Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №15/2009

Школа и власть

Бесплатное питание: мифы и реальность

На прошедшем в Государственной думе круглом столе по теме «О совершенствовании индустрии питания в учреждениях общего образования», подготовленном комитетами по образованию и охране здоровья, одним из центральных вопросов стало обсуждение концепции федеральной целевой «программы Могилевского», о сути которой мы рассказали на предыдущей странице.

Поддержать, нельзя отклонить!

Представленный проект комментирует председатель Комитета Госдумы по образованию Григорий Артемович БАЛЫХИН.

О плюсах:

– Принципы, заложенные в концепции программы Льва Михайловича, бесспорно, заслуживают внимания. Это, прежде всего, сбалансированность рациона питания, его разнообразие, рациональный режим, оптимальная технологическая и кулинарная обработка, хорошие вкусовые качества, пищевая ценность, учет индивидуальных особенностей учащихся и условий российских регионов. И, что немаловажно, соблюдение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая санитарные требования к состоянию пищеблоков, к поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Предлагается принципиально новая для нашей системы школьного питания, но уже опробованная в мире технология централизованного приготовления пищи при высокой температуре с последующим быстрым охлаждением, доставкой и хранением при низкой температуре, разогревом и раздачей в образовательных учреждениях.

Такой цельной системы в реализуемых проектах не наблюдается.

О финансах:

– В концепции выдвигается предложение, реализовать которое в полной мере в настоящее время не удастся. В первую очередь оно касается финансовых проблем. Учитывая сложное экономическое положение в стране, вряд ли за короткое время возможно осуществить стопроцентный охват всех школьников бесплатным питанием, даже если это произойдет за счет бюджетов всех уровней. Впрочем, в проекте предполагается привлечение средств из бизнеса. И это положительный момент.

Реализация программы, которую мы создадим совместными усилиями, должна осуществляться поэтапно. Например, для начала нужно кормить бесплатно школьников с первого по четвертый классы.

О новых рабочих местах:

– Решая проблему организации индустрии школьного питания, не надо забывать, что речь идет о развертывании масштабного производства. Для нас важно, чтобы основная его составляющая базировалась в России. Это новые рабочие места, а значит, и зарплата родителей тех детей, о здоровом питании которых идет речь.

О законодательстве:

– Представленный проект федеральной целевой программы инициирует серьезное обсуждение вопросов комплексного совершенствования индустрии питания для образовательных учреждений. Ряд базовых идей, предложенных в проекте, выходит за рамки действующего сегодня законодательства. Но они не могут быть обеспечены на уровне правительственных актов.

Таким образом, ставится задача проработки возможностей внесения соответствующих изменений в законодательство в части: расширения расходных обязательств бюджетов различного уровня по компенсации расходов семей на оплату питания детей в ОУ; установления дополнительных налоговых льгот для отдельных категорий предприятий, обеспечивающих школьное питание; разработки новых организационно-экономических подходов и механизмов в обеспечении полноценного кормления школьников.

А ТАКЖЕ…

Начальник отдела Департамента госполитики в сфере воспитания, допобразования и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Валентина Александровна БЕРЕЗИНА:

– Есть очень много дельных предложений. На уровне Министерства образования и науки концепция детально, серьезно проработана. Мы поддерживаем идею как таковую по одной простой причине – «лед тронулся» в субъектах РФ и в целом на федеральном уровне во многом благодаря тому, что появилась поддержка со стороны федерального бюджета.

Пока идет национальный проект, будем развиваться дальше. До 2012 г. имеется «подпитка» из федеральных денег. Если сегодня не начать продумывать механизм дальнейшей поддержки регионов, то в скором времени мы получим «откат» всех тех позитивных результатов, которые были достигнуты.

Руководитель отдела детского питания Научно-исследовательского института питания Российской академии медицинских наук Игорь Яковлевич КОНЬ:

– В отношении организации школьного питания все время идет спор, что более правильно: централизованный подход или местный, что лучше – пирожки за пять копеек с повидлом, о чем вспоминает Владимир Жириновский, или же аккуратно подготовленные, специально упакованные продукты.

