Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

Наука управлять

Измеряем учебную нагрузку

В редакцию «Управления школой» поступил вопрос от замдиректора по НМР МОУ СОШ № 11 г. Ноябрьска Ульяны Александровны Омельченко: «Обязан ли каждый учащийся в учебном плане старшей школы (профильное обучение) выбирать максимальное количество часов (36) или есть только обязательство выполнить федеральный компонент? Пожалуйста, сообщите ссылку на нормативные документы министерства. Правомочен ли учебный план, где у каждого ученика может быть менее 36-ти часов учебной нагрузки в 10–11-м классах?»

Определение профильного обучения сформулировано в Приказе Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

Профильное обучение представляет собой средство дифференциации и индивидуализации обучения, которое позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения учебы. При этом существенно расширяются возможности выстраивания школьниками индивидуальной образовательной траектории.

Выбирая различные сочетания базовых и профильных предметов и учитывая нормативы учебного времени, установленные действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, каждое ОУ, а при определенных условиях и любой ученик, вправе формировать собственный учебный план.

Такой подход оставляет школе широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащемуся – выбор профильных и элективных учебных предметов, которые в совокупности и составят его индивидуальную образовательную траекторию.

К базовым общеобразовательным учебным предметам относят дисциплины федерального компонента, направленные на завершение общеобразовательной подготовки. Таковыми являются «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «История», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», а также интегрированные учебные предметы «Обществознание» (включая экономику и право) и «Естествознание».

Например, «Естествознание» не является суммой знаний по физике, химии, биологии. Этот предмет призван решать задачу формирования целостной естественно-научной картины мира и ознакомления детей с методами познания, характерными для естественных наук. Такая задача в большей степени соответствует назначению изучения естествознания в профилях гуманитарной направленности – формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире.

Учебный предмет «Естествознание» может не изучаться в случаях, если:

– три учебных предмета естественно-научного цикла («Физика», «Химия» и «Биология») осваиваются на базовом уровнях;

– один учебный предмет естественно-научного цикла проходят на профильном, два – на базовом уровнях;
– два учебных предмета естественно-научного цикла изучаются на профильном, один – на базовом уровне;
– все три учебных предмета естественно-научного цикла осваиваются на профильном уровне.

Остальные базовые учебные предметы изучаются по выбору.

Профильные общеобразовательные учебные дисциплины – это учебные предметы федерального компонента повышенного уровня, определяющие специализацию каждого конкретного профиля обучения. Так, «Физика», «Химия», «Биология» являются профильными в естественно-научном профиле; «Литература», «Русский язык» и «Иностранный язык» – в филологическом профиле; «Обществоведение», «Право», «Экономика» и др. – в социально-экономическом и т.д.

При профильном обучении учащийся выбирает не менее двух учебных предметов на профильном уровне. В случае если «Математика», «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «История» и «Физическая культура», входящие в инвариантную часть федерального базисного учебного плана, осваиваются на профильном уровне, на базовом они не изучаются.

Совокупность базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов определяет состав федерального компонента федерального базисного учебного плана.

Региональный (национально-региональный) компонент для X–XI классов представлен количеством часов, отводимых на его изучение.

Элективные учебные предметы – обязательные дисциплины по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения. Они выполняют три основные функции:

1) развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных дисциплин на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
2) «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов школьников в различных сферах человеческой деятельности.

Фото А.Степанова

Фото А.Степанова

Если выбранный учебный предмет на профильном уровне совпадает с одним из обязательных на базовом, последний исключается из состава инвариантной части.

При составлении индивидуального учебного плана учащегося следует исходить из положений указанного документа. Так, совокупное время, отведенное в учебном плане на предметы федерального компонента (базовые обязательные + профильные + базовые по выбору), не должно превышать 2100 часов за два года обучения. Если после формирования федерального компонента остается резерв часов (в пределах до 2100), то они переходят в компонент образовательного учреждения.

Это время используется для преподавания предметов, предлагаемых школой; проведения учебных практик и исследовательской деятельности; осуществления образовательных проектов и т.п. Их также можно употребить для увеличения количества часов, отведенных на преподавание базовых и профильных учебных предметов федерального компонента.

Таким образом, каждый учащийся профильного класса для получения документа государственного образца обязан освоить учебную программу в полном объеме:

– не более 2100 часов по федеральному компоненту;
– 140 – по региональному;
– не менее 280-ти – по компоненту образовательного учреждения.

Указанный документ устанавливает предельную допустимую учебную нагрузку для школьника при разной продолжительности учебной недели. При шестидневке он обязан обучаться в объеме 2520-ти часов в год, т.е. 36 часов в неделю. При пятидневке, соответственно, 2450-ти часов в год, т.е. 35 часов в неделю.

Именно при выполнении такого объема учебной работы учащийся будет признан освоившим образовательную программу профильного класса.

Рейтинг@Mail.ru