Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2009

Тема номера

Шефство как содержательное сотрудничество

В школе села Нердва Пермского края управляющий совет предложил реализовать в период летних каникул одну подзабытую, но красивую идею. Задуманный тут проект предполагает привлечение активной части родителей и представителей общественности к шефству над детьми из семей, находящихся в социально опасном положении. О том, как складывалась эта работа, рассказывает директор МОУ «Нердвинская средняя общеобразовательная школа» Галина Сергеевна ЛОЖКИНА.

Нашу школу пригласили на краевой конкурс инновационных проектов по расширению общественного участия в управлении образованием «Путь к партнерству». И мы решились.

Начали с создания управляющего совета. Я сама активно пропагандировала его идею. Но когда в сентябре прошлого года мы стали привлекать представителей родительской общественности, оказалось, что никто не хочет брать на себя никаких обязательств.

Тем не менее, надо было что-то придумывать. Обсудив насущные проблемы, запустили проект управляющего совета по организации индивидуального кураторства над подростками группы социально опасного положения (СОП) во время летних каникул.

Дело в том, что 13 учащихся нашей школы воспитываются в неблагополучных семьях, 9 ребят стоят на учете в ОВД. Думаем, что с подобными трудностями сталкиваются сегодня многие ОУ.

Предоставленный сам себе школьник не находит в близком окружении достойного жизненного образца. Особенно тревожным периодом являются летние каникулы, когда существенно ослабевает влияние школы. Разумеется, она не может изменить ни материальный достаток семьи, ни сложившийся семейный уклад, однако в состоянии обеспечить присутствие в близком окружении подростка референтного для него человека, способного оказать помощь в решении возникающих проблем.

Осознавая значимость такого общения, очень немногие взрослые и вполне успешные люди могут сделать конкретный шаг к чужому ребенку. Не хватает знаний, нет изначального импульса к действию. Учитывая все это, наш управляющий совет задался целью возродить практику шефства, которая в недавнем прошлом многократно доказывала свою эффективность.

Определенный опыт в установлении шефства над отдельными учениками в период летних каникул у нас был. В 2008 г. в роли шефов выступали, в основном, учителя школы, но было и несколько родителей.

Все дети из семей группы СОП в течение лета имели своего куратора (или шефа). В результате никто из учащихся не совершил правонарушений. 28 подростков были трудоустроены на период летних каникул. Довольны такой системой оказались и ребята, и их родители, и педагоги.

Что особенно важно: по итогам шефской работы в прошлом году мы получили от мам и пап наших учеников необычные идеи в отношении ряда вопросов, решение которых нам виделось совсем иначе. Вероятно, это произошло потому, что родители все лето проработали в равных с педагогами позициях по отношению к детям, воспринимали учителей как коллег.

И вот осенью на заседании управляющего совета было решено, что летом 2009 г. мы повторим такую практику, но расширим состав шефов за счет привлечения родителей, других членов семей школьников, жителей нашего села с активной жизненной позицией. Такой подход мы посчитали обязательным в силу ряда причин:

  • если у ребенка есть груз нерешенных школьных проблем, ему будет легче поделиться этим со взрослым, не имеющим прямого отношения к школе;

  • общение с новым человеком может помочь в личностном плане, способствовать раскрытию новых качеств. К сожалению, у учителей зачастую вырабатываются стереотипы в восприятии учеников;

  • число педагогов, шефствующих над детьми, ограничено, в то время как привлечение родителей позволит осуществить персональное шефство (по одному-два подопечных у наставника), а, значит, каждый взрослый сможет уделить ребенку больше внимания;

  • вместо словесных призывов поучаствовать в образовательном процессе мы предложим родителям реальное поле деятельности;

  • новый опыт получат и педагоги, так как участие родителей (пусть первоначально только в летней кампании) даст надежду на изменение позиции учителей по отношению к ним.

Теперь о содержании работы шефов в период летних каникул. Взрослый человек побеседует с подростком, посодействует в определении его в один из школьных (либо районных) летних лагерей. Если ученик желает поработать, куратор поможет определиться с трудоустройством. Мы убеждены в том, что летний отдых для таких ребят должен быть содержательным.

Шеф проверит режим дня ребенка, пригласит на совместную рыбалку, обратит внимание на людей, с которыми тот общается, и он же поднимет тревогу, если что-то его станет волновать. Мы уверены, что отношения в каждой группе сложатся свои и жестких правил здесь быть не может. Для нас самое важное – это то, что подросток будет чувствовать, что он кому-то интересен и нужен.

Поскольку нам предстояло привлечь к шефской работе тех, кто до этого педагогической деятельностью не занимался, мы определили для себя несколько обязательных задач.

1. Подбор будущих шефов нужно осуществлять в ходе личных встреч, индивидуальных собеседований с родителями наших учеников. Мы также всегда готовы прислушаться к рекомендациям уважаемых в селе людей, руководителей учреждений. Однако с самого начала мы выступали против каких-либо возрастных рамок и прочих ограничений. Главными критериями при выборе шефа-наставника должны быть его личностные качества, желание работать с детьми, готовность к взаимодействию с педагогами.

2. Решающий момент при утверждении кандидатуры шефа – принятие его ребенком и членами семьи. Из практики мы знаем, что родители чаще всего приветствуют помощь, если она осуществляется в интересах сына или дочери. Достижение согласия мам и пап на педагогическую помощь и взаимодействие – следующий этап.

3. Общественная работа родителей-активистов должна получить признание. Прежде всего, у членов семьи шефа, а также у его непосредственного начальника. Мы поставили перед собой цель – убедить руководителей предприятий и организаций в полезности и важности нашего проекта для всего социума, инициировать поощрение человека в той или иной форме. Таким образом, встречи с руководителями – очередной шаг в реализации задуманного.

(Нами уже начата такая работа. Но мы даже не рассчитывали, что некоторым родителям, работавшим прошлым летом шефами, выдадут материальное вознаграждение!)

4. Необходима постоянная поддержка наставника – идеями, советами, рекомендациями, организацией мероприятий для детей или совместных дел для детей и взрослых. Для обсуждения характера взаимодействия педагогов, задействованных в проекте, с шефами нужно разработать специальную воспитательную программу на летний период.

Наш небольшой опыт показывает, что педагоги заинтересованы в том, чтобы в школу пришли люди, настроенные на диалог, те, кто способен выступить в роли помощника, консультанта. Искать такие способы сотрудничества необходимо.

Что же касается нашего проекта с шефством в летний период, то осенью мы планируем подвести его итоги, обменяться мнениями, получить информацию о состоянии правонарушений, провести анкетирование родителей из семей СОП, детей и самих шефов, а также представить свой опыт образовательным учреждениям района.

Рейтинг@Mail.ru