Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

Откровенный разговор

О возможных формах работы с родителями

Проблема разделения ответственности между семьей и школой исходит из   определения их ролей. Эти социальные институты должны воспитывать. Возникает вопрос о том, как им взаимодействовать, чтобы   максимально эффективно способствовать развитию ребенка, не  «растащить» его в разные стороны.

Немного истории

В период советской власти, когда развитие каждого гражданина определялось социальной необходимостью и действовала жесткая система распределения кадров, родителям не нужно было принимать на себя ответственность за образование детей. Эта забота практически полностью лежала на государстве. Тому же способствовала идея социального равенства. Всем давалось одинаковое общее образование, и принимать решения, связанные с выбором школы, образовательной программы и т.д., не требовалось.

В современных условиях значительного разнообразия образовательных услуг родители должны гораздо в большей степени включаться в процесс воспитания и образования детей.

Тяжесть ответственности

Однако семья не готова принимать на себя такую ответственность в полном объеме. Отчасти это связано с высокой занятостью и недостатком времени. Возникает даже определенный парадокс – родители интенсивно зарабатывают деньги на образование детей, потому погружаться в его содержание и проблемы им становится некогда.

К тому же, мамы и папы нынешних школьников некогда обучались в массовых советских школах и имеют очень смутные представления о том, что сегодня представляют собой образовательные учреждения разного уровня (чем отличается лицей от гимназии и от общеобразовательной школы, школы-интерната и т.д.). Тем более отсутствует хотя бы малейшее представление о том, в чем разница между теми или иными образовательными программами, и какие индивидуальные особенности ребенка будут способствовать или препятствовать его успешному обучению в конкретном образовательном учреждении по определенной образовательной программе.

Чаще всего, выбирая школу, родители руководствуются соображениями комфорта и престижа. Что не имеет прямого отношения к качеству образования и результатам обучения.

Попросту семья не готова к тому, что образовательное учреждение уже не несет полной ответственности за обучение и воспитание ребенка, и многое зависит от нее самой.

Со своей стороны школа сталкивается с проблемой падения авторитета учителей и работников образования в свете совершенно иных ценностей нового поколения учащихся. Воздействие на сознание ребенка общественных институтов резко ослабло, фокус внимания переносится в семью, родители имеют авторитет гораздо больший, чем педагоги, их мнение более значимо. Поэтому учителя уже не могут самостоятельно решать вопросы, связанные с воспитанием.

Таким образом, вопрос распределения ответственности между семьей и школой за образование подрастающего поколения в наше время встает наиболее остро. Решить его можно только через налаживание коммуникации между этими двумя социальными институтами: информировать родителей об особенностях различных ОУ и программ, вовлекать их в процесс обсуждения целей обучения и результатов образования, помогать в формулировании осмысленного и осознанного социального заказа на образовательные услуги.

Формы работы с родителями

Для решения поставленной задачи можно использовать различные методы. Важно поднимать этот вопрос на классных и общешкольных родительских собраниях, во время индивидуальных консультаций. Но наибольший эффект имеют мероприятия, направленные на совместную работу коллектива школы и семьи в жанре сотрудничества, поиск решений проблем из позиции «на равных».

Такие формы зависят от специфики образовательного учреждения, целей и насущных проблем. Ниже мы расскажем о двух возможных вариантах, разработанных в гимназии № 42 г. Кемерово. Это проектный семинар с родителями будущих первоклассников и конференция отцов. Мы надеемся, что предлагаемые сценарии будут вам полезны.

Необходимо отметить, что разработку и проведение подобных мероприятий желательно осуществлять совместными усилиями администрации школы, заинтересованных педагогов и школьного психолога. Мало того, к этой работе нужно подключать и родительский актив. Только в таком случае можно учесть все нюансы и сделать событие по-настоящему полезным и актуальным для всех участников.

Проектный семинар для родителей будущих первоклассников

Мероприятие проводится в летний период до начала учебного года. В нем участвуют администрация школы, педагоги, психологи, родители будущих первоклассников.

Целью является совместное формирование образа ученика и разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования учащихся.

Семинар очень важен, поскольку помогает определиться со всеми животрепещущими вопросами взаимодействия еще до начала образовательного процесса, позволяет войти в него уже с выработанными позициями, согласованными установками и т.д. Кроме того, он дает возможность лучше узнать школу и педагогов, познакомиться между собой. Опыт показывает, что родители, прошедшие через такой вводный семинар, становятся сплоченной командой, а это помогает и в дальнейшем.

