-иммигрантов (так называемое «второе поколение»). К ним прибавились 46 тысяч новых иммигрантов.

Правительство страны запретило создавать отдельные классы для учеников, не говорящих по-итальянски (считая, что они превратятся в резервации, на которые обязательно будет наклеен ярлык «отсталый»). А закон 2009 г. требует, чтобы в каждом классе было не более 30 процентов иностранцев. Пока неизвестно, как справятся с этим учителя. Ведь на педагогов ложится новое бремя: им надо объяснять детям предмет, в то время как одни понимают язык, другие – едва понимают, а некоторые – не понимают вовсе! (Сюда следует прибавить и тех, кто только делает вид, что не понимает.)

Впрочем, за последние годы мультинациональная педагогика превратилась в одно из самых интересных направлений итальянской школьной жизни. Трудность работы с учениками разных языков и рас увлекает многих итальянских учителей настолько, что некоторые школы готовы полностью перестраивать свой уклад ради обучения детей-иностранцев. Недавно, например, предметом полемики стало желание многонациональной римской школы (носившей до этого имя одного из героев итальянского Рисорджименто), взять имя японского педагога Макигуси Цунесабуро.

Важная деталь: итальянские преподаватели, работающие в многонациональных школах, отрицают, что дети иммигрантов учатся хуже других: «Напротив, если иностранцы поступают в школу в раннем возрасте, они более мотивированы и прилежны».

ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2009 г. два процента российских выпускников (около 20-ти тысяч человек) не смогли сдать ЕГЭ по обоим предметам: математике и русскому языку. Эксперты вздохнули с облегчением: поначалу предполагалось, что неудачников, оставшихся без аттестатов, будет не менее 20% – то есть 200–300 тысяч.
7% – не набрали обязательный минимум в 21 балл по математике, 6% – по русскому языку.
В регионах показатели по обоим экзаменам отличаются: в Приморском крае с ЕГЭ не справились 5,6% выпускников, в Забайкалье – 4,8%, в Калужской области – 3,7%, на Сахалине – около 3%, в Новосибирской области – 2%.
Тем, кто получил неудовлетворительную отметку только на одном экзамене, разрешили пересдачу. Более 83% пересдававших ЕГЭ по русскому языку улучшили свои результаты и получили аттестаты.
Но куда пойдут те, кто остался без документа об окончании школы?
– Любой человек, имея базовое девятилетнее образование и прошедший 10-11-й классы, но не получивший аттестат, имеет право продолжить обучение в учреждениях начального или среднего профессионального образования, – говорит глава Рособрнадзора Любовь Глебова.
А тем временем власти российских регионов предлагают «двоечникам» весьма привлекательные перспективы. В Томской области выпускникам, не получившим аттестата, посоветовали пройти ускоренное обучение в учреждениях начального и среднего профобразования. При этом зачтутся положительные оценки по школьному курсу и будет выдан документ, позволяющий поступать в вузы.
Такой же вариант практикуется в Приморском крае: в течение одного года можно пройти профподготовку и подготовку к ЕГЭ, на будущий год сдать Единый госэкзамен и идти в приемную комиссию.
А власти г. Волжского Волгоградской области решили поддержать тех, кто не сдал ЕГЭ, предложив им бесплатно доучиться в муниципальном Институте экономики, педагогики и права. «Обучающиеся на первых двух ступенях формально являются студентами вуза, но, по сути, посещают колледж, входящий в его структуру, – пояснила секретарь приемной комиссии Инна Мильковская. – Обучение осуществляется по программе средней школы с элементами будущей профессии – педагогики и психологии, юриспруденции и экономики».

Пройдя обучение на первом уровне муниципального института, ребята вправе продолжить учебу в этом же вузе или, повторно сдав ЕГЭ, выбрать другое учебное заведение.

