Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Наука управлять

Народный проект системы образования

Ведущая проекта – Наталья Александровна ШТУРБИНА, к.п.н., директор МОУ СОШ № 25, г. Таганрог

Уважаемые директора!

В № 9 вам впервые было предложено обсудить нашу систему образования с целью определения приоритетных направлений ее преобразования.

Мы часто жалуемся, что нам «что-то» спускают «сверху», и считаем: данные задания приведут не к тем результатам, которые необходимы в настоящее время. Ведь мы – управленцы-практики – быстро определяем: получится не так, как прописано (а может, и вообще не сработает). Иногда с ухмылкой говорим: «Это мы уже проходили, но под другим девизом...» или «Такое ни к чему новому не приведет – заглохнет».

И именно для проведения реальной модернизации необходима открытая дискуссия управленцев.

Во-первых, управленческий опыт позволяет сразу мысленно перекладывать теоретический документ в нашу практику и делать определенные выводы.

Во-вторых, при хорошем научном сопровождении директора могут предложить свои проектные стратегии, которые наиболее эффективно помогут реализовать поставленные задачи (только следует четко отделить линии развития от просто красивых девизов).

Данный проект будет осуществляться по технологии «Взращивание древа проектных стратегий», описанной в № 11 «УШ». Напомню ее основные шаги.

«Корни древа». Собираем стратегические идеи (анализ общественных тенденций, государственной политики + научная основа + использование опыта (как положительного, так и отрицательного) + анализ реальной действительности работы школ и т.д.).

«Ствол древа». Основной стратегический проект (приоритетные задачи, механизмы реализации, общие показатели результативности и т.д.).

«Ветви древа». Проекты по основным направлениям преобразований, развития системы образования (с четкими индикаторами результатов по каждому вопросу, сроки, ответственные и т.д.). На этом этапе нужно прописать задачи, планы для всех структур, субъектов образования.

«Листва древа». Здесь мы получим результаты первых шагов и на основе их анализа – уточненную модель системы.

«Плоды древа». Воплощение мечты – новая эффективная система образования.

Итак, мы начинаем наш проект со сбора стратегических идей («корни древа развития»). А для этого ждем от вас:

1. Определение проблемных зон в практике работы школ (если возможно, то с вашими вариантами их устранения).
2. Анализ государственных документов, связанных со стратегией развития образования (важно мнение руководителей-практиков).
3. Предложения по становлению новой системы российского образования (что надо менять и как), которые могут базироваться как на личном опыте, так и на научных теориях (мы очень хотим, чтобы в нашем проекте приняли участие ученые).
4. Определение показателей, критериев эффективности образования. Это одна из важных частей проекта, так как, дорогие руководители, требуется «мерить» нашу работу.

Болевые точки

Редакция «Управления школой» уже начала получать письма от руководителей, которым не безразлично, в каких условиях мы будем работать, по какому пути пойдет развитие наших ОУ.

Интересные материалы прислала директор МОУ гимназия № 9 г.  Екатеринбурга Екатерина Александровна Сибирцева. Она обобщила мнения сообщества директоров школ города, выделила проблемы, относящиеся непосредственно к деятельности управленцев. Процитируем ее письмо...

1. «Крайняя бюрократизация образования. Количество бумаг огромно, деятельность школы регламентируется массой локальных актов и приложений к ним и пр. Ни в одной коммерческой организации нет такого бумагооборота».

2. «Несогласованность планов различных учреждений, имеющих непосредственное или косвенное отношение к ОУ. Успеть везде просто невозможно, а не выполнить распоряжения вышестоящих организаций нельзя. К тому же на школу возложено слишком много не свойственных ей функций. То есть если у ребенка все хорошо – это его заслуга (семьи), а если что не так – виноваты учителя. Такая позиция находит общественную поддержку и часто обсуждается в СМИ, к сожалению».

3. «Произвол надзорных органов. Может, президент должен дать команду, чтобы школу не трогали? Удивительно, но я еще в должность не вступила, а меня уже в прокуратуру вызвали. Разве это нормально, что с учебным заведением борются как с преступниками, коррупционерами и пр.?»

4. «Отсутствие единых подходов к системе оценки качества образования на федеральном уровне. В результате у нас, например, во многих школах такие системы разработаны, но они не согласованы друг с другом, нет возможности сопоставить данные, и отсутствуют четкие индикаторы».

5. «ЕГЭ... На эту тему можно говорить бесконечно. Скажу только, что в целом такая технология нужна, но почему нельзя выдать аттестат, если ребенок не сдает единый экзамен? Если же он хочет поступать в вуз – пожалуйста: единые тесты, единые требования – это разумно. А оставить человека без документа о среднем образовании, наверное, это слишком. В частности, такая проблема актуальна для детей-мигрантов, которые просто не могут на должном уровне сдать русский, как бы они ни старались».