Задачи семинара:

  • информирование родителей о целях, задачах, особенностях образовательного процесса конкретного ОУ (знакомство с документами, регламентирующими его деятельность, – уставом и концепцией);

  • формирование социального заказа на образовательные услуги со стороны родителей;

  • создание единого представления об образе ученика у администрации школы, педагогов, родителей;

  • разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитания учащихся;

  • согласование плана действий администрации школы, педагогов и родителей по воспитанию и образованию детей в соответствии с разработанным образом ученика гимназии.

Время, необходимое для проведения семинара, – 2 дня по 8 часов (всего 16 часов).

Сценарий мероприятия

День первый.

Задача дня – формирование единого образа ученика, формулирование социального заказа школе со стороны родителей.

План мероприятий:

1.  Установочный доклад – 1 час.

2.  Работа в группах по формированию образа ученика – 4 часа.

3.  Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 3 часа.

Ход работы.

Установочный доклад делается на общем пленарном заседании, где присутствуют администрация ОУ, педагоги, родители. Организатор (это может быть директор школы или ее научный руководитель) объясняет цели, задачи первого дня семинара и дает задание для работы в группе, а именно: сформировать образ ученика (выпускника) начальной, основной и средней школы.

Для обсуждения необходимо задать определяющие рамки. Ими, на наш взгляд, является следующее:

  • социально-экономическая ситуация в стране, регионе, городе;

  • возрастные особенности учащихся начальной, основной, средней школы;

  • образовательная система конкретного ОУ.

Каждая из этих категорий подразумевает определенные требования: задает позиции, которые должен уметь занимать ребенок; очерчивает виды деятельности для освоения и необходимые характеристики учащегося.

Подробная информация предоставляется в установочном докладе. Это может сделать как организатор семинара, так и узкие специалисты (например, о возрастных особенностях рассказывает психолог, а об образовательной системе – заместитель директора школы).

После установочного доклада все присутствующие делятся на три группы (например, как представлено ниже):

1. Педагоги и завуч начальной школы, часть родителей.

2. Педагоги и завуч основной школы, часть родителей.

3. Педагоги и завуч старшей школы, часть родителей.

Каждая из них обсуждает образ ученика, исходя из обозначенных в установочном докладе рамок. В процессе групповой работы могут рассматриваться следующие вопросы:

  • Что должен знать и уметь ребенок в определенном возрасте?

  • Какие виды деятельности освоить?

  • Какими категориями мышления уметь пользоваться (какие категории организуют мышление)?

  • Какие мыслительные операции совершать?

  • Какие нормы и ценности должен освоить?

  • Какие личностные качества необходимо развить?

  • На чем нужно делать акцент?

  • Чему следует учить (на что делать упор в образовании)?

Директор и научный руководитель при этом являются консультантами и могут оказывать организационную, информационную помощь.

По итогам работы каждая группа готовит доклад «Образ ученика начальной (основной, средней) школы». Каждый из них представляется на пленарном заседании и обсуждается с остальными участниками. При этом необходимо сделать акцент на преемственности. Важно учесть, каким образом продолжается начатое на предыдущей ступени обучения, и готовит ли она необходимую для последующей эффективной работы площадку.

Результатом первого дня семинара должен стать образ ученика начальной (основной, средней) школы, представленный в виде конкретных характеристик (компетенций).

День второй.

Задача дня – разделение сфер ответственности между администрацией, педагогами, родителями за результаты образования и воспитание детей; согласование плана действий сторон в соответствии с разработанным образом ученика.

План мероприятий:

1. Установочный доклад – 30 минут.

2. Работа в группах по определению зон ответственности администрации школы, педагогов, родителей – 2 часа.

3. Представление результатов на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа.

4. Работа в группах по составлению плана действий по воспитанию и образованию учащихся в соответствии с разработанным образом – 2 часа.

5. Представление результатов работы групп на пленарном заседании, обсуждение докладов – 1,5 часа.

6. Подведение итогов семинара – 30 минут.

Ход работы.

