Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2009

Education

Идеалисты или карьеристы?

Программа Teach for America отправляет добровольцев на образовательную передовую

Одной из самых ярких образовательных инициатив последних десятилетий стала программа Teach for America, история которой началась в 1990 году. Ее  суть в нескольких словах такова: отбираются выпускники из лучших вузов США (причем их специальность может быть абсолютно не связана с  образованием) и после ускоренного курса подготовки направляются на  работу в самые неблагополучные государственные школы с условием, что  проведут там как минимум два года...

Публикация статьи произведена при поддержке компании "Infotell". В широкий спектр предложений компании "Infotell" входят услуги по работе с дебиторской задолженностью. Опытные профессионалы компании "Infotell" в самые быстрые сроки помогут вернуть задолженность. Узнать больше о предоставляемых услугах, заказа обратный звонок и оформить заявку на услуги On-Line можно на официальном сайте компании "Infotell", который располагается по адресу http://Infotell.Ru

В.Копп

Цель программы – уравнять образовательные возможности детей из разных слоев общества. Кажется невероятным, но эта инициатива необычайно популярна среди американской молодежи – до такой степени, что ее сравнивают со стипендией Родса*. Возможно, все дело в особой оптимистической культуре Соединенных Штатов, граждан которой с детства приучают к мысли о том, что личный вклад каждого очень важен.

Однако даже внутри США по поводу TFA наблюдается не только умиление, но и скепсис, подкрепленный статистикой. Ведь благие намерения – это одно, а реальность современной школы – совсем другое.

Венди Копп, основатель и исполнительный директор Teach for America, придумала программу, когда работала над дипломом в Принстонском университете в 1989 г. Невероятная личная харизма и целеустремленность отчасти объясняют огромную популярность ее детища в корпоративной Америке. Уже в первый год после выпуска Копп сумела собрать для своей организации около $2,5 млн, разослав сотни писем руководителям крупных компаний и главам различных фондов. Сегодня бюджет TFA составляет добрую сотню миллионов долларов.

«Чтобы оказать реальное воздействие, необходимо влиять на сознание страны, – убеждена Копп. – Нужно изменить приоритеты целого поколения».

За почти двадцать лет своей деятельности Teach for America стала золотым стандартом общественной организации и доказательством того, что преподавание в публичных школах может быть престижным и даже модным занятием. TFA не скрывает своих амбиций. На ярмарках вакансий, устраиваемых в ведущих вузах, ее рекрутеры гордо стоят рядом с представителями известнейших аудиторских фирм и инвестиционных банков.

В программу попадают лучшие из лучших – президенты студенческих сообществ, звезды университетских спортивных команд, самые блестящие выпускники своих курсов. «Наши требования такие же, как у консалтинговой фирмы McKinsey», – как-то признался президент TFA в интервью газете New York Times. Только в 2006 г. до 10-ти процентов старшекурсников таких университетов, как Йель и Гарвард, подали заявки на участие. Из 18-ти тысяч кандидатов в тот год до финала дошли 3750 человек – чуть более 20-ти процентов. Редко где еще можно встретить подобный ажиотаж – и подобную конкуренцию – вокруг права творить добро.

Но что получается в итоге? Директор средней школы KAPPA IV в Гарлеме Пенни Панагиосулис делится своим впечатлением об опыте работы с учителями из TFA: «Они чертовски молоды, у них есть энтузиазм и пафос. Единственная проблема – потом они уходят. Мне приходится заново готовить новую партию учителей и беспокоиться о том, что они тоже не вернутся».

И в этом разочаровании Пенни не одинока. В определенных кругах давно сложилось мнение, что педагоги из Teach for America по окончании контракта не задерживаются в школе, а многие из них рассматривают свой преподавательский опыт как способ украсить резюме перед тем, как замахнуться на более блестящую карьеру. Некоторые даже расшифровывают аббревиатуру TFA как «Teachers for Awhile» – «Учителя ненадолго».

Статистика весьма красноречива. Более трети участников уходят по истечении оговоренных двух лет, а еще 10 процентов – даже раньше срока. Но TFA утверждает, что свыше 60-ти процентов ее выпускников остаются в образовании, определение которого в данном контексте гораздо шире, чем общепринятое.