Спор, наверное, может быть бесконечен, потому что и у централизованного питания есть свои преимущества, и у питания, которое организовано на местах. Поэтому критерием должна быть только практика.

И, с этой точки зрения, прежде чем глобально решать вопросы о принятии или непринятии концепции, выделении денег, было бы очень интересным и важным провести эксперимент на базе одного-двух регионов.

Заместитель губернатора Кемеровской области по вопросам образования и культуры Сергей Александрович МУРАВЬЕВ:

– Мы обсуждаем не концепцию программы, а просто идею. О программе говорить еще рано, по крайней мере, по документу, имеющемуся у нас на руках и размещенному в Интернете.

Что касается подходов, заложенных в этой идее, то, конечно, поставлена суперсложная задача – создать систему социального питания. И мне кажется, нужно обозначить реальные цели. Может быть, ограничиться только школьниками, чтобы сделать такое социальное питание привлекательным для бизнеса. Это основная задача той программы, над которой еще предстоит работать.

«Помню пирожки с повидлом»

Своими размышлениями по поводу представленной концепции делится заместитель председателя Госдумы Владимир Вольфович ЖИРИНОВСКИЙ:

– Я думаю, взамен термина «школьное питание» лучше использовать термин «социальное питание», ведь имеются в виду не только школьники, но и студенты, система исполнения наказаний, крупные мероприятия. Допустим, те же Олимпийские игры. Должно быть питание для всех, кто в нем нуждается.

А кто будет поставлять оборудование? Можем ли мы это обеспечить? Нужно ведь оснастить более 100 тысяч объектов, связанных с социальным питанием!

Сумма огромная – 300 миллиардов, если заложено на ближайшие 5–10 лет. Но как они станут расходоваться? Вдруг кто-то, допустим, остановит финансирование. Питание же мы не остановим!

Нам всем выгодно хорошее кормление в образовательных учреждениях: там учатся будущие матери и наша потенциальная рабочая сила. А пока все болезни органов пищеварения идут со школы.

Почему-то решили, что данным вопросом должно заниматься Минрегионразвития. Не совсем понятно... Может быть, продумать, чтобы был какой-то орган исполнительной власти, отвечающий за это, потому что «загнать» все в Министерство регионального развития, думаю, ошибочно?

Я вспоминаю пирожки с повидлом из своего школьного буфета, продававшиеся за пять копеек. До сих пор ощущаю их вкус... А сейчас речь идет о доведении пищи до определенной степени охлаждения. Не появятся ли в связи с этим варианты каких-то гамбургеров или еще чего-то подобного? Количество мы обеспечим, только захотят ли школьники этим питаться? А самое главное, каков исходный результат: будет ли это полезно детям?

С одной стороны, в идеале вариант – обеспечить питание централизованно в масштабах всей России. Однако, если работает собственная столовая при школе, колонии, вузе, здесь тоже есть плюсы. Повар видит лица тех, кого он кормит. Получается практически домашнее питание, где все из свежих продуктов приготовлено к перерыву, и молодой человек с удовольствием кушает. А другое дело – огромные холодильники, машины... Школьник разорвет фольгу, и вроде бы даже еда окажется горячей, но кем она приготовлена, какие компоненты содержит, имеет большое значение.

Сумма чрезмерная

В целом поддержав идеи Льва Могилевского, депутат Государственной думы Олег Николаевич СМОЛИН высказал некоторые опасения:

– Мы многократно предлагали поправки в бюджет, связанные со школьным питанием. Последняя из них – 25 миллиардов рублей. По оценке других специалистов, требуется 13 миллиардов. В концепции упоминается о сумме от 158-ми до 316-ти миллиардов рублей. Качественная разница...

Я – сторонник того, чтобы социальные программы «Образование» и «Детское питание» пользовались налоговыми льготами. Но все-таки те цифры, которые содержит концепция, мне представляются чрезмерными, не говоря уже о том, что очень мало шансов провести налоговые льготы в таком объеме через правительство и Госдуму.

Читаю: «Десятилетние государственные контракты с предприятиями-изготовителями». Но вряд ли это реалистично, уважаемые коллеги. Тем более при конкурсной системе, где конкурс проходит чуть ли не каждый год. На десять лет мы практически закроем возможности появления на рынке других товаропроизводителей в данной области. Разве это справедливо?..