На общем пленарном заседании в установочном докладе организатор представляет обобщенный результат первого дня и дает задание для работы в группах, а именно: определить зоны ответственности администрации школы, педагогов, родителей в воспитании и образовании детей и представить результаты в таблице.

Таблица

Зона ответственности

Администрация

Педагоги

Родители

Для того чтобы обсуждение было конструктивным, необходимо в установочном докладе ввести понятие ответственности. Можно предложить следующее семантическое понимание этого термина. Ответственность – от слова «ответ», значит ответственное поведение – когда человек ставит перед собой вопросы, прогнозирует некоторые результаты, стремится к ним, отвечает за них.

Иначе говоря, индивидуум отвечает на все вызовы окружающей среды, а не «плывет по течению».

Так, в какой зоне родители видят для себя подобные вопросы, а когда их не возникает, поскольку они полагаются на чью-то волю? На основании этого понимания ответственного поведения можно предложить участникам семинара заполнить таблицу.

После установочного доклада все делятся на три группы:

1.  Администрация школы.

2.  Педагоги.

3.  Родители.

Каждая группа заполняет таблицу, исходя из обозначенного подхода к ответственности. По итогам работы готовится доклад, представляемый на пленарном заседании. При обсуждении необходимо обратить внимание на следующие моменты:

  • Понятие о зонах ответственности у разных групп сильно различается.

  • Зоны ответственности явно несбалансированны.

  • При обсуждении группы не стараются договориться между собой, а спорят, конкурируют, перекидывают друг на друга ответственность за итоги обучения.

Здесь можно вернуть участников к модели ответственного поведения, указав на то, что у них есть общая цель – воспитание и обучение детей в соответствии с образом ученика. А действия, которые они совершают в данный момент, не приведут к желаемому результату.

Таким образом, ситуация направлена в сторону разработки единой сбалансированной системы распределения ответственности. Хорошо, если в процессе обсуждения участники обратят внимание на то, что вся она поделена между взрослыми, а ее необходимо постепенно отдавать детям. Тогда в таблице должна появиться еще одна колонка – зона ответственности учащихся.

После того как на пленарном заседании будет разработано единое представление о зонах ответственности всех субъектов образовательно-воспитательного процесса, организатор дает следующее задание для работы в группах – составить план образовательно-воспитательных мероприятий в рамках своей зоны ответственности. Происходит критический анализ каждого из них и составление единого плана воспитательно-образовательного процесса.

В завершение семинара организатор получает от участников обратную связь. Для этого в письменной или устной форме предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Оцените семинар по 10-балльной системе.

  • Что для вас было наиболее полезным?

  • Что оказалось новым? Какое открытие для себя вы совершили за эти два дня?

  • Удовлетворены ли вы результатом семинара?

  • Готовы ли выполнять план воспитательно-образовательной работы?

  • Нужны ли, на ваш взгляд, подобные мероприятия в будущем?

  • Пожелания, предложения по организации семинара.

В конце учебного года для того чтобы оценить, насколько план, составленный на семинаре, был реализован, можно провести анкетирование среди родителей.

Пример анкеты:

1. Какие требования к итогам образования своего ребенка вы предъявляете?

2. Оцените его достижения.

3. Какие положительные результаты образования своего ребенка вы можете отметить?

4. Какие отрицательные результаты этого процесса вы заметили?

5. Каковы, на ваш взгляд, нерешенные проблемы в образовательном учреждении?

6. Какие собственные нерешенные проблемы в воспитании своего ребенка вы видите?

7. Кому и за что вы хотите сказать спасибо?

Конференция отцов (из опыта работы)

Такая форма работы была призвана решить несколько задач. Во-первых, поднять актуальный вопрос о роли отца в воспитании ребенка. Во-вторых, развить тему ответственности семьи и школы в этом процессе.

Разработка конференции стала совместным проектом администрации, педагогов и психологической службы гимназии. Для участия мы пригласили отцов всех наших гимназистов – каждому было передано персональное письменное приглашение. К сожалению, желание и время нашлось далеко не у всех, однако общее число присутствовавших на мероприятии оказалось больше, чем мы ожидали. Ведь на классных родительских собраниях зачастую не видно ни одного папы. Но, видимо, форма приглашения и название встречи – конференция – вызвали некоторое доверие у мужчин.