По мнению членов организации, им нужно приобретать союзников во всех сферах, чтобы добиться улучшения ситуации в образовании. И в этом смысле ей выгодно иметь своих «засланцев» в советах директоров крупных компаний или на Капитолийском холме. К примеру, одна из программ готовит слушателей к политической карьере.

«Чтобы бороться с образовательным неравенством, нам нужны сторонники во всех секторах, – считает Элисса Клапп, старший вице-президент TFA по рекрутингу. – Наивно думать, что мы можем решить эту проблему только через преподавание».

Учителя из TFA чертовски молоды, у них есть энтузиазм и пафос. Единственная проблема – потом они уходят

Один из питомцев TFA – Килиан Бетлах, окончивший в 2002 г. Бостонский колледж и подавший заявку на участие в программе. Уже во время летней подготовки он испытал шок: «Я не был счастлив. У меня ничего не выходило. Мне казалось, что совершена ошибка».

Той же осенью его направили в государственную школу в Сан-Хосе (Калифорния), и первый год работы складывался очень нелегко. «Я справлялся еле-еле», – вспоминал он. Несмотря на все сложности, Килиан продержался гораздо дольше остальных и пока что не планирует покидать образование.

«В первый год я каждый день говорил себе: Боже мой, неужели я учитель? Я не готов к этому! Но со временем у меня стало получаться. Так бывает со всеми». Хотя у этой истории счастливый конец, Бетлах отмечает, что учителей TFA не мотивируют оставаться в образовании после двух лет, а даже наоборот.

Специальный упор делается на то, что участие в программе может стать отличным началом карьеры в любой сфере. (К примеру, у TFA есть партнерские соглашения с рядом инвестбанков и консалтинговых фирм. Некоторые из них даже закрепляют предварительные вакансии за выпускниками при условии, что сначала они примут участие в программе.)

У скептиков вызывает большое сомнение сам принцип отбора людей в TFA. Ведь добиваться успехов в колледже (в том числе в спорте и общественной жизни) – совсем не то же самое, что успешно работать в классе, где рафинированным и амбициозным молодым людям приходится иметь дело с отнюдь не ручными ребятишками из бедных семей. Еще один факт: 70 процентов участников программы – белые, тогда как школы, куда их направляют, в основном наполнены детьми с иным цветом кожи и культурным багажом.

Вопрос о том, что требуется для подготовки хорошего учителя, стал началом статистической войны между TFA и ее критиками. Последние часто апеллируют к исследованию 2005 г., в котором изучалась взаимосвязь между успеваемостью учеников и сертификационным статусом их преподавателей.

Руководитель исследования, профессор Стэнфордского университета Линда Дарлинг-Хэммонд, вместе с коллегами изучила данные о более 132-х тыс. школьников и 4400 учителей из Хьюстонского учебного округа. В результате они пришли к выводу, что дети, обучающиеся у сертифицированных педагогов, обгоняют по чтению и математике тех, кто учится у несертифицированных.

В свою очередь TFA объявила выводы стэнфордцев несостоятельными, заявив, что выборка была слишком маленькой, чтобы делать столь всеобъемлющие выводы. Сама организация отсылает критиков к исследованию 2004 г., которое показывает, что ученики преподавателей из TFA демонстрируют одинаковые успехи по чтению с детьми, обучавшимися у учителей, прошедших традиционную подготовку, а по математике даже обгоняют их.

Еще одно исследование демонстрирует, что директора школ обожают преподавателей из TFA: 74% считают, что они более эффективны по сравнению с другими начинающими учителями. Впрочем, у Дарлинг-Хэммонд есть свое объяснение этому феномену. По ее мнению, у руководителей ОУ из бедных районов, куда обычно попадают выходцы из TFA, просто очень низкие стандарты.

Представители TFA не глухи к критике и часто напоминают, что их миссия далека от завершения. «Мы постоянно совершенствуемся», – утверждает Копп. Организация круглый год устраивает конференции, тренировочные сессии, фандрайзинговые мероприятия. Выпускники и участники программы получают в свое распоряжение массу информационных ресурсов.

TFA выпускает свой журнал, где рассказывает о наиболее ярких и успешных историях из жизни своих членов. Также есть сайт, на котором любой учитель, участвующий в программе, вправе завести свой блог, и многие уже воспользовались этой возможностью.

___________

* Международная стипендия для обучения в Оксфордском университете.

Рейтинг@Mail.ru