Я поддерживаю идею дальнейшей проработки программы. Считаю, это очень важно, раз мы хотим позаботиться о здоровье детей и молодежи. Понятно, что проблему питания учащихся школ и студентов решать необходимо. Мы должны поблагодарить автора представленной концепции хотя бы за мужество (или, если хотите, «безумство храбрых») ее предложить. Это, безусловно, полезная и важная вещь.

В третьей Государственной думе был законопроект, который предусматривал горячее питание для всех учеников начальной школы и малообеспеченных ребят в средней и старшей школе, ссузах и ПТУ за счет федерального бюджета на паритетных началах. Цена вопроса разная. Я называю последнюю оценку – порядка 25-ти миллиардов рублей. Хочу внести одно конкретное предложение. Мне представляется, что сейчас мы вполне можем сделать первый шаг – взять этот законопроект и доработать, пересчитать затраты. И параллельно с проработкой концепции начать с того, чтобы накормить хотя бы самых младших детей и учащихся из категории «малообеспеченные».

Проект нуждается в доработке

Заведующая лабораторией эпидемиологии и питания Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук Жаннетта Юрьевна ГОРЕЛОВА указала на ряд существенных недостатков обсуждаемой концепции.

  • Программа недостаточно учитывает действующее законодательство и современные нормативно-методические документы.

  • Из проекта не ясно, как можно всех обучающихся обеспечить бесплатным питанием.

  • Современное состояние дел, представленное в концепции, не отражает реального положения в этой сфере и не опирается на официальные данные Минздравсоцразвития и Минобрнауки.

  • Основные принципы, цели и задачи решения проблемы содержат общеизвестные сведения, но в редакции, не соответствующей нынешнему состоянию нутрициологии и гигиены питания.

  • Неубедительно и неоправданно передать обеспечение детей питанием в образовательных учреждениях Министерству регионального развития РФ и создать при нем межведомственный научный совет по проблемам рационального питания подрастающего поколения, так как это, прежде всего, задача профилактической медицины.

  • Создание государственно-консолидированного фонда закупок продуктов для обеспечения детских садов, школ, учреждений социальной сферы излишне централизованно и не будет способствовать полноценному рациону с учетом региональных особенностей, что чрезвычайно важно для такой огромной страны, как Россия.

По мнению Гореловой, проект концепции нуждается в доработке и должен учитывать имеющийся опыт общественности, органов законодательной и исполнительной власти в области модернизации обеспечения обучающихся питанием.

«Питание доставляется на вертолетах»

Ставропольский край входит в группу субъектов, которые реализуют нацпроект «Школьное питание». С 1 сентября 2008 г. 11 школ были переоснащены новым оборудованием, а рост охвата питанием составил почти 15%. Край имеет свою собственную программу по некоторым направлениям.

Свое мнение о концепции Льва Могилевского высказала заместитель министра образования Ставропольского края Надежда Андреевна ПАЛЕЕВА:

– Питание должно быть качественным, полноценным, но не бесплатным для всех, поскольку у нас сегодня разные слои населения. Наблюдается неравенство в материальном обеспечении детей, учащихся и студентов.

Какова же ориентировочная стоимость, каков механизм расчета? В Интернете ознакомьтесь с тем, что обсуждают родители. Они говорят: мы готовы сегодня платить за школьное питание, но нашими деньгами не следует оплачивать труд поваров и транспортные расходы.

Можно дотировать расходы субъектов РФ на переоснащение, затраты родителей на питание собственных детей, но, конечно же, это должно относиться к многодетным, малообеспеченным семьям, тем, кто получает маленькую зарплату, у кого дети состоят на диспансерном учете... Мы не можем накормить сто процентов. Никакой бюджет, особенно сегодняшнего времени, это не потянет. Но саму идею разработки федерально-целевой программы поддерживаем.

Положительным в данной концепции является программное решение проблемы, реализация проекта солидными институтами.

В программе предусмотрена консолидация средств. Хотелось бы увидеть процентное соотношение этих усилий: мощность индустрии изготовления и обеспечения продуктами, содействие заключению прямых договоров, освобождение от налогов (конечно, в разумных пределах), обеспечение подготовленными кадрами. Одним словом, необходима разработка мощной нормативно-правовой базы.