Главный итог можно выразить словами одного из пап: «Удивительно, дочь уже такая большая, а я ведь только благодаря этой конференции в первый раз задал себе вопрос: а какой же я все-таки отец?». Действительно, в суете ежедневных забот, когда голова днем и ночью занята работой (а «недостаток времени в сутках» все единодушно назвали своей основной трудностью при воспитании детей!), часто не хватает свободной минуты, чтобы остановиться и задуматься.

Тема конференции звучала так: «Роль отца в воспитании ребенка». Проведенное перед этим анкетирование гимназистов (мы опросили ребят о разных аспектах взаимодействия с папой) показало, насколько она важна. Ведь отец для ребенка – это тот человек, который, прежде всего, влияет на становление его мировоззрения, взглядов на жизнь, идеалов и моделей поведения.

Дети всегда оценивают своего отца весьма придирчиво – им хочется видеть папу сильным, ответственным, решительным, справедливым, им важно гордиться его достижениями, уважать. Именно на основе отцовских поступков и мальчики, и девочки выстраивают свое представление о мужской модели поведения. Что тут говорить, роль отца более чем ответственна, и ей не просто соответствовать.

Участники конференции работали в режиме, привычном для учеников нашей гимназии: в небольших группах они размышляли над несколькими вопросами, после чего представляли свой доклад на пленарном заседании. Основной задачей было составление «портрета идеального отца». Выявлялись трудности, обозначались возможные пути их решения. Пленарное заседание прошло интересно, все активно включились в работу, притом что сравнивать себя с идеалом не так уж легко.

Всех качеств «идеального отца», названных группами, не перечислить. Однако все группы сошлись на том, что необходимо проявлять последовательность и стойкость в воспитании, вести здоровый образ жизни, выделили такие важные качества, как терпение и ответственность. Поговорили о важности искреннего интереса отца к делам сына или дочери. Отцы старшеклассников акцентировали внимание на том, что в первую очередь нужно любить своего ребенка, любить и уважать его мать и, в целом, ценить понятия «дом» и «семья»…

В ходе беседы не раз было замечено: «по умолчанию» образованием ребенка занимается школа, в некоторых случаях – мать, но мужчины исключают себя из этого процесса.

Спорные дискуссии возникли на пересечении таких вопросов: «Должен ли быть идеальный отец успешным в жизни? Что лучше для ребенка: папа – благополучный бизнесмен, способный обеспечить свою семью, постоянно занятый работой, но карьерными успехами которого ребенок может гордиться? Или человек, не смогший, как хотелось, реализовать себя в работе (оставив эту стезю, например, для матери), зато отдающий много времени и внимания своим детям?»

Группы пришли к такому выводу: разумеется, отец, мужчина должен быть успешен, но успешность эта выражается не в количестве денег или занимаемой должности, а в удовлетворенности своим делом, ролью и местом в социуме, умением идти к цели, преодолевая препятствия. Тогда папа станет авторитетом, опыт и знания которого захочется перенимать, чья вера в себя передастся ребенку.

Как же решать основную проблему, обозначенную отцами, – нехватка времени? О ней заявили все группы и в ходе обсуждения пытались доказать друг другу и самим себе неразрешимость этого обстоятельства, пока не прозвучала суть: время – лишь объективный фактор, винить его в трудностях с воспитанием детей равносильно тому, что упрекать дождь за то, что промокли, тогда как вы просто не взяли зонт.

Возник и такой вопрос: «А если бы времени в сутках стало на несколько часов больше, вы уверены, что уделили бы его именно ребенку, а не взялись за еще какой-то деловой проект?» Все прозвучавшие вопросы вернули участников конференции к осмыслению личных трудностей, которые необходимо преодолеть.

Разговор зашел и о том, что иногда сыну или дочери достаточно уделить пять минут, но это окажется ценней, чем проведенный вместе целый день. Если потратить это время правильно, если между отцом и ребенком есть точки соприкосновения, если родители умеют не только говорить с детьми об отметках и выполнении поручений, то обе стороны получат истинное удовольствие от общения.

В целом, разговор на конференции получился по-мужски серьезным и откровенным. Много было поднято серьезных и личностных вопросов, у каждого была возможность задуматься о себе, поразмышлять о том, что можно изменить к лучшему.

Таким образом, адекватно подобранная форма мероприятия помогла наладить важный диалог между родителями и школой.

Рейтинг@Mail.ru