6. «Отсутствие эффективных методов управления качеством образования. Не секрет, что уровень подготовки выпускников определяют в основном два параметра – квалификация педагога и средняя успеваемость класса. Все индивидуальные образовательные маршруты в массовой школе – миф. Это пригодно для единиц, но не может быть повсеместной практикой. Поэтому у руководителя должна быть возможность проводить дифференциацию. А мы в нашей бюджетной сфере даже уволить сотрудника практически не имеем права».

7. «У меня лично сложилось впечатление, что российская школа должна решить все проблемы нашего общества, а если не получится – ну что ж, сама и будет виновата. Не многовато ли на наши плечи?»

Вот такие моменты были выделены нашей коллегой. На мой взгляд, это касается многих директоров. Или я ошибаюсь? Обратите внимание на последний пункт. Екатерина Александровна очень остро вскрыла противоречие: школа воспринимается органом решения проблем общества, по-моему же мнению, она должна служить основой для его развития, а это очень принципиальное отличие. От понимания государственной властью этой разницы зависит, как будет работать система образования и при помощи каких действий мы устраним негативные общественные тенденции (понятно, что и школа станет участвовать в этом совместном процессе, а не только окажется ответственно назначенной за их устранение).

А теперь – некоторые размышления о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

На данном этапе она позиционируется как основная стратегия. Изучая ее, у меня возникает ряд вопросов.

Первый. В данном документе написано: «положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием определяют следующие пять основных направлений развития общего образования»:

1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ как по форме, так и по содержанию должен значительно измениться.
5. Здоровье школьников.

Да, это правильные направления, понятные всем, но почему именно они? По какому принципу их отбирали? Это же должно базироваться на каком-то анализе, научных теориях. Можно представить структуру любой диссертации или проекта: актуальность, противоречия, проблема и только потом задачи.

За основу можно взять хорошую структуру Программы развития школы, ставшей победителем национального проекта. Там мы обязательно найдем обоснование тех направлений, на которых базируется развитие учреждения. В данном документе важные части заменены общими фразами о том, что так важно обществу, и все (вспоминайте предыдущие государственные концепции и как в итоге они сработали).

Уважаемые руководители, выскажите ваше мнение по реализации указанных направлений.

Второй вопрос: а где научная платформа стратегии? Ведь мы же уже пришли к пониманию, что все процессы имеют свою научную основу. Даже в названии министерства образования появилось слово «наука».

Третий, и самый главный. Раздел «Инструменты и механизмы обновления школьного образования» разве несет в себе заявленную тематику? Там продолжен тот же стиль общих набросков узконаправленных мероприятий. Нет ни целостности, ни самих механизмов, ни тем более инструментов. Где четкие планы по их реализации, какие задачи ставят перед каждой структурой? Как это будут отслеживать (показатели, индикаторы)?

Данная доктрина не дает четких представлений о том, «что принципиально нового и при помощи чего намечено реализовывать». А вроде мы всегда делали то, что могли в названных направлениях (если позволяли условия и возможности). Для кардинальных изменений нужны кардинально новые действия, ресурсы. Или опять «сверху» заявили сделать новую школу, а вы, директора, как-то выкручивайтесь (и не забудьте отчитаться).

Я сделаю свой вывод: это идейный продукт, который может служить лишь одним из посылов по созданию государственной стратегии. Необходимо продолжить работу над проектом по модернизации системы образования, который будет разработан по всем правилам проектирования, со всеми составляющими.

В этом плане можно отметить идею Департамента государственной политики в образовании в лице И.М. Реморенко, направившего в субъекты Российской Федерации методические рекомендации по проведению ежегодных августовских педагогических конференций работников образования на тему: «Основные направления реализации национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”» (Рекомендации по проведению августовских педагогических конференций, № 03-868 от 4 мая 2009 г.)

Кстати говоря, я просматривала на сайтах планы работ различных министерств, управлений образования (это очень хорошие показатели настоящей действительности в отличие от общих девизных посылов) и могу отметить, что они зачастую спроектированы на функционирование. Там с трудом найдешь пункты, направленные на развитие образовательного процесса в качественном контексте.

А если таковые и просматриваются, то они не соединены общей логикой, не идут от каких-либо четких задач по модернизации самого содержательного аспекта образовательного процесса. Поэтому надеяться на ближайшее «светлое будущее» не приходится! Даже в министерствах образования общие стратегии «разбиваются» уже об обычные планы на год!

Обращаюсь к вам, директора!

Давайте предпримем попытку обозначить контуры развития нашего образования. Не оставайтесь в стороне! Может, именно ваши идеи станут основой кардинальных перемен в нашей образовательной системе.

Жду отзывов по электронному адресу редакции upr@1september.ru и по почте: ул. Киевская, 24, г. Москва, 121165.

Рейтинг@Mail.ru