Мы говорим о школьном питании, а на самом-то деле в концепции в нескольких местах речь идет об учреждениях соцзащиты, здравоохранения. Надо решить вопрос: будем ли мы обсуждать только школу? Это же один подход, а социальное питание в целом – совершенно другое.

Разумеется, важно уделить внимание разнообразию меню, которое включало бы в обязательном порядке и диетическое питание, и оптимизации рационов, и обеспечению школ молоком.

Каждый регион должен найти свое место в этой программе. Данная идея опирается на опыт Франции, Англии, но просторы России таковы, что в некоторых субъектах централизованное питание доставлять нужно на вертолетах. Поэтому мы предлагаем свой регион для отработки модели организации питания для типичных Ставропольскому краю субъектов РФ.

Кроме того, надеемся увидеть педагогический аспект, направленный на формирование как мотивации здорового питания, так и его культуры, эстетики.

Потребность должна быть не в продуктах, а в веществах

Научно-исследовательский институт детского питания некогда принимал участие в подготовке и реализации президентской программы «Дети России». Директор института Сергей Владимирович СИМОНЕНКО высказал свои соображения.

Институт детского питания готов участвовать:

– Концепция нужна, она должна быть объемной, разбита по этапам. В программе необходимо принимать участие и Минздравсоцразвития, и Министерству сельского хозяйства.

Мы готовы участвовать. Тем более что два года назад в рамках совместного заседания Академии медицинских наук и Россельхозакадемии наш институт создал рабочую группу, которая подготовила программу научно-технического сопровождения, концепцию развития индустрии детского питания.

О названии концепции:

– Непонятно, куда делись дети раннего возраста и имеющие различные патологии, то есть инвалиды.

Технические моменты:

– Расчет концепции проводился по старым нормам 91-го года. Потребность должна быть не в продуктах, а в веществах. Это терминологический фактор. Вызывают большое сомнение основные требования к питанию в дошкольных учреждениях и школах. Непонятен термин «достаточное количество».

Дифференцированность:

– По нашему мнению, применительно к детскому питанию должны фигурировать такие понятия, как безопасность, адекватность, порционность.

Термины:

– Прежде чем формировать цели, надо установить термины и определения, тем более что подготовлен национальный стандарт, включающий в себя детей от рождения до 14-ти лет.

Обеспечение:

– Нужно несколько подсистем обеспечения индустрии производства питания россиян дошкольного и школьного возраста: машины, аппараты; технологии рациона и рецептуры; кадры; информационно-методологическая база, учитывающая уже принятые и готовящиеся нормативные документы.

Нужно учесть региональные особенности

Депутат Государственной думы, член Комитета по охране здоровья Салия Шарифьяновна МУРЗАБАЕВА абсолютно согласна с коллегами в том, что концепция в целом, сама идея, заложенная в ней, правильные, но не учтены региональные особенности. Во многом это касается сельской местности, малокомплектных школ, где вопросы доставки и качества питания под большим вопросом.

Одной из форм организации кормления в сельских школах является подсобное хозяйство, поэтому, возможно, нужно рассмотреть и дотации на его ведение. Должны быть выделены средства из федерального бюджета через Министерство сельского хозяйства.

Комитет по охране здоровья поддерживает предложения, которые были высказаны по созданию межведомственной группы для доработки программы до уровня федеральной целевой. В ее рамках требуется разработать новые подходы к организации питания учащейся молодежи в виде региональных целевых программ. Без финансирования из федерального бюджета и софинансирования на уровне регионов и муниципальном уровне ни в одной школе ни один ребенок не будет накормлен.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта www.Jrati.Ru. Посетив посвященный кулинарии сайт www.Jrati.Ru, Вы найдете большое количество самых разных рецептов, которые расскажут, как запечь курицу в духовке, сделать цветы из слоеного теста, пожарить рыбу "хек" и приготовить другие блюда. Созданный для Вашего удобства интернет проект www.Jrati.Ru поможет найти как простые рецепты, так и и способы приготовления изысканных блюд для гурманов.

Рейтинг@Mail.ru