Даша из Неаполя

Больше всего иностранцев учится в итальянской старшей школе: в 2006/07 уч. г. таких молодых людей насчитывалось свыше 103-х тысяч, без гражданства и вида на жительство. Семьи нелегальных эмигрантов работают до седьмого пота, стараясь сделать все, чтобы их дети подготовились к получению итальянского аттестата зрелости.

Летом 2009 г. газета «Ла Стампа» рассказала об украинке Даше, которая вместе с родителями нелегально живет в Италии и блестяще оканчивает лингвистический лицей «Маргарита Савойская».

«Парадоксальна история этой девушки, которая посещает лингвистический лицей в Неаполе, получает высшие оценки, знает шесть языков и владеет культурой, которой могут похвастаться немногие итальянские учащиеся», – воскликнул удивленный журналист.

Даше, которую в Италии называют Дарией, сейчас 20 лет. Она получила аттестат зрелости на Украине, а теперь является старшеклассницей итальянской школы.

Девушка живет в центре старого Неаполя. «Мы – честная семья, а Неаполь – город великодушный, поэтому мы здесь смогли быстро обжиться, – рассказала она корреспонденту. – Папа работает сварщиком, я мою лестницы в двух жилтовариществах, устроилась бэби-ситтером и ухаживаю за стариками».

В начале лета Даша была убеждена, что ей не удастся сдать выпускные экзамены. Новый министерский циркуляр, подписанный Марией Стеллой Джельмини, потребовал от соискателей аттестата зрелости личный налоговый номер (а для его получения требуется сообщить соответствующим органам адрес проживания).

СМИ заподозрили: эта мера введена для того, чтобы не допустить к выпускным экзаменам детей нелегальных иммигрантов.

Однако летом 2009 г. Верховный суд Италии принял решение, которое признавало: экзамены на аттестат зрелости можно сдавать без вида на жительство.

А перед самым началом итоговых испытаний 2009 г. руководители страны сошлись на компромиссе: старшеклассник, лишенный личного налогового номера, может получить аттестат зрелости, но не будет внесен в информационную базу министерства образования.

«Когда я читала министерский циркуляр, почувствовала, как у меня екнуло сердце», – поделилась Даша своими чувствами. А журналист продолжил: «Преподаватели лицея обеспокоились из-за Дарии: кто-то из них предложил взять ее на работу, чтобы она смогла оформить вид на жительство, но бюрократическая машина работает медленно. Теперь девушка сможет получить свой диплом, но ее борьба за достойную жизнь еще только начинается».

Не пойду больше учиться

Узнав о том, что их исключили из школы, многие итальянские школьники заявили родителям: «Учиться больше не пойду!»

На интернет-сайтах и в разных газетных рубриках психологи принялись раздавать перепуганным семействам советы: как вести себя, если их ребенка выгнали: а) из средней школы, б) из старшей школы, в) с первого или второго курса университета?

Советы разумные. Но помогают мало.

В итоге нынешней осенью самые старшие из исключенных вышли на площади. В центре университетского города Болоньи начало учебного года было отмечено палаточным лагерем. В Милане устроили манифестацию. В Риме обещают демонстрацию, которая закончится битьем витрин, а заодно и окон в министерстве образования.

Однако акции протеста закончатся. А 15 тысяч выпускников, заваливших экзамен на аттестат зрелости, не смогут найти легальную работу.

Один мудрый инспектор районо из Бергамо подвел итог: «Исключение из школы помогает только черному рынку труда».

__________________

* В итальянском университете каждый студент имеет право выбрать график сдачи экзаменов, зачетов и т.п. Обязательным для перевода с курса на курс является лишь экзамен по специальности, остальные можно досдавать в свободное время. В данном случае герой книги поступил, как и большинство беспечных студентов: сдал экзамены по информатике за первый курс и решил, что рассчитается с другими задолженностями в будущем учебном году. Такой подход к делу серьезно обеспокоил его родителей, которые читали ему нотации по телефону, но не учебную часть.

Рейтинг@Mail.ru