Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2009

Школьный уклад

Сколько музеев может быть в школе?

Создавать школьный музей – дело хлопотное и требующее огромной самоотдачи. Правда, результаты усилий окупятся сторицей. Работа в музее повышает мотивацию к учебе, расширяет знания по предмету, помогает учащимся развивать детское и молодежное самоуправление, формирует социально-активную личность. В столичном центре образования № 1467 работают целых три музея.

Ежегодно в России происходит свыше 250-ти тысяч пожаров, во время которых погибает около 14-ти тысяч человек, в том числе более 800 детей. Это показывает, что люди плохо знакомы с правилами поведения в экстремальных ситуациях. Как известно, причина каждого десятого пожара в стране – шалости детей с огнем. В соответствии с концепцией комплексной безопасности ОУ, разработанной Департаментом образования г. Москвы, неотъемлемым элементом ее обеспечения является обучение правилам безопасного поведения школьников.

Вопросам безопасности в центре образования всегда уделялось большое внимание. Коллектив школы – учащиеся, учителя – с большим энтузиазмом включился в работу окружной экспериментальной площадки «Внедрение новых форм в работе с детьми по пропаганде противопожарных знаний и безопасного поведения в чрезвычайной ситуации».

Ученики центра образования регулярно посещают пожарную часть. Познакомившись с работой специалистов и заинтересовавшись ею, в школе сформировали дружину юных пожарных. Накопив богатый материал, ребята выступили с инициативой создания школьного музея пожарной безопасности. Он открылся в конце прошлого учебного года при поддержке сотрудников пожарной части № 45 и Центра детского и юношеского творчества «Можайский».

Музей очень молод. Но им заинтересовались члены Совета ветеранов Чернобыля. В настоящее время ведется подбор материалов для экспозиции, посвященной героям-чернобыльцам.

первых дней работы в центре образования открыли гимназические классы, программой которых предусматривалось расширенное изучение русского языка и словесности. На протяжении многих лет в школе велась экспериментальная деятельность в рамках городской инновационной сети «Пушкинское слово». Хорошей традицией здесь стали спектакли и литературно-музыкальные композиции по произведениям великого поэта в постановке школьной драматической студии. Рождению музея способствовали и создание альбомов, научно-исследовательских работ, регулярные творческие встречи с лауреатами Пушкинской премии.

Наконец, в 2007 г., в Год русского языка, по инициативе начальника Западного окружного управления Департамента образования г. Москвы в школе открылся музей «Гостиная Александра Сергеевича Пушкина». Эта идея сплотила учителей, педагогов дополнительного образования, учащихся и родителей. Появилось и много единомышленников. Это дом-музей Чуковского в Переделкине, клуб поэтов «Новопеределкино», школа № 353 им. Пушкина, Государственный литературный музей Пушкина.

Основными задачами стало укрепление национальных корней, углубленное изучение жизненного и творческого пути классика, воспитание глубокого интереса и любви к его поэзии, бережного отношения к русскому языку. «Весь свет, идущий сквозь года, собрался в этом человеке. Он будет славиться всегда – сейчас и в следующем веке», – эти строки ученица Анна Наемкина посвятила Пушкину, потому что он не уходит в историю, он всегда современен.

Уютный музей-гостиная превратился в своеобразный культурный островок духовности. Тут проводятся не только экскурсии на русском, английском и немецком языках, но и вечера, конкурсы чтецов, встречи с поэтами, артистами. При музее действуют кружки: «Клуб любителей русской словесности», «Юные экскурсоводы», «Клуб поэтов». Итогом их деятельности явился альманах «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» В прошлом году первый выпуск сборника оказался дипломантом конкурса, организованного Пушкинским институтом.

В музейных стенах проводятся конференции, семинары, круглые столы для учителей и руководителей из Москвы и других городов, лауреатов Пушкинской премии Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Словении, Македонии. А однажды состоялась встреча с участниками III международного форума пушкинистов. Сюда приехали гости из сорока стран мира. В книге отзывов посол Кубы в Москве написал: «Это живой музей, потому что здесь воспитываются потомки Пушкина, новое поколение русского народа».

«Что, кроме чувства гордости, могут испытывать учащиеся нашей школы, прочитав такие слова о школьном музее в книге отзывов? Ведь они еще раз убеждаются, что Пушкин – солнце русской и мировой поэзии, без которых мир уже не может обойтись», – уверена замдиректора по воспитательной работе центра образования № 1467 Ирина Нестеркина*.

Центр образования сотрудничает с Государственным музеем обороны Москвы, Центральным музеем Великой Отечественной войны на Поклонной горе, поисковыми отрядами «Честь и совесть» и «Родина» Брянской области, с Советом ветеранов района Новопеределкино. Результатом такой работы стало появление в школе военно-патриотического клуба «Звезда», на базе которого в 2006 г. по инициативе учащихся, учителей истории, директора, родителей, Совета ветеранов был создан музей «Бережно память храня».

В поисково-исследовательской деятельности заняты не только учащиеся школы, но и члены их семей. За три года музей участвовал в различных конкурсах, викторинах, неоднократно занимал призовые места. Здесь организуются тематические экскурсии, «уроки мужества», выставки, классные часы, дискуссии. Это и место встреч с ветеранами войны и труда.

В школе дорожат налаженными связями с поисковыми отрядами. Многие экспонаты передали музею именно они. В одной из встреч с поисковиками принимали участие атаман Западного казачьего округа Василий Федорович Зайцев и кадеты Московского казачьего корпуса. Активисты музея подружились с кадетами. Их встречи регулярно проводятся как в музее, так и в казачьем корпусе.

______________

* И.А. Нестеркина – участник московской городской научно-практической конференции «Инновационные технологии планирования воспитательной работы в образовательном учреждении».

Рейтинг@Mail.ru